- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья Разнообразие приемов, используемых на уроке-объяснении нового материала
Статья Разнообразие приемов, используемых на уроке-объяснении нового материала
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Буслаева Е.М. |
Дата | 10.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Разнообразие приемов. Буслаева Е.М. г. Иркутск
Разнообразие приемов , используемых на уроке-объяснении нового материала.
За счет чего сделать интересным урок -объяснение нового материала? Иоганн Герберт говорил о том, что « плохой учитель преподносит истину, а хороший учит её находить». Я разделяю его точку зрения и использую в своей работе разные приемы, помогающие детям самим находить верные, интересные решения.
Прежде всего стараюсь нарушить привычную схему: учитель вещает, дети усваивают, пересказывают материал. Мне необходима деятельность самого ученика, его творческое овладение знаниями.
Для этого необходимы проблемные, поисковые методы обучения. Их стержнем становятся вопросы, , требующие активной работы ума.
Виды вопросов, стимулирующих умственную активность и интерес.
1. Вопросы, требующие установления сходства и различия.
-
Несложно установить, чем не похожи Молчалин и Чацкий. А в чем их
сходство? -
Что общего между Раскольниковым и Свидригайловым?
-
Была бы Катерина Кабанова, оставшись она в живых, со временем
похожа на Кабаниху? -
Кого из героинь русской классики напоминает Настена из повести
«Живи и помни»? -
В семье Болконских или Ростовых вы бы хотели воспитываться?
-
Разное или одинаковое отношение человека к «братьям нашим
меньшим» в рассказе Платонова и стихотворении Есенина «Корова»?
2. Вопросы на установление причинно- следственных связей.
-
Зачем автору надо было «убить» своего героя? (Ленского ,Базарова,
Ларису Огудалову, Андрея Болковского, Матрену Ивановну) -
Почему Воланд , а не силы Добра помогают Маргарите?
-
Зачем Раскольников убил Лизавету?
-
Почему Мастер и Маргарита встретились?
3. Вопросы, проверяющие знание деталей текста, в которых отражена
идея произведения?
- Сколько раз Печорин заключает пари? В каких сценах? Как это
характеризует его характер?
-Сколько раз в стих- и Блока « В ресторане» встречается образ музыки? Для чего он нужен?
- Как в продолжении рассказа Чехова «Ионыч» передвигался главный герой?
Какое у него при этом было настроение?
- От какой страшной болезни предостерегает в своем письме Пулъхерия Александровна своего сына Родиона Раскольникова?
-
Где спит девочка Настя из романа Платонова «Котлован»?
-
С каким насекомым сравнивает Иудушку Салтыков - Щедрин? Почему?
4.Выбор варианта.Сопоставление различных варианов.
- Что ожидало бы Ларису Огудалову, если бы Карандышев не застрелил
её?
-
Как бы сложилась судьба Ленского, Болконского?
-
Что изменилось бы от того, что не Сильва соврал, а сам Бусыгин выдал
себя за сына Сарафанова?
4. Неожиданные вопросы.
- Где осколок зеркала тролля опаснее: в глазу или в сердце? Почему?
- С какой интонацией надо читать стихотворные строки из поэмы «По праву памяти»? (дети приходят к выводу, что с сарказмом, а не с радостью, объясняют почему)
- Почему Раскольников, еще не вскрыв письма от матери, исступленно
целует конверт?
-Почему самый отрицательный и самый положительный герои Достоевского больны эпилепсией!
5.Вопросы с опорой на личный опыт ученика.
-
Часто ли королевы бывают снежными? Почему?
-
Кто истинная женщина: Аксинья или Наталья?
-
Как бы вы поступили на месте Желткова, желая обратить на себя
внимание? -
Хотели бы вы иметь такого мужа, как Мастер, Чацкий,Манилов?
-
Павел Чичичков и новые русские... сходство и отличие.
-Какие черты современной молодежи я вижу в лермонтовской «Думе»?
- Что лучше: прожить долгую жизнь с Карениным или повторить судьбу
Анны?
Эти вопросы не обязательно должны быть «решаемы». Их цель- побудить к творчеству, умению мыслить нестандартно.
6. Детям очень нравятся проблемные вопросы, поставленные в начале изучения творчества писателя, поэта или же конкретного произведения.
-
Как и почему певец Прекрасной Дамы, Незнакомки перешел на сторону
революции? (Вопрос предшествует изучению всего творчества А.Блока) -
Почему А. Ахматова,названная в начале творческого пути «русской
Сапфо»,в конце жизненного пути назовет себя «плакальщицей дней
суровых»?
Такой прием называют «подачей материала через противоречие» (парадокс).
Вот примерные вопросы при изучении произведений.
- Как нужно бороться со Злом, реагировать на несправедливость? А что
думает по этому поводу М. Булгаков? -узнаем, проанализировав роман
«Мастер и Маргарита».
-
Чем отличаются дети от взрослых? Свою точку зрения излагает А.
Платонов в рассказе «Никита». -
Что для вас значит любовь? Счастье или трагедия?... Посмотрим, чья
точка зрения ближе к концепции любви Тютчева, Пушкина, Лермонтова.
- Отвечает ли сын за отца? (при изучении поэмы «По праву памяти»)
Самое главное- в конце темы получить ответ на поставленный вопрос.
Способствует лучшему усвоению знаний приемы интенсивного обучения. К ним относятся «необычные ситуации»:коммуникативная атака;
театрализация (обыграть сцену встречи Печорина и Максим Максимыча;
повествование от 1 лица (например героя рассказа «Зеленое утро» Рея Бредбери),фантастическая ситуация (Представим себе,что мы ...) Как известно, большинство людей являются визуалами или кинестетиками, нежели аудиалами. Мы должны помнить об этом и чаще прибегать к планам , опорным сигналам, которые записаны на доске или в тетради.
Активизирует мыслительную деятельность учащихся при объяснении нового материала установление межпредметных связей; на уроках литературы это чаще всего исторические, музыкальные и живописные произведения. -Какой из женских портретов, с вашей точки зрения, отражает блоковскую Русь?
-
Какая из ваших иллюстраций полнее отражает тему Руси в творчестве
Есенина? -
Какая из прослушанных вами мелодий полнее передает состояние героя в
«Окаянных днях»? Почему?
Т.о., чтобы сделать обучение активным, я использую проблемные, поисковые вопросы, использую в подаче материала противоречия, применяю интенсивные методы обучения.
4