Подготовка к написанию сочинения-рассуждения С 3. 1

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

С 3.1. «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».

Не могу не согласиться с высказыванием русского писателя К.Г.Паустовского: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». Действительно, знаки препинания облегчают правильное восприятие содержания письменной речи. Они нужны и пишущему, и читающему. Знаки препинания - показатель смыслового членения, грамматической структуры предложения и интонационного оформления. Они выполняют две функции: выделительную и разделительную.

Чтобы раскрыть смысл высказывания русского писателя обратимся к тексту современного прозаика, публициста Е.Кочневой. Рассмотрим разделительные знаки препинания, которые служат для отделения одной части текста (предложения) от другой. Восклицательный знак в предложениях 11,12 указывает на эмоциональную окрашенность. Чувствуем радость и восторг девочки. Всегда незаметная, окруженная холодным безразличием, она увидела на своем столе розы. Это чудо. Значит, она тоже кому-то нужна. А ещё открытка с надписью: «Ты самая красивая!» После этого её «жизнь стала прозрачной и радостной».

Многоточие в конце предложения обозначает незаконченную мысль. Например, в предложении 28 автор использует многоточие, чтобы передать значение недосказанности. Эта тайна, нераскрытая в течение многих лет, всё ещё волнует героиню. Значит, был этот добрый человек в классе, который мог затронуть её душу.

Запятая - самый популярный знак пунктуации. В предложении 6 запятая отделяет однородные члены предложения друг от друга («одевалась», «пользовалась», «училась»). Узнаем, что героиня обладала хорошими качествами. Но отношения ребят, заставляли её задумываться. В предложении 23 автор, используя сложную конструкцию (запятая отделяет части сложного предложения) показывает неиссякаемую радость девочки.

Запятая выполняет не только разделительную, но и выделительную функцию. Особенно внимательным нужно быть при обособлениях. В предложении 19 запятая ставится при обособлении обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом «задыхаясь от радостного удивления». Эта неожиданная радость заставила девочку задыхаться, потому было и приятно, и волнительно. В предложении 34 запятая ставится при сравнительном обороте «словно луч тёплого, доброго солнца», показывая, что героиня сравнивает себя с лучом солнца, который может согреть души людей и осветить дорогу всему.

Приведенные примеры позволяют доказать справедливость высказывания русского писателя К.Г. Паустовского. Без знаков препинания невозможно точно передать свою и понять чужую письменную речь.



© 2010-2022