Урок-ярмарка по теме «Состав слова»

""Описание материала: "Нетрадиционный урок по русскому языку по теме «Состав слова» разработан для учащихся 5-х казахских классов. "Учителем были поставлены следующие цели и задачи урока: систематизировать знания, умения учащихся об основных частях слова, способствовать развитию устной связной речи. "В ходе урока были использованы презентации, видеоклип и дидактические игры. Все формы работы на уроке позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, а также развивают их творческие способности. "Основными...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Ярмарка знаний по русскому языку «Состав слова» (5 класс)


Тема. Закрепление знаний по теме «Состав слова».

Цели:

1. Систематизировать и обобщить знания об основных частях слова.

2. Закрепить знание основных правил правописания приставок и суффиксов.

3. Способствовать развитию умений речевой деятельности.

4. Обогащать словарный запас учащихся.

5. Способствовать привитию интереса к русскому языку.

6. Развивать творческие способности учащихся.

Оборудование:

- интерактивная доска (лавка окончаний, лавка корня, лавка приставок, лавка суффиксов);

- толковый словарь Ожегова;

- полоски бумаги, маркеры, жетоны;

- карточки с графическим изображением частей слова;

- песня В. Леонтьева «Ярмарки- краски».

Ход урока

I. Организационный момент. (Под песню В.Леонтьева выходят 2 скомороха.)

Урок-ярмарка по теме «Состав слова»

Ребята, что такое ярмарка?

Как узнать, какое определение более точное? (Узнаем толкование слова «ярмарка» в толковом словаре Ожегова.)

Слово теоретику. (Ученик читает значение слова из словаря)

Ярмарка - регулярно, в одном месте и в определённое время устраиваемая массовая продажа товаров, часто с различными увеселениями. (Русский толковый словарь).

Послушайте, как даётся описание ярмарки в одном художественном произведении. Оно поможет подобрать вам синонимы к слову ярмарка.

"Представь себе шумную ярмарку. Ровными рядами стоят огромные кадки с брусникой и капустой, с крепкими грибками и солёной рыбой. На длинных лавках выстроились вкусные пряники. На них красуются рисунки. Много всякого товара. Ярче солнца блестят. Сверкают красками игрушки. Ты подходишь и трогаешь их. Вот звонкими голосами залилась свистулька. А сколько здесь героев русских сказок! Ты выходишь к площади. Там веселят всех скоморохи." Слайд 5

Подберите синонимы к слову ярмарка. (Рынок, базар).

Наша ярмарка необычная. Это ярмарка частей слова. Мы будем обменивать свои знания на жетоны.

II. Словарная работа

1)Прочитайте предложение.

У ёлки иголки колки.

Это поговорка или скороговорка?

Почему вы так решили? (Повторяются звуки [к, л, и]).

Произнесите скороговорку тихо, громко, шепотом.

Спишите скороговорку в тетрадь.

Найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков. Объясните.

2)Подберите и запишите родственные слова к существительному «елки».

Елка, ель, еловый, ельник, елочка.

Назовите корень.

При помощи какой части слова образованы слова?

Какие части слова знаете?

Ребята, мы с вами на ярмарке знаний. О любом товаре надо знать точные сведения. Исследуем части слова. Слайд 6.

III. Работа по теме урока.

1) Отправляемся в лавку окончаний. Нас встречает купец.

Урок-ярмарка по теме «Состав слова»

Что называется окончанием?

О чем может рассказать окончание?

Как графически обозначается эта морфема?

На доске слова.

Январь, год, начало, зима, середина.

Какое задание можно придумать к этой группе слов? (Составить предложение).

Какая часть слова нужна, чтобы связать слова в предложении?

Измените окончания и запишите пословицу в тетрадь. Выделите окончания. Слайд 8

Январь - году начало, зиме середина.

Проверка.

2) Отправляемся к следующей лавке - лавке корня.

Что называется корнем?

Как графически обозначается корень?

Но в лавке корня произошла беда.

Урок-ярмарка по теме «Состав слова»

На доске

сн…жок

х…лодный

з…мовать

бл…стящий

т…ргуют

Запишите на бумажной ленточке маркером пропущенные буквы. Группа, быстрее справившаяся с работой, вешает свою ленточку на доску. Слайд 10

Назовите орфограмму в словах.

Как проверить безударную гласную?

Как ответили другие группы? (ленточки вывешиваются на доску, проверяются).

Спишите, выделите корни в словах.

Проверка.

3) Отправляемся в лавку приставок. Нас встречает купец.

Урок-ярмарка по теме «Состав слова»

Что такое приставка?

Как пишутся приставки со словами?

Назовите приставки, которые пишутся с буквой а, о?

Как графически обозначается приставка?

Игра «Приставка или нет».

Поход, погода, дописать, дорога, носик, подъехал, дождливый, солёный, выход, высота, выбежал.

Выписать только те слова, в которых есть приставка. Слайд 12.

Проверка.


4) Физминутка.

Прежде чем выполнить зарядку, нужно восстановить текст, вставив нужные приставки. Слайд 13. Милым детям нужно _стать,
Руки медленно _нять.
Пальцы _жать, потом _жать,
Так секунду _стоять.
Руки плавно _пустить.
Всё ещё раз повторить.

5) Отправляемся к следующей лавке- лавке суффиксов.

Нас здесь встречает купец.

Урок-ярмарка по теме «Состав слова»!

Что называется суффиксом?

Как графически обозначается суффикс?

Образуйте однокоренные слова, используя суффиксы. Слайд 15.

зима

мороз

лёд

белый

Проверка.

6) Ребята, обратите внимание на графическое изображение.

Все ли морфемы на месте? (Нет основы.)

Что называется основой?

Как графически обозначается?

Запишите несколько слов к этой схеме.

Проверка.

IV. А сейчас ответим на вопросы теста. Если вы правильно справитесь со всеми его заданиями, то сможете прочитать ключевое слово. Слайд 16

Тест.

1. Часть, без которой слово не может существовать?

Д) суффикс; З) корень; О) окончание.

2. Родственные слова это:

У) слова, которые сходны по смыслу;

Н) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу.

3. Окончание служит для образования новых слов

А) нет; Е) да.

4. Суффикс служит для связи слов в предложении

М) да; Т) нет.

5. Корень - это:

О) общая часть родственных слов; И) общая часть слов.

6. Разбор слова по составу надо начинать с :

С) корня; П) приставки; К) окончания.

7. Приставка служит для образования новых слов.

И) да; Н) нет.

Какое слово у вас получилось? (Знатоки) слайд 18

Можете ли вы себя назвать знатоками после сегодняшнего урока?

Посчитайте в каждой лавке количество жетонов, полученных за урок.

Обменяем жетоны на сладости. ( Под песню В.Леонтьева выходят 2 скомороха и раздают детям и взрослым конфеты.)

V. Итог урока

-Был ли интересен наш урок?

- Что повторили?

- Перед вами лесенка. На какой ступеньке знаний, по вашему мнению, вы сейчас находитесь?

Урок-ярмарка по теме «Состав слова»

Дети показывают цветной карточкой выбранную ими ступеньку.

VI. Домашнее задание.

Записать рассказ о зиме, используя слова урока.

Урок-ярмарка по теме «Состав слова»


Использование на уроке здоровьесберегающей технологии

Урок-ярмарка по теме «Состав слова»

Работа учащихся у доски

Урок-ярмарка по теме «Состав слова»

© 2010-2022