Открытый урок по русскому языку Смысловые группы наречий

Выбор данной темы в качестве открытого урока определяется тем, что наречие – одна из трудных, но интересных частей речи. Тип урока: урок повторения, углубления и обобщения изученного. В начале урока создается проблемная ситуация, когда учащиеся, выполняя первое задание, выявляют (находят) ту часть речи, которую они изучают, далее предлагаются практические задания на новый материал, также ребята выполняют и самостоятельную работу, которую проверяют друг у друга и оценивают. На уроке уделяется вни...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Выбор данной темы в качестве открытого урока определяется тем, что наречие - одна из трудных, но интересных частей речи. Тип урока: урок повторения, углубления и обобщения изученного.

В начале урока создается проблемная ситуация, когда учащиеся, выполняя первое задание, выявляют (находят) ту часть речи, которую они изучают, далее предлагаются практические задания на новый материал, также ребята выполняют и самостоятельную работу, которую проверяют друг у друга и оценивают. На уроке уделяется внимание выработке орфографической зоркости, с этой проблемой связана и другая - выработка морфологической зоркости, т.е. умения узнавать наречия в тексте. Учащиеся, знакомясь с трудными для правописания наречиями, составляют с ними предложения, небольшие тексты-высказывания.

Атмосфера доброжелательности царит на уроке. Несмотря на быструю утомляемость ребят, урок проходит на высоком уровне, сочетая в себе коллективную и индивидуальную работу, работу в парах.









Открытый урок по русскому языку в 7 классе компенсирующего обучения.

Тема: «Смысловые группы наречий»

Цель:

1. образовательные: закрепить и углубить знания, полученные о наречиях научить распознавать смысловые группы наречий, находить их в тексте; продолжить работу над орфограммами в словах.

2. развивающие: развивать навыки самостоятельной работы, самопроверки и самооценки учебного материала.

3. воспитательные: воспитывать любовь к родному языку через работу с поэтическим текстом М.Ю. Лермонтова «Молитва»

  1. Орфографическая разминка. (слайд).

Обозначьте орфограммы в словах и посмотрите, какое слово получилось.

чудо

город

предполагать

Я желаю вам удачи ! нарочно

цифра

- Ребята, вспомните, какую часть речи мы изучаем? (наречие).

Среди предложенных слов найдите наречие (нарочно).

Что вы знаете об этой части речи? (вопросы задают по цепочке друг другу).



  1. Вставьте пропущенные орфограммы. (слайд)

Успешно2 пр_жить один день - с этого начинае_ся искусство жить. (Р.Ролан).

Найдите в предложении наречие, сделайте морфемный разбор и определите смысловой разряд этого наречия. В чем смысл этого предложения?





  1. Читаем вместе недавно выученное стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва».

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко3 -

И верится, и плачется,

И так легко, легко(это наречия категории состояния)

В последней строфе вместе с поэтом М.Ю. Лермонтовым ощущаем, что наступает облегчение, покой в душе после молитвы. Какой глагол подходит по смыслу? (становится легко, легко)

Выполните морфологический разбор:

ДАЛЕКО 3 - наречие, т.к. обозначает признак действия, отвечает на вопрос ГДЕ?, неиизменяемое слово, по значению - наречие места, в предложении является обстоятельством.

Есть ли еще в стихотворении наречие? (наизусть)

НАРЕЧИЯ

Пиши слитно

Пиши раздельно

Наизусть

Вслух

Вмиг

Наспех

втихомолку

На память

На слух

На миг

На совесть

Без спросу

- Предлагаю начатые сочетания дописать по смыслу.

  • Выучить наизусть, или … (на память)

  • Читать вслух, но запомнить … (на слух)

  • Исчезнуть вмиг, но замереть … (на миг)

  • Готовить уроки на совесть, а не … (наспех)

  • Взять втихомолку, или … (без спросу)

Физминутка.

Руки вверх - потянулись.

Руки вниз - улыбнулись.

Шаг вперед, шаг назад,

Влево, вправо повернулись.

Головой кивнули,

Хлопнули в ладоши

И тихонько сели

С настроением хорошим.



  1. Определите смысловой разряд наречий. (слайд)

Куковала звонко

Приехал вчера

Полетел вправо

Пришлось поневоле

Сказала нарочно

Совершенно секретно

Весьма важно

В случае затруднения вы можете пользоваться таблицами, для того чтобы правильно определить значение (смысловой разряд) наречий.

Проверь себя (слайд)

Куковала (как?) звонко (образ действия)

Приехал (когда?) вчера (время)

Полетел (куда?) вправо (место)

Пришлось (почему?) поневоле (причина)

Сказала (зачем?) нарочно (цель)

Секретно (в какой мере?) совершенно (мера)

Важно (в какой степени?) весьма (степень)



  1. Самостоятельная работа (слайд) (рассчитана на 5-7 минут, в конце работы учащиеся обмениваются тетрадями и выставляют друг другу оценки)

Определите смысловой разряд наречий:

1 вариант 2 вариант

Обидеть сгоряча

Слишком запустить (болезнь)

Гулять дотемна

Сломать нарочно

Разгораться медленно

Остановиться здесь

Совершенно выздороветь

Размашисто шагать

Расположиться вблизи

Разорвать назло

Не разобрать спросонья

Присутствовать иногда.



  1. Работа в парах.

Взять интервью у своего соседа по парте и рассказать о нем кратко, в нескольких предложениях, используя в своей речи наречия.



  1. Вставьте подходящее по смыслу наречие. (слайд)

Я … рада встрече с вами! (бесконечно, очень и др.)





  1. Активизация знаний (слайд)

Ребята, поставьте "+", если вы согласны с утверждением, и "-", если не согласны.



  • Наречие - это самостоятельная часть речи. +

  • Наречие имеет окончания. -

  • Наречие - изменяемая часть речи. -

  • Наречие обозначает признак действия. +

  • В предложении наречие играет роль обстоятельства. +

  • Наречие может отвечать на вопрос сколько? +

  • Наречие имеет форму слова. -

  • Наречия можно разделить на смысловые группы. +

Оцените свою работу на уроке:

если вы сделали 1 ошибку или не сделали ни одной, поставьте "5", если у вас 2 ошибки - "4", если 3 или 4 ошибки, то "3".



  1. Домашнее задание:

ОНАДАЗ ЕН. (Догадались? А ребятам сегодня

ичего не задано!)

8


© 2010-2022