Программа дополнительного образованияШкольный театр

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Дополнительная общеобразовательная

программа


«Школьный театр»




Для обучающихся 6-7 классов


Срок реализации 1 год


Ф.И.О. (автора) Матвеева Светлана Викторовна,

учитель русского языка и литературы





2015 год


1.Пояснительная записка.


Направленность программы - социально-педагогическая.

Каждый человек - это «гора драгоценностей». Ребёнок при рождении обладает всеми потенциальными человеческими возможностями, которые развиваются при благоприятных социальных и культурных условиях в семье и во внешней среде. Учитывая сложность современной социальной обстановки, первоочередной задачей в работе театрального объединения становится снятия психологических стрессов, комплексов, зажимов, раскрепощения детей, раскрытия их творческих возможностей, что является актуальностью данной образовательной программы.

Воспитание искусством (театром) - раскрывает способности и возможности воспитанника в обществе, даёт навыки, которые пригодятся ему в выборе будущей профессии. В этом состоит педагогическая целесообразность программы «Школьный театр».

Театр - это, пожалуй, самое понятное для юных зрителей искусство, а главное, дети - прирожденные актеры. Перевоплощаться во всевозможные образы они начинают с раннего детства, легко принимают театральную условность. В отличие от профессиональных исполнителей дети играют больше для себя, чем для зрителей.

Театр - это и отдых, и развлечение, и учеба, и эстетическое наслаждение, и, конечно же, философия: он помогает определить жизненные ценности. Это очень важно для подростков - ранимых, неуравновешенных, незащищенных. Театр - это способ самоутверждения и средство самовыражения. Дети хотят играть то, чем они живут.

Программа «Школьный театр» для детей среднего школьного звена, состоит в том, что учитывает социальные условия и дает возможность ребенку адаптироваться в обществе.

В связи с отдалением современных детей от чтения книг и с возникающими отсюда проблемами (оскудение словарного запаса современных школьников, неумение связывать отдельные единицы речи в текст, неумение грамотно и связно выражать свои мысли и, как следствие, боязнь говорить на аудиторию (класс), уход в себя, замкнутость, сложности в общении), большое значение приобрела проблема развития речи у детей, чему и будут способствовать лингвистические, речевые, интонационные практикумы, предусмотренные данной программой дополнительного образования.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению - это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.

Отличительной чертой данной программы от традиционных уроков являются формы проведения занятий: имитация ситуации, озвучивание и пантомима, импровизация на заданную тему, творческие экспромты, упражнения на релаксацию, упражнения на разогрев, тренинги на постановку голоса (тональность, громкость, эмоциональность), создание мини сценариев на материале образцов, тематические сценарии, актёрское мастерство. Данные формы дадут возможность каждому учащемуся реализовать себя.

В составленной программе дополнительного образования детский театр рассматривается не только как средство достижения некоего художественного результата, т.е. создание спектакля. Очень важно, чтобы занятия театральным искусством активизировали у учащихся мышление и познавательный интерес, пробудили фантазию и воображение, любовь к родному слову, научили сочувствию и сопереживанию.

Программа «Школьный театр» рассчитана на один год обучения: для детей среднего школьного звена, с одиннадцати до тринадцати лет.

Обучение детей 11-13 лет данному искусству обусловлено тем, что в этом возрасте дети раскрепощены и активны, что позволяет увлечь их театральным искусством. В этом возрасте есть возможность подкорректировать произношение, «подачу» голоса и поработать над «чистотой» движений.

Цель программы: научить ребенка при помощи театра общаться и чувствовать себя уверенно в кругу друзей, родственников, одноклассников; гармоничное развитие личности ребенка средствами эстетического образования; развитие его художественно - творческих умений; нравственное становление.

Задачи программы:


  • Знакомство с выразительными средствами театрального искусства, приобретение знаний и практики в области театрального искусства, также обучить воспитанников основам актерского мастерства.

  • Развитие у детей творческие способности, воображение, фантазию, инициативу, коммуникабельность.

  • Воспитание нравственных качеств и общественной активности.

  • обеспечение необходимых условия для личностного творческого развития детей;

  • формирование общей культуры;

Программа рассчитана на детей 11-13 лет

Сроки реализации программы: 1 год.


Ожидаемые результаты:

В результате прохождения программного материала обучающийся будет иметь представление о:

  • специфике сценического искусства;

узнает о:

  • формах и приемах владения голосом;

  • формах и приемах постановки дыхания;

  • формах и приемах владения телом;

будет уметь:

  • передавать интонационно свои мысли, чувства, переживания;

  • входить в образ;

  • импровизировать на заданную тему;

  • создавать творческие работы, декламировать;

  • управлять зрительским вниманием;

овладеет:

  • навыками выразительного чтения;

  • основами сценического движения;

  • элементарными приёмами сценического мастерства;

  • навыками слушания как активного действия
























2.Учебно-тематическое планирование

Тема занятий

Кол-во часов

Теоретические

Практические

I полугодие


1

Вводная беседа.

Техника безопасности на занятиях кружка.

История возникновения театра.

1

1


2

Знакомство со структурой театра, его основными профессиями. Культура поведения в театре.

1

1


Культура и техника речи

3

Игры по развитию внимания

1


1

4

Голос и речь человека. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

1

0,5


0,5

Ритмопластика


5

Психофизический тренинг.

Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. Жест, мимика, движение.

1

0,5


0,5

6

Понятие - «этюд». Отработка сценического этюда

1

0,5

0,5

Театральная игра

7

Ситуативно-массовая сценка "На вокзале".

Разговор на сцене. Сценка "Пресс-конференция".

1



1

8

Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона.

1

1


9

Знакомство со сценарием

1


10

Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.).

Выразительное чтение по ролям.

1


1

11

Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Выразительное чтение по ролям.

1

1

12

Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения.

Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов

1



1

13

Отработка ролей.

1


1

14

Работа над мимикой при диалоге

1


1

15

Работа над логическим ударением

1


1

16

Генеральная репетиция

1


1

17

Выступление со спектаклем. Анализ дела организаторами.

1


1

II полугодие

Культура т техника речи

18

Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата

1

1

19

Игры по развитию языковой

1



1

Ритмопластика

20

Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре.

1


1

21

Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж».

1


1

22

Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами.

1


1

Театральная игра

23

Развитие наблюдательности. (На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру).

1



1

24

Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии

1

0,5

0,5

25

Работа над образом. Анализ мимики лица.

1

0,5

0,5

26

Репетиция пантомимных движений. Показать сценический этюд. «Диалог - звукоподражание и «разговор» животных

1

0,5


0,5

27

Обыгрывание элементов костюмов. Освоение сценического пространства.

1




1

28

Отработка ролей.

1


1

29

Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов

1


1

30

Работа над мимикой при диалоге

1


1

31

Работа над логическим ударением

1


1

32

Генеральная репетиция

1

1

33

Выступление (перед учащимися школы и родителями, на различных конкурсах)

1

1

34

Анализ работы за год

1


1


34

6

28

3.Содержание программы

1. Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Техника безопасности занятиях кружка. История возникновения театра.

2.Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Культура поведения в театре.

Культура и техника речи

3 . Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»).

4 . Голос и речь человека. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Ритмопластика

5.Психофизический тренинг. Развитие координации. Совершенствование осанки и походки. Жест, мимика, движение.

6.Понятие - «этюд». Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»). Упражнения на включение воображения.

7 . Театральная игра. Ситуативно-массовая сценка "На вокзале".

Разговор на сцене. Сценка "Пресс-конференция".

8 .Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона.

9.Знакомство со сценарием

10.Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение по ролям.

11.Обсуждение предлагаемых обстоятельств, особенностей поведения каждого персонажа на сцене. Выразительное чтение по ролям.

12.Обсуждение декораций, костюмов, сценических эффектов, музыкального сопровождения. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов

13.Отработка ролей.

14. Работа над мимикой при диалоге.

15 Работа над логическим ударением.

16.Генеральная репетиция.

17.Выступление со спектаклем. Анализ дела организаторами (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела).

18.Культура техника речи.Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата

19.Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких - одна»

20.Ритмопластика.Сценический этюд «Скульптура». Сценические этюды в паре: «Реклама», «Противоречие».

21.Сценические этюды по группам: «Очень большая картина», «Абстрактная картина», «натюрморт», «Пейзаж».

22.Тренировка ритмичности движений. Упражнения с мячами.

Театральная игра

23.Развитие наблюдательности. (На основе своих наблюдений показать этюд. Понять и воспроизвести характер человека, его отношение к окружающему миру).

24.Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с нормами орфоэпии. (Повторение букв, чередование звонких и согласных, сочетание с гласными; работа над пословицами и скороговорками).

25.Работа над образом. Анализ мимики лица.

26.Репетиция пантомимных движений. Показать сценический этюд. «Диалог - звукоподражание и «разговор» животных. (Курица - петух, свинья-корова, лев-баран, собака - кошка, две обезьяны, большая собака - маленькая собака)

27.Обыгрывание элементов костюмов. (Сыграть тот или иной образ, который возникает при получении атрибутов: «бабочка» и полотенце, ремень и пилотка и т.д.). Освоение сценического пространства.

28.Отработка ролей.

29. Помощь «художникам» в подготовке эскизов несложных декораций и костюмов.

30. Работа над мимикой при диалоге.

31Работа над логическим ударением

32.Генеральная репетиция

33.Выступление (перед учащимися школы и родителями, на различных конкурсах)

34.Анализ работы за год

  1. Введение

Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Техника безопасности на занятиях кружка. История возникновения театра.

Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Культура поведения в театре.

2. «Культура и техника речи»

Включает игры и упражнения на развитие свободы речевого аппарата и дыхания, умения владеть силой голоса, разнообразной интонацией, логикой речи, четкой дикцией и правильной артикуляцией, а также словесные игры на развитие связной речи, творческой фантазии.

3. «Ритмопластика»

Включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, направленные на развитие психомоторных способностей школьников, развитие свободы и выразительности телодвижений, чувства ритма.

3. «Театральная игра»

Включает игры и упражнения на развитие игрового поведения, эстетического чувства, коммуникативных навыков, уверенности в себе, творческих способностей, произвольного поведения, а также игры, развивающие внимание, память, наблюдательность.

4.Список использованной литературы

  1. Алянский Ю.Л. Азбука театра. М., 2003.

  2. Абалкин Н. Рассказы о театре. - М.,1981

  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2001.

  4. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб. научных трудов. М., 2002.

  5. Габуева З.У. Сценарии внеклассных тематических мероприятий по литературе: практическое пособие. - М., 2006

  6. Гурков А.Н. Школьный театр: классные шоу-программы. - Ростов-на-Дону, 2005

  7. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. М., 1995. Руденко В.И. Школьные КВНы и конкурсы. - Ростов-на-Дону, 2004

  8. Перова Е.Н., Цуканова М.И. Сценарии литературного клуба. - М.,2007

  9. Петерсон. Л., Коннор Д.О. Дети на сцене: как помочь молодому таланту найти себя. - Ростов-на-Дону, 2007

  10. Слуцкая Н.Б. Нескучные каникулы: методические рекомендации, сценарии, игры. - Ростов-на-Дону, 2004

  11. Чистякова М.А. Психогимнастика. М., 1990.

  12. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности школьников. М., 2001.

  13. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983.

  14. Шильгави В.П. Начнем с игры. М., 1980.



© 2010-2022