Урок русского языка по теме: «Глагол. Виды глагола»

Урок-путешествие по галактике Глагола.Во времы путешествие учащиеся проходят подготовку к вылету (что включает в себя проверку домашнего задания и повторение пройденого материала, словарную работу). После проверки класс отправляется в путешествие по Галактике. В Галактике имеются три планеты: «Время», «Спряжение», «Шифровочная». Поочередно ребята высаживаются на каждой планете и повторяют свои знания. Окончательная остановка на планете «Шифровочная» (вид глагола), здесь они должны выполнить зада...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка.

Класс: 5

Тема: Глагол. Виды глагола.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цель:

  1. Дать понятие вид глагола, знать, на какие вопросы отвечают, как различаются по значениям.

  2. Уметь находить глаголы совершенного и несовершенного вида, овладеть способами распознавания вида глагола; повторить морфологические признаки глагола.

  3. Воспитывать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: презентация, толковый словарь, карточки для индивидуальной работы, маски инопланетян, карта путешествия.

Ход урока

I. Организационный момент.

Слово учителя:

- Здравствуйте, ребята. Скажите, вы любите путешествовать? Сегодня у нас необычный урок - урок-путешествие по Галактике «Глагола». Во время нашего путешествия мы побываем с вами на многих планетах Галактики «Глагола»: «Время», «Спряжение», «Шифровочная».(слайд1,2)

- Скажите, а почему мы отправимся именно в космическое путешествие?

-Кто совершил первый полет в космос? (3 слайд)

-Кто был первым космонавтом Казахстана?

- С какого космодрома совершили вылет в космос, эти два великих космонавта?

- Молодцы ребята, вы знаете историю своего государства.

- Цель нашего путешествия повторить морфологические признаки глагола и обрести новые знания о глаголе.

-Прежде чем отправиться в путешествие. Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа.

- Путешествие - дело довольно трудное, допускаются к нему только подготовленные люди. Поэтому вам необходимо получить допуск к полету - пройти контроль вашей готовности.

II. Повторение пройденного.

- Ребята мы с вами закончили изучать большой раздел по «Имени прилагательному». Сейчас мы с вами повторим наши знания и проверим домашнее задание.

- Откройте тетради, запишите Словарная работа.

Ракета, космос, планета, луноход, космонавт, атмосфера, космодром, метеорит, корабль.

- И новое слово, с которым мы с вами познакомимся - это планетарий. (слайд 4)

- Что же оно обозначает, найдем значение в толковом словаре в ваших учебниках.

Планетарий -

- Составьте с этим, словом предложение.

Мы посетили городской планетарий.

- Вы молодцы, у вас отличная подготовка! Все допущены к полету! Вы готовы отправиться в путь?

III. Актуализация знаний.

- И вот мы уже направляемся к Галактике, перед нами звездное небо. (слайд 5)

- Чтобы попасть в Галактику, нужно пролететь сквозь Звездные врата, которые охраняют инопланетяне. Не всех они пропускают через них, а только самых смелых, отважных, а главное - знающих. Вам необходимо ответить на вопросы инопланетян. (слайд 6)

Фронтальный опрос:

1)Какая часть речи называется глаголом?

2) Перечислите постоянные морфологические признаки глагола.

3) Какой род могут иметь глаголы?

6) Сколько спряжений у глаголов?

5) Чем отличается глаголы 1 спряжения от глаголов 2 спряжения?

7) Как изменяются глаголы? (по родам и числам).

8) Какова синтаксическая роль глагола в предложении?

IV. Работа по теме урока. Путешествие по Галактике Глагола.

1. Планета "Время"

Учитель: Итак, вы получили разрешение пройти через Звездные врата и очутились в открытом космосе. Перед нами первая планета «Время». (слайд 7)

-Ребята обратите свое внимание у этой планеты три спутника. Как вы думаете, что это за спутники?

- Какие времена есть у глаголов?

- На какие вопросы они отвечают?

- Жители планеты Время оставили нам посланиеи к нему задание. Прослушайте отрывок из поэмы О. Сулейменова «Земля, поклонись человеку». А задание такое, выпишите из него глаголы. Определите время глаголов. (слайд 8)

Почему люди тянутся к звездам?

Почему в наших песнях

Герой - это сокол?

Почему все прекрасное,

Что он создал,

Человек, помолчав,

Называет Высоким?

Реки вспаивают поля,

Города над рекой -

В заре,

И, как сердце, летит Земля,

Перевитая жилами рек.

Нелегко проложить пути

До вчерашних туманных звезд,

Но трудней на земле найти

Путь,

Что в сердце своем пронес,

Что рекою прошел по Земле,

Что навеки связал города,

Что лучом бушевал во мгле,

Освещая твои года.

Ученик выполняет возле доски. (слайд 9, 10)

2. Планете "Спряжение". (слайд 11)

- Молодцы, ребята, давайте продолжим наше путешествие и отправимся к планете «Спряжение».

- У этой планеты тоже есть спутники, что это за спутники?

-Ребята, скажите, какие окончания имеют глаголы 1 спряжения?

- А глаголы 2 спряжения?

- Жители этой планеты - "Слова" - просят нас о помощи: после урагана они потеряли свою семью - помоги им найти друг друга, для этого вы должны слова распределить на два столбика 1 спряжение и 2 спряжение.

Стоит

молчишь

ждут

глядит

пойдёшь

светят

мечтает

шумят

пахнет

терпеть

Проверка. (слайд 12)

- Ребята, а почему глагол терпеть вы записали во второй столбик ведь у него окончания- еть ? (глагол исключения)

-Какие еще вы знаете глаголы исключения? Перечислите их.

- Спасибо, вы очень помогли жителям этой планеты. Вы, наверное, немного устали, путешествуя по Галактике. Я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физминутка. (слайд 13)

- Молодцы, ребята, у вас очень дружный и умный экипаж.

3. Планета "……..". (слайд 14)

- Продолжаем наше путешествие. Мы приземлились на планету "………..".

-Жители этой планеты очень хитры и коварны. Они любят обманывать и запутывать путешественников. Мы должны с вами разгадать название этой планеты.

-Мы нашли письмо-шифровку. Его оставили нам инопланетяне, но они допустили много ошибок. Исправьте их и мы узнаем название этой планеты. (слайд 15)

В далекой древности люди замечать на ночном небе протянувшуюся через весь небосвод бледную светящуюся полосу. Она напоминать им пролитое молоко. По легенде, в этом заслуга Геры, спускавшейся на Землю. Светящуюся полосу назвать «Млечный Путь». Благодаря наблюдениям Галилея, стать известно, что Млечный Путь - это множество далеких, и потому неярких звезд. Они и сливаться в одно тусклое свечение. Такую систему называть галактикой.

- Поставьте глаголы в нужную форму.

- Ребята, как же мы будем называть эти глаголы?

- Обратимся к нашему учебнику и узнаем, как называются глаголы, которые отвечают на вопрос «что делать?» и на вопрос «что сделать?». Откройте учебник и прочитайте новый материал.

Глаголы, отвечающие на вопросы «что сделать?», «что сделал?», называются глаголами совершенного вида.

Глаголы, которые отвечают на вопросы «что делать?», «что делал?», называются глаголами несовершенного вида.

- Так на какую же планету мы попали?(слайд 16)

- А сейчас мы с вами поприветствуем наших гостей. Сегодня к нам на урок пришли в гости два инопланетянина: Совершенного Вида и Несовершенного вида. Послушайте, что еще они расскажут о себе. (слайд 17)

Глагол Совершенного Вида

Говорят (и это лестно),

Что я выгляжу чудесно:

Шляпа, галстук и костюм,

А в глазах - природный ум,

Нос с горбинкой, ясный взгляд.

(Все восторженно глядят!)

Весь начищенный, степенный.

ВИД мой самый СОВЕРШЕННЫЙ.

Я к тому ж не поленился

И неплохо потрудился:

Сделал нынче столько дел!

Суп сварил, с горы скатился

И при этом не разбился,

Кипятком не обварился,

Лишь немного похудел!

Совершенный вид потому и называется СОВЕРШЕННЫМ, что Глагол все эти дела завершил, то есть уже закончил.

Буква С - самая любимая буква Глагола совершенного вида, потому что он отвечает только на те вопросы, которые начинаются с этой буквы: ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЮ? Это очень легко запомнить.

Глагол Несовершенного Вида

Всем вокруг сегодня ясно,

Что я выгляжу ужасно:

Сам не брит, костюм измят,

Уши в стороны торчат,

Нос крючком, потухший взгляд.

(Все сочувственно глядят!)

Суетливый, нестепенный…

Ах, мой ВИД НЕСОВЕРШЕННЫЙ!

-Когда вид глагола НЕСОВЕРНЕННЫЙ, он отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЮ? ЧТО БУДУ ДЕЛАТЬ? НЕСОВЕРШЕННЫЙ вид и называется несовершенным, что дядюшка инопланетянин действие ещё не завершил, он его только начал, но не закончил.

-Спасибо вам инопланетяне.

-Ребята, а что вы еще узнали о глаголах нового? Какой способ нам поможет? (буква С в вопросе)

-Чтобы закрепить наши знания
, мы выполним упражнение 601 на странице 220. (прочитать задание). (слайд 18)

Молодцы! Летим дальше.

V. Возвращение на землю. Самостоятельная работа.

-Ну что ж, пришло время покидать Галактику «Глагола» и отправляться домой. Нам снова нужно пролететь "Звездные врата", инопланетяне хотят узнать, кто из Вас, ребята, самый умный», для этого вы должны выполнить небольшой тест. Выполните тест, обведите правильный вариант ответа. (слайд 19)

ТЕСТ ПО ТЕМЕ "ГЛАГОЛ" (слайд 20, 21)

  1. Глагол - это часть речи, которая обозначает

а) предмет

б) действие предмета и состояние предмета

в) признак предмета

2. Спряжение - это изменение глаголов

а) по родам и числам

б) по падежам и лицам

в) по лицам и падежам

3. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос

а) что делать? что сделать?

б) что делает? что делал?

в)что сделать? что сделал?

4. Глаголы какого спряжения имеют окончания: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (ют)?

а) Первого спряжения.

б) Второго спряжения.

5. Укажите ряд, в котором все глаголы стоят в форме прошедшего времени:

а. Ждал, опаздывал, нес

б. Будешь ждать, не опоздаю, уйду

VI. Подведение итогов урока.

- Ребята, вот мы с вами и вернулись обратно на землю. Вам понравилась наше путешествие?

- На каких планетах мы побывали?

- Что нового вы узнали на уроке?

- На какие вопросы отвечает глаголы совершенного и несовершенного вида?

Объявление оценок. Всем большое спасибо за активную работу на уроке.

VII. Домашнее задание. (слайд 21,22)



© 2010-2022