Урок литературы Борис Пастернак - художник, музыкант, философ. Анализ литературного произведения. Темы… в поэзии Б. Пастернака. (11 класс)

Цели: деятелъностная: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. образовательная: рассмотреть влияние искусства, музыки, философии на лирику Пастернака, отразить их роль в творчестве поэта, формировать у учащихся представление о своеобразии творческой манеры поэта; развивающая: развивать умение работать самостоятельно с дополнительной информацией и учебником, делать выводы, развивать умение частично - ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГБОУ РК «ФЕОДОСИЙСКАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»









«Борис Пастернак -

художник, музыкант, философ

Анализ литературного произведения Темы… в поэзии Б. Пастернака»


(урок литературы в 11 классе)

















Подготовила учитель

русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Шостак Наталия Петровна

Феодосия, 2015

Борис Пастернак -

художник, музыкант, философ.

Анализ литературного произведения. Темы… в поэзии Б. Пастернака.

Подготовила учитель русского языка

и литературы Шостак Н.П.

Класс: 11

Вид урока: информационно - исследовательский

Тип урока: Урок общеметодологической направленности.

Цели:

деятелъностная: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

образовательная: рассмотреть влияние искусства, музыки, философии на лирику Пастернака, отразить их роль в творчестве поэта, формировать у учащихся представление о своеобразии творческой манеры поэта;

развивающая: развивать умение работать самостоятельно с дополнительной информацией и учебником, делать выводы, развивать умение частично - поисковой познавательной деятельности, развивать коммуникативные качества;

воспитательная: воспитывать у учащихся толерантность, вдохновлять на развитие такого навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать, формировать нравственную культуру учащихся.

Объект исследования - поэзия Пастернака.

Оборудование: портрет Б.Пастернака, книги, свеча, гитара, презентации, слайды.

Эпиграф: Во всём мне хочется дойти до самой сути.

Б.Пастернак.

Вступительное слово учителя:

Он награжден каким - то вечным детством,

Той щедростью и зоркостью светил,

И вся земля была его наследством,

И он её со всеми разделил, - так писала о Борисе Пастернаке Анна Ахматова. Другая поэтесса Марина Цветаева скажет о нем:

Обратите внимание на портрет поэта, рассмотрите его внимательно. Внешность поэта, речь были особенными. Он был поразительно красив: огромные глаза, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, глубокий, красивый голос, звучный как колокол. Это был открытый и добрый, впечатлительный и чувствительный человек. Существовала какая - то таинственная связь между обликом, духовным миром и характером его стихов.

Многие годы имя поэта оставалось под запретом, и вот вернулось, заговорило, засверкало. "Наследие Пастернака ... завоевало любовь и признание самых взыскательных и строгих ценителей поэзии. Знание этого наследия становится насущной необходимостью" (Лев Озеров). В 1989 году диплом и медаль Нобелевского лауреата были вручены в Стокгольме сыну поэта - Евгению Борисовичу Пастернаку.

Мы изучили биографию Пастернака, какие самые яркие страницы его жизни Вам запомнились?

Ученик: Познакомившись с творчеством Бориса Пастернака, мы узнали, что он имел незаурядные живописные и музыкальные способности, готовился стать философом. Он мог стать замечательным художником, великим композитором, но выбор был сделан - человечество приобрело поэта…

Учитель: Возник вопрос: почему Пастернак из всех увлечений выбрал поэзию? Как живописные наклонности и музыкальные способности, знание философии отразились на творчестве Пастернака? Какова тематика его поэзии? Стараясь дать ответы на эти вопросы, проведём исследовательскую работу. Запишите число, классная работа, сформулируйте тему урока и цель. Проанализируем стихи поэта. Работать необходимо в парах или мини-группах. При изучении творчества Мандельштама мы определили схему анализа поэтического произведения, воспользуйтесь рабочими тетрадями, информационными карточками и учебником. У Вас есть 10 минут на то, чтобы составить анализ стихотворения в виде связного рассказа из примерно из 10-12 предложений не более. А фон создавать будет музыка Скрябина, любимого композитора Пастернака.

Учащимся предлагается 6 стихотворений для анализа, соответственно должно работать 6 групп. Отвечая на вопросы схемы-анализа, у учащихся должны получиться мини-сочинения.

См. приложение.

От группы выступают как минимум 2-3 человека: 1 читает выразительно стихи, 2 - анализирует поэзию.3 - прикрепляет свой анализ на ватман и подписывает главную тему стихотворения. (На выступление каждой группе дается не более 3-4 минут. После выступления первых трёх групп - динамическая пауза).

По ходу выступления каждой группы все учащиеся фиксируют в тетради название стихотворения, его тему и идею. Можно в идею таблицы делать тоже самое на доске:

Название стихотворения

Тема стихотворения

Главная мысль (идея)

Любить иных тяжёлый крест

Тема любви и самопожертвования

Восхищение женщиной и её умением любить.

Зимняя ночь

Тема природы и философия любви

Противостояние человека жизненным бурям внешнего и внутреннего мира.

В больнице

Тема жизни и смерти

Жизнь быстротечна - цените каждый её миг.

Во всём мне хочется дойти до самой сути.

Тема поэта и поэзии

Призыв к поиску истины во всём. Предназначение поэзии - открывать истину.

Снег идёт

Тема природы и поиска смысла жизни

Жизнь быстротечна, как снег.

Быть знаменитым некрасиво.

Тема предназначения поэта

Цель творчества - самоотдача, а не слава.

К концу урока эта таблица должна быть заполнена.

Подведение итогов урока:

Учитель:

-Какие главные темы прослеживаются в поэзии Пастернака? (любви, жизни и смерти, поэта и поэзии, в чём смысл жизни?)

-Выберите те темы сочинений, в которых вы могли бы использовать анализ одного из стихотворений как аргумент. Темы сочинений и названия стихотворений можно написать на доске, а учащиеся должны показать стрелками их соответствие.

Рефлексия: чему мы научились? Какие стихи Вам понравились больше всего, почему? Что было сложно?

Д\з выучить наизусть любое стихотворение Пастернака, уметь его анализировать.

Темы сочинений:

Стремление к познанию.

Что лучше любить или быть любимым?

Воспитание человека.

Человек и искусство. Роль человека в искусстве.

Честь и бесчестие.

Чинопочитание - унижение или уважение.

Человек и история.

Отношение человека к природе.

Патриотизм. В чём заключается любовь к родине?

Приложение

Художественные особенности поэзии Пастернака.

- Послушайте сообщение и перечислите особенности лирики поэта в форме плана.

Стихи Пастернака отличаются живописностью, его картины узна-
ваемы:

Плитняк раскалялся, и улицы лоб

Был смугл, и на небо глядел исподлобья

Булыжник, и ветер, как лодочник греб

По липам. И все это были подобья.

Зрительные впечатления преобразуются в философские раздумья.

Образы-символы глубоки и ощутимы.

Свеча как символ творческого горения впервые появилась у Бориса Пастернака в прозе: «А в комнате, на письменном столе, стоял бронзовый кузнец, и рядом с ним увядшая во мгле свеча запахнула целый угол тенями, и вот не сдержался рассвет, дохнули безлюдья, свеча пошевелила печью, как темной полой. Легко со свечой».

В стихотворении 1912 года «Как бронзовой золой жаровень…» «свечка человеческой жизни» - часть мирозданья: «Со мной, с моей свечою вровень миры расцветшие висят».

Поэт особенно дорожит переданным ему в наследство радостным мироощущением отца и преклонением перед величием природы и её создателем. Настоящее искусство всегда несет человеку радость. В стихах и лирических зарисовках поэта передано чувственное ощущение жизни:

Природа, мир, тайник вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

В слезах от счастья отстою.

«Когда разгуляется», 1956

Или:

И белому мертвому царству,

Бросавшему мысленно в дрожь,

Я тихо шепчу: «Благодарствуй,

Ты больше, чем просят, даешь».

«Иней», 1941

Природу, как и все окружающие его явления, Борис Пастернак воспринимал удивительно ярко и рельефно, наполняя пейзажные стихи необыкновенной радостью. От неожиданных и вместе с тем очень простых, очевидных примет окружающей поэта жизни он естественно поднимался к высотам мирозданья, к философским раздумьям о вечности.

В. Ф. Асмус писал о Борисе Пастернаке: «Музыка, поэзия, живопись были для него не вавилонским смешением языка, не разными языками, а единым языком искусства, в котором все слова равно ему доступны и равно понятны». Подчинив свой талант стихии слова, Б. Л. Пастернак сохранил в творчестве остроту художнического видения, чуткость музыкального восприятия мира.

3. Работа с текстом.

- А теперь попробуйте выявить эти особенности в стихотворении Пастернака.

Учитель раздает учащимся тексты стихотворения. Возможна работа в парах.

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Где, как обугленные груши,

С деревьев тысячи грачей

Сорвутся в лужи и обрушат

Сухую грусть на дно очей.

Достать пролетку. За шесть гривен,

Чрез благовест, чрез клик колес

Перенестись туда, где ливень

Еще шумней чернил и слез.

Под ней проталины чернеют,

И ветер криками изрыт,

И чем случайней, тем вернее

Слагаются стихи навзрыд.



© 2010-2022