Проблемное обучение на уроке литературы

Н.В.Гоголь «Шинель» ( тезисный план урока)   Метод обучения – поисковый, исследовательский. Форма работы – фронтальная, парная. Использованы проблемные, развивающие, групповые  технологии.   Завязка урока – проблемный аспект и реализация творческого потенциала учеников. Цель – при изучении нового материала опереться на читательские впечатления учащихся.   1) Познакомить учащихся с историей о лепажевском ружье и его обладателе.  Кратко:  Однажды при Гоголе был рассказан канцелярский анекдот о как...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемное обучение на уроке литературы.


Н.В.Гоголь «Шинель»

( тезисный план урока)

Метод обучения - поисковый, исследовательский.

Форма работы - фронтальная, парная.

Использованы проблемные, развивающие, групповые технологии.

Завязка урока - проблемный аспект и реализация творческого потенциала учеников.

Цель - при изучении нового материала опереться на читательские впечатления учащихся.

1) Познакомить учащихся с историей о лепажевском ружье и его обладателе.

Кратко: Однажды при Гоголе был рассказан канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей. Необычайной экономией и усиленными трудами скопил он немалую по тем временам сумму и купил лепажевское ружьё, предмет зависти каждого заядлого охотника. Во время охоты ружьё, вероятно, упало в воду с борта лодки и бесследно исчезло. Чиновник возвратился домой после тщетных поисков и слёг в жёсткой горячке. Сослуживцы пожалели его и, сложившись, купили новое ружьё. «Так возвращён он был к жизни, но о страшном событии уже не мог никогда вспоминать без смертельной бледности на лице».

2) Слушателей позабавил случай с незадачливым охотником, все смеялись, кроме Гоголя. Почему?

3) Что же в нехитрой истории так сильно разбудило творческое воображение Гоголя?

4) Подмена Гоголем предмета роскоши (лепажевское ружьё) на предмет первейшей необходимости. Шинель становится действующим лицом.

5) Начало повести. Над чем мы смеёмся? Какой смех вызывают у нас первые страницы? Когда смех становится грустным?

6) «Оставьте меня! Зачем вы меня обижаете?» - в этих проникающих словах звучит: «Я брат твой». Страницы робкой защиты Башмачкина неким молодым человеком - кульминация первой половины повести. Почему?

7) Лепажевское ружьё - показатель некоторого достатка, а шинель? (кричит о беспросветной нужде).

8) Что значит для Башмачкина приобрести новую шинель? На какие жертвы он идёт? Какие чувства вызывают у нас эти строки?

9) Новая шинель. Герой на вершине счастья. И на самом краю катастрофы. Почему?

10) Как закончилась история чиновника, потерявшего ружьё? Почему Гоголь отказался от счастливого конца?

11) Значительное лицо и его роль в гибели Башмачкина.

12) Умышленное лишение имени значительного лица. Олицетворение бездушного, жестокого самодержавного порядка. Строй, построенный на сыске, строгости, бесчеловечности. Из беззаботного анекдота выросла повесть, каждое слово которой звучало жгучим обличением.

13) Зачем в конце Гоголю понадобилась мистика?

14)Итог: Как вы понимаете слова Ф.М. Достоевского: « Все мы вышли из Гоголевской «Шинели»?


© 2010-2022