- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок Нужен ли современной молодежи русский язык
Урок Нужен ли современной молодежи русский язык
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Туисова Л.В. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Нужен ли современной молодёжи литературный русский язык?
Цели: выявить позицию учащихся по отношению к нормам литературного языка, жаргону, молодёжному сленгу;
развивать способность высказывания собственного мнения, умение вступать в дискуссию, выслушивать чужое мнение, соглашаться или оспаривать его; интеллектуальные и эмоциональные свойства личности (устойчивость внимания, наблюдательность, память, воображение);
воспитывать уважение к родному языку, желание освоить литературные нормы, взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание.
Тип урока: дискуссия.
Технология: диалоговая, проектная, ИКТ.
Методы: устные рассказы на лингвистическую тему, беседа, проект, групповая работа.
Организация учебного пространства: столы расположены буквой «п», учащиеся сами определяют своё место, становясь оппонентами или нейтралами.
-
Постановка проблемы дискуссии.
- Нужна ли новым поколениям культура речи?
Некоторые молодые люди, да и учёные-лингвисты утверждают, что классического русского языка для молодёжи уже не существует, что не нужно следовать литературным нормам. Ряд исследований, проведённых учёными-филологами, касающихся анализа текстов современной литературы и языка СМИ, позволяют сделать вывод о том, как сильно влияние на молодёжь жаргонной лексики.
- Нужно ли в этих условиях сохранять классический русский язык?
II. Защита проектов «Жаргонизмы», «Молодёжный сленг» с применением ИКТ. (Тип диалога: самопрезентирующий - ученик демонстрирует выгодный для себя имидж). Информационный диалог.
III. Дискуссия. (Тип диалога: критический - характеризует критическое осмысление содержания диалога, гипотетическое рассмотрение любых решений проблемы.) Уровень ведения диалога межличностный. Вид диалога: интерпретационный, при котором происходит обмен мнениями, оценка известных фактов, их интерпретация.
-
Выскажите свою позицию, приведите аргументы.
-
Жаргон сегодня везде, существуют даже примеры перевода на него некоторых известных произведений русских классиков (например, филолог В. Шаповал перевёл на жаргонную лексику «Горе от ума « А. Грибоедова). А вот как звучат в переводе на молодёжный сленг строчки известного стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»: «Без конвоя выломлюсь по трассе». Масса произведений переведена на язык сленга, они пользуются популярностью, их покупают, читают. Уже издана книжка «Русский тусовочный как иностранный», в которой много упражнений: переводов со сленга на обычный русский, с русского - на сленг.
- Что это - игра или определённая тенденция, которую следует воспринимать серьёзно?
-
Существует ли у каждого поколения свой язык? Что по этому поводу говорят ваши родители, дедушки и бабушки? Какие примеры лексики прошлых поколений вы можете привести? Выросли ли ваши «предки» из этой лексики или до сих пор употребляют её в своём языке?
-
Приведите примеры школьного жаргона, сленга различных молодёжных групп (готы, эмо и др.).
-
В каких речевых ситуациях вы пользуетесь сленгом?
-
Уместен ли он, по вашему мнению, на уроке, в театре, магазине?
-
Если вы поступите в институт, устроитесь на работу, переедете в другой город, захотите прочитать книгу, каким языком будете пользоваться? Тем, которому учили в школе, или тем, который приобрели в молодёжной среде?
-
Скучно ли изучать нормы языка?
-
А есть ли, например, страны, в которых отсутствует представление о языковых нормах?
-
Согласны ли вы с тем, что воспитывать языковую культуру необходимо с детства?
-
Можно ли в детских передачах, мультфильмах допускать, чтобы их герои говорили неправильно? Взрослые-то понимают, что сленг в этих передачах употребляется для смеха и «прикола», но в состоянии ли ребёнок определить, что правильно, а что «для смеха»? (Мультфильмы по былинам).
-
Чтение и осмысление статьи академика Д.С. Лихачёва «Как говорить» (см. материал «Русский язык и культура речи» Н.В. Кузнецова, стр.45-46). (Тип диалога: самореализующий - характеризуется моментом утверждения, самораскрытия личности).
- Что подразумевает академик под «неряшливостью» в языке?
- Как язык характеризует человека?
- Можно ли по языку определить, к каким группам (возрастным, социальным, территориальным) принадлежит человек?
V. Рефлексия. (Тип диалога: рефлексивный - указывает на способность личности вести самоанализ).
-Что во время дискуссии вам показалось интересным или неинтересным?
- Как вы оцениваете свой опыт участия в дискуссии? Изменилась ли ваша позиция в ходе дискуссии?
VI. Домашнее задание. (Тип диалога: смыслотворческий - характеризуется поиском личностью ценностей, диалогом с собственным «я».) Личностный уровень. Напишите эссе на тему «Какой язык мне ближе?»