- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта урока литературы (ФГОС) на тему
Технологическая карта урока литературы (ФГОС) на тему
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Верзилина Т.И. |
Дата | 28.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока Верзилина Т.И.
Учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ п.Мирный
Предмет: литература. Авторы учебника: В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин
Класс: 5
Тема урока: Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение
Цели: 1. деятельностная 1. Создание условий для усвоения темы;.
2. создание ситуации успеха:
3.развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности4
4. обучение индивидуальной рефлексии достижения цели;
5. развитие навыков самоконтроля;
6. развитие схематического мышления. развитие критического мышления, развитие мыслительных операций: синтез, анализ, обобщение
2. содержательная 1. Систематизация и обобщение знаний по сказке А. Погорельского « Чёрная курица, или Подземные жители»
2.Составление литературной характеристики главного героя Алёши. Осмысление нравоучительного сюжета
3.формирование положительно - значимых качеств личности (трудолюбие, честность, коммуникативность) на примере героев сказки Погорельского)
Тип урока: урок открытия нового знания
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
1.Этап мотивации
Цель этапа: мотивация обучающихся к активному внутреннему и внешнему
диалогу на основе личностного
жизненного опыта, побуждение эмоциональных переживаний.
Можно ли считать
Психологический настрой детей на урок.
Посмотрим друг на друга и произнесем: «Мне приятно тебя видеть!»
Самоопределение
Л: нравственно-этическое оценивание.
Р: ориентирование в ситуации, прогнозирование.
П: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания.
К: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи.
2.Обсуждение результатов выполнения домашнего
II. Актуализация знаний
Цель этапа: контроль качества выполнения домашнего задания, оценка первичной интерпретации произведения.
Можно ли считать главного героя сказки положительным?
Блиц- опрос.
Участие в дискуссии, оценивание предложенной интерпретации текста рассказа.
Л: нравственно-этическое оценивание.
Р: ориентирование в ситуации, прогнозирование.
П: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого высказывания.
К: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: деконструкция личного опыта благодаря встрече с другим «я». Побудительная, контактная деятельность учителя. Управление общением. Постановка проблемных вопросов, организация проблемных ситуаций.
Давайте сейчас вспомним, какая с мальчиком Алёшей произошла история?
Пересказ эпизодов сказки от первого лица.
Работа с ключевыми образами, наблюдение над системой образов, пересказ от первого лицаучастие в диалоге с автором.
Л: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация.
Р: прогнозирование, рефлексия, оценка.
П: систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение, объяснение образа, работа с ассоциацией, постановка проблем, нахождение причинно-следственных связей.
К: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, регуляция речевого поведения, владение монологической и диалогической формами речи.
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: обогащение, преобразование прежнего опыта, конструирование нового опыта; побуждение эмоциональных переживаний. Постановка проблемных вопросов.
1.Постановка проблемного вопроса
Что изменилось в жизни Алёши после посещения подземного царства?
2. Проведение блиц-опроса.(Приложение № 1)
Прогнозирование, участие в дискуссии, сопоставление мнений читателя и писателя.
Л: ценностно-смысловая ориентация.
Р: прогнозирование.
П: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение, моделирование.
К: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи.
Этап включения в систему знаний и повторения
1.Вопрос.
Можно ли утверждать, что у этой сказки счастливый конец и в ней добро побеждает зло? Своё мнение обоснуйте.
2.Конкурс на выразительное чтение по ролям диалога Алёши и учителя со слов «На следующий день..» до слов «… и слёзы вновь полились у него из глаз».
Обобщающая беседа
В чём заключалась вина Алёши? Только ли в том, что он обманул учителя и возгордился перед товарищами?
Какое чувство вызывает у читателя описание ухода подземных жителей в другую страну?
Создайте устные иллюстрации
«Какой Алёша увидел Чёрную курицу последний раз?
«Уход подземных жителей в другую страну»
Составление синквейна о главном герое.
Работа с иллюстрациями к сказке(учебник)
Кто их авторы?
Какие эпизоды они иллюстрируют?
В чём достоинства и недостатки этих иллюстраций?
участие в дискуссии, сопоставление мнений читателя и писателя.
Читают текст, дают взаимооценку
Воссоздающее воображение
Творческое воображение
Составляют синквейн , проводят взаимооценку
Л: ценностно-смысловая ориентация.
Р: прогнозирование.
П: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение, моделирование.
К: умение ясно, точно выражать свои мысли, регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи.
V. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Цель этапа: рефлексия, оценка интерпретаций произведения, постановка проблемных вопросов, объяснение домашнего задания
Работа с заданиями на диске.
Что я сегодня узнал такого, чего не знал ранее?
Что было самым трудным на уроке?
Что было самым важным на уроке?
Выполняют работу
Отвечают на вопросы.
Записывают домашнее задание.
Л: самоопределение, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Р: рефлексия, ориентирование в ситуации, коррекция, оценка.
П: моделирование, преобразование модели, доказательство, построение речевого высказывания.
К: регуляция речевого поведения, умение слушать и вступать в диалог, взаимодействие со сверстниками.
Приложение № 1
Блиц- опрос
-
Почему Алёша остался один в пансионате? (все ученики уехали на каникулы)
-
Что было его утешением в часы одиночества? (чтение книг, игра с курочками во дворе)
-
Какую курочку Алёша любил больше всех? (Чернушку)
-
Как Алёша спас Чернушку? (Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала)
-
Чего испугался Алёша ночью? (зашевелилась простынь на соседней кровати, и из - под неё вышла курочка)
-
Как Чернушка справилась с рыцарями? (распустила крылья, нахохлилась, сделалась большая, и отбивалась от рыцарей)
-
Куда привела курица мальчика? ( в подземное царство)
-
Кем оказалась Чернушка в подземном царстве? (главным министром)
-
Какое желание загадал Алёша? (чтобы он всегда знал урок. не уча его)
-
Какой предмет подарили Алёше, чтобы желание сбылось? (зёрнышко)
-
Какое условие поставил король Алёше? ( никому не рассказывать про подземелье)
-
Как отнёсся к Алёшиному желанию король? ( он удивился , что Алёша оказался таким ленивым)
-
Какие диковинные звери содержались в зверинце подземных жителей (мыши, барсуки, кроты)