Конспект урока по чтению и развитию речи на тему Кот Ворюга К. Паустовский (2 часть)

Планируемые результаты:предметные: учащиеся научатся давать оценку поступкам героев рассказа;метапредметные: познавательные – работать с текстом, отвечать на вопросы, сопоставлять факты, находить объяснения, соотносить полученные знания с примерами;коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться печатными средствами и электронными ресурсами;личностные: развитие навыков сотрудничества со взросл...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Степанова Любовь Владимировна


Открытый урок чтения и развития речи

в 5 «а» классе


Тема: К.Г. Паустовский «Кот-ворюга» (2 часть).


Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся давать оценку поступкам героев рассказа;

метапредметные: познавательные - работать с текстом, отвечать на вопросы, сопоставлять факты, находить объяснения, соотносить полученные знания с примерами;

коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться печатными средствами и электронными ресурсами;

регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять;

личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в социальных ситуациях.


Оборудование к уроку: использование интерактивной доски, учебник чтения для 5

класса под редакцией З.Ф.Малышевой.


















Открытый урок чтения и развития речи

в 5 «а» классе 24.02.2014г.

ГС(К)ОАУ Школы №7 г. Благовещенск

Тема: «Кот-ворюга» К.Г. Паустовский.

Цели урока: - Ознакомить со 2 частью рассказа «Кот - Ворюга»;

- работать над техникой чтения обучающихся;

- развивать внимание, мышление, речь, учить связно излагать свои

мысли;

- учить понимать поступки и состояние героев;

- мотивация к предмету.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Артикуляционная гимнастика:

  1. Отработка звука «Ш»: ша-ша-ша-…- Над каким звуком работаем?

  2. Речевая разминка: СЛАЙД: - Прочитай чётко (чтение скороговорки по слогам): Кош-ка Крош-ка на о-кош-ке каш-ку ку-ша-ла по крош-ке.

СЛАЙД: Прочитай быстро и чётко: - Кошка Крошка на окошке

Кашку кушала по крошке.

- Прочитать с вопросительной, восклицательной интонацией; шёпотом.

- СЛАЙД пустой: Повторить чистоговорку по памяти.

III. Проверка домашнего задания:

  1. - Отгадайте загадку: СЛАЙД:

Острые ушки, на лапках подушки,

Усы, как щетина, дугою спина,

Днём спит, на солнышке лежит.

Ночью бродит, на охоту ходит. СЛАЙД (кот)

- Отгадайте, о каком коте идёт речь по репликам из сказок и мультфильмов:

СЛАЙД: - Ты, дядя Фёдор, неправильно бутерброд ешь. (кот Матроскин)

СЛАЙД: - Если спросят: «Чьи это поля?», скажите: «Маркиза Карабаса!» (Кот в сапогах)

СЛАЙД: - Ребята, давайте жить дружно! (кот Леопольд)

СЛАЙД: - Расшифруйте ребус: («Кот Ворюга»)- гиперссылка на ГОРЫ

СЛАЙД: - Что у нас получилось? (Название рассказа) Кто автор этого рассказа?

СЛАЙД: Игра «Узнай и назови писателя»

( На экране демонстрируются портреты писателей - А.С.Пушкин, Г. Скребицкий, Бианки В.В., К.Г. Паустовский)

СЛАЙД:- Кто написал этот рассказ? (К.Паустовский)

СЛАЙД: - Какие произведения вы читали? Вам в помощь выставка книг К.Паустовского. После уроков можно сходить в библиотеку и взять книги для чтения.

А мы работаем над рассказом «Кот Ворюга».

СЛАЙД: - Прочитайте слова, написанные большими буквами, а затем написанные маленькими буквами: А р В ы Т б О а Р х К л О е Т б Р м У я В с И о М

с Л м Ё е Н т Ь а К н А а: автор, кот, Рувим, Лёнька.

- Что это за слова? (гл. герои рассказа)

- Кого ещё можно добавить в этот ряд героев? (деревенские мальчишки)

- рыба, хлеб, мясо, сметана - Это что за слова? (что воровал кот - Если не ответят, сказать: Запомните эти слова, мы к ним ещё вернёмся) Как можно назвать их одним словом? (продукты)

СЛАЙД с названием произведения:- Можно ли узнать из заглавия, кто герой рассказа?

- Как называет его автор? Почему кот получил такую кличку? Что значит это слово?

СЛАЙД: - Сравните слова: «вор», «воришка», «ворюга». О ком так говорят? Какой оттенок у этого слова? (Грубоватый, в слове чувствуется отрицательное отношение автора. Говорит презрительно о том, кто совершает кражи). СЛАЙД с названием р-за.

3. Чтение-пятиминутка «Жужжащее чтение»

СЛАЙД - Главных героев рассказа мы вспомнили. Давайте вспомним самые яркие фрагменты из жизни нашего героя:

4. Выборочное чтение: - Какие эпизоды из рассказа изображены? Найти в тексте.

СЛАЙД: (Мы пришли в отчаяние. …Он обворовывал нас каждую ночь..до Звали его за глаза Ворюгой)

СЛАЙД: (Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб -вспомнить слова, написанные маленькими буквами.

СЛАЙД: - Закончить фразу: Почти месяц мы потратили на то, ….(чтобы выследить рыжего кота)

СЛАЙД: ( Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на берёзу)

СЛАЙД: (Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с берёзы, упал на землю…и умчался под дом)

- СЛАЙД: Работа в группах:

Группа 1.

Найдите в тексте описание внешнего вида кота. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает это животное?

Группа 2.

Найдите в тексте описание действий и поступков кота. Почему он совершил их? Какие чувства вызывают у вас поступки кота?

IV.ФИЗМИНУТКА (Слайды):

Сколько ёлочек зелёных, столько сделаем наклонов.

Сколько красных здесь цветочков, столько ходим на носочках.

Сколько маленьких цветов, столько сделаем прыжков.

А больших цветочков сколько? Мы кивнём головкой столько!

Сколько беленьких ромашек? Столько мы руками машем.

Вот букет собрали мы, и учиться вновь пошли.

V. Знакомство с новой частью.

- Сегодня мы продолжаем работать над рассказом.

1 Словарная работа: СЛАЙД (соотнеси):

-плотвица -небольшая пресноводная рыба -гиперссылка;

- лаз - узкое отверстие;

- мёртвая хватка - крепко;

- подпалины - белёсые пятна на шерсти у животных - гиперссылка;

- бухало - производило сильный и глухой звук;

- благородный - хороший, воспитанный.

2. Прослушивание аудиозаписи:

- Как вы думаете, ребята, чем закончится этот рассказ?

3. Беседа после прослушанного:

- Чем закончилась история кота Ворюги?

- Подходило ли теперь к нему такое прозвище?

- Придумайте коту другую кличку. Чем понравился рассказ?

- Выделим главную мысль рассказа К.Паустовского «Кот- ворюга»:

-Надо накормить бездомных животных. Если относиться к животным по-доброму, заботиться о них, они станут нашими верными друзьями. Жадность и воровство всегда будут наказаны. «Наказание добротой»: кота наказали тем, о чем он давно мечтал, его накормили досыта впервые в жизни.

- На сколько частей можно разделить этот рассказ? (ответы детей)

- Я вам предлагаю цитатный план (из предложений текста), восстановите последовательность предложений (на доску вывесить карточки)(параллельно открывать СЛАЙДЫ с проверкой):

1. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот - бродяга и бандит.

2. Звали кота за глаза Ворюгой.

3. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки.

4. Наконец кот попался.

5. Это оказался тощий, огненно - рыжий кот - беспризорник с белыми подпалинами на животе.

6. Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож.

- Возьмите каждый себе лист с цитатой и встаньте по порядку.

- Переверните карточки, прочитайте, что у нас получилось. (Молодцы! Работали хорошо! Спасибо за урок!)

VI. Итог.

VII. Домашнее задание: стр.177-179, приготовить рассказ от имени кота. Нарисовать кота.

РЕФЛЕКСИЯ: Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я понял, что…

Мне захотелось…

Урок дал мне для жизни…

Трудно было…

Я научился…

Я смог…




© 2010-2022