Рабочая программа по литературе 10 класс 2015-2016 учебный год

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ПРИНЯТО»

Руководитель МО

___ /______________ /

ФИО

Протокол № 1 от

« 25» августа 2015г.


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель руководителя поУВР _____ /___________/

ФИО

« 27» августа 2015г.


«УТВЕРЖДЕНО»

Руководитель МБОУ «СШ № 49имени героев-даманцев»

____/В.И.Абросимова/

Приказ № от

« 02 » сентября 2015г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ


_________Литература _______________________________________________


___________10.1 _____________________________________________


___________Тыдэн Натальи Ивановны _____________________________________________


_______1 квалификационная категория______________________________________________

Предмет, классы, Ф.И.О.учителя




«ПРИНЯТО»

на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от «31 » августа 2015г.



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 имени Героев-даманцев

«Принято на заседании МО» «Согласовано» «Утверждено»

Протокол № от «____» ___ 2015г «___» ­­­­­_____ 2015 г. «___» __________ 2015 г.

Руководитель МО Зам директора по УВР Директор школы

_______ Тыдэн Н.И. __________ Перегиняк Л.И. ____________ Абросимова В.И.

«Принято» на педсовете

Протокол № от «___» ___ 2015г Приказ № от «__» ____ 2015г

Рабочая программа

По предмету: Литература

Класс: 10.1

Учитель: Мехедова Анна Павловна, учитель 1 квалификационной категории

Г.Хабаровск

2015 год


Пояснительная записка

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В основе Рабочей программы лежат следующие документы:

  • Ст. 32 Закона «Об образовании»;

  • Государственный образовательный стандарт (федеральный и региональный компонент);

  • Базисный учебный план;

  • Программа по литературе для 5 - 11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А.Чалмаев. - 5-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009;

  • Приказ Управления образования и науки Тамбовской области №1593 от 05.06.2009 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования»;

Настоящая рабочая программа разработана на основе «Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы» (авторы-составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А.Чалмаев, 2009) и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе. Учебно-методический комплект, предлагаемый Г.С. Меркиным - «Программа по литературе для 10-11 классов общеобразовательной школы», учебник-хрестоматия для 10 класса в 2-х частях.

При распределении часов по темам курса в основном учитывались рекомендации авторов-составителей программы. Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 урока в неделю), из которых 11 часов отведено на развитие устной и письменной речи обучающихся, 4 часа на уроки внеклассного чтения. На данных уроках планируется знакомство с творчеством зарубежных писателей и поэтов 19 века, а также с произведениями современных авторов, в которых затрагиваются важные морально-нравственные темы.

В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Для реализации задач литературного образования в 10 классе осуществлён вариант «линейного» рассмотрения историко-литературного материала.

Изучение художественной литературы предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия.

В целях обеспечения последовательного, систематического изложения материала курс построен на историко-литературной основе, что предполагает следование хронологии литературного процесса. Выбор писательских имён и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям образовательного минимума содержания основных образовательных программ по предмету.

Межпредметные связи позволяют вычленять взаимосвязи литературы с русским языком, историей, обществознанием, МХК, без чего невозможно системное освоение основ наук.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и в первую очередь с русским языком. Единство эти дисциплин обеспечивает прежде всего общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи в его функционировании в разных сферах, в том числе и эстетической. Содержание обеих дисциплин базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведении, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе деятельности людей. Предмет «Литература» также взаимодействует с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой), формируя у учащихся представления о закономерностях эстетического и художественного освоения мира человеком, о критериях эстетической оценки произведения. Уроки литературы могут включать в себя диалог искусств: кино, музыка, живопись, театр и литература. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память обучающихся, воспитывает у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру. В разделе стандарта «Основные историко-литературные сведения» даются некоторые установки на реализацию данных связей: «Литература и другие виды искусства. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия. Истоки и начало древнерусской литературы, ее религиозно-духовные корни. Проблема личности и общества. Эпоха революционных потрясений и ее отражение в русской литературе. Исторические судьбы России. Годы военных испытаний и их отражение в русской литературе Нравственный выбор человека в сложных жизненных обстоятельствах (революции, репрессии, коллективизация, Великая Отечественная война)».

В результате освоения содержания курса литературы обучающийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации обучающихся.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

- Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

- Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

- Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

- Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

- Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

- Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.

- Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).

- Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.

- Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения обучающегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, то есть без реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов.

В процессе изучения курса литературы должны формироваться умения находить необходимую информацию по заданной теме в источниках различного типа, извлекать ее, оценивая ее критически и отделяя основную информацию от второстепенной, передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). На уроке литературы и при подготовке к нему обучающийся может использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

В 10 классе происходит обогащение, «наращивание» усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно с этим введение новейшей терминологии. В программе основной корпус теоретико - литературных сведений представлен рубрикой «Основные понятия»

Основной формой организации образовательного процесса остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная или заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам; диспут, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс и др. В процессе изучения курса литературы обучающиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.

При изучении художественных произведений по данной Рабочей программе предполагается использовать текущий и итоговый виды контроля в устной и письменной форме как фронтально, так и индивидуально.

Уровень подготовки обучающихся на конец учебного года должен соответствовать ФГОС и основным требованиям к умениям и навыкам обучающихся 10 класса, указанным в разделе Рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся».


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

102 ч

Введение (1 час).

Прекрасное начало (К истории русской литературы 19 века).

Из литературы первой половины XIX века

А.С. ПУШКИН (4 часа)

Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Воль­ность», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустын­ный...», «Подражание Корану» (IX. «И путник усталый на Бо­га роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбо­ру, поэма «Медный всадник».

Основные темы и мотивы пушкинской лирики. Пушкин о назначении поэта и поэзии. Конфликт между интересами личности и государства в поэме «Медный всадник».

Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.

Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».

Знать опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Анализ стихотворения А.С.Пушкина.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ (3 часа)

Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полднев­ный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу... » и др. по выбору. Поэма «Демон».

Мотивы одиночества, неразде­ленной любви, невостребованности высокого поэтического да­ра в лермонтовской поэзии.

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонто­ва «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмо­циональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского роман­тизма в лермонтовской поэзии.

Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермон­това; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.)

Знать опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Н.В. ГОГОЛЬ (3 часа+1)

Повести: «Невский проспект», «Нос».

«Ах, Невский…Всемогущий Невский» «Петербургские повести»). Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести «Невский проспект»). Чин или Человек (по повести «Нос»).

Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Межпредметные связи: иллюстрации художников к повес­тям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.)

Знать опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Тестовая работа по творчеству писателей первой половины 19 века (тему выбирает обучающийся)

Вн. чтение Оноре Бальзак «Шагреневая кожа» Философское содержание повести.

Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века (1 час).

Социально-политическая ситуация в России второй полови­ны XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналисти­ке 1850-1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тур­генева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Не­красовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ (6+2Рр)

Пьесы: «Свои люди - сочтемся!», «Гроза», «Бесприданница».

«Колумб Замоскворечья» (слово об А.Н.Островском). Нравственные проблемы в комедии А.Н. Островского «Свои люди - сочтёмся!». Идейно-художественное своеобразие драмы Н.А. Островского «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в драме «Гроза». Сила и слабость характера Катерины.

Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Внутрипредметные связи: традиции отечественной драма­тургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.

Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».

Знать опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Рр К/Сочинение по творчеству А.Н.Островского.

И.А. ГОНЧАРОВ (6 часов)

Роман «Обломов».

Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов». Образ Обломова

Понятие «обломовщина». Обломов и Штольц (сравнительная характеристика). Женские образы в романе. Художественное мастерство романа. Роман «Об­ломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обло­мов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж. Н. Михалков).

Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная исто­рия».

Знать опорные понятия: образная типизация, символика детали.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Проверочная работа по творчеству И.А.Гончарова.

И.С. ТУРГЕНЕВ (6+2Рр)

Цикл «Записки охотника» (2-3 рассказа по выбору), ро­ман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памя­ти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.

Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского челове­ка как центральная тема цикла.

Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и её отражение в романе Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми. Базаров и Одинцова. Базаров и его родители. Нигилизм и его последствия. Базаров перед лицом смерти. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

Гимн вечной жизни «Стихи в прозе» И.С.Тургенева Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского на­ционального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современ­ника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в ро­мане; песенная тематика рассказа «Певцы».

Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворян­ское гнездо».

Знать опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего ми­ра героев.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Рр К/Сочинение-рассуждение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ (2 час)

Роман «Что делать? » (обзор).

Злободневное и вечное в романе «Что делать».

Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели де­мократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».

Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».

Знать опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Н.А. НЕКРАСОВ (8часов)

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в ше­стом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Н.А.Некрасов-поэт «мести и печали». Основные темы и идеи лирики Некрасова. Жанр, композиция, фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Душа народа русского… Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказов о грешниках. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.

Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пуш­кина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.

Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.

Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».

Знать опорные понятия: народность художественного творче­ства; демократизация поэтического языка.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Д/Сочинение-рассуждение по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Ф.И. ТЮТЧЕВ (3 часа)

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа... », «Silentium!, «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встре­тил вас...», «Природа - сфинкс, и тем она верней...», «Певу­честь есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.

Основные темы и идеи лирики. Лирика природы. Философская лирика. Любовная лирика.

Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской ли­рике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.

Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).

Знать опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

А.А. ФЕТ ( 3+1Рр+1В/ч)

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще май­ская ночь...», «Заря прощается с землею...», «Я пришел к те­бе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежа­ли...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.

«Стихи пленительные Фета» (А.Жемчужников). Русская природа в лирике. Философские мотивы поэзии. Тема любви и образ возлюбленной в лирике.

Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демо­кратического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).

Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.

Знать опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-пере­живание.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Рр Сопоставительный анализ лирики Тютчева и Фета

Вн. чтение Французская и английская поэзия 2-ой половины 19 века

Н.С. ЛЕСКОВ (4 часов)

Повесть «Очарованный странник».

Художественный мир произведений Н.С.Лескова. Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С.Лескова «Очарованный странник». Автор и рассказчик в повести». Загадка женской души в повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Фляги­на; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.

Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный худож­ник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценского уезда».

Знать опорные понятия: литературный сказ; жанр путеше­ствия.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Проверочная работа по творчеству Н.С.Лескова

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (6 часов)

Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премуд­рый пискарь».

«Я писатель, в этом мое призвание». Художественный мир М.Е.Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Народ и самодержавие в сказках. Народ и господствующие классы в сказках. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрый пискарь». Историческая основа сюжета и проблематики «Истории одного города».

Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.

Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др.).

Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одно­го города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».

Знать опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гро­теск; авторская ирония.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Д/Сочинение по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина.

А.К. ТОЛСТОЙ (3 часов)

Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет,..», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Рос­сийского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.

Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого. Тема России в лирике. Красота природы и природа красоты в лирике А.К.Толстого. Образ поэта и тема вдохновения в лирике А.К.Толстого. Сатирические темы и мотивы в поэзии А.К.Толстого.

Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.

Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».

Знать опорные понятия: лирика позднего романтизма; историче­ская песня.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Проверочная работа по творчеству А.К.Толстого

Л.Н. Толстой (18 часов)

Роман «Война и мир».

По страницам великой жизни. Л.Н.Толстой - человек, мыслитель, писатель. Правда» войны в « Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого. «Я старался писать историю народа». (Жанрово-тематическое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир»). «Вечер Анны Павловны был пущен…»(«Высший свет» в романе «Война и мир). Именины у Ростовых. Лысые Горы.. Изображение войны 1805-1807гг. в романе. .Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Поиск плодотворной общественной деятельности П.Безухова и А.Болконского. Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев. Война - «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Образы Кутузова и Наполеона). «Дубина народной войны поднялась…»(Картины партизанской войны в романе). «Мысль народная» в романе.. Решение главной мысли: предназначении человека(т.2 и эпилог). В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Мысль семейная» в романе.

Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмы­сление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бона­партизма» в произведениях русских классиков.

Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крам­ской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к ро­ману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).

Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рас­сказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».

Знать опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; исто­рико-философская концепция.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Рр К/Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.

В/чт. Г. Бакланов «Нездешний»

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ (7 часов)

Роман «Преступление и наказание».

Художественный мир Ф.М.Достоевского. История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Образ Петербурга и средства воссоздания его в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Теория Раскольникова о праве сильной личности и идейные «двойники» героя. Семья Мармеладовых. «Правда» Сони Мармеладовой. Возрождение души Раскольникова.

Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толсто­го и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема ин­дивидуализма и др.).

Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и ки­но (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Ку­лиджанова, А. Сокурова и др.).

Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».

Знать опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; по­лифония (многоголосие); герои-«двойники».

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Д/Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Вн/ч В. Распутин «Живи и помни»

А.П. ЧЕХОВ (5+2 Рр)

Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».

Тайна личности А.П.Чехова. Тема гибели человеческой души в рассказах «Ионыч», «Палата №6». Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах. Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Новаторство Чехова-драматурга. История создания, особенности сюжетов и конфликта пьесы «Вишнёвый сад». Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лириче­ское и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недо­теп» и символический образ сада в комедии. Роль второстепен­ных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и не­однозначность авторской позиции в произведении.

Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.

Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).

Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три се­стры».

Знать опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая ко­медия; символическая деталь.

Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Применять полученные знания и умения в устной и письменной речи; находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.

Рр Тестирование по творчеству А.П. Чехова

ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОГО КУРСА. (1ЧАС)


Учебно-тематический план

п/п

Раздел. Тема

Кол-во

часов

Контрольные мероприятия

Введение. К истории русской литературы 19 века.

1


Из литературы первой половины 19 века.

А.С.Пушкин. Лирика. Поэма «Медный всадник»

4

Анализ стихотворения А.С.Пушкина.

    М.Ю.Лермонтов. Лирика. Поэма «Демон»

    3


    Н.В.Гоголь. Повести «Невский проспект», «Нос».

    3


    Тест

    2

    Работа по творчеству писателей 1 половины 19 века


    Из литературы второй половины 19 века .

      Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века.

      1


        Творчество А.Н.Островского.

        6


          Рр

          2

          К/ Сочинение по творчеству А.Н.Островского.

            Творчество И.А.Гончарова.

            5


              Кр

              1

              Проверочная работа по роману И.А.Гончарова.

                Творчество И.С.Тургенева.

                6


                  Рр

                  2

                  К/ Сочинение по роману И.С.Тургенева.

                    Роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?»

                    3


                      Творчество Н.А.Некрасова.

                      9+1

                      Д/ Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова.

                      Лирика Ф.И.Тютчева.

                      4


                        Лирика А.А.Фета.

                        3


                          Рр

                          2

                          Сопост. анализ стих-й



                            Творчество Н.С.Лескова.

                            3


                              Тест

                              1

                              Проверочная работа по творчеству Н.С.Лескова.

                              Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина.

                              6

                              Д/Сочинение по творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина

                                Лирика А.К.Толстого.

                                2


                                  Кр

                                  1

                                  Проверочная работа по творчеству А.К.Толстого

                                    Творчество Л.Н.Толстого.

                                    13


                                      Рр

                                      2

                                      К/Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.



                                        Творчество Ф.М.Достоевского

                                        6

                                        1

                                        Д/Сочинение по роману Ф.М.Достоевского.

                                          Творчество А.П.Чехова.

                                          5


                                            Обобщение по курсу.

                                            3


                                              Итого:

                                              102


                                              Формы и средства контроля

                                              Количество часов контроля


                                              Уровень и количество

                                              часов программы

                                              Класс

                                              10

                                              Базовый (А)/ количество часов

                                              3

                                              классное сочинение

                                              4

                                              домашнее сочинение

                                              3

                                              творческая работа

                                              4

                                              тест

                                              2


                                              ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
                                              ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 10 класса

                                              В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

                                              знать/понимать

                                              - образную природу словесного искусства;

                                              - содержание изученных литературных произведений;

                                              - основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

                                              - основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

                                              - основные теоретико-литературные понятия;

                                              уметь

                                              - воспроизводить содержание литературного произведения;

                                              - анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

                                              - соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

                                              - определять род и жанр произведения;

                                              - сопоставлять литературные произведения;

                                              - выявлять авторскую позицию;

                                              - выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

                                              - аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

                                              писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы

                                              использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

                                              - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

                                              - участия в диалоге или дискуссии;

                                              - самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

                                              - определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

                                              Перечень учебно-методического обеспечения.

                                              Литература

                                              Для учащихся:

                                              1. Зинин С.А. Сахаров В.И. Литература 10 класс. Учебник в 2 частях. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2009

                                              2. Маранцман В.Г. и др. Литература: Учебник для 10 класса: Базовый и профильный уровни: В 2 частях. - М.: Просвещение, 2008

                                              3. Новейшая хрестоматия по литературе. 10 класс. - М: ООО, Издательство «Эксмо», 2009

                                              4. Как избежать «мильон терзаний» (литературные олимпиады по творчеству писателей и поэтов 2 половины 19 века). 10 класс. Составитель Мартемьянова И.К.. - Волгоград: ООО «Экстремум», 2005

                                              5. Миронова Н. А. ЕГЭ 2010. Литература. Пособие для подготовки к ЕГЭ: учебно-методическое пособие. М.: Издательство «Экзамен», 2010

                                              6. Фогельсон И. А. Литература учит: 10 кл.: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1990

                                              7. Миронова Н. А. Литература в таблицах. 5-11 классы. Справочные материалы. - М.: АСТ: Астрель, 2010

                                              Для учителя:

                                              1. Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. Литература. 10 класс: Тематическое планирование к учебнику В.И.Сахарова и С.А.Зинина с учётом национально - регионального компонента. М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008

                                              2. Егоров Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе 19 века. 10 класс. В 2 частях. - М.: «ВАКО», 2009

                                              3. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9 - 11 кл. - М.: Дрофа, 2002

                                              4. Я иду на урок литературы: 10 класс: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2000

                                              5. Турьянская Б. И., Гороховская Л. Н. Литература в 10 классе. Урок за уроком. - 3-изд. - М.: ООО» ТИД»Русское слово - РС», 2007

                                              6. Конспекты уроков для учителя литературы. 10 класс. Русская литература XIX. Вторая половина: В 2 частях/ Под ред. Л. Г. Максидоновой. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999




                                              «СОГЛАСОВАНО» «ПРИНЯТО»

                                              зам.дир.по УВР на заседании МО

                                              ______________ Протокол №_____от_________

                                              Руководитель МО ___________





                                              Календарно-тематическое планирование


                                              ______________по литературе ________________________________________

                                              (предмет)

                                              Класс____10.2_________________________________________________

                                              Количество часов:

                                              Всего _____102_____ часов; в неделю ___3_____ часов

                                              Учебник ____ Зинин С.А. Сахаров В.И. Литература 10 класс. Учебник в 2 частях. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2009_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                              (название, автор)

                                              Календарно-тематическое планирование составил(а)____Мехедова Анна Павловна_______________ ______________________________________________________________________________________________________________________________

                                              (подпись) (расшифровка подписи)


                                              Календарно-тематическое планирование



                                              № п/п


                                              Тема урока


                                              Тип урока

                                              Основные

                                              понятия

                                              Оборудование к уроку

                                              Домашнее

                                              задание


                                              Дата

                                              1

                                              Введение. «Прекрасное начало…» (К истории русской литературы XIX века).

                                              вводный урок

                                              историко-литературный процесс

                                              Презентация

                                              Лекция ч.1. с.3-14. Прочитать предисловие и статью «прекрасное начало».

                                              Из литературы 1-й половины XIX века

                                              2

                                              А.С. Пушкин. Основные этапы творческой эволюции. Социально-историческая тема в лирике поэта. Ода «Вольность».

                                              комбинированный

                                              тематические жанры лирики

                                              Портрет писателя

                                              сообщения, стих-я,

                                              ч.1. с.15-27, Выучить стих. на выбор, «Вольность», «К морю»

                                              3

                                              Годы странствий: самовоспитание художника. Обзор лирики «южного» и «михайловского» периодов. Анализ стихотворения «К морю».

                                              комбинированный

                                              Презентация

                                              с. 36-40 учебника.

                                              Выразительное чтение и анализ стих. «Поэт».

                                              4

                                              «Я думал стихами…» Тема призвания поэта в лирике Пушкина («Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа»).

                                              комбинированный

                                              Презентация

                                              Чит. Поэму «Медный всадник». с.40-5- учебника

                                              5

                                              Проблема личности и государства в поэме «Медный всадник».

                                              комбинированный

                                              Лиро-эпика

                                              Презентация

                                              текст,ч.1. с.40-51 Ответить на вопросы. И/з: Подготовить сообщения о творчестве М.Ю.Лермонтова.

                                              6


                                              М.Ю. Лермонтов. Особенности поэтического мира. Образ поэта в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина (сравнительный анализ стихотворений «Пророк» и «Поэт»)

                                              «литер. портрет»

                                              тематические жанры лирики

                                              Портрет писателя

                                              С.65 - 72 учебника

                                              Выучить наизусть стихотворения и их анализ.

                                              7

                                              «Когда мне ангел изменил…» (Мотивы интимной лирики Лермонтова). «Я не унижусь пред тобою…», «Молитва».

                                              комбинированный

                                              Записи стихов

                                              Прочитать с.72 - 78 учебника.Прочитать поэму «Демон»

                                              8

                                              Нравственно-философская проблематика поэмы «Демон».

                                              комбинированный

                                              романтическая поэма

                                              Презентация

                                              текст, вопросам на с. 78

                                              ч.1. с.72-79

                                              8

                                              Художественный мир Н.В. Гоголя.

                                              комбинированный


                                              Портрет писателя

                                              дифф. задание,

                                              ч.1. с.81-84, чит. расск.

                                              10

                                              Художник и «страшный мир» в повести «Невский проспект».

                                              комбинированный

                                              романтическая ирония

                                              Отрывки из к/ф

                                              текст,

                                              ч.1. с.84-89

                                              11

                                              Проблематика и художественное своеобразие повести «Нос».

                                              комбинированный

                                              гротеск, фантасмагория

                                              Иллюстрации к повести, литературоведческий словарь

                                              текст, ч.1. с.89-98. Повторить материал о творчестве Гоголя, Лермонтова, Пушкина.

                                              С.125-137 учебника

                                              12

                                              Повторение и обобщение по теме «Из литературы 1-й половины XIX века»

                                              комбинированный


                                              Раздаточный материал

                                              Подготовиться к работе

                                              13


                                              Зачётная работа по теме «Из литературы 1-й половины XIX века»

                                              ЗУН


                                              тестирование

                                              Сообщение «Соц.-политич. ситуация в России 2 пол.19 в.», «Крестьянский вопрос», «Литература и журналистика 50-80-х гг. 19 в.»

                                              Из литературы 2-й половины XIX века

                                              14

                                              Литература и журналистика 50-80х г.г. XIX века.

                                              усвоение

                                              новых знаний

                                              литер. процесс, литер. критика

                                              Презентация

                                              Конспект статьи учебника «На переломе веков»

                                              Сообщения «Театр Островского», «Пьеса «Свои люди - сочтёмся»

                                              15

                                              А.Н. Островский. Жизненный и творческий путь драматурга.

                                              Урок-лекция

                                              драматургия

                                              Портрет писателя

                                              С. 141-145 учебника.

                                              Чит. пьесу «Гроза».

                                              16

                                              Драма «Гроза». Мир города Калинова. Анализ экспозиции и образной системы.

                                              комбинированный

                                              семейно-бытовая коллизия, речевая характеристика, речевой жест

                                              Презентация

                                              д-е 3, ср. хар-ка;

                                              ч.1. с.158-171

                                              17

                                              Катерина и Кабаниха: два полюса нравственного противостояния.

                                              комбинированный

                                              Презентация

                                              д-е 4;

                                              ч.1. с.171-174 вопросы

                                              18

                                              Трагедия совести и ее разрешение в пьесе.

                                              комбинированный

                                              Презентация

                                              с.162-171

                                              Подобрать цитаты к образу Катерины.

                                              19

                                              Урок-семинар. Образ Катерины в свете критики.

                                              комбинированный

                                              критическая статья

                                              Презентация

                                              дифф. зад-е Выучить наизусть монолог «Отчего люди не летают…»

                                              20

                                              Образная символика и смысл названия драмы «Гроза». Пьеса в критике (Добролюбов, Писарев)

                                              комбинированный

                                              образ-символ

                                              Выставка Презентация

                                              ч.1. с.175

                                              подгот. к соч.

                                              21

                                              Р.Р.

                                              Подготовка к классному сочинению по драме А.Н.Островского «Гроза».

                                              развитие

                                              речи


                                              черновик

                                              22

                                              Р.р.

                                              Написание сочинения по драме А,Н,Островского «Гроза»

                                              Развитие речи


                                              Прочитать пьесу «Бесприданница» дифф. задание

                                              23

                                              И.А. Гончаров. Личность и творчество.

                                              усвоение

                                              новых знаний

                                              образная типизация,

                                              символика детали

                                              Портрет писателя

                                              сообщения, ч.1. с.176-184.

                                              читать роман «Обломов»

                                              24

                                              Роман «Обломов». Утро Обломова.

                                              комбинированный

                                              Презентация

                                              текст, ч.1. с.184-190. Перечитать «сон Обломова». Определить роль пейзажа.

                                              25

                                              К истокам обломовщины (глава «Сон Обломова»).

                                              комбинированный

                                              утопия, «роман в романе»

                                              Презентация , отрывки из к/ф

                                              текст,ч.1. с.190-200. Читать Главы о Штольце и Обломове

                                              26

                                              Обломов и Штольц: два вектора русской жизни.

                                              комбинированный

                                              герой-антагонист, антитеза, авторский комментарий

                                              Презентация

                                              текст,ч.1. с.201-208. «Можно ли считать положительным героем Андрея Штольца?»

                                              Перечитать главы об Обломове и А. Пшенициной.

                                              27

                                              Любовная тема в романе (Образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной).

                                              комбинированный

                                              Презентация

                                              дифф. зад-е ч.1. с.208-209 вопросы

                                              28

                                              Р.Р.

                                              Письменная работа по проблематике изученной темы. (ответ на вопрос)

                                              развитие

                                              речи


                                              С.211-214

                                              Сообщения по группам

                                              29

                                              Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева.

                                              усвоение

                                              новых знаний

                                              социально-психологический роман, «говорящая» деталь, внутренний жест

                                              принцип «тайной психологии»

                                              Портрет писателя

                                              Сообщения. Читать роман «Отцы и дети»

                                              30

                                              Знакомство с героями и эпохой в романе «Отцы и дети».

                                              комбинированный

                                              Презентация

                                              Речевая характеристика героев Перечитать гл. 10-14

                                              2. С.234-239, вопрос на с.254

                                              31

                                              Мир «отцов» в романе.

                                              комбинированный

                                              Презентация

                                              Вопрос 8, с. 254.

                                              Составить таблицу «П.Кирсанов и Е.Базаров»

                                              32-33

                                              Евгений Базаров: протагонист или антигерой?

                                              усвоение

                                              новых знаний

                                              протагонист,

                                              нигилизм

                                              Презентация

                                              Стр. 254, вопросы; инд. задания

                                              34

                                              Философские итоги романа. Смысл заглавия.

                                              комбинированный


                                              Презентация

                                              Стр.250-253

                                              35

                                              Гимн вечной жизни: поэтика стихотворений в прозе Тургенева.

                                              комбинированный

                                              стихотворение в прозе

                                              Презентация

                                              Выучить стихотворение в прозе

                                              35

                                              Р.Р.

                                              Подготовка к написанию сочинения по творчеству И.С.Тургенева. .

                                              развитие

                                              речи


                                              Сообщения, презентации

                                              36

                                              Р.р.

                                              Написание сочинения АО творчеству И,С,Тургенева.



                                              37

                                              Личность Н.Г. Чернышевского и история создания романа «Что делать?»

                                              усвоение

                                              новых знаний

                                              «идеологический» роман

                                              Портрет писателя

                                              4-й сон Веры Павловны

                                              38

                                              Дискуссия «Разумна ли теория «разумного эгоизма»?



                                              39

                                              Черты социальной утопии в романе. Анализ «Четвертого сна Веры Павловны».

                                              комбинированный

                                              Ложная интрига, литературная утопия

                                              Закончить анализ. Биография Некрасова

                                              40

                                              Н.А. Некрасов. Основные вехи жизни и творчества.

                                              комбинированный


                                              Портрет писателя

                                              Анализ стихотворения (по выбору)

                                              41

                                              Народные характеры и типы в лирике Некрасова («В дороге», «Огородник», «Тройка»).

                                              комбинированный урок

                                              тематические жанры лирики

                                              Записи стихов, презентация

                                              Стихотворение наизусть

                                              42

                                              «Муза мести и печали» в лирике Некрасова («Блажен незлобивый поэт…», «Вчерашний день, часу в шестом…»).

                                              комбинированный

                                              Записи стихов, презентация

                                              Наизусть «Элегия»;

                                              Прочитать стихи на тему «Поэт и поэзия»

                                              43

                                              Социальные и гражданские мотивы в лирике Некрасова («О погоде», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Пророк» и др.)

                                              комбинированный

                                              Записи стихов, презентация

                                              Вопросы учебника Читать «Кому на Руси жить хорошо»

                                              44

                                              Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Жанр и проблематика.

                                              комбинированный

                                              народность художественного творчества, демократизация поэтического языка

                                              поэма-эпопея, фольклорный мотив, мифологический образ

                                              Иллюстрации к поэме

                                              С.311-314 Сообщения о Якиме Нагом, Ермиле Гирине, Савелии.

                                              45

                                              Господская и мужицкая Русь в поэме Некрасова. Анализ отдельных глав.

                                              комбинированный

                                              Презентация

                                              Перечитать гл. «крестьянка»; ответить на вопросы.

                                              46

                                              Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме

                                              комбинированный

                                              Презентация

                                              С.314-317 Образ Гриши Добросклонова

                                              47

                                              Зачётная работа по творчеству Н.А.Некрасова.


                                              48


                                              «Пел он воплощение счастия народного…»: философские итоги некрасовского эпоса.


                                              Презентация

                                              49

                                              Р.р.

                                              Подготовка к домашнему сочинению по проблематике изученной темы

                                              контроль ЗУН РР


                                              50


                                              Ф.И. Тютчев. Жизнь и поэзия.

                                              усвоение

                                              новых знаний

                                              пушкинские мотивы в лирике

                                              Портрет поэта

                                              Анализ стих. о природе (по выбору). Составить хронологическую таблицу.

                                              51

                                              Мир природы в лирике Тютчева («Не то, что мните вы, природа…», «Полдень», «Тени сизые смесились»).

                                              комбинированный

                                              Записи стихов, презентация

                                              Выучить наизусть стих-е «Силенциум».

                                              52

                                              Драматизм звучания любовной лирики Тютчева («Денисьевский цикл»).

                                              комбинированный


                                              Записи стихов, презентация

                                              Чтение и анализ стих-я Т. о любви. С.33-39; составить тезисный план.

                                              53

                                              «Умом Россию не понять…»Патриотическая лирика Ф.И.Тютчева.



                                              54

                                              А.А. Фет. Жизнь и творчество.

                                              усвоение

                                              новых знаний


                                              Портрет поэта

                                              Составить хронологическую таблицу (с.33-39), ответить на вопросы 1, 2 стр. 50.

                                              Выучить 1 стих. Анализ «На заре ты её не буди…»

                                              55

                                              Природа и человек в лирике Фета («Заря прощается с землею…», «Это утро, радость эта…», «Учись у них - у дуба, у березы…»).

                                              комбинированный

                                              мелодика стиха, образ-переживание, поэтический синтаксис

                                              Записи стихов, презентация

                                              С.40-50 - составить тезисный план.

                                              Задание по группам.

                                              56

                                              Тема любви в лирике А.А. Фета («Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Я пришел к тебе с приветом…»).

                                              комбинированный

                                              Записи стихов, презентация

                                              Подготовиться к письменной работе

                                              57-58

                                              Р.Р.

                                              Письменная работа по поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.

                                              развитие

                                              речи


                                              Сообщение о жизни и творчестве Лескова.


                                              59


                                              Н.С. Лесков. Жизненный и творческий путь.

                                              усвоение

                                              новых знаний

                                              литературный сказ,

                                              жанр путешествия, литер. тип

                                              Портрет писателя

                                              С.52-62 Прочитать повесть «Очарованный странник».

                                              60-61

                                              Тема «очарованной души» в повести «Очарованный странник».

                                              комбинированный

                                              Презентация

                                              Вопросы 9, 10 на с. 76-77.

                                              Сравнить героев Лескова и Гоголя.

                                              62

                                              Р.Р.

                                              Отзыв о прочитанном произведении.

                                              развитие

                                              речи


                                              Составить историко - биографический очерк по С.- Щедрину. Прочитать «Историю одного города».

                                              63


                                              От Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество великого сатирика.

                                              усвоение

                                              новых знаний

                                              роман-летопись,

                                              сарказм, ирония,

                                              гротеск

                                              Портрет писателя

                                              Вопросы учебника

                                              64

                                              «История одного города». Образы градоначальников и проблема народа и власти в романе-летописи.

                                              усвоение

                                              новых знаний

                                              Презентация

                                              Подготовиться к дискуссии

                                              65

                                              Урок-дискуссия. Судьба глуповцев и проблема финала романа.

                                              комбинированный

                                              литер. сказка, фолькл. стилизация, эзопов язык

                                              Презентация

                                              Презентация сказки

                                              66

                                              «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика

                                              комбинированный

                                              Презентация

                                              Анализ сказки

                                              67

                                              Сатира на «хозяев жизни» в сказках Салтыкова-Щедрина («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Премудрый пескарь»).

                                              комбинированный

                                              Презентация

                                              68

                                              Р.Р.

                                              Подготовка к домашнему сочинению по проблематике изученной темы.

                                              развитие

                                              речи


                                              Презентация

                                              Д/С по данной теме

                                              Инд. задание - подготовить сообщение о жизни и творчестве А.К.Толстого.

                                              69


                                              А.К. Толстой. Мир природы в его лирике («Прозрачных облаков спокойной движенье…», «Когда природа вся трепещет и сияет…».).

                                              комбинированный

                                              лирика позднего романтизма

                                              Портрет писателя

                                              с.110-126, составить тезисный план. Выучить стих. «Средь шумного бала…»

                                              70

                                              Интимная лирика А.К. Толстого («Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…» )

                                              комбинированный


                                              Записи стихов и романсов

                                              Анализ стихотворения

                                              71

                                              Тестирование.

                                              контроль ЗУН


                                              Раздаточный материал

                                              Прочитать материал учебника «Биография Л Толстого», подготовить сообщение С.129-141.

                                              72

                                              Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого.

                                              Урок-экскурсия


                                              Портрет писателя

                                              С.145-146.

                                              Индивидуальное сообщение «Замысел и история создания романа «Война и мир»

                                              73

                                              История создания и авторский замысел романа-эпопеи «Война и мир».

                                              усвоение

                                              новых знаний

                                              роман-эпопея

                                              Презентация

                                              С.146-155, составить тезисный план.

                                              Прочитать т.1, ч.1.

                                              74

                                              Испытание эпохой «поражений и срама». Тема истинного и псевдопатриотизма.

                                              комбинированный


                                              Презентация

                                              Прочитать эпизоды «Именины у Ростовых», «Приезд Андрея в Лысые Горы». Подготовить рассказ о Ростовых и Болконских

                                              75

                                              «Мысль семейная» и ее развитие в романе.

                                              комбинированный


                                              Презентация

                                              Вопросы учебника

                                              76-77

                                              Наташа Ростова и женские образы в романе.

                                              комбинированный

                                              ум ума,

                                              ум сердца,

                                              диалектика души

                                              Презентация

                                              Составить план к образу Наташи

                                              78

                                              Критическое изображение высшего света в романе

                                              комбинированный

                                              Перечитать Ч.2; т.1. Ответить на вопросы.

                                              79

                                              Этапы духовного становления Андрея Болконского и Пьера Безухова. Анализ избранных глав.

                                              комбинированный

                                              Презентация

                                              80

                                              Проблема личности в истории: Наполеон и Кутузов.

                                              комбинированный

                                              историко-философская концепция

                                              Презентация

                                              Перечитать эпизод «Бородинское сражение», ответить на вопросы учебника.

                                              81

                                              Уроки Бородина. Анализ сцен сражения.

                                              комбинированный

                                              Презентация

                                              Прочитать с. 176-183.

                                              Подготовить сообщения

                                              82

                                              «Мысль народная» в романе Толстого «В. и м.» Истинный и ложный патриотизм.

                                              комбинированный

                                              Презентация

                                              Рассказ о Тихоне Щербатом и Платоне Каратаеве

                                              83

                                              Тихон Щербатый и Платон Каратаев: русская картина мира

                                              комбинированный

                                              Презентация

                                              Том 4, Прочитать эпилог.

                                              Индивидуальные сообщения, вопросы

                                              84

                                              Нравственно-философские итоги романа. Значение романа для развития русской реалистической литературы . Тестирование по творчеству Л.Н.Толстого.

                                              комбинированный

                                              Иллюстрации к роману выставка книг

                                              Подготовиться к сочинению

                                              85 Р.Р.

                                              Подготовка к классному сочинению по роману Л.Н.Толстого «Войни и мир»..

                                              развитие

                                              речи


                                              Подготовиться к вн. чтению

                                              86 Р.р.

                                              Написание классного сочинения по роману Л.Н.Толстого «Войни и мир»..



                                              Сообщение о .Достоевском.

                                              Учебник с. 203-214.Читать «Преступление и наказание»




                                              87


                                              Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь.

                                              литературный портрет

                                              идеологический роман, философская проблематика

                                              Портрет писателя

                                              Составить хронологическую таблицу. Индивидуальные задания.

                                              88

                                              Роман «Преступление и наказание». Авторский замысел. Образ Петербурга в романе.

                                              комбинированный

                                              Презентация

                                              Найти эпизоды, описывающие жизнь Петербурга.Групповые задания

                                              89

                                              Мир «униженных и оскорбленных» в романе.

                                              комбинированный

                                              тип «маленького человека»

                                              Презентация

                                              Ответить на вопросы Как вы понимаете теорию Раскольникова? Проследите внутреннюю речь Раскольникова.

                                              90

                                              Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.

                                              комбинированный

                                              Презентация

                                              Охарактеризовать двойников Раскольникова: Лужина и Свидригайлова.

                                              91

                                              Урок-семинар. «Двойники» Раскольникова: теория в действии. Образы Лужина и Свидригайлова.

                                              комбинированный

                                              герой-двойник, полифония

                                              Презентация

                                              Задание 5 на с. 241 (письменно).Подобрать эпизоды С Соней Мармеладовой.

                                              92

                                              Сонечка как нравственный идеал автора.

                                              комбинированный


                                              Иллюстрации к произведению

                                              Подбор цитат к сочинению

                                              93

                                              Р.Р.

                                              Подготовка к написанию домашней творческой работы по проблематике изученной темы.

                                              развитие

                                              речи


                                              Прочитать с. 244-253, составить хронологическую таблицу.




                                              94

                                              Жизнь и творчество А.П. Чехова.



                                              Портрет писателя

                                              Прочитать р-зы «Человек в футляре»,

                                              95

                                              Трагикомедия «футлярной» жизни («Человек в футляре», «Крыжовник»)

                                              комбинированный

                                              лаконизм, чеховская деталь

                                              Презентация

                                              «Ионыч»

                                              96

                                              Выбор доктора Старцева (Анализ рассказа «Ионыч»).

                                              комбинированный

                                              Презентация

                                              Прочитать с. 261-266, составить развёрнутый план.

                                              Читать пьесу «Вишнёвый сад»

                                              97

                                              Своеобразие образной системы и конфликта комедии «Вишневый сад».

                                              усвоение

                                              новых знаний

                                              внутреннее действие, подтекст, лирическая комедия

                                              Презентация

                                              Составить характеристику Раневской, Гаева, Ани, Трофимова, Лопахина на материале уч. с.276

                                              98

                                              Образ сада и философская проблематика пьесы.

                                              комбинированный

                                              Презентация

                                              Ответить на вопрос 4, 5 на с.281-282, подготовка материала кс сочинению

                                              99

                                              Обобщение материала историко-литературного курса

                                              развитие

                                              речи


                                              Презентация

                                              Подготовиться к контрольному тестированию за курс 10 класса.

                                              100

                                              .Зачетная работа по курсу русской литературы 2-й половины XIX века.

                                              систематизация

                                              знаний


                                              Карточки-задания

                                              101

                                              .Зачетная работа по курсу русской литературы 2-й половины XIX века.

                                              систематизация

                                              знаний


                                              102

                                              Итоговый урок. Что читать летом.



                                              Список литературы





                                              © 2010-2022