Технологическая карта урока литературы (ФГОС) на тему

Технологическая карта урока литературы (5 класс)  на тему "Сказка А. Погорельского "Чёрная курица или Подземные жители" как нравоучительное произведение" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. В карте указаны формируемые универсальные учебные действия  на каждом этапе урока.Дан текст приложения Блиц-опрос по тексту произведения.Указаны этапы урока с определением целей. Деятельность обучающихся на уроке разнообразная: работа с ключевыми образами, наблюдение над системой образов,  пересказ...  
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока Верзилина Т.И.

Учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ п.Мирный

Предмет: литература. Авторы учебника: В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин

Класс: 5

Тема урока: Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение

Цели: 1. деятельностная 1. Создание условий для усвоения темы;.

2. создание ситуации успеха:

3.развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности4

4. обучение индивидуальной рефлексии достижения цели;

5. развитие навыков самоконтроля;

6. развитие схематического мышления. развитие критического мышления, развитие мыслительных операций: синтез, анализ, обобщение

2. содержательная 1. Систематизация и обобщение знаний по сказке А. Погорельского « Чёрная курица, или Подземные жители»

2.Составление литературной характеристики главного героя Алёши. Осмысление нравоучительного сюжета

3.формирование положительно - значимых качеств личности (трудолюбие, честность, коммуникативность) на примере героев сказки Погорельского)

Тип урока: урок открытия нового знания



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Этап мотивации

Цель этапа: мотивация обучающихся к активному внутреннему и внешнему

диалогу на основе личностного

жизненного опыта, побуждение эмоциональных переживаний.

Можно ли считать

Психологический настрой детей на урок.

Посмотрим друг на друга и произнесем: «Мне приятно тебя видеть!»

Самоопределение

Л: нравственно-этическое оценивание.

Р: ориентирование в ситуации, прогнозирование.

П: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания.

К: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи.

2.Обсуждение результатов выполнения домашнего

II. Актуализация знаний

Цель этапа: контроль качества выполнения домашнего задания, оценка первичной интерпретации произведения.

    Можно ли считать главного героя сказки положительным?

    Блиц- опрос.

    Участие в дискуссии, оценивание предложенной интерпретации текста рассказа.

    Л: нравственно-этическое оценивание.

    Р: ориентирование в ситуации, прогнозирование.

    П: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания.

    К: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи

    III. Проблемное объяснение нового знания

    Цель этапа: деконструкция личного опыта благодаря встрече с другим «я». Побудительная, контактная деятельность учителя. Управление общением. Постановка проблемных вопросов, организация проблемных ситуаций.

    Давайте сейчас вспомним, какая с мальчиком Алёшей произошла история?

    Пересказ эпизодов сказки от первого лица.

    Работа с ключевыми образами, наблюдение над системой образов, пересказ от первого лицаучастие в диалоге с автором.

    Л: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.

    Р: прогнозирование, рефлексия, оценка.

    П: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей.

    К: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.

    IV. Первичное закрепление

    Цель этапа: обогащение, преобразование прежнего опыта, конструирование нового опыта; побуждение эмоциональных переживаний. Постановка проблемных вопросов.

    1.Постановка проблемного вопроса

    Что изменилось в жизни Алёши после посещения подземного царства?

    2. Проведение блиц-опроса.(Приложение № 1)

    Прогнозирование, участие в дискуссии, сопоставление мнений читателя и писателя.

    Л: ценностно-смысловая ориентация.

    Р: прогнозирование.

    П: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение, моделирование.

    К: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи.

    Этап включения в систему знаний и повторения

    1.Вопрос.

    Можно ли утверждать, что у этой сказки счастливый конец и в ней добро побеждает зло? Своё мнение обоснуйте.

    2.Конкурс на выразительное чтение по ролям диалога Алёши и учителя со слов «На следующий день..» до слов «… и слёзы вновь полились у него из глаз».

    Обобщающая беседа

    В чём заключалась вина Алёши? Только ли в том, что он обманул учителя и возгордился перед товарищами?

    Какое чувство вызывает у читателя описание ухода подземных жителей в другую страну?

    Создайте устные иллюстрации

    «Какой Алёша увидел Чёрную курицу последний раз?

    «Уход подземных жителей в другую страну»

    Составление синквейна о главном герое.

    Работа с иллюстрациями к сказке(учебник)

    Кто их авторы?

    Какие эпизоды они иллюстрируют?

    В чём достоинства и недостатки этих иллюстраций?

    участие в дискуссии, сопоставление мнений читателя и писателя.



    Читают текст, дают взаимооценку









    Воссоздающее воображение

    Творческое воображение

    Составляют синквейн , проводят взаимооценку

    Л: ценностно-смысловая ориентация.

    Р: прогнозирование.

    П: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение, моделирование.

    К: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи.

    V. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

    Цель этапа: рефлексия, оценка интерпретаций произведения, постановка проблемных вопросов, объяснение домашнего задания

    Работа с заданиями на диске.

    Что я сегодня узнал такого, чего не знал ранее?

    Что было самым трудным на уроке?

    Что было самым важным на уроке?

    Выполняют работу

    Отвечают на вопросы.

    Записывают домашнее задание.

    Л: самоопределение, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

    Р: рефлексия, ориентирование в ситуации, коррекция, оценка.

    П: моделирование, преобразование модели, доказательство, построение речевого высказывания.

    К: регуляция речевого поведения, умение слушать и вступать в диалог, взаимодействие со сверстниками.

    Приложение № 1

    Блиц- опрос

    1. Почему Алёша остался один в пансионате? (все ученики уехали на каникулы)

    2. Что было его утешением в часы одиночества? (чтение книг, игра с курочками во дворе)

    3. Какую курочку Алёша любил больше всех? (Чернушку)

    4. Как Алёша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала)

    5. Чего испугался Алёша ночью? (зашевелилась простынь на соседней кровати, и из - под неё вышла курочка)

    6. Как Чернушка справилась с рыцарями? (распустила крылья, нахохлилась, сделалась большая, и отбивалась от рыцарей)

    7. Куда привела курица мальчика? ( в подземное царство)

    8. Кем оказалась Чернушка в подземном царстве? (главным министром)

    9. Какое желание загадал Алёша? (чтобы он всегда знал урок. не уча его)

    10. Какой предмет подарили Алёше, чтобы желание сбылось? (зёрнышко)

    11. Какое условие поставил король Алёше? ( никому не рассказывать про подземелье)

    12. Как отнёсся к Алёшиному желанию король? ( он удивился , что Алёша оказался таким ленивым)

    13. Какие диковинные звери содержались в зверинце подземных жителей (мыши, барсуки, кроты)



    © 2010-2022