Урок Нужен ли современной молодежи русский язык

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Нужен ли современной молодёжи литературный русский язык?

Цели: выявить позицию учащихся по отношению к нормам литературного языка, жаргону, молодёжному сленгу;

развивать способность высказывания собственного мнения, умение вступать в дискуссию, выслушивать чужое мнение, соглашаться или оспаривать его; интеллектуальные и эмоциональные свойства личности (устойчивость внимания, наблюдательность, память, воображение);

воспитывать уважение к родному языку, желание освоить литературные нормы, взаимоуважение, взаимообогащение, сопереживание.

Тип урока: дискуссия.

Технология: диалоговая, проектная, ИКТ.

Методы: устные рассказы на лингвистическую тему, беседа, проект, групповая работа.

Организация учебного пространства: столы расположены буквой «п», учащиеся сами определяют своё место, становясь оппонентами или нейтралами.

  1. Постановка проблемы дискуссии.

- Нужна ли новым поколениям культура речи?

Некоторые молодые люди, да и учёные-лингвисты утверждают, что классического русского языка для молодёжи уже не существует, что не нужно следовать литературным нормам. Ряд исследований, проведённых учёными-филологами, касающихся анализа текстов современной литературы и языка СМИ, позволяют сделать вывод о том, как сильно влияние на молодёжь жаргонной лексики.

- Нужно ли в этих условиях сохранять классический русский язык?

II. Защита проектов «Жаргонизмы», «Молодёжный сленг» с применением ИКТ. (Тип диалога: самопрезентирующий - ученик демонстрирует выгодный для себя имидж). Информационный диалог.

III. Дискуссия. (Тип диалога: критический - характеризует критическое осмысление содержания диалога, гипотетическое рассмотрение любых решений проблемы.) Уровень ведения диалога межличностный. Вид диалога: интерпретационный, при котором происходит обмен мнениями, оценка известных фактов, их интерпретация.

  1. Выскажите свою позицию, приведите аргументы.

  1. Жаргон сегодня везде, существуют даже примеры перевода на него некоторых известных произведений русских классиков (например, филолог В. Шаповал перевёл на жаргонную лексику «Горе от ума « А. Грибоедова). А вот как звучат в переводе на молодёжный сленг строчки известного стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»: «Без конвоя выломлюсь по трассе». Масса произведений переведена на язык сленга, они пользуются популярностью, их покупают, читают. Уже издана книжка «Русский тусовочный как иностранный», в которой много упражнений: переводов со сленга на обычный русский, с русского - на сленг.

- Что это - игра или определённая тенденция, которую следует воспринимать серьёзно?

  1. Существует ли у каждого поколения свой язык? Что по этому поводу говорят ваши родители, дедушки и бабушки? Какие примеры лексики прошлых поколений вы можете привести? Выросли ли ваши «предки» из этой лексики или до сих пор употребляют её в своём языке?

  2. Приведите примеры школьного жаргона, сленга различных молодёжных групп (готы, эмо и др.).

  3. В каких речевых ситуациях вы пользуетесь сленгом?

  4. Уместен ли он, по вашему мнению, на уроке, в театре, магазине?

  5. Если вы поступите в институт, устроитесь на работу, переедете в другой город, захотите прочитать книгу, каким языком будете пользоваться? Тем, которому учили в школе, или тем, который приобрели в молодёжной среде?

  6. Скучно ли изучать нормы языка?

  7. А есть ли, например, страны, в которых отсутствует представление о языковых нормах?

  8. Согласны ли вы с тем, что воспитывать языковую культуру необходимо с детства?

  9. Можно ли в детских передачах, мультфильмах допускать, чтобы их герои говорили неправильно? Взрослые-то понимают, что сленг в этих передачах употребляется для смеха и «прикола», но в состоянии ли ребёнок определить, что правильно, а что «для смеха»? (Мультфильмы по былинам).

  10. Чтение и осмысление статьи академика Д.С. Лихачёва «Как говорить» (см. материал «Русский язык и культура речи» Н.В. Кузнецова, стр.45-46). (Тип диалога: самореализующий - характеризуется моментом утверждения, самораскрытия личности).

- Что подразумевает академик под «неряшливостью» в языке?

- Как язык характеризует человека?

- Можно ли по языку определить, к каким группам (возрастным, социальным, территориальным) принадлежит человек?

V. Рефлексия. (Тип диалога: рефлексивный - указывает на способность личности вести самоанализ).

-Что во время дискуссии вам показалось интересным или неинтересным?

- Как вы оцениваете свой опыт участия в дискуссии? Изменилась ли ваша позиция в ходе дискуссии?

VI. Домашнее задание. (Тип диалога: смыслотворческий - характеризуется поиском личностью ценностей, диалогом с собственным «я».) Личностный уровень. Напишите эссе на тему «Какой язык мне ближе?»



© 2010-2022