- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по чтению и развитию речи на тему Кот Ворюга К. Паустовский (2 часть)
Конспект урока по чтению и развитию речи на тему Кот Ворюга К. Паустовский (2 часть)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Степанова Л.В. |
Дата | 16.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Степанова Любовь Владимировна
Открытый урок чтения и развития речи
в 5 «а» классе
Тема: К.Г. Паустовский «Кот-ворюга» (2 часть).
Планируемые результаты:
предметные: учащиеся научатся давать оценку поступкам героев рассказа;
метапредметные: познавательные - работать с текстом, отвечать на вопросы, сопоставлять факты, находить объяснения, соотносить полученные знания с примерами;
коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться печатными средствами и электронными ресурсами;
регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять;
личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях.
Оборудование к уроку: использование интерактивной доски, учебник чтения для 5
класса под редакцией З.Ф.Малышевой.
Открытый урок чтения и развития речи
в 5 «а» классе 24.02.2014г.
ГС(К)ОАУ Школы №7 г. Благовещенск
Тема: «Кот-ворюга» К.Г. Паустовский.
Цели урока: - Ознакомить со 2 частью рассказа «Кот - Ворюга»;
- работать над техникой чтения обучающихся;
- развивать внимание, мышление, речь, учить связно излагать свои
мысли;
- учить понимать поступки и состояние героев;
- мотивация к предмету.
Ход урока:
-
Оргмомент.
-
Артикуляционная гимнастика:
-
Отработка звука «Ш»: ша-ша-ша-…- Над каким звуком работаем?
-
Речевая разминка: СЛАЙД: - Прочитай чётко (чтение скороговорки по слогам): Кош-ка Крош-ка на о-кош-ке каш-ку ку-ша-ла по крош-ке.
СЛАЙД: Прочитай быстро и чётко: - Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.
- Прочитать с вопросительной, восклицательной интонацией; шёпотом.
- СЛАЙД пустой: Повторить чистоговорку по памяти.
III. Проверка домашнего задания:
-
- Отгадайте загадку: СЛАЙД:
Острые ушки, на лапках подушки,
Усы, как щетина, дугою спина,
Днём спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит. СЛАЙД (кот)
- Отгадайте, о каком коте идёт речь по репликам из сказок и мультфильмов:
СЛАЙД: - Ты, дядя Фёдор, неправильно бутерброд ешь. (кот Матроскин)
СЛАЙД: - Если спросят: «Чьи это поля?», скажите: «Маркиза Карабаса!» (Кот в сапогах)
СЛАЙД: - Ребята, давайте жить дружно! (кот Леопольд)
СЛАЙД: - Расшифруйте ребус: («Кот Ворюга»)- гиперссылка на ГОРЫ
СЛАЙД: - Что у нас получилось? (Название рассказа) Кто автор этого рассказа?
СЛАЙД: Игра «Узнай и назови писателя»
( На экране демонстрируются портреты писателей - А.С.Пушкин, Г. Скребицкий, Бианки В.В., К.Г. Паустовский)
СЛАЙД:- Кто написал этот рассказ? (К.Паустовский)
СЛАЙД: - Какие произведения вы читали? Вам в помощь выставка книг К.Паустовского. После уроков можно сходить в библиотеку и взять книги для чтения.
А мы работаем над рассказом «Кот Ворюга».
СЛАЙД: - Прочитайте слова, написанные большими буквами, а затем написанные маленькими буквами: А р В ы Т б О а Р х К л О е Т б Р м У я В с И о М
с Л м Ё е Н т Ь а К н А а: автор, кот, Рувим, Лёнька.
- Что это за слова? (гл. герои рассказа)
- Кого ещё можно добавить в этот ряд героев? (деревенские мальчишки)
- рыба, хлеб, мясо, сметана - Это что за слова? (что воровал кот - Если не ответят, сказать: Запомните эти слова, мы к ним ещё вернёмся) Как можно назвать их одним словом? (продукты)
СЛАЙД с названием произведения:- Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа?
- Как называет его автор? Почему кот получил такую кличку? Что значит это слово?
СЛАЙД: - Сравните слова: «вор», «воришка», «ворюга». О ком так говорят? Какой оттенок у этого слова? (Грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора. Говорит презрительно о том, кто совершает кражи). СЛАЙД с названием р-за.
3. Чтение-пятиминутка «Жужжащее чтение»
СЛАЙД - Главных героев рассказа мы вспомнили. Давайте вспомним самые яркие фрагменты из жизни нашего героя:
4. Выборочное чтение: - Какие эпизоды из рассказа изображены? Найти в тексте.
СЛАЙД: (Мы пришли в отчаяние. …Он обворовывал нас каждую ночь..до Звали его за глаза Ворюгой)
СЛАЙД: (Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб -вспомнить слова, написанные маленькими буквами.
СЛАЙД: - Закончить фразу: Почти месяц мы потратили на то, ….(чтобы выследить рыжего кота)
СЛАЙД: ( Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на берёзу)
СЛАЙД: (Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с берёзы, упал на землю…и умчался под дом)
- СЛАЙД: Работа в группах:
Группа 1.
Найдите в тексте описание внешнего вида кота. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает это животное?
Группа 2.
Найдите в тексте описание действий и поступков кота. Почему он совершил их? Какие чувства вызывают у вас поступки кота?
IV.ФИЗМИНУТКА (Слайды):
Сколько ёлочек зелёных, столько сделаем наклонов.
Сколько красных здесь цветочков, столько ходим на носочках.
Сколько маленьких цветов, столько сделаем прыжков.
А больших цветочков сколько? Мы кивнём головкой столько!
Сколько беленьких ромашек? Столько мы руками машем.
Вот букет собрали мы, и учиться вновь пошли.
V. Знакомство с новой частью.
- Сегодня мы продолжаем работать над рассказом.
1 Словарная работа: СЛАЙД (соотнеси):
-плотвица -небольшая пресноводная рыба -гиперссылка;
- лаз - узкое отверстие;
- мёртвая хватка - крепко;
- подпалины - белёсые пятна на шерсти у животных - гиперссылка;
- бухало - производило сильный и глухой звук;
- благородный - хороший, воспитанный.
2. Прослушивание аудиозаписи:
- Как вы думаете, ребята, чем закончится этот рассказ?
3. Беседа после прослушанного:
- Чем закончилась история кота Ворюги?
- Подходило ли теперь к нему такое прозвище?
- Придумайте коту другую кличку. Чем понравился рассказ?
- Выделим главную мысль рассказа К.Паустовского «Кот- ворюга»:
-Надо накормить бездомных животных. Если относиться к животным по-доброму, заботиться о них, они станут нашими верными друзьями. Жадность и воровство всегда будут наказаны. «Наказание добротой»: кота наказали тем, о чем он давно мечтал, его накормили досыта впервые в жизни.
- На сколько частей можно разделить этот рассказ? (ответы детей)
- Я вам предлагаю цитатный план (из предложений текста), восстановите последовательность предложений (на доску вывесить карточки)(параллельно открывать СЛАЙДЫ с проверкой):
1. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот - бродяга и бандит.
2. Звали кота за глаза Ворюгой.
3. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки.
4. Наконец кот попался.
5. Это оказался тощий, огненно - рыжий кот - беспризорник с белыми подпалинами на животе.
6. Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож.
- Возьмите каждый себе лист с цитатой и встаньте по порядку.
- Переверните карточки, прочитайте, что у нас получилось. (Молодцы! Работали хорошо! Спасибо за урок!)
VI. Итог.
VII. Домашнее задание: стр.177-179, приготовить рассказ от имени кота. Нарисовать кота.
РЕФЛЕКСИЯ: Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я понял, что…
Мне захотелось…
Урок дал мне для жизни…
Трудно было…
Я научился…
Я смог…