Урок по литературному чтению на тему Две пословицы  (2 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения, 2 класс


УМК «Начальная школа XXI века»

Тема урока: «Е.А.Пермяк «Две пословицы»


Подготовила и провела в рамках проведения декады начальной школы

в МОУ - лицей №32

учитель высшей квалификационной категории,

Почётный работник общего образования РФ

Жолобова Мария Степановна

Цели урока:

1.Создать условия для формирования читательских навыков: чтения, анализа прочитанного, развития монологической речи.

2.Способствовать развитию навыков работы над сюжетом произведения, сравнительного анализа, работы с толковым словарём.

3.Содействовать выработке внимательного отношения к художественному слову, воспитанию коммуникативных правил при работе в группах, нравственному воспитанию учащихся.

Формирование УУД на уроке:


  1. Предметные УУД: научиться читать тексты про себя и вслух, понимать содержание прочитанного, находить в тексте отрывки по заданию.


  1. Метапредметные УУД:

- регулятивные: научиться участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

- познавательные: научиться анализировать и сравнивать доступные по содержанию художественные тексты;

- коммуникативные: научиться действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией (фронтальная, индивидуальная и групповая работа);

3. Личностные УУД: формирование начальных представлений о

нравственных понятиях (забота о других, верность в дружбе).

Материально-техническое оснащение урока:

учебники, карточки для индивидуальной работы, карточки для групповой работы, презентация, портреты Е.Пермяка и А.Митта.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Речевая разминка.

Речевая разминка 2 слайда:

а)Ра-ра-ра - игра, кора, дыра, нора.

Жи-жи-жи - лыжи, ужи, ножи, ежи.

Чка-чка-чка -дочка, ночка, свечка, печка

б)Скороговорка: Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки (произнести с различной скоростью и различной интонацией)

III. Проверка домашнего задания:

Личностные УУД: формирование начальных представлений о

нравственных понятиях (забота о других, верность в дружбе).

1. Какое произведение читали дома? (А.Митта «Шар в окошке»)

- А какое задание нужно было выполнить?

- Что же представляет собой модель обложки этого произведения?

Покажите, все ли её сделали?

- Кто её озвучит? (слайд «Проверьте себя»)

- Поднимите руку, у кого не такая модель получилась дома?

2. Ребята, перед вами план рассказа, только вразброс. Давайте составим его так, чтобы он соответствовал содержанию (слайд).

Регулятивные: научиться участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

3.-Пересказ по плану.

-Пока мы будем пересказывать, Костя Лотков и Матвей Селин получают карточки с индивидуальными заданиями:

А) Костя: Найти среди множества слов однокоренные слова со словом «дружба».

Б) Матвей: Из данных слов составить пословицу: друзей, без, человек, без, дерево, что, корней. Как ты её понимаешь?

4. Личностные УУД: формирование начальных представлений о

нравственных понятиях (забота о других, верность в дружбе).

(слайд) - Почему же Коле стало хорошо? (работа с классом)

- Какие друзья у Коли?

(слайд) - верные - весёлые

- равнодушные - трусливые

- находчивые - заботливые

- О чём же этот рассказ?

- А что такое дружба? (ответы детей)

- (слайд) Давайте прочтём значение этого слова, которое даётся в толковом словаре В.И.Даля.

- (Проверка индивидуальной работы по карточкам)- (слайд) На этом слайде вы видите слова, из которых Матвею нужно было составить пословицу. Слушаем Матвея:

- (слайд) «Человек без друзей, что дерево без корней» и рассказывает, как её понимает.

- (слайд для Кости) из множества слов выбраны: друг, дружить, дружный

- Чему же нас учит рассказ Александра Митта «Шар в окошке»?

IV. Теперь переходим к новому материалу.

1. (слайд) Прочитайте, пожалуйста, тему урока.

- Ребята, перед вами две модели обложек. В процессе работы на уроке я предлагаю вам провести исследование, чтобы доказать, какая же из этих двух моделей подходит к нашему произведению. А как выдумаете, что нам нужно знать, чтобы определить, какая модель обложки подходит к нашему произведению?

- Что же мы будем делать на уроке?

(читать, отвечать на вопросы, заниматься исследованием, выполнять различные творческие задания)

2. - Ребята, у нас Андрюша Г. самостоятельно дома проводил исследование, изучал жизнь и творчество писателя Е.А.Пермяка. Самым интересным он решил с нами поделиться.

- (рассказ ученика об авторе) Евгений Андреевич Пермяк родился в 1902 году в семье рабочих. Он хорошо знал жизнь рабочих людей, сам очень любил труд, поэтому через все его произведения проходит тема труда. Он написал много пьес, романов, т.е. больших произведений, а юным читателям Е.Пермяк известен как автор сказок и научно-популярных книг для детей.

Пермяк - это его псевдоним, т.к. он родился в г. Пермь.

- Скажите, какие произведения этого автора знаете вы? («Смородинка», «Случай с кошельком», «Про нос и язык», «Пичугин мост»).

3. Словарь. При чтении произведения вам встретятся слова, которые в современном русском языке не встречаются. Давайте познакомимся с их лексическим значением.

-ярмарка - большая торговля с развлечениями

-пригоршня - сложенные вместе в виде округлённого вместилища обе ладони

-медяки - медные монеты

-пятак - 5 копеек

-гривенник - 10 копеек

-глазеть - смотреть с удивлением

-плотвичка - вид мелкой рыбы

-кудлатая (собака) - лохматая

-семиголосая (гармошка) - звучат все семь нот

4. Первичное чтение текста вслух (комбинированное чтение).

Предметные УУД: научиться читать тексты про себя и вслух, понимать содержание прочитанного, находить в тексте отрывки по заданию.

5. Беседа по выявлению впечатления:

- Что вам понравилось в этом произведении?

- А что не понравилось?

- Какое чувство вызывает это произведение?

- Кто его написал?

- Как озаглавил?

6. Работа в группах:

КоммуникативныеУУД: научиться действовать в соответствии с

коммуникативной ситуацией ( групповая работа);

(слайд) Задание группам: найти, прочитать и своими словами ответить на вопросы: (каждая группа получает карточку с заданием):

1 группа: - Словесный портрет Кости и Феди.

2 группа: - Кто помогал Косте (кроме собачки)?

3 группа: - Чем и почему собачка помогла Косте? Что она ему шепнула на ярмарке?

4 группа: - Как изменился Костя после событий на ярмарке?

5 группа: - Что связывало Костю и Федю? Разгадав кроссворд, вы прочтёте это слово по вертикали (кроссворд):

- Имя мальчика, который часто покупал корм животным за свои деньги? (Федя)

- Что помогла найти Косте плотвичка? (брод)

- Кто показал Косте дорогу на ярмарку? (голубь)

- Что предложил Костя голубку, чтобы тот показал ему дорогу на ярмарку? (денежку)

- Кто помог Косте на ярмарке вернуть его деньги? (собака)

- Что подарил Костя Феде, когда вернулся с ярмарки? (гармошку)

(Получилось слово «ДРУЖБА»)

7. Проверка работы в группах.

Личностные УУД: формирование начальных представлений о

нравственных понятиях (забота о других, верность в дружбе).

8. А теперь с помощью схемы (слайд), которую видите на слайде, проведём работу над сюжетом произведения.

а) - О чём говорится во вступлении произведения?

- А в части «развитие действия»?

- Какой, по вашему мнению, самый напряжённый момент в тексте?

- Как же после этого продолжалось действие?

- И чем закончилось произведение?

б) Чему учит нас это произведение?

9. А теперь, когда мы уже прочитали произведение и разобрали его, вернёмся к нашему исследованию, чтобы доказать, какая же модель обложки подходит сюда.

- Подумайте, к какому жанру относится произведение? Почему? Какие признаки сказки знаете?

ВЫВОД: 1. Есть волшебство.

2. Есть троекратный повтор. Значит - это сказка. Но она не начинается словами «Жили-были…»

- О чём это говорит? (Это авторская сказка)

- Какая геометрическая фигура заменяет слово «сказка»? (круг).

- Какова тема сказки, т.е. о чём она или о ком? (о детях)

- Какого цвета будет наш круг? (жёлтого)

Итак, мы провели наше исследование и доказали, что «Две пословицы» - это сказка о детях.

- Значит, какая модель подходит к этой сказке? (правая)

- Давайте проверим. (слайд)

- Верно! Молодцы!

V. Итог урока.

- Познавательные УУД: научиться анализировать и сравнивать доступные по содержанию художественные тексты;

- Подводя итог нашего урока, я предлагаю сравнить два произведения, с которыми работали на уроке. Вот модели обложек этих произведений.

Посмотрите на них и подумайте, что же у них общего, в чём отличаются.

(Общая тема: о детях.

Различия: разные авторы, разные заголовки, разные жанры)

VI. Рефлексия.

- Что вам понравилось на уроке?

- Каким способом мы решали учебные задачи?

- Где будете применять в жизни знания, полученные на уроке?

VII. Задание на дом: стр.65-68 ответить на вопросы, пересказать.



© 2010-2022