- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку на тему Правописание приставок и предлогов
Урок по русскому языку на тему Правописание приставок и предлогов
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Шевченко О.В. |
Дата | 07.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
УМК В. П. Канакиной «Школа России» по теме «Правописание приставок и предлогов»
Место и роль урока в изучаемой теме 1-ой урок по теме «Приставки и предлоги»
Тип урока урок освоения новых знаний
Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами.
Задачи урока:
1. Образовательная - обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова - приставки и части речи - предлога
2. Развивающая - развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
3. Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения, доброму отношению к окружающей природе.
4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Оборудование:
1. Русский язык: Учебник. Часть 1: для 3 класса четырёхл.нач.шк. - М.:Просвещение, 2013г.
2. Презентация Smart
3. Карточки с заданиями.
Технология: проблемного обучения; в урок взяты элементы технологий критического мышления и системно - деятельностного обучения.
Методы: словесный, практический, наглядный
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Цели урока направлены на достижение учащимися:
личностных результатов:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.
метапредметных результатов:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.
предметных результатов:
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;
- отличать слова с приставками от предлогов;
- применять правила правописания предлогов и приставок;
№
п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Формируемые УУД
1
Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)
Приветствует учащихся.
-Здравствуйте, ребята! Вы, наверное, обратили внимание, что у нас сегодня много гостей. Поздоровайтесь с ними. Молодцы! А теперь тихонько садитесь. Я сегодня встала не с той ноги, почему-то было плохое настроение. Но увидев в классе ваши милые мордашки, мне захотелось поскорее начать урок.
( Слайд № 1) Плохое настроение улетучилось.
А вы, ребята, настроились на работу? Ну что начнем?
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе
Л - проявляют готовность к работе на уроке, эмоциональную отзывчивость
на слова учителя
2
Актуализация знаний
Скажите, ребята, что я сейчас произнесла? Монолог или диалог?
Докажите.
А кто из вас был внимательным и назовет мне фразу, которую я произнесла в переносном значении.
Как в русском языке называются эти фразы?
Объясните значение этого фразеологизма.
Назовите крылатые слова, которые вы знаете. Здорово!
Ну, что размялись? Продолжаем.
Отвечают на вопрос учителя.
Пр. - вспоминают все о фразеологизмах.
М-активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
3
Чистописание
Открываем тетради, записываем: число, классная работа.
Кто мне скажет, какое задание мы с вами делаем в начале урока?
Ребята посмотрите, у каждого на парте лежат картинки: цветы, ягоды, бабочки.
У каждой картинки будет свое задание.
Сегодня вспоминаем написание буквы Пп.
Цветочки - выписать четыре слова из словаря на букву п и поставить ударение.
Ягодки - составить предложение, в котором все слова начинаются на букву п.
Бабочки - расшифровать слова: миспьо (письмо), калпта (плакат), грепдло ( предлог), стапривка( приставка).
Какие слова, связанные с изучением русского языка расшифровали бабочки?
О чем сегодня будем говорить на уроке?
Сформулируйте тему урока.
( Слайд №2)
( Слайд №3)
Делают записи в тетрадях.
Выполняют задания в соответствии со своей картинкой.
Формулируют тему урока.
П- вырабатывают каллиграфические навыки
М-освоение способов решения проблем творческого и поискового характе
Пр. - распознают части
речи на основе усвоенных признаков; устанавливают отличие предлогов от приставок.
П - анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их существенных и несущественных признаков; строят несложные рассуждения, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.
Р - проявляют познавательную инициативу, определяют трудности, видят способы их преодоления.
К - участвуют в диалоге, общей беседе
4
Составление кластера
- А сейчас обобщим наши знания о приставках и предлогах и составим кластер:
(указать опоры, которые относятся к приставке и предлогу)
1. приставка 1. предлог
2. часть слова 2. часть речи
3. слитно 3. отдельно
4. для образ.новых слов 4. для связи слов в предл.
Составляют и систематизируют кластер.
5
6
Усвоение
новых знаний
и способов действий.
Физминутка
Раскройте скобки.
( На)улице (по)теплело.
Вы легко справились с этим заданием?
Посмотрите на экран ( слайд №4), сравните приставки и предлоги. Что заметили?
Раскройте скобки.
(До)бежал (до)школы
Где приставка, где предлог? Как не ошибиться?
Что у нас возникла?
( слайд №5)
А с проблемами мы что делаем?
Чтобы решить проблему нам надо отдохнуть.
Пытаются ответить
на проблемный вопрос, поставленный учителем.
Выполняют движения под музыку в соответствии с движениями, показанными в презентации.
Пр. - различают предлоги и приставки; знают о раздельном написании пред-логов со словами и слитном написании приставок.
Л - осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкультминутке, ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются режима дня
П - воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют из них существенную информацию.
Р - выполняют действия по инструкциям, содержащимся в справочном материале учебника.
К - строят монологическое высказывание с учетом
поставленной коммуникативной задачи.
7
Работа в группах
Для решения проблемы мы с вами будем работать в группах.
Группы образуют одинаковые картинки.
Ребята, подумайте и выскажите свою гипотезу. Как отличить предлог от приставки
( Слайд №6)
Обсуждение
Посмотрите на экран ( слайд №7)
Что заметили?
Добежал до (чего?) школы
Добежал до (своей) школы
Что заметили?
Сделайте вывод.
Выдвигают гипотезы, работая в группах.
Обсуждают все вместе гипотезу каждой группы.
Пр. - различают предлоги и приставки.
К - ориентируются на позицию партнера в общении
и взаимодействии
8
Работа по учебнику
Стр 132 читаем правило.
Правильно ли мы с вами сделали вывод? Повторяем еще раз хором правило.
Сопоставляют свои выводы с правилом в учебнике. Делают вывод о правильности полученных знаний.
Р - выполняют действия по инструкциям, содержащимся в задании учебника.
9.
Самостоятельная работа
Работа в группах.
( Слайд №8)
Цветы - списать раскрывая скобки: (за)горой, (за)бежать, (с)вернула, (с)крыши, (на)конверте, (на)резать, (на)листе,(на)чертили.
Ягоды - эти же слова распределить на два столбика
Бабочки - составить два предложения, в которых должны быть и приставка и предлог ОТ, ЗА.
Проверка для цветов и ягод
( Слайд № 9) сверка, самооценка.
Проверка предложений, составленных бабочками.
Отрабатывают умение различать приставки и предлоги
Пр. - используют слова
с непроверяемым написанием, различают предлоги и приставки; выделяют
в слове приставки и корни, дают толкование слова.
П - осознают познавательную задачу и решают ее
самостоятельно.
Р - устанавливают причинно-следственные связи
10
Итог урока.
Рефлексия.
- Какое открытие сделали на уроке? Что нужно знать о правописании приставок и предлогов?
- Как отличить приставку
от предлога?
- Какой вид работы понравился больше?
- О чем хотели бы узнать подробнее?( Слайд № 10)
1.На уроке я работал …
2.Своей работой на уроке я …
3.Урок для меня показался …
4.За урок я …
5.Мое настроение …
6.Материал урока мне был …
Обобщают полученные знания.
Анализируют свою работу на уроке,оценивают свои достижения.
Пр. - овладевают изучаемыми нормами русского языка, правилами культуры речевого поведения; находят грамматические ошибки в построении словосочетания.
К - ориентируются на позицию партнера в общении
и взаимодействии
11
Домашнее
Задание (диференцированное)
1. Упр.260 - цветы 2. Написать об осени 4-5 предложений, выделить приставки и предлоги.- ягоды
3. Придумать 4 словосочетания с одинаковыми приставками и предлогами.- бабочки
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие
записи в дневниках.
Р - принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего развития