- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе для 10-11 класса (по учебнику Ю. Лебедева)
Рабочая программа по литературе для 10-11 класса (по учебнику Ю. Лебедева)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Брехнева Л.В. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Основные цели, решаемые при реализации рабочей программы:
-
приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры;
-
формирование гуманистического мировоззрения учащихся;
-
развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни;
-
воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических чувств, гражданской позиции;
-
воспитание культуры речи учащихся.
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
-
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
-
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Разработана рабочая программа в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ОУ, расположенных на территории Амурской области и реализующих образовательные программы общего образования (приказ Минобрнауки Амурской области от 15.09. 2010г №1439).
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, федеральной Примерной программы основного общего образования, авторской программы основного общего образования по русскому языку (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной, 10-е издание, М. Просвещение 2008.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 10 и 11 классе - по 105 часов, из расчёта 3 часа в неделю.
Обоснование выбора данной программы для составления рабочей программы:
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Главная идея данной программы по литературе - помочь выпускникам в подготовке к ЕГЭ как по литературе, так и по русскому языку, где при написании творческой части (части С) выпускник должен, определив проблему исходного текста, аргументировать свою точку зрения примерами из художественной литературы. С этой целью на уроках литературы предусмотрены задания, выполнение которых будет способствовать подготовке к ЕГЭ. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Цели и задачи курса отвечают требованиям стандарта:
-
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
-
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа:
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на 105 часов, в том числе 8 часов отведено на развитие речи и 11 часов на внеклассное чтение, для 11 класса составлена на 105 часов, в том числе 10 часов отведено на развитие речи и 18 часов на внеклассное чтение. Также запланированы обобщающие уроки и уроки-зачёты после изучения разделов.
Форма организации образовательного процесса - классно-урочная: традиционные уроки (усвоение новых знаний, закрепление изученного, повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний, урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, заседание клуба знатоков, семинар.
Технологии обучения: личностно ориентированное обучение, дифференцированное и индивидуальное обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, ИКТ.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся.
Компетентностный подход тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредментных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщённые способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщённых способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает всё более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методике деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
Виды и формы контроля:
Текущий, промежуточный, итоговый:
- письменный ответ на вопрос;
- зачёт;
- сочинение на литературоведческую тему;
- тест;
- задание в формате ЕГЭ.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
10 класс
Введение (2 ч)
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.
Русская литература первой половины XIX века (29 ч.)
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина.
Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Отцы пустынники и жёны непорочны», «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «Подражания Корану», «Элегия», «Вновь я посетил», «Поэт», «Поэту», «Осень», «Вольность», «Разговор книгопродавца с поэтом» и др. Историзм и народность реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь творчество.
Ранние романтические стихотворения и поэмы.
Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Валерик», «Сон», «Завещание», «Как часто пёстрою толпою окружен».
Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь творчество.
Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород».
«Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Русская литература второй половины XIX века (69 ч.)
Иван Александрович Гончаров. Жизнь творчество.
Роман «Обломов» социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Роман в зеркале критики.
Александр Николаевич Островский. Жизнь творчество. Периодизация творчества. Создатель русского сценического репертуара.
Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Приём антитезы в пьесе. Изображение жестоких нравов «тёмного царства». А.Н.Островский в критике.
Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь творчество.
«Отцы и дети». Духовный конфликт. Сторонники и противники Базарова. Споры вокруг романа. Критика о Тургеневе.
Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева. Основной жанр - лирический фрагмент.
Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа», «Ещё земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное», «Природа - сфинкс», «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Я встретил вас - и всё былое…».
Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь творчество.
Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета - практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа.
Стихотворения: «Даль», «Ещё майская ночь…», «Ещё весны душистой нега…», «Летний вечер тих и ясен…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Заря прощается с землёю», «Шёпот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад», «Певице».
Алексей Константинович Толстой. Жизнь творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии.
Стихотворения: «Слеза дрожит в твоём ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…». Любовная лирика. «Средь шумного бала, случайно», «Острою секирой ранена берёза».
Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь творчество. Некрасов-журналист. Прозаизация лирики. Сатира Некрасова. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Особенности поэтического языка.
Стихотворения: «В дороге», «Еду ли ночью по улице тёмной…», «Рыцарь на час», «Умру я скоро», «Блажен незлобивый поэт», «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом», «Музе», «О Муза! Я у двери гроба», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Тройка», «Внимая ужасам войны».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь творчество.
«История одного города» - ключевое художественное произведение писателя. Сказки.
Лев Николаевич Толстой. Жизнь творчество.
Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Нравственная чистота писательского взгляда на мир.
«Война и мир» - вершина творчества Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира». Всемирное значение Толстого.
Федор Михайлович Достоевский. Жизнь творчество.
«Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Творческая история. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа.
Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.
Николай Семенович Лесков. Жизнь творчество.
Бытовые повести и жанр «русской новеллы».
Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван Флягин. Талант и творческий дух человека и народа.
«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость - основные мотивы повествования Лескова о русском человеке.
Антон Павлович Чехов. Жизнь творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры. Рассказы: «Человек в футляре», «Ионыч», «Студент», «Дом с мезонином», «Чёрный монах».
«Вишнёвый сад».
Из литературы народов России (1 ч.)
Коста Хетагуров. Жизнь творчество.
Стихотворения из сборника «Осетинская лира».
Близость творчества поэта к поэзии Н.А.Некрасова.
Из зарубежной литературы (5 ч.)
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века.
Ги де Мопассан. Слово о писателе.
«Ожерелье». Мастерство композиции. Неожиданность развязки.
Генрик Ибсен. Слово о писателе.
«Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины.
Артюр Рембо. Слово о писателе.
«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Своеобразие поэтического языка.
11 класс
Введение (1ч.)
Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века
Литература начала XX века
Писатели-реалисты начала XX века (14 ч.)
Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А.Бунина: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество»
«Господин из Сан-Франциско». Поэтика рассказа.«Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя.
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Автобиографический и гуманистический характер повести. Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет».
Максим Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». «На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Три правды в пьесе.
Серебряный век русской поэзии (18 ч.)
Русский символизм и его истоки. «Старшие символисты»: Н.Минский, Д.Мержковский, З.Гиппиус, В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб.
«Младосимволисты»: А.Белый, А.Блок, В.Иванов.
В.Я.Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник символизма. Проблематика и стиль произведений В.Я.Брюсова: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны»
К.Д.Бальмонт («Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник») А.Белый (сборники «Золото в лазури», «Пепел», «Урна»).
Акмеизм.
Н.С.Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилёва: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (лекция, практикум).
Футуризм как литературное направление. Русские футуристы: И.Северянин, В.Маяковский, В.Хлебников, Б.Пастернак.
Поиски новых поэтических форм в лирике И.Северянина: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны»
А.А.Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики: «Стихи о прекрасной даме». Развитие понятия об образе-символе: «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Вхожу я в тёмные храмы…», «Фабрика».
Тема Родины в лирике А.Блока: «Россия», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…», «На железной дороге». Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира.
Новокрестьянская поэзия.
Н.А.Клюев: «Рождество избы», «Вы обещали нам сады…», «Я посвященный от народа». Жизнь и творчество.
С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери». Тема России в лирике С.А.Есенина: «Русь советская», «Я покинул родимый дом…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Возвращение на родину». Любовная тема в лирике С.А.Есенина: «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Собаке Качалова», «Не бродить, не мять в кустах багряных…». Трагизм восприятия гибели русской деревни: «Сорокоуст», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу». Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы».
Литература 20-х годов (8 ч.)
Литературный процесс 20-х годов. Литературные объединения: «Пролеткульт», «Кузница», «ЛЕФ», «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья».
Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов: И.Бебель «Конармия», А.Фадеев «Разгром», Б.Пильняк «Голый год».
Поиски поэтического языка новой эпохи: А.Блок, З.Гиппиус, А.Белый, М.Цветаева.
Русская эмигрантская сатира: А.Аверченко «Дюжина ножей в спину революции», Тэффи «Ностальгия».
В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Пафос революционного переустройства мира: «Прозаседавшиеся». Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского: «Лиличка!», « Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». . Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяковского: «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину».
Литература 30-х годов (25 ч.)
Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы: А.Ахматова, М.Цветаева; новая волна поэтов - А.Твардовский, И.Сельвинский; А.Толстой, К.Симонов, М.Шолохов, Н.Островский.
М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. Судьбы людей и революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбинных».
«Мастер и Маргарита». История создания, проблемы и герои романа.
Жанр и композиция романа. Традиции европейской и отечественной литературы.
А.П.Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован».
А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики: «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…». Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой: «Мне ни к чему одические рати», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Приморский сонет».
Поэма «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти.
О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество. Трагический конфликт поэта и эпохи: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…».
М.И.Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М.Цветаевой: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Стихи к Пушкину». Тема родины: «Тоска по Родине! Давно…», «Стихи о Москве».
М.А.Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы».
«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания. Картины Гражданской войны. Проблемы и герои. Трагедия народа и судьба Григория Мелехова. Женские судьбы. Мастерство М.А.Шолохова в романе.
Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия
(1 ч.)
Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия. А.Ахматова, Б.Пастернак, К.Симонов.
Очерки, рассказы, повести А.Толстого, М.Шолохова, К.Паустовского, А.Платонова.
Драматургия К.Симонова, Л.Леонова, Е.Шварца. Значение литературы.
Литература 50-90-х годов (22 ч.)
Поэзия 60-х годов: В.Соколов, Н.Рубцов, Ю.Друнина, Б.Ахмадулина, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Е.Евтушенко
Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов: Ю.Бондарев, В.Богомолов, В.Некрасов, В.Быков, К.Воробьёв, Б.Васильев
А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика А.Твардовского. Осмысление темы войны: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…»
Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики. Основные темы и мотивы его поэзии: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…», «Гамлет», «Зимняя ночь».
Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие.
А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя.
А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича»
В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов».
Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и её художественное своеобразие: «Видения на холме», «Русский огонёк», «Я буду скакать по полям задремавшей Отчизны…».
«Деревенская» проза в современной литературе. В.П.Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыбы». Нравственные проблемы романа «Печальный детектив».
В.Г.Распутин. Нравственные проблемы произведений «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни».
И.А.Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет».
Б.Ш.Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта: «До свидания, мальчики», «Ты шепчешь, как река. Странное название…», «Когда мне невмочь пересилить беду…».
«Городская» проза в современной литературе. Ю.В.Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен».
Темы и проблемы современной драматургии. А.В.Вампилов. Слово о писателе. Пьеса «Утиная охота».
Из литературы народов России (4 ч.)
М.Карим. Жизнь и творчество. Отражение вечного движения жизни. Тема памяти о родных местах, мудрости предков: «Подует ветер - всё больше листьев», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду…», «Птиц выпускаю».
Из зарубежной литературы (11 ч.)
Д.Б.Шоу. Пьесы «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион».
Т.С.Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений стихотворения.
Э.М.Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования.
Э.М.Хемингуэй. Слово о писателе и его романах «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 класс
№
Название темы
Кол-во часов
(всего)
Кол-во часов на р/р
Внеклассное чтение
1
Введение
2
2
Русская литература первой половины XIX века
29
6
3
3
Русская литература второй половины XIX века
69
2
6
4
Из зарубежной литературы
5
2
105
8
11
11 класс
№
Название темы
Кол-во часов
(всего)
Кол-во часов на р/р
Внеклассное чтение
1
Введение
1
2
Литература начала XX века.
Писатели-реалисты начала XX века
15
2
3
Серебряный век русской поэзии
18
3
4
Литература 20-х годов
8
1
5
Литература 30-х годов
25
5
6
Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия
1
7
Литература 50-90-х годов
22
2
5
8
Из литературы народов России
4
2
9
Из зарубежной литературы
11
8
105
10
18
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе
за курс X- XI класса
Учащиеся должны знать:
-
Основные этапы жизненного и творческого пути писателей-классиков.
-
Тексты художественных произведений.
-
Сюжет, особенности композиции.
-
Типическое значение характеров главных героев произведения.
-
Основные понятия по теории литературы.
-
Изобразительно-выразительные средства языка.
-
Элементы стихотворной речи.
Учащиеся должны уметь:
-
Анализировать произведения с учётом его идейно-художественного своеобразия.
-
Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
-
Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов, и изобразительно-выразительных средств.
-
Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
-
Обосновывать свою точку зрения о произведении, героях, их поступках, обобщать.
-
Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
-
Составлять план и конспекты литературно-критической статьи.
-
Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему, презентации на заданную тему.
-
Писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, спектакль, телепередачу.
-
Писать сочинение на публицистическую или литературную тему.
-
Пользоваться словарями различных типов, справочниками.
Литература и средства обучения
Литература для учителя:
Для учителя
-
Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. - М.: Просвещение, 2009.
-
Русская литература XIX века: Учебник для 10 класса: в 2-х частях./Под ред. В.И.Коровина - М.: Просвещение, 2011.
-
Русская литература XX века: Учебник для 11 класса: в 2-х частях./Под ред. В.П.Журавлева - М.: Просвещение, 2011.
-
Савина Л.Н. Рабочая программа по литературе. 10 класс. - М: Глобус, 2009.
-
Аркин И. И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2002.
-
Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. - М.: Просвещение.
-
Беляева Н.В. и др. Литература: 10 кл.: Метод. советы / Под ред. В.И. Коровина. - М.: Просвещение, 2005;
-
Чертов В.Ф. Тесты. Вопросы и задания по курсу литературы XIX века: 10 кл. - М.: Просвещение, 2004;
-
Литература в 11 классе: Метод. советы / Под ред. В.П. Журавлева. - М.: Просвещение, 2005;
-
Уроки литературы: 11 класс: Кн. для учителя / Под ред. В.П. Журавлева. -
-
М.: Просвещение, 2005.
-
Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-ое полугодие. - М.: Вако, 2003.
-
Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-ое полугодие. - М.: Вако, 2003.
-
Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе: 9-11 класс. - М.: Дрофа, 2002.
-
Кучина Т.Г., Леденёв А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10 класс: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2001.
-
Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Литература: 10 класс: Методические советы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.
-
Лебедев Ю.В., Романова А.Н. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. - М.: Просвещение.
-
Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение.
Для учащихся
-
Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. - М.: Просвещение, 2015.
-
Русская литература XIX века: Учебник для 10 класса: в 2-х частях./Под ред. В.И.Коровина - М.: Просвещение, 2011.
-
Воропаев В. Николай Гоголь: Опыт духовной биографии. - М: Православный паломник, 2008.
-
Капитанова Л.А. Н.С. Лесков в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2008.
-
Капитанова Л.А. Л.Н. Толстой в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2008.
-
Капитанова Л.А. А.П. Чехов в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2008.
-
Сахаров В.И. А.Н. Островский в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2008.
-
Якушин Н.И. Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2007.
-
Якушин Н.И. Н.А.Некрасов в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2008.
-
Якушин Н.И. И.С. Тургенев в жизни и творчестве. - М.: Русское слово, 2008.
Электронные пособия
-
Диск «Хрестоматия школьника».
-
Литература 5-11 классы. Редактор презентаций
-
Хрестоматия школьника. Литература.
-
Хрестоматия школьника по русской литературе
-
Русская литература от Нестора до Маяковского
-
Русская поэзия XVII-XX веков
-
Библиотека школьника по литературе
-
Русская драматургия от Сумарокова до Хармса
Календарно-тематическое планирование курса
10 класс
(105 часов)
№
Дата
Тема урока
Виды и формы контроля
Кол-во часов
план
факт
Введение (2 ч.)
1
1.Русская литература в контексте мировой культуры.
Предварительный тестирование
1
2
2.Основные темы и проблемы русской литературе XIX века. Выявление уровня литературного развития учащегося
Текущий фронтальный опрос
1
Русская литература первой половины XIX века (29 ч.)
3
1. А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина. Развитие реализма в лирике, поэмах, прозе и драматургии
Предварительный
фронтальный опрос
практикум
1
4
2. Романтическая лирика А.С.Пушкина периода Южной и Михайловской ссылок
Текущий
индивидуальный опрос
1
5
3. Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина
Текущий
Практикум
проверка групповой работы
1
6
4. Эволюция темы свободы и рабства в лирике А.С.Пушкина
Текущий
Практикум
1
7-8
5-6. Философская лирика А.С.Пушкина. Тема жизни и смерти
Текущий
Практикум
2
9
7. Петербургская повесть А.С.Пушкина «Медный всадник». Человек и история в поэме.
Текущий
Практикум индивидуальный опрос
1
10-11
8-9. Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник»
Проверка подготовленных сообщений, индивидуальный опрос
Тест
2
12-13
10-11. Р/р. Классное сочинение по творчеству А.С.Пушкина.
Итоговый
сочинение
2
14
12. Этапы биографии и творчества М.Ю.Лермонтова. Основные темы и мотивы лирики
Предварительный
Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос
1
15
13. Молитва как жанр в лирике М.Ю.Лермонтова
Текущий
Опрос
практикум
1
16-17
14-15. Тема жизни и смерти в лирике М.Ю.Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик», «Сон», «Завещание»
Текущий
опрос,
практикум, проверка групповой работы
2
18-19
16-17. Философские мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. «Как часто пёстрою толпою окружён…» как выражение мироощущения поэта
Текущий
опрос,
практикум, проверка групповой работы
2
20-21
18-19. Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова. Подготовка к домашнему сочинению по лирике М.Ю.Лермонтова (в/ч)
Текущий
опрос,
Машинный (программированный) контроль
2
22-23
20-21. Р/р. Классное сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова.
Итоговый
Сочинение
2
24-25
22-23. Этапы биографии и творчества Н.В.Гоголя. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начала в сборнике «Миргород»
Предварительный
Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос
2
26
24. «Петербургские повести» Н.В.Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях»
Проверка подготовленных сообщений
1
27
25. Н.В.Гоголь «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода
Текущий
Практикум проверка групповой работы
1
28
26. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект»
Текущий
проверка исследования
1
29
27. В/ч. Повесть Н.В.Гоголя «Портрет». Место повести в «Петербургских повестях».
Текущий
Практикум проверка групповой работы
1
30-31
28-29. Р/р. Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.
Итоговый Сочинение
2
Русская литература второй половины XIX века (69 ч.)
32
1.Обзор русской литературы второй половины XIX века. Её основные проблемы
Предварительный опрос
1
33
2. Этапы биографии и творчества И.А.Гончарова. Место романа «Обломов в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». Особенности композиции романа
Предварительный
Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос
1
34
3. Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову
Текущий
Практикум проверка групповой работы
1
35
4. «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе
Текущий
Практикум проверка групповой работы
1
36
5. «Что такое обломовщина»? Роман «Обломов» в русской критике
Текущий
проверка исследования тест
1
37
6. Этапы биографии и творчества А.Н.Островского. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. «Отец русского театра»
Предварительный
Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос
1
38-39
7-8. Драма «Гроза». История создания, система образов, приёмы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия
Текущий
Практикум проверка групповой работы
2
40
9. Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «тёмного царства»
Текущий
Практикум проверка групповой работы
1
41
10. Протест Катерины против «тёмного царства». Нравственная проблематика пьесы
Текущий
Практикум проверка групповой работы
1
42
11. Споры критиков вокруг драмы «Гроза»
Текущий
проверка исследования
1
43
12. Этапы биографии и творчества И.С.Тургенева. «Записки охотника» и их место в русской литературе
Предварительный Проверка подготовленных сообщений фронтальный опрос
1
44
13.И.С.Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»
Текущий
проверка исследования
1
45
14.Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя
Текущий
Практикум проверка групповой работы
1
46
15.«Отцы и дети» в романе «Отцы и дети»
Текущий
Практикум проверка групповой работы
1
47
16.Любовь в романе «Отцы и дети»
Текущий
Практикум проверка групповой работы
1
48-49
17-18.Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети»
Текущий
Практикум проверка исследования
2
50
19. К/р. Зачетная работа за I полугодие по творчеству писателей Гончарова, Островского, Тургенева.
Итоговый Контрольная работа
1
51-52
20-21. Этапы биографии и творчества Ф.И.Тютчева. Единство мира и философия природы в его лирике. «Не то, что мните вы, природа…», «Как хорошо ты, о море ночное», «Природа - сфинкс».
Предварительный Проверка подготовленных сообщений фронтальный опрос
2
53
22. Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья», «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…»
Текущий
Практикум проверка групповой работы
1
54
23. Любовная лирика Ф.И.Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим…», «Я встретил вас - и все былое…»
Текущий
Практикум проверка групповой работы
1
55
24. Этапы биографии и творчества А.А.Фета. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта», «Летний вечер тих и ясен», «Я пришел к тебе сприветом»
Предварительный Проверка подготовленных сообщений фронтальный опрос
1
56
25. Любовная лирика А.А.Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи
Текущий
Практикум проверка групповой работы
1
57
26. В/ч. Этапы биографии и творчества А.К.Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К.Толстого
Предварительный Проверка подготовленных сообщений фронтальный опрос
1
58
27. Этапы биографии и творчества Н.А.Некрасова. Социальная трагедия народа в городе и в деревне. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной», «Надрывается сердце от муки»
Предварительный Проверка подготовленных сообщений фронтальный опрос
1
59
28. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Умру я скоро», «Блажен незлобивый поэт».
Текущий
Практикум проверка групповой работы
1
60
29. Н.А.Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, в часу шестом…», «Музе», «О Муза! Я у двери гроба»
Текущий
Практикум проверка групповой работы
1
61
30. Тема любви в лирике Н.А.Некрасова, её психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Тройка», «Внимая ужасам войны»
Текущий
Практикум проверка групповой работы
1
62
31. Замысел, история создания и композиция поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка»
Текущий
Практикум проверка групповой работы
1
63
32. Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Текущий
Практикум проверка групповой работы
1
64
33. Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Текущий
Практикум проверка групповой работы
1
65
34. Особенности языка поэмы. Фольклорное начало в поэме.
Текущий
проверка исследования
1
66
35. Этапы биографии и творчества Ф.М.Салтыкова-Щедрина. Проблема и поэтика сказок
Предварительный Проверка подготовленных сообщений фронтальный опрос
1
67-68
36-37. В/ч. Обзор романа Ф.М.Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа.
Текущий
Практикум проверка групповой работы
2
69
38. Этапы биографии и творчества Л.Н.Толстого. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека
Предварительный Проверка подготовленных сообщений фронтальный опрос
1
70
39. В/ч. Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого.
Текущий
Практикум проверка групповой работы
1
71
40. История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе
Текущий
Практикум проверка групповой работы
1
72-73
41-42. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова
Текущий
Практикум проверка групповой работы
2
74
43. Женские образы в романе «Война и мир»
Текущий
Практикум проверка групповой работы
1
75
44. Семья Ростовых и семья Болконских
Текущий
Практикум проверка групповой работы
1
76-77
45-46. Тема народа в романе «Война и мир»
Текущий
Практикум проверка групповой работы
2
78
47. Кутузов и Наполеон
Текущий
Практикум проверка групповой работы
1
79-80
48-49. Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Художественные особенности романа
Проверка подготовленных сообщений фронтальный опрос
2
81
50. Анализ эпизода из романа «Война и мир». Р/р. Подготовка к домашнему сочинению.
Итоговый сочинение
1
82
51. Этапы биографии и творчества Ф.М.Достоевского. Идейные и эстетические взгляды
Предварительный Проверка подготовленных сообщений фронтальный опрос
1
83
52. Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М.Достоевского
Текущий
Практикум проверка групповой работы
1
84-85
53-54. История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе
Текущий
Практикум проверка групповой работы
2
86
55. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта
Текущий
Практикум проверка групповой работы
1
87
56. «Двойники» Раскольникова
Текущий
проверка исследования
1
88
57. Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе. Р/р. Подготовка к домашнему сочинению.
Итоговый, тест
Сочинение
1
89
58. Этапы биографии и творчества Н.С.Лескова. Повесть «Очарованный странник» и её герой Иван Флягин. Поэтика названия повести
Предварительный Проверка подготовленных сообщений фронтальный опрос
1
90
59. Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа
Текущий
Практикум проверка групповой работы опрос
1
91
60.В/ч. Катерина Кабанова и Катерина Измайлова (по пьесе «Гроза» и рассказу «Леди Макбет Мценского уезда»)
Текущий
Практикум проверка групповой работы опрос
1
92
61. Этапы биографии и творчества А.П.Чехова. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре»
Предварительный Проверка подготовленных сообщений фронтальный опрос
1
93
62. Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов «Студент», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Чёрный монах»
Текущий
проверка исследования
2
94
63. Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»
Текущий
Практикум проверка групповой работы опрос
1
95
64. Особенности драматургии А.П.Чехова
Текущий
Практикум проверка групповой работы опрос
1
96
65. История создания, жанр, система образов комедии «Вишнёвый сад». Разрушение дворянского гнезда
Текущий
Практикум проверка групповой работы опрос
1
97
66. Символ сада в комедии «Вишнёвый сад». Своеобразие чеховского стиля
Текущий
Практикум проверка групповой работы опрос
1
98
67. К/р. Зачетная работа
Итоговый
зачет
1
99
Из литературы народов России
68. В/ч. К.Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира». Изображение Тяжёлой жизни простого народа. Специфика художественной образности.
Текущий
Практикум проверка групповой работы опрос
1
100
69. Итоговый урок «Нравственные уроки русской литературы XIX века
Итоговый Контрольная работа
1
Из зарубежной литературы (5 ч.)
101-102
1-2. «Вечные» вопросы зарубежной литературы. Романтизм, реализм и символизм в произведениях зарубежной литературы А.Рембо «Пьяный корабль»
Предварительный Проверка подготовленных сообщений фронтальный опрос
3
103-104
3-4. В/ч. Г.Ибсен «Кукольный дом», Ги де Мопассан «Ожерелье»
Текущий Проверка подготовленных сообщений фронтальный опрос
2
105
5. Урок - смотр знаний
Тестирование
Проверка подготовленных сообщений
1
Календарно-тематическое планирование курса
11 класс
105 часов
№
Дата
Тема урока
Кол-во часов
Виды, формы контроля
план
факт
Введение (1ч.)
1.
1.Судьба России в XX веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы XX века (лекция).
1
Предварительный тестирование
Литература начала XX века (48 ч.)
Писатели-реалисты начала XX века (15 ч.)
2
1.И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А.Бунина: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество»
1
Опрос, практикум
3-4
2-3.И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско». Поэтика рассказа
2
Текущий фронтальный опрос
5-6.
4-5.Тема любви в рассказе «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе писателя
2
Текущий
Практикум
проверка групповой работы
7
6.Психологизм и особенности «внешней изобразительности» бунинской прозы
1
Текущий
Практикум
8
7.А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Автобиографический и гуманистический характер повести
2
Предварительный
Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос
9-10
8-9. Р/р. Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет» Подготовка к сочинению.
2
Итоговый
Сочинение
11-12
10-11.М.Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль»
2
Предварительный
Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос
13
12. «На дне» как социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга
2
Текущий
Опрос
практикум
14-15
13-14.Три правды в пьесе «На дне». Смысл названия пьесы
2
Текущий
Опрос
Практикум, проверка групповой работы
16
15. К/р. Письменная работа по творчеству М.Горького.
1
Итоговый
Сочинение
Серебряный век русской поэзии (18 ч.)
17
1. Русский символизм и его истоки. «Старшие символисты»: Н.Минский, Д.Мержковский, З.Гиппиус, В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб.
«Младосимволисты»: А.Белый, А.Блок, В.Иванов
1
Предварительный
Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос
18
2. В.Я.Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник символизма. Проблематика и стиль произведений В.Я.Брюсова: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны»
1
Текущий
Практикум
проверка групповой работы
19
3. В/ч. Лирика поэтов-символистов: К.Д.Бальмонт («Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник») А.Белый (сборники «Золото в лазури», «Пепел», «Урна»).
1
Текущий
Практикум
проверка групповой работы
20
4.Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма: Н.Гумилёв, С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Кузмина (лекция).
1
Текущий
проверка исследования
21-22
5-6.Н.С.Гумилев. Слово о поэте. Проблематика и поэтика лирики Н.С.Гумилёва: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай»
2
Предварительный
Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос
23
7.Футуризм как литературное направление. Русские футуристы: И.Северянин, В.Маяковский, В.Хлебников, Б.Пастернак. Поиски новых поэтических форм в лирике И.Северянина: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны»
1
Текущий
Практикум
проверка групповой работы
тест
24
8.А.А.Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики: «Стихи о прекрасной даме»
1
Текущий
Практикум проверка групповой работы
25
9.Тема страшного мира в лирике А.А.Блока. Развитие понятия об образе-символе: «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Вхожу я в тёмные храмы…», «Фабрика»
1
Текущий
Практикум
проверка групповой работы
26
10.Тема Родины в лирике А.Блока: «Россия», «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…», «На железной дороге»
1
Текущий
Практикум
проверка групповой работы
27-28
11-12.Поэма «Двенадцать» и сложность её художественного мира
2
Текущий
проверка исследования тест
29
13. В/ч. Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А.Клюев: «Рождество избы», «Вы обещали нам сады…», «Я посвященный от народа». Жизнь и творчество.
1
Предварительный
Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос
30
14.С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Письмо матери»
1
Предварительный
Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос
31
15.Тема России в лирике С.А.Есенина: «Русь советская», «Я покинул родимый дом…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Возвращение на родину»
1
Текущий
Практикум
проверка групповой работы
32
16.Любовная тема в лирике С.А.Есенина: «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Собаке Качалова», «Не бродить, не мять в кустах багряных…» (практикум).
1
Текущий
Практикум проверка групповой работы
33
17.Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С.А.Есенина. Трагизм восприятия гибели русской деревни: «Сорокоуст», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу»
1
Текущий
Практикум проверка групповой работы
34
18. В/ч. Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы».
Литература 20-х годов (8 ч)
1
Текущий
проверка исследования
35
1.Литературный процесс 20-х годов. Литературные объединения: «Пролеткульт», «Кузница», «ЛЕФ», «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» (лекция).
1
Предварительный
Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос
36-37
2-3.Обзор русской литературы 20-х годов. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов: И.Бебель «Конармия», А.Фадеев «Разгром», Б.Пильняк «Голый год» (семинар).
2
Предварительный
Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос
38
4.Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи: А.Блок, З.Гиппиус, А.Белый, М.Цветаева.
Русская эмигрантская сатира: А.Аверченко «Дюжина ножей в спину революции», Тэффи «Ностальгия»
(семинар).
1
Предварительный
Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос
39-40
5-6.В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Пафос революционного переустройства мира: «Прозаседавшиеся» (лекция, беседа).
2
Текущий
Проверка подготовленных сообщений фронтальный опрос
41
7.Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского: «Лиличка!», « Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой» (практикум).
1
Текущий
Практикум проверка групповой работы
42
8. Тема поэта и поэзии в творчестве В.В.Маяковского: «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину». Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского (беседа)
1
Итоговый
Тест
Сочинение
43
Литература 30-х годов.(25 ч)
1.Литература 30-х годов. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы: А.Ахматова, М.Цветаева; новая волна поэтов - А.Твардовский, И.Сельвинский; А.Толстой, К.Симонов, М.Шолохов, Н.Островский (лекция).
1
Предварительный
Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос
44
2.М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. Судьбы людей и революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбинных» (лекция, беседа).
1
Текущий
Практикум проверка групповой работы
45-46
3-4. История создания, проблемы и герои романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» (беседа, практикум).
1
Текущий
Практикум проверка групповой работы
47-48
5-6. Жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». Р/р. Подготовка к домашнему сочинению
2
Итоговый
Тест
Сочинение
49
7.К/р. Зачетная работа
1
Итоговый
зачет
50-51
8-9.А.П.Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован».
2
Предварительный
Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос
52
10.А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство любовной лирики: «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…» (лекция, практикум).
1
Предварительный
Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос
53
11.Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой: «Мне ни к чему одические рати», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Приморский сонет» (практикум).
1
Текущий
Практикум проверка групповой работы
54-55
12-13.Поэма А.Ахматовой «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти (практикум).
2
Текущий
Практикум проверка групповой работы
56-57
14-15.О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество. Трагический конфликт поэта и эпохи: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…» (лекция, практикум).
2
Предварительный
Проверка подготовленных сообщений, опрос
58-59
16-17. М.И.Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М.Цветаевой: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Стихи к Пушкину». Тема родины: «Тоска по Родине! Давно…», «Стихи о Москве» (лекция, практикум). Р/р. Подготовка к домашнему сочинению.
2
Предварительный
Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос
тест
60
18.М.А.Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы» (лекция).
1
Предварительный
Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос
61-62
19-20.Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа (беседа).
2
Текущий
Практикум проверка групповой работы
63-64
21-22.Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» (беседа).
2
Текущий
Практикум проверка групповой работы
65
23.Женские судьбы в романе «Тихий Дон» (беседа).
1
Текущий
Практикум проверка исследования
66
24.Мастерство М.А.Шолохова в романе «Тихий Дон» (практикум).
1
Текущий
Практикум проверка исследования
67
25. К/р. Письменная работа по творчеству М.А.Шолохова. Р/р. Подготовка к домашнему сочинению.
1
Итоговый
Контрольная работа
сочинение
68
Литература периода Великой Отечественной войны (1 ч) 1.Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия. А.Ахматова, Б.Пастернак, К.Симонов, А.Толстого, М.Шолохова, К.Паустовский, А.Платонов (лекция, беседа).
1
Предварительный
Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос
69-70
Литература 50-90-х годов(22ч)
1-2.Литература второй половины XX века. Поэзия 60-х годов: В.Соколов, Н.Рубцов, Ю.Друнина, Б.Ахмадулина, Р.Рождественский, А.Вознесенский, Е.Евтушенко (лекция, беседа).
2
Предварительный
Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос
71
3.Новое осмысление военной темы в литературе 50-90-х годов: Ю.Бондарев, В.Богомолов, В.Некрасов, В.Быков, К.Воробьёв, Б.Васильев (семинар).
1
Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос
72-73
4-5. А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика А.Твардовского. Осмысление темы войны: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» (лекция, практикум).
2
Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос
практикум
74-75
6-7. Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики. Основные темы и мотивы его поэзии: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти до самой сути…», «Гамлет», «Зимняя ночь» (лекция, практикум).
2
Предварительный
Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос
практикум
76-77
8-9. В.ч. Б.Л.Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие.
2
Текущий
Практикум проверка исследования
78-79
10-11. А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в творчестве писателя. Повесть «Один день Ивана Денисовича» (лекция, беседа).
2
Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос
практикум
80
12. В.ч. В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов».
1
Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос
практикум
81
13. Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Основные темы и мотивы лирики поэта и её художественное своеобразие: «Видения на холме», «Русский огонёк», «Я буду скакать по полям задремавшей Отчизны…» (лекция, практикум).
1
Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос
практикум
82-83
14-15. «Деревенская» проза в современной литературе. В.П.Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в рассказах «Царь-рыбы». Нравственные проблемы романа «Печальный детектив» (лекция, беседа).
2
Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос
практикум
84-85
16-17. В.Г.Распутин. Нравственные проблемы произведений «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни». Р/р. Подготовка к домашнему сочинению.
2
Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос
практикум
86
18. И.А.Бродский. Слово о поэте. Проблемно-тематический диапазон лирики поэта: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» (беседа, практикум).
1
Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос
практикум
87
19. Б.Ш.Окуджава. Слово о поэте. Военные мотивы в лирике поэта: «До свидания, мальчики», «Ты шепчешь, как река. Странное название…», «Когда мне невмочь пересилить беду…» (практикум).
1
Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос
практикум
88
20. В.ч. «Городская» проза в современной литературе. Ю.В.Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен».
1
Текущий
Практикум проверка групповой работы
89
21. В.ч. Темы и проблемы современной драматургии. А.В.Вампилов. Слово о писателе. Пьеса «Утиная охота».
1
Текущий
Практикум проверка групповой работы
90
22. К/р. Письменная работа по литературе 50-90-х годов..
1
Итоговый
Контрольная работа
Из литературы народов России (4ч.)
91-92
1-2.Основные направления и тенденции развития современной литературы: проза реализма и «неореализма», поэзия, литература Русского зарубежья последних лет (лекция).
1
Предварительный Проверка подготовленных сообщений фронтальный опрос
93-94
3-4. В.ч. М.Карим. Жизнь и творчество. Отражение вечного движения жизни. Тема памяти о родных местах, мудрости предков: «Подует ветер - всё больше листьев», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду…», «Птиц выпускаю».
1
Текущий
Практикум проверка групповой работы
Из зарубежной литературы (11ч.)
95-96
1-2. В.ч. Д.Б.Шоу. Пьесы «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион».
2
Предварительный
Проверка подготовленных сообщений фронтальный опрос
практикум
97-98
3-4. В.ч.Т.С.Элиот. Слово о поэте. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Многообразие мыслей и настроений стихотворения.
2
Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос, практикум
99-100
5-6. В.ч. Э.М.Хемингуэй. Слово о писателе и его романах «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море».
2
Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос, практикум
101-102
7-8. В.ч. Э.М.Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования.
2
Проверка подготовленных сообщений, фронтальный опрос, практикум
103-104
9-10.Проблемы и уроки литературы XX века (семинар).
2
Итоговый
Проверка подготовленных сообщений
105
11. Итоговый урок
1
Итоговый, тест