РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку для обучающихся 9-х классов «СЕКРЕТЫ ОРФОГРАФИИ»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР Директор школы ________ Л. Н. Потрусова

_____________________ Камаева И.Н.

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

по русскому языку

для обучающихся 9-х классов

«СЕКРЕТЫ ОРФОГРАФИИ»





Составитель:

Шарова Л.Б.,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории





2015-2016 учебный год.



Аннотация.





Программа элективного курса предпрофильной подготовки «Секреты орфографии» предназначена для учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений.

Курс ориентирован на всех учащихся, желающих повысить уровень орфографической грамотности, независимо от того, какой профиль образования будет ими выбран в 10-11 классах.

Элективный курс «Секреты орфографии» поможет ликвидировать имеющиеся пробелы в орфографической подготовке учащихся, сформировать и закрепить навыки правописания тех орфограмм, которые по той или иной причине оказались усвоенными недостаточно.

На занятиях проводится систематизация орфографических знаний учащихся. Многие правила даются в виде удобных, легко запоминающихся таблиц и схем.

Предлагаемый курс поможет в подготовке к письменному экзамену по русскому языку в форме изложения с творческим заданием или в формате ГИА.


















Пояснительная записка



Элективный курс «Секреты орфографии», предназначенный для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса, расширяет, углубляет и обобщает содержание базового курса русского языка в 5-9 классах. Основной целью элективного курса является повышение правописной грамотности учащихся, развитие культуры письма.

Выбор орфографии в качестве предмета изучения не случаен. Практика работы в 8-9 классах показывает, что учащиеся, знакомясь с новыми синтаксическими и пунктуационными темами, недостаточное внимание уделяют орфографическим нормам, многие орфограммы, изученные в 5-7 классах, забываются. Уроки повторения орфографии не всегда могут восполнить этот пробел. Учащимся 9 класса особенно необходимы навыки орфографической грамотности, в связи с окончанием курса основной школы и сдачей письменного экзамена по русскому языку.

Элективный курс позволяет, с одной стороны, осуществить целостный, системный подход к повторению и обобщению орфографических тем, большая часть которых объединяется в своеобразные блоки (многие правила в таких блоках целесообразно представить в виде удобных, легко запоминающихся таблиц и схем), с другой - внести в этот процесс элементы занимательности, углубить и расширить интерес учащихся к изучению русского языка. С этой целью предлагается использовать этимологический словарь, привлечь материал из научно-популярных книг и пособий Л.В. Успенского, М.В. Па-нова, Б.Н. Тимофеева, Л.А. Ахременковой, С.Ю. Михайловой, М.В. Федоровой (см. раздел «Литература»).



Предметным результатом могут быть:


  1. орфографический диктант;

  2. тест по орфографии;

  3. работа юного корректора (исправление орфографических ошибок);

  4. реферат «Почему так пишутся?» с привлечением материалов научно-популярной лингвистической литературы и этимологического словаря.




. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



Тема 1. Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять.

Морфемика и морфология как ключи к орфографической грамотности. Разбор по составу. Части речи.

Тема 2. Орфограммы в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова: проверяемых непроверяемых, чередующихся. Правописание согласных в корне слова: звонких и глухих, непроизносимых, двойных.


Тема 3. Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня.

Приставки, не изменяющиеся на письме. Буквы З и С на конце приставок. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Употребление разделительных Ъ и Ь. Буквы Ы и И после приставок.


Тема 4. Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи.

Употребление буквы Ь после шипящих в существительных, глаголах, наречиях и частицах. Неупотребление буквы Ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.


Тема 5. Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова.

Правописание букв И, А, У после шипящих. Буквы Ы и И после Ц. Буквы О - Ё

после шипящих в корне слова. Буквы О - Ё - Е после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи. Буквы О и Е.


Тема 6. Н и НН в разных частях речи.

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, полных причастий отглагольных прилагательных. Одна буква Н в кратких причастиях. Одна и две буквы Н в кратких прилагательных, существительных и наречиях на -О(-Е).


Тема 7. Правописание НЕ с разными частями речи.

Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, деепричастиями, причастиями, существительными, прилагательными и наречиями на -О(-Е). Слитное написание приставки НЕДО- со словами.


Тема 8. Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи.

Правописание ПОЛ- со словами. Слитное и дефисное написание сложных существительных и сложных прилагательных. Слитное, дефисное и раздельное написание наречий и наречных выражений. Слитные и раздельные написания предлогов и союзов. Раздельное и дефисное написание частиц со словами.


Тема 9. Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи.

Правописание букв И и Е в падежных окончаниях существительных. Правописание гласных в личных окончаниях глагола и в суффиксах причастий. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов.


В конце занятий проводится практикум-зачет в форме орфографического диктанта, теста или в виде задания юному корректору по исправлению орфографических ошибок.


Учебно-тематический план

программы элективного курса предпрофильной подготовки для обучающихся 9-ых классов «Секреты орфографии».







Содержание разделов и тем

Количество

часов

Виды деятельности

учащихся


По плану

Фактически




1.



10 неделя

09.11.15-14.11.15


Принципы русской орфографии и разделы русской орфографии:

- правописание морфем;

-слитные, дефисные и раздельные написания;

- употребление прописных и строчных букв

-перенос слова.

Принцип единообразного написания морфем.

Части слова и части речи. Зачем их знать и как определять.

Орфограммы в корне слова.


1



Роль орфографии в письменном общении людей, ее возможности для более точной передачи смысла речи. Наблюдения над основными принципами русской

орфографии.

Морфемный разбор; классификационно-обобщающая работа.

Орфографический разбор; диктант «Проверяю себя».


2-3.

11 неделя

16.11.15-21.11.15-

12 неделя

23.11.15-27.11.15



Фонетический и морфологический принцип написания приставок. Правописание приставок и букв на стыке приставки и корня.


2

Наблюдения над особенностями фонетического принципа написания приставок (приставки на -з,-с) Анализ правописания данных слов; орфографический разбор. Составление таблиц, схем.


4.

13 неделя

30.11.15-05.12.15


Ь после шипящих на конце слова в разных частях речи.


1

Составление обобщающей таблицы,под-

бор примеров на данное правило.


5.

14 неделя

07.12.15-12.12.15


Гласные после шипящих и Ц в разных частях речи и слова.


1

Наблюдения над условиями правописания Ы-И после ц. Выборочный диктант; орфографический разбор.

6-7.

15 неделя

14.12.15-19.12.15-

16 неделя

21.12.15-26.12.15


Н и НН в разных частях речи.


2

Наблюдения при правописании н-нн в разных частях речи., обобщения. Условия выбора правописания данной орфограммы.

8-9.

17 неделя

28.12.15-16.01.16-

18 неделя

18.01.16-23.01.16


Правописание НЕ с разными частями речи.


2



Грамматико-семантический анализ, составление алгоритма. Подбор примеров на данное правило,синонимов,антонимов.

Диктант «Проверяю себя»; анализ правописания данных слов.


10.

19 неделя

25.01.16-30.01.16


Слитное, дефисное, раздельное написание разных частей речи.


1

Сообщения обуч-ся по данной теме.; классификационно-

обобщающая работа.


11.

20 неделя

01.02.16-06.02.16


Орфограммы в суффиксах и окончаниях разных частей речи.


1

Орфографический анализ

текста.

12.

21 неделя

08.02.16-13.02.16


Зачетная работа.


1

Орфографический дик- тант, тест или исправле-ние орфографических ошибок в данном тексте.





Итого:

12




ЛИТЕРАТУРА


  1. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 6,7 класс. - М., 2003.


  1. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Тестовые задания по русскому языку. 5 - 7 классы. -

СПб, 2000.

  1. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. - М., 1987.


4. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. - Л., 1990.


5. Львова С.И. Русское правописание: орфография и пунктуация (программа

спецкурса для 10-11 классов) // Программно-методические материалы: Русский

язык.10-11 классы / Сост. Л.М. Рыбченкова. - М., 2002.

6. Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии: Пособие для учащихся 7-9 классов. - М.,

2004.


  1. Морозова Л.В. Практическая грамматика русского языка: Тренировочные тесты. - СПб, 2004.


8. Панов М.Ф. Занимательная орфография: Книга для внеклассного чтения учащихся

7-8 классов. - М., 1984.


9. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. - М., 1996.


  1. Розенталь Д.Э. Русский язык: Сборник упражнений для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М., 2001.


11. Сухотинская А.В. Репетитор. Русская орфография и пунктуация. - М., 1992.


  1. Тимофеев Б.Н. Правильно ли мы говорим. - Л., 1963.


13. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: В 2 ч. / Ч.1. - М., 2003.


  1. Успенский Л.В. Слово о словах. (Очерки о языке). - Л., 1971.


15. Федорова М.В. Грамматика русского языка: Правила и таблицы по орфографии

и пунктуации. - СПб, 2003.


16. Хазанова А.С. Работа по орфографии и пунктуации при изучении синтаксиса: Из

опыта работы. - М., 1982.


17. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие

для учителя. - М., 1971.

© 2010-2022