Дубравка и другие (образ девочки-подростка в русской литературе XX-начала XXI века)

Урок-мастерская позволяет шестиклассникам сопоставить героинь  разных произведений: Дубравку (Р. Погодин "Дубравка"), Лену Бессольцеву (В.Железников "Чучело") и Дину, героиню рассказа Д.Рубиной "Дом за зелёной калиткой".     Предварительное  домашнее задание позволяет провести  обширную  исследовательскую работу в классе, способствует развитию мышления, речи, умению  сравнивать, анализировать, делать вывод о сходстве и различии героинь, таких разных и, всё-таки, в чём-то схожих. Конспект содержи...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дубравка и другие…

(образ девочки - подростка в детской

литературе XX века)

Урок - мастерская в 6 классе

Аннотация: урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС 2 поколения на основе технологии критического мышления. Рекомендован для учащихся 6 классов как урок общеметодологической направленности.

Тип: урок общеметодологической направленности.

Цель урока:

  • познакомить учащихся с образами девочек - подростков в произведениях детской литературы XX века (Р.Погодин «Дубравка», В Железников «Чучело», Д.Рубина «Дом за зелёной калиткой»);

  • продолжить формирование умения вдумчивого прочтения прозаического текста, навыка сопоставления героев разных произведений с целью выявления типичных черт;


Задачи:

  • помочь учащимся глубже проникнуть в мир произведений детской литературы через анализ подобранных для урока произведений;

  • учить выражать собственное отношение к обсуждаемым проблемам;

  • воспитывать стремление к анализу собственных поступков через ситуации, описанные в произведениях Р.Погодина, В.Железникова, Д.Рубиной.

Методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративный;
- Частично-поисковый

-Проблемный

Личностные УУД

Формирование положительного отношения к учебной деятельности;
Формирование представления о значении литературы в жизни человека;
Формирование способности к самооценке.
Регулятивные УУД.
В сотрудничестве с учителем: ставить учебные цели и задачи;
Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве.
Высказывание своих предположений;
Познавательные УУД.
Формирование умения осуществлять анализ, сравнение;
Под руководством учителя осуществлять обобщение;
Строить высказывания в устной форме;
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
Коммуникативные УУД.
Формулировать собственное мнение;
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве и адекватно воспринимать другое мнение.

Ход урока.

Мотивация. Добрый день, ребята! Сегодня у нас необычный урок, к которому все мы серьёзно готовились. Думаю, что на нём будет интересно. Я вижу ваши вдумчивые глаза, улыбчивые лица, подготовленный к уроку материал. Я рада, что у вас хорошее настроение и вы готовы к новым открытиям.

I. Актуализация знаний.

Д.С.Лихачёв писал, что «литература делает человека мудрым». Вы черпаете мудрость в детских книгах, многие из которых были написаны давно, когда вас ещё и на свете не было, а есть книги, появившиеся на свет совсем недавно и живущие активной жизнью благодаря вам, юным читателям.

В центре многих произведений - подростки, ваши ровесники, такие же мальчишки и девчонки, как и вы. Но, пожалуй, сегодня мы будем говорить только о героинях произведений. Почему? В конце урока мы сообща ответим на этот вопрос. А поможет нам в этом работа, которую предстоит выполнить в рамках мастерской, которую я условно назвала «Дубравка и другие…». А как вы можете сформулировать тему нашего урока?

(обучающиеся предлагают свои варианты, выбирается наиболее оптимальный)


Учитель:

При подготовке к уроку вы получили задание прочитать произведения Р.Погодина «Дубравка», В. Железникова «Чучело» и Д. Рубиной «Дом за зелёной калиткой».

Сейчас прозвучат отрывки из данных произведений, а вы определите героиню, выбрав себе тот образ, над которым будете работать в ходе нашей мастерской.


  1. «Нельзя сказать, что я ненавидела занятия музыкой или не любила учительницу. Мое отношение к этому делу можно было бы назвать чувством обреченности. Так было нужно - заниматься музыкой, как мыть руки перед едой, а ноги перед сном. Уж очень мама хотела этого. К тому же мы успели купить инструмент, а бросить занятия при стоящем в доме инструменте было кощунством. Мне передавался мамин священный ужас перед торчащим без дела инструментом, словно он мог служить укором не только маме, но и мне, и даже когда-нибудь моим детям. Таким образом, моя музыка убивала двух зайцев - оправдывала покупку пианино и, по выражению папы, сокращала мое «арычное» время».

  2. «Потом она укусила Снежную королеву за палец, когда та погладила её по щеке. Потом она взяла тетрадь, переписала в неё аккуратным почерком письмо Татьяны к Онегину и послала в запечатанном конверте самому красивому и самому популярному мальчишке - Ворону Карлу».

« Вязаная шапочка натянута до бровей, куртка нараспашку, а под нею

знаменитое обгорелое платье.

Но дело было не в том, как она одета, а в том, какое у нее было необыкновенное лицо, преображенное до неузнаваемости ее смелым поступком. Раньше лицо у нее бывало добрым, милым, отчаянным, жалким, а теперь оно было вдохновенно-решительным.

И всем сразу стало ясно, что она пришла к ним затем, чтобы сделать то, что хочет. И помешать ей никто не сможет.

Они все это поняли и замерли. Только что смеялись, хохотали, танцевали, а тут окаменели. Ждали, что же будет дальше».

II Этап актуализации в пробном учебном действии.

Творческая мастерская.

Учитель:

Итак, героини определены. Скажите, эти девочки-подростки одного исторического периода? Как вы определили это? Можно ли говорить, что они одинаковы?

На эти вопросы нам предстоит ответить. Как этого можно достичь? (сравнивая, сопоставляя образы героинь)

Вам предстоит РАБОТА В ГРУППАХ по определённому плану:

а) слово о писателе, авторе книги;

б) исследование характера героини на основе эпизодов текста; (черты характера, поведение в той или иной ситуации, отношение к окружающим, положительное и отрицательное в образе).

в) рисунок к произведению;

г) синквейн по данному образу героини произведения.

На основе выступлений учащиеся заполняют таблицу в тетрадях, записывают вывод, свои мысли о героине.

III. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

1 группа.

Дубравка и другие (образ девочки-подростка в русской литературе XX- начала XXI века)

Слово о писателе

Р. П. Погодин родился 16 августа 1925 года в деревне Дуплёво В 1927 году вместе с семьёй Радий Петрович переезжает в Ленинград, отец с матерью расходятся. Начинает работать слесарем в авторемонтных мастерских Северо-Западного фронта. В 1942 году вместе с семьёй был эвакуирован из Ленинграда в Пермскую область. Работал монтёром и кочегаром в детском доме. После окончания пехотного училища Погодин отправлен в действующую армию. Участвовал в освобождении левобережья Украины, форсировал Днепр, был ранен. После госпиталя был направлен в 33-ю бригаду 9-го корпуса 2-й гвардейской танковой армии в разведку. Участвовал в боях под Яссами, освобождал Люблин, Варшаву, брал Берлин. В 1945 в звании сержанта уволен в запас.

Учился на подготовительных курсах в Горном институте. В 1946 году стал работать в пожарной охране в Москве. Начал печататься в ведомственной многотиражке «Боевой сигнал». При обсуждении в редакции Постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград"» выступил в защиту Михаила Зощенко и Анны Ахматовой, после чего в 1946-1947 годах под угрозой ареста скрывался, затем вернулся в Ленинград к отцу. Успел устроиться на работу, был арестован, осужден по статье 58-10, «антисоветская пропаганда» и отбыл срок (1948-1950). Затем вернулся в Ленинград в 1950 году, в 1953 году переехал в Йошкар-Олу и начал работать на радио.

В 1954 Погодин снова вернулся в Ленинград. В альманахе «Дружба» опубликован его первый рассказ: «Мороз», а в 1957 году издана первая книга писателя «Муравьиное масло». В 1959 году Радий Петрович Погодин был принят в Союз Писателей СССР.

Широкую известность получили его рассказы для детей. Погодин умер 30 марта 1993 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Волковском кладбище.

Сообщение от группы:

Книга «Дубравка» написана в 1960 году. Фильм по этой книге вышел на Одесской киностудии в 1967 году. Рассказ начинается с того, что Дубравка поёт песню без слов о том, что видит, слышит, чувствует. Её друг - камень, на котором она сидит, а враги - мальчишки. Дубравка думает о том, что природа всегда красива, а люди - когда улыбаются, думают, поют песни, работают; особенно красивы, когда совершают подвиг.

Дубравка часто ссорится с мальчишками. Они бегут за ней, как собаки за кошкой. Дубравка вся в этих словах: « А вы знаете, иногда я чувствую: подкатывает ко мне что-то вот сюда. Даже дышать мешает, и я всех так люблю. Готова обнять каждого, поцеловать, даже больно сделать. Тогда мне кажется, что я бы весь земной шар подняла и понесла бы его поближе к солнцу, чтобы люди согрелись и стали красивыми. Мне даже страшно делается… Разве можно столько любви отдать одному человеку? Да он и не выдержит. А иногда я всех ненавижу. А мальчишек я ненавижу всегда». Дубравка такая разная. То она добрая и удивительно чуткая, то несдержанная, капризная, даже злая. Это переходный возраст и процесс понимания себя происходит с Дубравкой. Девочка выступает одна против всего мира. В заключении произведения Дубравка, бросая вызов взрослым, плывёт по опасному морю. Могло бы случиться несчастье? Да. Но трагедии не происходит, потому что автор верит во взрослых людей, которые тоже когда-то были детьми, переживали те же чувства. Именно поэтому Пётр Петрович не только помогает Дубравке выбраться на камень, но и предлагает ей свой воображаемый «пиджак», пусть даже мокрый. Читатели понимают, что юная «бунтарка» изменит своё отношение к окружающим, попробует иначе взглянуть на них, по-доброму, научится быть терпимее к людям.

Дубравка и другие (образ девочки-подростка в русской литературе XX- начала XXI века)

СИНКВЕЙН

Дубравка

Гордая, противоречивая, упрямая.

Думает, ищет, ошибается.

«Да разве можно столько любви отдать одному человеку?»

Подросток.

2 группа

Дубравка и другие (образ девочки-подростка в русской литературе XX- начала XXI века)

Слово о писателе.

Владимир Карпович Железников родился 26 октября 1925 года в Витебске, в семье пограничника. В связи с профессией отца семья часто меняла место жительства. Поэтому детство Железникова было насыщено впечатлениями и общением с новыми людьми. С детства он мечтал стать военным. Осуществляя свою мечту, поступил в артиллерийское училище, успешно его закончил. Затем учился в юридическом институте. Однако тяга к литературе взяла верх. И Железников окончил Литературный институт имени М.Горького в 1957 году. В 35 лет вышла первая книга Железникова - «Разноцветная история». Став писателем, Железников посвятил свои произведения отношениям между людьми. Раскрывая проблемы взросления, книги писателя помогают взрослым и детям понять друг друга, найти общий язык. Они стали классикой отечественной литературы и переведены на многие языки мира. В качестве кинодраматурга дебютировал, написав сценарий фильма «Серебряные трубы». Также в качестве автора и соавтора сценариев принимал участие в создании фильмов - «Путешественник с багажом» (1965), «Нежданный гость» (1972), «Чудак из пятого "Б"» (1972), «Старомодная комедия» (1978), «Чучело» (1983), «Мой друг Сократик» (1984), «Воспоминание без даты» (1990), «Безумная Лори» (1991), «Маленькая принцесса» (1997), «Русский бунт» (1999), «Игры мотыльков» (2003)... Любовь к детям, литературе и кино объединил Железников, став с 1988 года художественным руководителем киностудии «Глобус», которая снимает фильмы для детей. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Владимир Карпович был дважды удостоен Государственной премии СССР - за сценарии к полюбившемуся фильму «Чудак из 5-Б» и фильму «Чучело».

Сообщение

Лена Бессольцева, героиня книги В.Железникова «Чучело», это девочка-шестиклассница. Застенчивая, нерешительная, она оказалась стойким, мужественным человеком с высокими моральными качествами. Лена всё видит, всё чувствует, у неё «славная и интересная жизнь». В произведении все события происходят за несколько дней, но переворачивают жизнь не только главной героини, но и её дедушке, одноклассникам. Героиня чувствует себя одинокой, никому не нужной (гл.4). После того, что произошло, герои- шестиклассники , мы считаем, не смогут жить прежней жизнью и вести себя так, как раньше. Слова, написанные на доске, «Чучело, прости нас!», это не просто так. Самые развязные и непослушные, самые злые и агрессивные дети поняли, что поступили подло по отношению к Лене, да и её деду тоже. Лена и дедушка уезжают из города, но ещё долго о них будут помнить.

В произведении много сцен, которые нельзя читать без волнения. Часто возникает вопрос: дети ли это? Почему столь жестоки их игры, столь резки суждения. «Чучело» В.Железникова учит доброте, состраданию, честности и справедливости. Этими чертами характера обладает Лена Бессольцева, на которую хочется быть похожей. Хотелось бы иметь в жизни такую подругу.

Дубравка и другие (образ девочки-подростка в русской литературе XX- начала XXI века)

СИНКВЕЙН

Лена.

Мужественная, честная, отчаянная.

Борется, удивляет, уезжает.

«А я - чучело. Чу-че-ло.»

Машка!

3 группа

Дубравка и другие (образ девочки-подростка в русской литературе XX- начала XXI века)

Слово о писателе

Дина Рубина родилась 19 сентября 1953 года в Ташкенте в семье художника Ильи Давидовича Рубина и учительницы истории.

Окончила специализированную музыкальную школу при ташкентской консерватории. Впечатления от «музыкалки» вошли в сборник повестей и рассказов «Уроки музыки».

В 1977 году Рубина закончила ташкентскую консерваторию, преподавала в Институте культуры в Ташкенте.

Первые юношеские произведения Дины Рубиной были опубликованы на страницах журнала «Юность». Литературную известность Дине Рубиной принесла публикация в 1977 году повести «Когда же пойдёт снег?..». В ней девочка встречает свою любовь накануне смертельно опасной операции. По этому произведению был снят фильм, поставлены теле- и радиоспектакль, написана пьеса, которая много лет шла на сцене Московского ТЮЗа. . В том же году, в возрасте 24 лет, она стала членом Союза писателей УзССР - на тот момент самым молодым в стране членом подобных организаций. В 1979 году стала членом Союза Писателей СССР.

Рубина переехала в Москву, где жила и работала до отъезда на постоянное место жительство в Израиль в конце 1990 года.

После переезда в Израиль работала литературным редактором в еженедельном литературном приложении «Пятница» к русскоязычной газете «Наша страна».

В эти годы работы Рубиной начинают публиковать российские журналы «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов».

В 2001-2003 работала в Москве в должности руководителя культурных программ Еврейского агентства (Сохнут).

В настоящее время проживает в городе Маале-Адумим.

Год издания произведения «Дом за зелёной калиткой» - 2008

Сообщение

Дети иногда берут чужое, не понимая, что это воровство, так и восьмилетняя Дина решила, что у учительницы музыки достаточно много красивых патронов с помадой и один из них можно взять. Это главное событие, хотя рассказ заставляет задуматься о многом, не только о том, хорошо или плохо поступила девочка. Занятия музыкой Дина переносит, потому что этого хотят родители. Занятия « из-под палки» не приносят особого удовольствия. А тут ещё это воровство, причины которого сама героиня не может толком объяснить. Мы понимаем, что этот поступок она не забудет в течение всей жизни. И никогда не забудет учительницу музыки, которая поставила ей диагноз графской болезни. Читая это произведение, мы обращаем внимание на особый стиль писательницы Дины Рубинной. Чтение приносит удовольствие. Очень зримо представляешь себе героиню, в которой есть факты биографии писательницы. Лёгок язык произведения. Очень о многом хочется поразмышлять после прочтения рассказа «Дом за зелёной калиткой».

Дубравка и другие (образ девочки-подростка в русской литературе XX- начала XXI века)

СИНКВЕЙН

Дина.

Послушная, наблюдательная, вдумчивая.

Обучается, крадёт, стыдится.

«Боялась, что во мне проснётся таинственная графская болезнь»

Девочка.

Физминутка.

IV Этап включения изученного в систему знаний

Обобщающая таблица

Героини

Дубравка

Лена

Дина

возраст

Не указан, но знаем, что она не старшеклассница

шестиклассница

8 лет

Время действия в произведении

2-3 недели

Несколько дней

Точно не указано

Черты характера

Активная, хорошо плавает, пытается разобраться в себе и окружающих людях, считает себя некрасивой, бунтарка

Справедливая, смелая, наивная, правдивая, считает себя некрасивой.

Исполнительная, старается научиться играть на пианино, остро чувствует настроение и мысли окружающих, не думает о своей внешности

Поступки

Ворует гвоздики в парке, топит Утюга, ссорится со старшеклассниками, членами драмкружка, пытается навязать своё отношение к Петру Петровичу Валентине Григорьевне…

Берет чужую вину на себя, не боится появиться на дне рождения с лысой головой, смело говорит одноклассникам об их недостатках, умеет видеть и ценить прекрасное…

Учится игре на фортепиано, крадёт губную помаду у учительницы музыки, признаётся в краже маме…

Отношение окружающих к героине

Взрослые стараются принять поведение Дубравки, помочь ей понять себя

Доверительное отношение дедушки помогает Лене справиться с тяжёлой нравственной ситуацией

Мама помогает дочери понять ненужность воровства губной помады и исправиться

Заключительное слово учителя:

Образ девочки-подростка в литературе XX века гораздо обширнее, ярче. Я думаю, что вы, читая книги, сможете найти других героинь и дать им свою оценку. Сегодня, подводя итог нашей работе, мы делаем вывод о том, что данные героини схожи во многом. Они испытывают похожие чувства, попадают в схожие жизненные ситуации и стараются из них выйти достойно. Если Дубравка и Лена - бунтарки, противопоставленные окружающему миру, то Дину трудно поставить рядом с ними, если она и противостоит кому, так это своей учительнице музыки или кондукторше, не совсем корректно, по мнению девочки, собирающей деньги за проезд в автобусе. Мы можем по-разному относиться к поведению, поступкам героинь, но оставаться равнодушными не получится: все образы яркие и запоминающиеся. Нельзя не отметить мастерство разных писателей, объединившихся в желании показать мир подростков. Героинь мы «видим», слышим внутренний голос Дубравки, переживаем вместе с Леной Бессольцевой, чувствуем терзания Дины.

Итоговая беседа:

  • Могут ли эти героини быть подругами? Почему? Обоснуйте свою точку зрения.

  • Кто из героинь сильнее? Добрее? Приспособленней к жизненным обстоятельствам?

  • Могут ли эти девочки-героини быть кумиром для современных подростков?

  • Были ли у вас в жизни ситуации, похожие на те, в которых оказываются героини?

  • Как вы думаете, удалось ли нам всесторонне проанализировать образы Дубравки, Лены и Дины?

  • Кто из них вам ближе? Почему?

Героини детских книг - своеобразные образцы поведения, поступков, мыслей и чувств. Читайте больше книг хороших и разных, и вы откроете для себя новых друзей, вы научитесь справляться с трудностями, вы станете мудрее.

V. Рефлексия.

Продолжите, пожалуйста, предложения:

Сегодня я узнал(а) …

Было интересно …

Было трудно …

Я понял(а), что …

Я попробую …

У меня получилось …

Мне захотелось …

Оценки, домашнее задание - написать сочинение на тему «Моя любимая героиня детской литературы».

P.S. Целесообразно провести данный урок в школе с гендерным обучением. На мой взгляд, мнение классов, где обучаются девочки, будет разниться с мнением классов, где обучаются мальчики. Скорее всего, они по-разному оценят героинь при выборе той, которая им ближе.


Использованные ресурсы:


google.ru/

calend.ru/person/3574/

wikipedia.org/wiki

18

© 2010-2022