Урок по русскому языку на тему «Правописание корней с чередованием Е-И»

"Описание материала: Перед Вами технологическая карта урока "по русскому языку на тему «Правописание корней с чередованием Е-И». Урок составлен с учётом ФГОС. На уроке использованы различные технологии (исследовательская, развивающая, проблемно-диалогическая, здоровьесберегающая), разные приёмы(фронтальная, индивидуальная, парная, творческая), методы и формы работы. Ученикам предлагается дифференцированное домашнее задание с элементами творчества (создание сказки, написание сочинения). Интере...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Предмет

Русский язык

Класс

5

Автор УМК

М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И. Капинос

Тема урока

Правописание корней с чередованием е - и

Вид урока

Урок открытия нового знания

Цель урока

Создать условия, способствующие приобретению знаний по теме "Чередование букв И-Е в корнях» и применению их в нестандартных учебных ситуациях.

Задачи урока

Познавательные

Практические

Общепредметные

Познакомить с условиями выбора гласных Е-И в корнях с чередованием

Сформировать умения находить корни с чередованием, правильно их писать, применяя правило

Воспитывать интерес к предмету, бережное отношение и любовь к родному русскому языку, языковую личность учащегося, нравственные качества школьников, чувство взаимоуважения, внимания друг к другу, трудолюбие

Развивать память, внимание, логическое мышление, речь, способности, эмоции, коммуникативные навыки.

Формировать умение работать самостоятельно, навыки самоконтроля и взаимоконтроля

Оборудование

Презентация. Раздаточный материал (для слабовидящих детей)

Методы

Информационно-развивающие - объяснение, самостоятельная работа с учебными пособиями, практические упражнения с тестами.

Репродуктивные методы - закрепление, повторение, обобщение, систематизация ранее изученного материала.

Интерактивные методы направлены для положительных эмоций получений знаний по русскому языку.

Объяснительно-иллюстративный - рассказ, беседа, лекция и др. с использованием Т.С.О. и наглядных пособий.

Приёмы

Устный опрос, письменная проверка.

Формы урока

Фронтальная, индивидуальная, парная, творческая

Технологии

Исследовательская, развивающая, проблемно-диалогическая, здоровьесберегающая.

Внутрипредметные связи

Фонетика, лексика, морфология, синтаксис, правописание гласных в корнях слов.

Межпредметные связи

Литература, русский язык и культура речи.

Планируемые результаты

Предметные

Личностные

Метапредметные (УУД)

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

1.Знать условия выбора гласных Е-И в корнях с чередованием.

2.Уметь применять теоретические знания правил на письме: видеть орфограмму и объяснять ее написание

1.Самоопределение. Способность учащихся решать личностно-значимые проблемы, готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению.

2.Смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

3.Стремление к совершенствованию речи.

4.Нравственно-этическая ориентация.

1.Целеполагание.

2. Формулирование учебной задачи, составление и корректировка плана работы в соответствии с поставленной задачей.

3.Определение степени успешности своей работы.

4. Самоконтроль, самооценка, самокоррекция

5. Саморегуляция как способность мобилизации сил и энергии.

1.Продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителем. Умение слушать собеседника и вести диалог.

2.Умение излагать и аргументировать свою точку зрения.

3.Умение точно и полно выражать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с учебной задачей и грамматическими и синтаксическими нормами русского языка

1. Умение ориентироваться в учебнике и тетради.

2. Постановка и решение проблемы.

3. Поиск и выделение необходимой информации, ее анализ, сопоставление, синтез, обобщение.

4.Построение логической цепочки рассуждения, нахождение доказательств.

5.Выдвижение гипотез и их обоснование.

6.Моделирование.

7. Установление причинно-следственных связей


Этапы урока

ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент.

Создание ситуации успеха.

Слайд 1

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку (учебник, тетрадь, дневник, словарь, пенал), создает комфортную рабочую атмосферу в классе, желает успеха.

-Здравствуйте, ребята, садитесь! Я рада видеть ваш хороший настрой на наш сегодняшний урок. Добрых вам открытий!

-Выберете ту картинку, которая соответствует вашему настроению («Солнышко», «Солнышко с облачком», «Тучка»)

Записываем число, классная работа, а следующую строчку отступаем и запишем её позже). Для того чтобы её заполнить, нам нужно выполнить несколько упражнений (заданий).

Подготовка к уроку. Ученики выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Ученики записывают в тетради дату, классную работу и пропускают строку для темы

Самоопределение (Л)

Положительное отношение к учебной деятельности (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем (К)


2.Этап целеполагания.

Мотивация к учебной деятельности. Проверка домашней работы.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»


Слайды 2, 3, 4

Предлагает учащимся распределить в таблицу слова, написанные на доске (из домашней работы):

  1. Изл…гать

  2. Р…стение

  3. Пол…жение

  4. Прик…саться

  5. Выг…рать

  6. Р…сточек

  7. Оз…рить

Выбор гласной зависит от

суффикса

-А-

ударения

конечной согласной корня




Выполняют задание, распределяют орфограммы в зависимости от условий выбора буквы, пользуясь таблицей, графически выделяют орфограмму.

Обучающиеся работают в парах.

Смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. (Л)

Целеполагание (Р)

Планированиие учебного сотрудничества - работа в парах (К)

Извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение (П) Структурирование знаний (П)

3. Постановка учебной задачи. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Пробное учебное действие. Выявление места и причины затруднения.

Слайды 5, 6, 7, 8

- Подберите видовую пару к каждому глаголу так, чтобы глаголы в паре отличались суффиксами.

Растирать -

Отпирать -

Замирать -

Расстилать -

Выжигать -

Блистать -

(В случае затруднения:

- Что такое видовая пара? (Пара однокоренных глаголов, один из которых совершенного вида, а другой - несовершенного; они могут отличаться приставками, суффиксами, основами)

- Глаголы какого вида у нас записаны?

- Назовите корни. Выделите их графически.

- Какой процесс происходит в этих словах?

- Какой вопрос возникает?

- Можно ли написание данных слов объяснить изученными правилами?

- Каковы же цели нашего урока?

-Итак, у нас есть цель?

И есть проблема!

Скажите мне скорей:

Какой же будет тема?

- Какова же тема нашего урока? Что нам с вами предстоит сегодня узнать? Кто из вас попытается сформулировать тему сегодняшнего урока?

Учащиеся записывают текст, объясняют известные орфограммы и пунктограммы.

Самопроверка, у слабых учащихся - взаимопроверка с сильными учащимися.

Растирать - растереть

Отпирать - отпереть

Замирать - замереть

Расстилать - расстелить

Выжигать - выжечь

Блистать - блестеть



Слова имеют одинаковые корни, которые пишутся по-разному.

Чередование гласных в корнях

При каких условиях в подобных корнях с чередованием пишется буква и, а при каких - е?

Цель урока: мы должны познакомиться с условиями выбора данных букв и отработать алгоритм действий

"ЧЕРЕДОВАНИЕ Е-И В КОРНЯХ СЛОВ" (Тема записывается в тетрадях на пропущенной строке)

Целеполагание (Р)

Постановка и формулирование проблемы (П)

Извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение (П)

Формулирование темы (П)

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Выбор способа и средств реализации цели урока. Составление алгоритма.

Слайды 9, 10, 11, 12

Учитель предлагает выявить условия написания е - и в корне слова. Если возникнет гипотеза, что написание гласной в корне зависит от вида глагола, то учитель просит подобрать однокоренные слова других частей речи:

Выжигание (сущ.)

Измерение (сущ.)

Блистательный (прилаг.)

Блестяще (наречие)

Учащиеся наблюдают, анализируют слова и строят алгоритм рассуждения.

  1. Выделим в слове корень.

  2. Поставим ударение.

  3. Посмотрим, какая гласная стоит за корнем.

  4. Если за корнем стоит гласная (суффикс) А, то в корне будем писать И.

  5. Если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать Е. Появляется Ира! Речевое проговаривание. Обозначение орфограмм.

-бер-//-бир-

-дер-//-дир-

-тер-//-тир-

-пер-//-пир-

-мер-//-мир-

-стел-//-стил-

-жег-//-жиг-

-блест-//-блист-

Целеполагание (Р)

Анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие (П)

Выдвижение гипотез и их обоснование (П) Построение логической цепочки рассуждения (П)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Умение излагать и аргументировать свою точку зрения (К)

Ослик нам сегодня поможет выучить правило правописания и - е в корнях с чередованием. Каким образом? Вспомним, как говорит ослик? «И-а». Сейчас мы пропоем веселую песенку ослика.

Ослик говорит: «И-а!»
Так и ты пиши в словах:
Соберу, но собирал,
Замереть, но замирал,
Затереть, но затирал,
Запереть, но запирал,
Расстелить, но расстилал,
Разжечь, но разжигал,
Заблестеть, но заблистал,
Выдеру, но выдирал.
На приставку не гляди,
Крики ослика ищи.

Если после корня -а-,

В корне будет И всегда!

Вот пример, запоминай:

«Ноги вытер? ВытИрай!»

5. Зарядка для глаз.

Слайд 13


  1. Первичное закрепление (упражнения аналитического характера) Реализация построенного проекта.

Применение нового знания в типовых заданиях.

Слайды 14, 15, 16, 17

Задание1. Выпишите из песенки ослика пары глаголов, графически выделите орфограмму.

Задание 2. ГИА - это государственная (итоговая)

аттестация учащихся по русскому

языку (экзамен), которая проводится

в 9 классе. Тема «Е-И в корнях с

чередованием» тоже включена в

экзаменационную работу. У нас с вами

есть ещё время, чтобы хорошо

подготовиться к экзамену. Мы попробуем

уже сейчас выполнить задание,

построенное по типу ГИА

Из предложений выпишите слова с

орфограммой «Правописание

Е-И в корнях слов. Обозначьте орфограмму.

Сердце замирает от восторга при виде чудесной картины природы. За ивами расстилается гладкое зеркало большого озера. Низко стелется туман. Трудно пробираться сквозь густые заросли кустов. Но вот только заблестит солнце на небе - туман исчезнет.

Учащиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы. Индивидуальная работа с взаимопроверкой.

Работа в парах с самопроверкой.

Речевое проговаривание.





Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Р) Контроль, коррекция и оценка (Р)

Самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П-логические) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений (К)

6.Динамическая пауза (этап физической разрядки). Цель -

сменить вид деятельности.

Игра «Сигнальная карта». Учитель диктует слова с чередующимися Е и И в корне: Избиратель, замереть, притираться, растереть, расстилаться, застелить, задирать, отпирать, запереть.

Учащиеся выполняют упражнение, поднимая нужную карту.

Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке (Л)

7. Упражнения репродуктивно-продуктивного характера. Самостоятельная работа с самопроверкой

Слайды 19-23

Задание 1. Составить словосочетания или предложения с глаголами (из предыдущего задания). Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

- Что такое метафора? (Метафора (с греч. «перенос») - троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака; вид тропа, в основе которого лежит ассоциация по сходству или по аналогии. Так, старость можно назвать вечером или осенью жизни…)

Учащиеся самостоятельно составляют словосочетания, выделяют орфограмму.

(Задание дифференцированное: слабые учащиеся составляют словосочетания со словами, приведенными выше, сильные - составляют предложение с метафорами, используя слова с изучаемой орфограммой. Например, расстелить скатерть, отпереть дверь)

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Р) Контроль, коррекция и оценка (Р)

Самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Анализ объектов с целью выделения признаков (П-логические)

Развитие способности к самоконтролю и самооценке (Р)



Задание 2. Магический квадрат. Учитель диктует по одному слову (вытер, блестящий, стелить, взберёшься, натереть, выжег, расстилает, разберёшься, продираешься, уберёт, блеснуть, выдирать, зажигательный, стираем, отпереть), ученики анализируют его и в клеточку вписывают только чередующуюся корневую гласную букву. Затем соединяют все буквы е и получают одну большую букву Е. У кого она получится, тот сегодня молодец.

е

е

е

е

и

и

е

е

и

е

и

и

е

е

е

Задание 3. Цифровой диктант Е-1, И-2. Блеснуть, собираться, выжечь, расстелить, пробираться, отпирать, запереть, выжигать, замереть, расстилающийся.

1211221212

8.Творческое задание

Слайды 24-25

- Ваша мама попросила вас научить младшего брата (сестру) правилам поведения за столом. Используя глаголы с чередованием Е//И в корне, составьте памятку с советами.

Набор глаголов с чередующимися корнями:

собирать (соберу), убирать (уберу), вытирать (вытереть), расстилать (расстелить), задирать (задерет), растирать (растереть).

Перед выполнением задания изучите информацию о правилах составления памятки:

1) Используйте короткие простые предложения;
2) Глаголы должны быть в форме 2 лица ед. ч. и передавать совет, просьбу.

Например: 1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

Возможные правила:

  1. Вымыв руки перед едой, вытирай их тщательно.

  2. Постели салфетку на колени.

  3. Не задирай ноги и не болтай ими.

  4. Убирай локти со стола.

  5. Вытирай рот не рукавом, а салфеткой.

  6. Не вытирай руки об скатерть, пользуйся салфеткой.

  7. После еды убери за собой посуду.

  8. Не поленись, собери крошки и другой мусор.


Саморегуляция как способность мобилизации сил и энергии (Р)

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей (Р)

Самостоятельное создание способа решения проблемы поискового и творческого характера (П)

Умение создавать высказывание в соответствии с учебной задачей и грамматическими и синтаксическими нормами русского языка (К)

9. Рефлексия.

Анализ деятельности на уроке. Соотнесение цели урока и его результатов.

Самооценка работы на уроке.

Слайды 26-29

- Какая цель была поставлена на уроке?

- Справились ли мы с ней?

- Что нового вы узнали о правописание чередующихся гласных в корнях слов?

Учитель предлагает учащимся начертить кластер по изучаемой орфограмме «Чередование е//и в корне слова». Синквейн по теме «Урок» (напомнить правила составления синквейна:

1 строка - одно существительное (ключевое слово)

2 строка - два прилагательных

3 строка - три глагола

4 строка - фраза, содержащая главную мысль

5 строка - синоним к существительному )

Прием « Незаконченное предложение».

Урок мне _____понравился.

Я _____ доволен своей работой на уроке.

Я себе за урок ставлю оценку _____.

Мне очень хочется узнать, с каким настроением вы покидаете волшебный
замок королевы Орфографии. На парте перед каждым из вас - три жетона: один - с
улыбающимся личиком, второй- с безразличным выражением лица, третий - с
грустным. Выберите тот жетон, изображение на котором соответствует вашему
эмоциональному состоянию в настоящий момент.

Всем спасибо за урок!

Учащиеся отвечают на вопросы, заканчивают предложения, составляют синквейн

Гласная.

Безударная, чередующаяся.

Нахожу, вспоминаю, выбИраю.

Есть суффикс -А-, пишу И.

Буква.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД (Л)

Уметь слушать и понимать речь других (К)

10. Домашнее задание

Слайды 30-32

П. 75, упр. 600

Задания на выбор.

1. Написать лингвистическую сказку о чередовании гласных корне слова.

2.Проанализировать 3-4 страницы из любого художественного произведения - как часто употребляются слова с и чередующими гласными в корнях слов, выписать эти слова и объяснить правила правописания.

3. Подобрать пословицы со словами на изученное правило.

4. Напишите сочинение-миниатюру (5-7 предложений) «Как я убираю свою комнату». Используйте в своем сочинении слова с чередующимися гласными А//О, Е//И в корне: переложить, разбирать, вытирать, расстилать, застелить и т.д. (не менее 10 слов). Обозначьте условия выбора гласных букв в корнях с чередованием.

5. Задание для любознательных. Ира и Кира - неразлучные друзья. Но вчера они поссорились. Ира сказала, что есть такое слово - собирание и нет слова собрание, а Кира утверждала, что есть слово собрание, но нет слова собирание. Кто из них прав? Разрешите спор двух девочек




© 2010-2022