Рабочая программа русский язык 10-11 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по русскому языку

10-11 классы

Пояснительная записка

Рабочая программа создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития детей. Принципы организации учебного материала соответствуют изложенным в программе по русскому языку для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений Т.В.Раман «Тематическое и поурочное планирование по русскому языку к «Пособию для занятий по русскому языку в старших классах» В.Ф. Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. М.,«Экзамен», 2010.

На изучение русского языка в 10-11 классах отводится по 68 часов 2 часа в неделю, из них проверочных работ-2, тестов-10, контрольных работ-2.

Цель преподавания русского языка - формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.

Задачи преподавания русского языка в 10-11 классе:

  • совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;

  • систематизация основных орфографических правил и умение их применять;

  • обеспечение практического использования лингвистических знаний и умений на уроках русского языка, в работе с текстом;

  • закрепить и углубить знания по фонетике, графике, словообразованию, грамматике;

  • повышение грамотности устной и письменной речи;

  • совершенствование всех видов речевой деятельности учащегося:

  • овладение нормами русского литературного языка;

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;

  • формирование умений и навыков связного, логического изложения мыслей в устной и письменной форме;

  • развитие самостоятельной деятельности учащегося;

  • подготовка к итоговой аттестации;

  • воспитание учащегося средствами самого предмета.

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоениезнаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

Для реализации программы используется УМК С. Е. Крючкова, В. Ф. Грекова, Л. А. Чешко.

Учебник: С. Е. Крючков, В. Ф. Греков, Л. А. Чешко «Русский язык 10 класс», Москва «Просвещение» 2012 год.

Содержание школьного курса русского языка в 10 классе

Изучение систематического элементарного курса грамматики, фонетики, лексики, словообразования, синтаксиса и пунктуации заканчивается в 9 классе, поэтому на завершающем этапе обучения предусмотрена коррекционная работа, систематизация и углубление знаний. Ведущие правила орфографии и пунктуации представлены в сравнении и сопоставлении, дополнены необходимыми сведениями из исторической грамматики и этимологии, что делает учебный материал более доступным и понятным, помогает учащимся осознать причинно-следственные связи между фактами языка.

Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий в русской орфографической системе. Орфография как система правил правописания. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них.

Правописание морфем. Правописание корней: правописание гласных и согласных корня.

Правописание приставок.

Правописание суффиксов. Н и НН в суффиксах.

Орфограммы в окончаниях.

Правописание служебных частей речи. Не с разными частями речи. Правописание производных предлогов. Омофоны оттого - от того, зато - за то и др.

Орфографические правила, требующие различения морфем: О и Е после шипящих и ц, Ы и И после ц, разделительный Ъ и Ь, согласные на стыке морфем.

Слитные, дефисные, раздельные написания. Система правил. Работа со словарём.

Написание строчных и прописных букв. Ознакомление с основным содержанием данного раздела орфографии. Работа со словарём.

В конце изучения каждой темы даётся материал для контроля: диктант или тест.

Предусмотрены уроки по развитию речи: изложения с элементами сочинения, сочинения-рассуждения, эссе и др.

Содержание учебного курса для 11 класса

Изучение систематического элементарного курса грамматики, фонетики, лексики, словообразования, синтаксиса и пунктуации заканчивается в 9 классе, поэтому на завершающем этапе обучения предусмотрена коррекционная работа, систематизация и углубление знаний. Ведущие правила орфографии и пунктуации представлены в сравнении и сопоставлении, дополнены необходимыми сведениями из исторической грамматики и этимологии, что делает учебный материал более доступным и понятным, помогает учащимся осознать причинно-следственные связи между фактами языка.

В рамках подготовки к новому типу экзамена по русскому языку - ЕГЭ, проводится ознакомительная работа с КИМами в начале 10 класса, затем на уроках уделяется время практической работе по ЕГЭ согласно материалам урока.

Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий в русской орфографической системе. Орфография как система правил правописания. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них.

Правописание морфем. Правописание корней: правописание гласных и согласных корня.

Правописание приставок.

Правописание суффиксов. Н и НН в суффиксах.

Орфограммы в окончаниях.

Правописание служебных частей речи. Не с разными частями речи. Правописание производных предлогов. Омофоны оттого - от того, зато - за то и др.

Орфографические правила, требующие различения морфем: О и Е после шипящих и ц, Ы иИ после ц, разделительный Ъ и Ь, согласные на стыке морфем.

Слитные, дефисные, раздельные написания. Система правил. Работа со словарём.

Написание строчных и прописных букв. Ознакомление с основным содержанием данного раздела орфографии. Работа со словарём.

В конце изучения каждой темы даётся материал для контроля: диктант или тест.

Предусмотрены уроки по развитию речи: изложения с элементами сочинения, сочинения-рассуждения, эссе и др.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

    • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству; самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Таблица тематического распределения часов

п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа по классам

10 класс

11 класс

1.

Введение

2.

Лексика

3.

Орфоэпия

4.

Морфемика. Словообразование. Орфография

13ч

12ч

5.

Морфология и орфография

29ч

30ч

6.

Служебные части речи

7.

Повторение и обобщение изученного

1.

Введение

2.

Синтаксис и пунктуация

3.

Словосочетание

4.

Простое предложение

20ч

21ч

5.

Сложное предложение

25ч

24ч

6.

Стили речи

12ч

12ч



















Календарно - тематическое планирование уроков русского языка в 10 классе

(68 ч, 2 часа в неделю) по учебнику для 10 класса, авторы: В. Ф. Греков, С. Е. Крючков,

Л. А. Чешко.

п/п

Содержание (разделы, темы)

Предполагаемая дата

Фактическая дата

Введение.(5ч.)

1.

Русский язык в современном мире.

03.09.

2.

Стили и типы речи.

05.09.

3.

Понятие о норме литературного языка. Типы норм.

10.09.

4.

Практическая работа. Типы норм литературного языка.

12.09.

5.

Практическая работа. Редактирование текста. Комплексный анализ текста.

14.09.

Лексика.(7ч)

6.

Лексическое значение слова.

17.09.

7.

Основные лексические группы слов. Омонимы. Паронимы.

19.09.

8.

Синонимы, антонимы.

24.09.

9.

Русская фразеология.

26.09.

10.

Фигуры речи как выразительные средства языка.

01.10.

11.

Словари русского языка.

03.10.

12.

Тест по теме: «Лексика».

08.10.

Орфоэпия.(1ч)

13.

Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка.

10.10.

Морфемика. Словообразование. Орфография.(12ч)

14.

Принципы русской орфоэпии. Употребление прописных букв.

15.10.

15.

Состав слова. Основные способы образования слов.

17.10.

16.

Правописание гласных в корне слова.

22.10.

17.

Правописание согласных в корне слова. Двойные согласные.

24.10.

18.

Правописание приставок. Международные словообразовательные элементы.

29.10.

19.

Сочетание согласных на стыке приставок и корня.

31.10.

20.

Употребление разделительных ъ и ь.

12.11.

21.

Буквы И и Ы после приставок.

14.11.

22.

Правописание гласных после шипящих и Ц.

19.11.

23.

Правописание сложных слов. Правила переноса слов.

21.11.

24.

Тест по теме: «Морфемика. Словообразование».

26.11.

25.

Резервный урок.

28.11.

Морфология и Орфография. (30ч)

26.

Имя существительное. Морфологический разбор имени существительного. Род и число существительных.

03.12.

27.

Правописание окончаний и суффиксов имён существительных.

05.12.

28-29.

Правописание окончаний и суффиксов имён существительных. Орфоэпические и морфологические нормы.

10.12.

30.

Правописание фамилий и названий населённых пунктов в творительном падеже.

12.12.

31.

Правописание сложных имён существительных.

17.12.

32.

Имя прилагательное. Морфологический разбор имени прилагательного.

19.12.

33.

Правописание суффиксов и окончаний имён прилагательных. Морфологические нормы.

24.12.

34.

Контрольная работа.

26.12.

35.

Анализ контрольной работы.

14.01.

36.

Резервный урок.

16.01.

37.

Правописание сложных имён прилагательных.

21.01.

38.

Тест по темам: «Имя существительное», «Имя прилагательное».

23.01.

39.

Имя числительное. Морфологический разбор существительного.

28.01.

40.

Правописание имён числительных. Морфологические нормы.

30.01.

41.

Местоимение. Морфологический разбор местоимения.

04.02.

42.

Правописание местоимений. Морфологические нормы.

06.02.

43.

Тест по теме: «Имя числительное».

11.02.

44.

Тест по теме: «Местоимение».

13.02.

45.

Глагол. Морфологический разбор глагола.

18.02.

46.

Правописание глаголов. Морфологические нормы.

20.02.

47.

Причастие. Морфологический разбор причастия.

25.02.

48-49.

Правописание причастий. Морфологические нормы.

27.02.

50.

Деепричастие. Морфологический разбор деепричастия.

04.03.

51.

Правописание деепричастий. Морфологические нормы.

06.03.

52.

Тест по теме: «Глагол».

13.03.

53.

Тест по теме: «Причастие», « Деепричастие».

15.03.

54.

Наречие. Морфологический разбор наречия.

20.03.

55.

Правописание наречий. Морфологические нормы.

22.03.

56.

Категория состояния. Морфологический разбор категории состояния.

03.04.

57.

Тест по темам: «Наречие», «Категория состояния».

05.04.

58.

Резервный урок.

10.04.

Служебные части речи.(6ч)

59.

Предлог как служебная часть речи. Правописание предлогов.

12.04.

60.

Союз как служебная часть речи. Правописание союзов.

17.04.

61-62.

Частица как служебная часть речи. Правописание частиц.

19.04.

63.

Междометие как часть речи.

26.04.

64.

Тест по темам: «Служебные части речи, междометие».

06.05.

Повторение и обобщение изученного.(5ч)

65.

Итоговый тест по программе 10 класс

15.05.

66.

Итоговый контрольный диктант.

22.05.

67.

Подведение итогов года.

24.05.

68.

Резервный урок.

29.05.





Календарно - тематическое планирование по русскому языку для 11 класса

(68 ч, 2 часа в неделю) по учебнику для 11 класса, авторы: В. Ф. Греков, С. Е. Крючков,

Л. А. Чешко.

п/п

Содержание (разделы, темы)

Предполагаемая дата

Фактическая дата

1.

Слово о русском языке. Русский язык как развивающееся явление.

04.09.

Синтаксис и пунктуация.(1ч)

2.

Принципы русской пунктуации. Употребление знаков препинания. Пунктуационный анализ текста.

06.09.

Словосочетание (2ч)

3.

Словосочетание. Виды синтаксической связи.

11.09.

4.

Контрольная работа по теме: «Словосочетание».

13.09.

Простое предложение.(21ч)

6.

Простое неосложнённое предложение. Грамматическая основа предложения.

18.09.

7.

Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные предложения.

20.09.

8.

Двусоставные и односоставные предложения. Синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения.

25.09.

9.

Полные и неполные предложения.

27.09.

10.

Тире между подлежащим и сказуемым.

02.10.

11.

Второстепенные члены предложения.

04.10.

12.

Практическая работа по темам: «Второстепенные члены предложения», «Двусоставные и односоставные предложения».

09.10.

13.

Тест по теме: «Простое предложение».

11.10.

14.

Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения и знаки препинания при них.

16.10.

15.

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях.

18.10.

16.

Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.

23.10.

17.

Тест по теме: «Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения».

25.10.

18.

Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения и приложения.

30.10.

19.

Построение оборотов с распространёнными определениями, выраженными причастиями прилагательными.

01.11.

20.

Обособленные обстоятельства. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями.

13.11.

21.

Знаки препинания при сравнительном обороте. Уточняющие члены предложения.

15.11.

22.

Контрольная работа по теме: «Обособленные члены предложения».

20.11.

23.

Тест по теме «Обособленные члены предложения».

22.11.

24.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Вводные слова и предложения. Знаки препинания в предложениях со вставными конструкциями.

27.11.

25.

Обращения и знаки препинания при них.

29.11.

26.

Тест по теме «Обособленные члены предложения».

04.12.

27.

Резервный урок.

06.12.

Сложное предложение (24ч)

28.

Сложное предложение. Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

11.12.

29.

Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

13.12.

30.

Основные группы придаточных предложений по значению.

18.12.

31.

Тест по темам «Сложносочинённое предложение», «Сложноподчинённое предложение с одним придаточным».

20.12.

32.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

25.12.

33-34.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

27.12, 15.01.

35-36.

Сложные предложения с разными видами связи: сочинительной, подчинительной, бессоюзной.

17.01, 22.01.

37.

Тест по темам «Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными», «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении».

24.01.

38-39.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью. Знаки препинания при цитировании».

29.01, 31.01.

40.

Синтаксическая синонимия.

05.02.

41.

Синтаксические нормы.

07.02.

42.

Изобразительно-выразительные средства русского языка.

12.02.

43.

Стилистика

14.02.

44.

Контрольный диктант.

19.02.

45.

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

21.02.

46.

Резервный урок.

26.02.

47-48.

Р.Р. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Проблема, авторская позиция.

28.02, 05.03.

49-50.

Р.Р. Обучающее сочинение-рассуждение.

07.03, 12.03.

Стили речи. (12ч)

51.

Публицистический стиль и его особенности.

14.03.

52-53.

Жанры ПС: путевой очерк, портретный очерк, проблемный очерк.

19.03, 21.03.

54-55.

Написание рецензий по тексту публицистического стиля.

04.04, 09.04.

56.

Художественный стиль и его особенности.

11.04.

57.

Виды тропов и стилистических фигур.

16.04.

58-59.

Написание рецензий по тексту художественного стиля.

18.04, 23.04.

60.

Научный стиль и его особенности.

25.04.

61.

Научно-популярный подстиль.

30.04.

62.

Разговорный стиль речи.

02.05.

63-64.

Р.Р. Особенности рассуждения как типа речи. Практическая работа. Типологический анализ текста-рассуждения.

07.05, 14.05.

65-68.

Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ.

16.05, 21.05, 23.05, 28.05.

Список литературы для учащихся:

  1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. Учебник для 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений- М. «Просвещение» 2008 г.

  2. ЕГЭ-2014. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов/под редакцией И. П. Цыбулько- М.: Издательство «Национальное образование» 2013.

  3. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие Н. А. Сенина, А. Г. Нарушевич.- Издательство 4-е, переработанное-Ростов-на-Дону :Легион, 2013.

  4. ЕГЭ. Практикум по русскому языку. Работа над комментарием и сформулированной проблемой текста и аргументацией собственного мнения: подготовка к выполнению части 3 (С). Г. Т. Егорова.-М: Издательство «Экзамен», 2012.

Список литературы для учителя:

5.Т.В.Раман. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку. К «Пособию для занятий по русскому языку в старших классах» В,Ф,Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. М.,«Экзамен», 2004.

6.Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразов. учреждений/ Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А., М., 2009.

7.Методическое пособие Золотарева И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку.11 класс.. М. ВАКО,2005.

8.Н.В. Егорова и др. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ.- М.: ВАКО, 2004.

9.А.И. Власенков. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы. М.: «Просвещение», 2000.

10.Единый государственный экзамен Русский язык 2011-2012 гг. Контрольные измерительные материалы. М.:



Приложения

10 класс

Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография».

1. Диктант с грамматическим заданием

1)Рост населения нашей планеты - серьёзная проблема. 2)Она затрагивает самые глубокие проблемы истории, деликатные вопросы природы человека и общества, ценности и верования, утверждённые многовековыми традициями. 3)Установление взаимопонимания между гуманитарными и точными науками совершенно необходимо при изучении общества. 4) Человечество, являясь открытой системой, пока далеко не исчерпало своих ресурсов.

Грамматическое задание:

Вариант 1

Вариант 2

1.Выполнить фонетический разбор

Серьёзная (предложение 1)

Являясь (предложение 4)

2.Проанализировать морфемы с чередованием звуков.

В предложениях 1, 2 подчеркнуть слова с чередованием гласных в корне, в скобках записать слова с парными гласными.

В предложениях 1, 2 подчеркнуть слова с чередованием согласных в корне, в скобках записать слова с парными согласными.

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное».

1. Словарный диктант

Отзывчивый приятель, в дальнем странствии, в цветастом оперенье, свиная тушёнка, песчаный пляж, острого клюва, печёный пирог, привередливый начальник, юный возраст, башенный кран, беспомощный бельчонок, ежовые рукавицы, лебединая песня, кочевой народ, с волчьей стаей, черкесский язык, куцый хвостик, пятничный номер газеты, Серебряный век, молитвенный возглас, холщовая ткань, Прощёное воскресенье, дерзкий взгляд, будничные заботы, ветреная девушка, осиная талия, стойкий оловянный солдатик, вощёная дощечка, междугородний звонок.

2. Лингвистический разбор

Запишите предложение, сделайте его синтаксический разбор и морфологический разбор выделенных прилагательных.

Эта безлунная ночь, казалось, была так же прекрасна и великолепна, как прежде.

Практическая работа по теме «Анализ средств выразительности русской речи в авторских текстах»

1.Практическая работа. Анализ стихотворения.

Найдите изобразительно-выразительные средства в стихотворении А. Т. Твардовского «Две строчки» (1943) и определите их роль.

Из записной потёртой книжки

Две строчки о бойце-парнишке,

Что был в сороковом году

Убит в Финляндии на льду.

Лежало как-то неумело

По-детски маленькое тело.

Шинель ко льду мороз прижал,

Далёко шапка отлетела.

Казалось, мальчик не лежал,

А всё ещё бегом бежал,

Да лёд за полу придержал…

Среди большой войны жестокой,

С чего - ума не приложу,

Мне жалко той судьбы далёкой,

Как будто мёртвый, одинокий,

Как будто это я лежу,

Примёрзший, маленький, убитый

На той войне незнаменитой,

Забытый, маленький, лежу.

Контрольная работа по теме «Словосочетание».

1.Диктант с грамматическим заданием

В начале 21 века поистине всеохватывающий характер получили утилитарные нужды личного общения в торговле, дипломатии, быту, но не в силу частных жизненных и профессиональных условий, а под давлением межгосударственных политических, хозяйственных, научных и культурных связей, требующих широкого взаимопонимания, начиная от встреч глав правительств до массовых туристических экскурсий.

Грамматическое задание

Вариант 1

Вариант 2

1.Выполните фонетический разбор слова.

Жизненных

Требующих

2.Определите морфологическую принадлежность слов.

В силу

Начиная от

3.Определите тип подчинительной связи в словосочетании.

Поистине всеохватывающий

Личного общения



11 класс

Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения»

1.Диктант с грамматическим заданием

1)Полученный ответ рассматривался как согласие. 2)Мы встретимся с вами в ближайшее время, например, завтра. 3)Эти неприхотливые яркие цветы называют календулой, или ноготками. 4)Внизу сновали машины, как быстрые разноцветные жуки. 5)Несмотря на сильный встречный ветер и большую волну, катер продолжал упорно двигаться вперёд. 6)Недалеко от Санкт-Петербурга, в двадцати девяти километрах к западу, на острове Котлин, в Финском заливе, Пётр Первый заложил город-крепость Кронштадт. 7)Как-то вечером к отцу пришёл друг, доктор Ливси. 8) По вечерам он сидел в общей комнате в самом углу, у огня, и пил ром, слегка разбавляя его водой. 9)Я хотел бы знать: обретается ли он здесь, в этом доме, мой товарищ Билли? 10)Первые мореплаватели, покидая сушу, ориентировались по очертаниям берегов, по форме облаков и волн и, конечно, по звёздам. 11) Нельзя работать спустя рукава. 12)Счёт долгот на Земле ведут от Гринвичского, или нулевого, меридиана. 13)Некоторые библейские имена, в том числе Хам, Иуда, стали нарицательными. 14)Лицо его, исчерченное морщинами, оставалось невозмутимыми. 15)Пароход отчалил и, описав круг, побежал вниз. 16)В «Капитанской дочке» Пушкин изобразил Пугачёва как сильную, могучую, но крайне противоречивую натуру.

Грамматическое задание:

1.Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор предложений 2, 13.

2.Запишите номера односоставных предложениях, укажите их тип.

3.Запишите номера предложений с неоднородными определениями.

4.Среди предложений 12-16 найдите предложение, осложнённое обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

2.Синтаксический разбор предложений

1)Не остывшая от зною,

Ночь июльская блистала…

И над тусклою землёю

Небо, полное грозою,

Всё в зарницах трепетало…

2)И всю природу, как туман,

Дремота жаркая объемлет.

3)Одни зарницы огневые,

Воспламеняясь чередой,

Как демоны глухонемые,

Ведут беседу меж собой.

4)В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное…

5)Волны несутся, гремя и сверкая,

Чуткие звёзды гладят с высоты.

6)Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильные определения языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка диктантов

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка выполнения дополнительных заданий

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

Оценкаконтрольного словарного диктанта

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1 - 2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3 - 4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.

Оценка сочинений и изложений

Оценка «5» ставится

Содержание и речь

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно. -

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 - 2 речевых недочета.

Грамотность

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4» ставится

Содержание и речь

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 - 4 речевых недочетов.

Грамотность '

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3» ставится

Содержание и речь

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в IV классе - 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 - 2 речевых недочета.

Грамотность

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

14


© 2010-2022