Статья Разнообразие приемов, используемых на уроке-объяснении нового материала

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разнообразие приемов. Буслаева Е.М. г. ИркутскСтатья Разнообразие приемов , используемых на уроке-объяснении нового материала

Разнообразие приемов , используемых на уроке-объяснении нового материала.

За счет чего сделать интересным урок -объяснение нового материала? Иоганн Герберт говорил о том, что « плохой учитель преподносит истину, а хороший учит её находить». Я разделяю его точку зрения и использую в своей работе разные приемы, помогающие детям самим находить верные, интересные решения.

Прежде всего стараюсь нарушить привычную схему: учитель вещает, дети усваивают, пересказывают материал. Мне необходима деятельность самого ученика, его творческое овладение знаниями.

Для этого необходимы проблемные, поисковые методы обучения. Их стержнем становятся вопросы, , требующие активной работы ума.

Виды вопросов, стимулирующих умственную активность и интерес.

1. Вопросы, требующие установления сходства и различия.

  • Несложно установить, чем не похожи Молчалин и Чацкий. А в чем их
    сходство?

  • Что общего между Раскольниковым и Свидригайловым?

  • Была бы Катерина Кабанова, оставшись она в живых, со временем
    похожа на Кабаниху?

  • Кого из героинь русской классики напоминает Настена из повести
    «Живи и помни»?

  • В семье Болконских или Ростовых вы бы хотели воспитываться?

  • Разное или одинаковое отношение человека к «братьям нашим
    меньшим» в рассказе Платонова и стихотворении Есенина «Корова»?

2. Вопросы на установление причинно- следственных связей.

  • Зачем автору надо было «убить» своего героя? (Ленского ,Базарова,
    Ларису Огудалову, Андрея Болковского, Матрену Ивановну)

  • Почему Воланд , а не силы Добра помогают Маргарите?

  • Зачем Раскольников убил Лизавету?

  • Почему Мастер и Маргарита встретились?

3. Вопросы, проверяющие знание деталей текста, в которых отражена
идея произведения?

- Сколько раз Печорин заключает пари? В каких сценах? Как это
характеризует его характер?

-Сколько раз в стих- и Блока « В ресторане» встречается образ музыки? Для чего он нужен?

- Как в продолжении рассказа Чехова «Ионыч» передвигался главный герой?
Какое у него при этом было настроение?

- От какой страшной болезни предостерегает в своем письме Пулъхерия Александровна своего сына Родиона Раскольникова?

  • Где спит девочка Настя из романа Платонова «Котлован»?

  • С каким насекомым сравнивает Иудушку Салтыков - Щедрин? Почему?

4.Выбор варианта.Сопоставление различных варианов.

- Что ожидало бы Ларису Огудалову, если бы Карандышев не застрелил
её?

  • Как бы сложилась судьба Ленского, Болконского?

  • Что изменилось бы от того, что не Сильва соврал, а сам Бусыгин выдал
    себя за сына Сарафанова?

4. Неожиданные вопросы.

- Где осколок зеркала тролля опаснее: в глазу или в сердце? Почему?

- С какой интонацией надо читать стихотворные строки из поэмы «По праву памяти»? (дети приходят к выводу, что с сарказмом, а не с радостью, объясняют почему)

- Почему Раскольников, еще не вскрыв письма от матери, исступленно
целует конверт?

-Почему самый отрицательный и самый положительный герои Достоевского больны эпилепсией!

5.Вопросы с опорой на личный опыт ученика.

  • Часто ли королевы бывают снежными? Почему?

  • Кто истинная женщина: Аксинья или Наталья?

  • Как бы вы поступили на месте Желткова, желая обратить на себя
    внимание?

  • Хотели бы вы иметь такого мужа, как Мастер, Чацкий,Манилов?

  • Павел Чичичков и новые русские... сходство и отличие.

-Какие черты современной молодежи я вижу в лермонтовской «Думе»?

- Что лучше: прожить долгую жизнь с Карениным или повторить судьбу
Анны?

Эти вопросы не обязательно должны быть «решаемы». Их цель- побудить к творчеству, умению мыслить нестандартно.

6. Детям очень нравятся проблемные вопросы, поставленные в начале изучения творчества писателя, поэта или же конкретного произведения.

  • Как и почему певец Прекрасной Дамы, Незнакомки перешел на сторону
    революции? (Вопрос предшествует изучению всего творчества А.Блока)

  • Почему А. Ахматова,названная в начале творческого пути «русской
    Сапфо»,в конце жизненного пути назовет себя «плакальщицей дней
    суровых»?

Такой прием называют «подачей материала через противоречие» (парадокс).

Вот примерные вопросы при изучении произведений.

- Как нужно бороться со Злом, реагировать на несправедливость? А что
думает по этому поводу М. Булгаков? -узнаем, проанализировав роман
«Мастер и Маргарита».


  • Чем отличаются дети от взрослых? Свою точку зрения излагает А.
    Платонов в рассказе «Никита».

  • Что для вас значит любовь? Счастье или трагедия?... Посмотрим, чья
    точка зрения ближе к концепции любви Тютчева, Пушкина, Лермонтова.

- Отвечает ли сын за отца? (при изучении поэмы «По праву памяти»)
Самое главное- в конце темы получить ответ на поставленный вопрос.

Способствует лучшему усвоению знаний приемы интенсивного обучения. К ним относятся «необычные ситуации»:коммуникативная атака;

театрализация (обыграть сцену встречи Печорина и Максим Максимыча;

повествование от 1 лица (например героя рассказа «Зеленое утро» Рея Бредбери),фантастическая ситуация (Представим себе,что мы ...) Как известно, большинство людей являются визуалами или кинестетиками, нежели аудиалами. Мы должны помнить об этом и чаще прибегать к планам , опорным сигналам, которые записаны на доске или в тетради.

Активизирует мыслительную деятельность учащихся при объяснении нового материала установление межпредметных связей; на уроках литературы это чаще всего исторические, музыкальные и живописные произведения. -Какой из женских портретов, с вашей точки зрения, отражает блоковскую Русь?

  • Какая из ваших иллюстраций полнее отражает тему Руси в творчестве
    Есенина?

  • Какая из прослушанных вами мелодий полнее передает состояние героя в
    «Окаянных днях»? Почему?

Т.о., чтобы сделать обучение активным, я использую проблемные, поисковые вопросы, использую в подаче материала противоречия, применяю интенсивные методы обучения.

4


© 2010-2022