Урок русского языка по темеБессоюзные сложные предложения 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Бессоюзные сложные предложения

Цель урока: знакомство с особенностями бессоюзных сложных предложений

Задачи урока:

1.познакомиться с особенностями бессоюзных сложных предложений

2. изучить основные отличия между союзными и бессоюзными предложениями

3. воспитывать интерес к русскому языку

Методы и приёмы: словесный, беседа, частично-поисковый, самостоятельная работа, групповая работа, контроль знаний

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, дидактический материал, тестовые задания

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Готовность к уроку

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Правильность выполненного домашнего задания

  2. Повторение сведений о сложноподчиненном предложении:

- каковы признаки сложноподчиненного предложения?

- какие средства связи простых предложений отмечаются в сложноподчиненном предложении?

- как определить главное и придаточное предложения? Отражены ли в названии их различия?

- чем похожи и чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных?

- какие виды по значению выделяются среди сложноподчиненных предложений?

- как отличить союз от союзного слова?

- какие знаки препинания ставятся в сложноподчиненном предложении?

3. Актуализация знаний учащихся

Важность изучаемой темы для дальнейшего изучения типов сложных предложений

3.Новая тема.

Объяснение нового материала учителем

а) понятие о бессоюзном сложном предложении

б) смысловые отношения в бессоюзном сложном предложении

в) самостоятельная работа учащихся с материалом учебника, п. 17, стр. 172

4.Закрепление нового материала.

1) выполнение упражнения 382 (самостоятельно с взаимопроверкой)

2) выборочный диктант (из диктуемых предложений записать только бессоюзные сложные, назвать их признаки)

1. Во смутном сне безделица тревожит;

Сказать вам сон: поймёте вы тогда.

2.Когда ж постранствуешь, воротишься домой,

И дым отечества вам сладок и приятен!

3.Дома новы, но предрассудки стары.

4. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил,

В деревне книги стал читать.

5.Порадуйтесь, не истребят

Ни годы их, ни моды, ни пожары.

6.А впрочем, он дойдет до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных.

7.Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

8. Охота странствовать напала на него,

Ах! Если любит кто кого,

Зачем ума искать и ездить так далёко?

9. Шёл в комнату, попал в другую.

10. Достань-ка календарь:

Читай не так, как пономарь,

А с чувством, с толком, с расстановкой.

11.Служить бы рад, прислуживаться тошно.

12.Блажен, кто верует, тепло ему на свете!

5.Работа с таблицей

Различение сложных союзных и сложных бессоюзных предложений.

Союзные предложения

Бессоюзные предложения

1.смысловые отношения между простыми предложениями выражаются с помощью союзов и других средств

1.смысловые отношения между простыми предложениями выражаются с помощью интонации

2.Смысловые отношения на письме выражаются знаками препинания

2.смысловые отношения более определенные, чёткие

3.смысловые отношения менее четкие, не всегда дифференцируются

Недаром говорят, что у каждого влюбленного есть своя звезда.

Недаром говорят: у каждого влюбленного есть своя звезда.

6. Выполнение упражнения 391 (в группах)

- списать предложения, расставить пропущенные знаки препинания

- назвать признаки бессоюзных сложных предложений.

7. Творческое задание.

а)- перестроить сложные союзные предложения в бессоюзные

- записать полученные предложения

День загорелся, и всё кругом зазеленело.

Ель хороша только при сильном солнечном свете, потому что тогда её чернота просвечивает самой густой, самой сильной зеленью.

Пахло свежескошенным сеном, а с озера тянуло сыростью. Запомните , что ни один злой человек не бывает счастлив. Солнце взойдёт, и природа оживет. Чуть брезжило, но звёзды гасли одна за другой. Слабо шурша падали шишки, а лес шумел, тихо вздыхая.

б) составить 4-5 бессоюзных предложений на тему «Зимний день»

8. Обобщение, подведение итогов урока, оценивание учащихся.

9. Домашнее задание:

1. параграф 17 (учить правило)

2. упражнение 385 (письменно)

3. дополнительное задание: упражнение 393(письменно)

10. Рефлексия.

- что запомнилось на уроке?

- чему научился?

- что вызывало затруднение?

© 2010-2022