Урок литературы на тему: «Развитие жанра антиутопии в романе Е. И. Замятина «Мы» (11 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы на тему: «Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина «Мы» (11 класс)Урок литературы на тему: «Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина «Мы» (11 класс)Урок литературы на тему: «Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина «Мы» (11 класс)Урок литературы на тему: «Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина «Мы» (11 класс)Урок литературы на тему: «Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина «Мы» (11 класс)Урок литературы на тему: «Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина «Мы» (11 класс)Урок литературы на тему: «Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина «Мы» (11 класс)Урок литературы на тему: «Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина «Мы» (11 класс)Урок литературы на тему: «Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина «Мы» (11 класс)Урок литературы на тему: «Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина «Мы» (11 класс)Урок литературы на тему: «Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина «Мы» (11 класс)Урок литературы на тему: «Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина «Мы» (11 класс)Урок литературы на тему: «Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина «Мы» (11 класс)Урок литературы на тему: «Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина «Мы» (11 класс)Урок литературы на тему: «Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина «Мы» (11 класс)Урок литературы на тему: «Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина «Мы» (11 класс)Урок литературы на тему: «Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина «Мы» (11 класс)Урок литературы на тему: «Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина «Мы» (11 класс)Урок литературы на тему: «Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина «Мы» (11 класс)Урок литературы на тему: «Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина «Мы» (11 класс)Урок литературы на тему: «Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина «Мы» (11 класс)Урок литературы на тему: «Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина «Мы» (11 класс)Урок литературы на тему: «Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина «Мы» (11 класс)Урок литературы на тему: «Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина «Мы» (11 класс)Урок литературы на тему: «Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина «Мы» (11 класс)Урок литературы на тему: «Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина «Мы» (11 класс)Тема: «Развитие жанра антиутопии в романе Е.И. Замятина «Мы»»

(урок-открытие).

Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?

Н.А. Бердяев

Назначение утопии состоит прежде всего,

в том, чтобы указать миру путь к совершенству,

задача антиутопии, предупредить мир об опаснос-

тях, которые ждут его на этом пути.

М.А. Нянковский.

Цели:

- образовательные: углубить представление учащихся о жанре антиутопии; познакомить учащихся с биографическими данными писателя Е.И. Замятина; дать представление о противоречиях в творческой судьбе писателя; познакомить с историей публикации романа; развивать умение филологического (литературного) анализа художественного текста;

- развивающие: способствовать формированию у старшеклассников коммуникативной и исследовательской компетентности; создать условия для развития креативности на уроке; использовать приёмы педагогической техники для повышения мотивации с последующим развитием познавательной и исследовательской деятельности;

- воспитательные: приобщить учащихся к нравственным ценностям; способствовать формированию чувства коллективного сотрудничества и гражданской ответственности.

Оборудование:

1. Мультимедийная установка. На уроке используется презентация «Роман Е.И. Замятина «Мы»»:

  • портрет Е.И. Замятина;

  • иллюстрации к роману;

  • лозунги-цитаты из романа.

2. Схемы к проекту.

3. Таблицы для оценки проекта.

4. Слайды с тестом и ответами.

Словарь урока: утопия, антиутопия, оксюморон.

Тип урока: комбинированный.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Учитель. Вы уже встречались с термином «утопия» на уроках истории. Вспомните значение этого слова.

( Утопия - вымышленная картина идеального жизненного устройства.)

Учитель. Итак, утопия - мечта. Почему же философ Бердяев предостерегает от осуществления утопии? На этот вопрос вы сможете дать ответ в конце урока.

Учитель. Сегодня на уроке состоится открытие вами нового эпического жанра - антиутопического романа.

Термин учащиеся записывают в свои рабочие тетради, само понятие появится лишь к концу урока.

II. Возникновение жанра антиутопии ( сообщение ученика )

Мечта о построении, создании счастливого общества, основанного на социальном равенстве, справедливости, братстве, на протяжении многих веков не давала людям покоя, а в период с XVI по XIX столетие в мировой литературе создается немало утопий.

Н а и б о л е е я р к и е п р и м е р ы : (слайд 1).

  • Т. Мор «Золотая книжечка о наилучшем устройстве государства или о новом острове Утопия» (1478 - 1535 гг.), где автор, критикуя эксплуатацию, изображал мир, где все трудятся и все счастливы;

  • итальянский гуманист Т. Кампанелла «Город солнца» (1568 - 1639 гг.);

  • английский писатель - социалист В. Моррис «Вести ниоткуда»;

  • Н.Г. Чернышевский «Что делать?» (сны Веры Павловны);

  • М.Е.Салтыков - Щедрин «История одного города» (Угрюм - Бурчеев).

Мечты остались лишь мечтами: более чем за четыреста лет ни в одном из существовавших обществ так и не удалось добиться ни равенства, ни справедливости, ни счастливой жизни для всех.

В XX веке, после того как был написан роман «Мы», сама жизнь опровергает утопические мечтания, доказав тем самым, что страшные предвидения Замятина оказались вполне осуществимыми.

Возникновение тоталитарных режимов вызвало сомнения в возможности существования идеального государства, общества. Отсюда - возникновение нового жанра, жанра антиутопии.

III. Краткие биографические сведения о писателе и истории публикации романа «Мы».

Замятин Евгений Иванович (1884 - 1937 гг.) - прозаик. Родился в городе Лебедяни Тамбовской губернии в семье священнослужителя. Окончил кораблестроительный факультет Петербургского политехнического института. Принимал участие в революционном движении 1905 -1907 годов, подвергался репрессиям. В 1906 - 1911 годы жил на нелегальном положении. Литературный дебют в 1908 году оказался неудачным. Удача пришла позже, когда была опубликована повесть «Уездное».

Дореволюционное творчество Замятина развивалось в традициях русского критического реализма Н.В.Гоголя, Н.С.Лескова и было окрашено демократическими идеями. Замятин был поистине русский человек. В этом заключалась его сила как художника и его трагедия.

Его отношение к старой России можно определить словами: «любовь - ненависть». Любовь к ее истокам, здоровой народной основе, творческой одержимости русской натуры, её готовности к революционному обновлению. И ненависть к самодержавно-политическим оковам, провинциальной тупости.

Но писатель видел и другую Россию. В рассказах «Три дня» и «Непутёвый» автор показал протестующую, революционную Россию. В 1914 году за антивоенную повесть «На куличках» писатель был предан суду. В 1916 году писатель уезжает в Англию, возвращается в Россию осенью 1917 года, где встретил Октябрьскую революцию, пережил события Гражданской войны, жестокую разруху и голод. Существенным было творчество Замятина тех лет. Сюда относится, прежде всего, оставшийся в рукописи фантастический роман «Мы», а также многочисленные рассказы, повести, рассказы, сказки, драматические произведения, в которых писатель касался «больных» сторон революционной и послереволюционной действительности. Литературными критиками и многими писателями это было воспринято как отступничество, измена.

Главным произведением Замятина этих первых послереволюционных лет был, бесспорно, фантастический роман «Мы», воспринятый современниками как злая карикатура на социалистическое общество.

«Мы» - краткий художественный конспект возможного отдалённого будущего, смелая антиутопия, роман-предупреждение. Написанный в 1920 году в голодном, неотапливаемом Петрограде, в обстановке военного коммунизма, роман погружает читателя в то будущее общество, где решены все материальные запросы людей и где удалось выработать всеобщее математически выверенное счастье путём упразднения свободы, самой человеческой индивидуальности, права на самостоятельность воли и мысли.

Это общество прозрачных стен и проинтегрированной жизни всех и каждого, розовых талонов на любовь, одинаковой нефтяной пищи, строжайшей дисциплины.

Счастье достигнуто - воздвигнут совершеннейший из муравейников. И вот уже строится космическая сверхмашина - Интеграл, долженствующий распространить это принудительное счастье на всю Вселенную.

В романе автор стремиться рассказать о смешении социальных систем в один «технократический котёл». Здесь выявляется борьба двух полярных начал: за человека или против него, гуманизм или фанатизм.

К концу 20-х годов вокруг Замятина складывается враждебная «полоса отчуждения». В 1924 году в переводе американского врача-психиатора Г.Зильбурга роман получил известность за границей и был тепло встречен американской критикой. В 1929 году в пражском журнале «Воля России» без ведома автора был напечатан с сокращениями. Вскоре появились переводы на чешский язык. Это послужило началом широкой кампании против Замятина. Обречённый на творческое молчание, писатель обратился с письмом на имя И.В.Сталина с просьбой разрешить ему выехать за границу. В 1931 году просьба была удовлетворена.

Только в 1952 году роман был опубликован на русском языке, но опять же не в России, а в США. Лишь в 1988 году, спустя более полувека после написания, «Мы» вышел в России. Сегодня мы имеем возможность читать его, размышлять над его страницами.

IV. Защита проекта творческой группой по теме: Противоречия в судьбе и творчестве писателя. Жанр и смысл названия «Мы». История публикации. ( 5 мин ) .

Учитель: У каждого на парте лежат таблицы, в которых вы должны оценить защиту информационного проекта по критериям: содержание; эмоциональность и речь; практическая значимость.

Итак, слово - творческой группе.

Проблема: почему роман, написанный более 80 лет назад, не потерял своей актуальности?

Е.И.Замятин прожил недолгую (1884-1937 гг.), но до отказа наполненную событиями, размышлениями, творческую жизнь. Судьба его - одна из многих драм нашей культуры. Считался неугодным писателем, шёл вразрез с господствующей идеологией. После полувекового забвения, запретов произведения Замятина нашли своего читателя только в 90-е годы XX века.

(Творческая группа комментируют схемы, изображённые на слайдах).

Вся жизнь Замятина построена на противоречиях.

Ярый

антисоветчик

антисоветчик





Революционер-

большевик

Писатель

Инженер

Замятин - анти

Эмигрант

Любит Родину

Неореализм

Реализм

Символист

Писатель не принимал шаблонов в жизни, неустанно искал свежие образы, метафоры.

Замятин - мастер русской литературы.

Замятин -

продолжатель традиции Гоголя,

Салтыкова - Щедрина, Достоевского

ГОРОД

ЧЕЛОВЕК


ГОСУДАРСТВО


ГОРОД

Роман «Мы»

Антиутопия 1921, 1924, 1952, 1988

Античность

Библейские

сюжеты

Миф о Прометее

Иисус

Вавилонская

башня

Адам и Ева

Учитель. В курсе изучения литературы мы не раз встречались с утопией. Что это за жанр?

Утопия (греч. «и» - нет, «топос» - место) - литературный жанр, описывающий искусственно созданное идеальное государственное и общественное устройство.

Произведения.( Роман Чернышевского «Что делать?», 4-й сон Веры Павловны.) Но роман Замятина - антиутопия. Что это за жанр?

Антиутопия - это показ идеального государства, которое дошло в своём развитии до абсурда.

Нам знакомы его черты. (« История одного города» Салтыкова-Щедрина.)

  • Рисунки по ассоциациям.

( Новый жанр был реакцией на политику тоталитарного государства. (Слова литературоведа Жолковского: «Антиутопия проникнута разочарованием в идее общества, построенного на отрицании бога, свободы человеческой природы».)

Насколько прав был в своих предсказаниях Замятин, считавший, что возникновение тоталитарных режимов вызвало серьёзные сомнения в существовании идеального общества. Поэтому и возник жанр антиутопии.

Писатель мечтал опубликовать «мы» в России, но цензура сказала: «Нет!» Роман получил известность за границей - в 1924 году, тепло встречен американской критикой. Только в 1952 году был опубликован русский текст, но не на родине писателя, а в США. Лишь в 1988 году роман вышел в России.

Рамки романа - антиутопия, думается, для Замятина слишком узки. Иными словами, наличие фантастики порождено не столько спецификой жанра. сколько стремлением художника выйти за пределы действительности и проверить истинность тех или иных идей.

А фантастический сюжет обретает «достоверность», поскольку основывается на античных мифах, библейских сюжетах.

Учитель. Кто вспоминает миф об изгнании из рая?

Учащиеся. Р - 13.

Учитель. О распятии Иисуса?

Учащиеся. Благодетель.

Учитель. Легенду о Прометее?

Учащиеся. Д - 503 и «некий государственный поэт».

Учитель. С кем сопоставимо судьба героя романа, видящего в Благодетеле своего Бога и относящегося к законам Единого Государства как к Божьим заповедям?

Учащиеся. С Адамом.

Учитель. Как правило, герой ссылается или пересказывает содержание того или иного мифа для прояснения определённых ситуаций, душевного состояния. И здесь противопоставление Я - МЫ.

Учитель. Как вы поняли смысл названия романа?

Учащиеся. Несмотря на «мы», вынесенное в заглавие романа, автор показывает трагедию одного человека.

  • Практическая значимость проекта.

Работая над данной темой, мы задумались над тем, почему роман «Мы» актуален сегодня, и пришли к выводу, что он предостерегает любое общество от опасности, в котором «Я» не существует, разоблачает идеи механизированного общества. (Лица без эмоций, душа без лирики, люди запрограммированные.) Каждый человек в России, да и вся страна в целом сегодня должны задуматься о сохранении своего имени - необычного, загадочного, индивидуального. Не хотелось бы вновь превратиться в серую массу.

Оценивается проект по критериям ( учащиеся заполняют таблицы).

Учитель. (подводит итог выступления группы). Вы показали свою компетентность при обобщении материала о Замятине, его произведении в виде схем. Чувствуется, что проведена большая поисковая и творческая работа.

V. Анализ романа.

Учитель. вы самостоятельно прочитали роман «Мы». Что является предметом изображения в этом произведении?

Учащиеся. Далёкое будущее, XXXI век. Казалось бы, создано, наконец, то государство - мечта, где все люди счастливы всеобщим «математически безошибочным» счастьем. Это не случайно , ведь люди всегда мечтают о гармонии, а заглядывать в будущее свойственно человеку. будущее ему всегда представлялось прекрасным, ещё со времён долитературных. Достаточно вспомнить русские народные сказки: ковры - самолёты и сапоги - скороходы для скорости, молодильные яблоки и живая вода для молодости и вечной жизни, скатерть - самобранка для достатка и сытной жизни…

Учитель. Для чего изображается столь далёкое будущее - XXXI век?

Учитель. Заметьте, в романе мечта основана не на путях развития техники, покорения, преобразования природы, а на пути развития человека, общества.

Учитель. Что в центре внимания автора?

Учащиеся. Проблема взаимоотношений личности и государства, индивидуальности и коллектива, ведь прогресс науки, техники - это ещё не прогресс человечества.

Учитель. Сегодня на уроке уже говорилось, что жанр антиутопии начал активно развиваться в XX веке и приобрёл статус «романа - предупреждения» о возможном будущем. Исторический путь человеческого общества, как известно, не прямолинеен, часто это хаотическое движение, в котором очень трудно найти нужное направление.

После 1917 года была создана попытка «выпрямить» эту запутанную нить истории.

Е.И. Замятин проследил логический путь результата подобного действия, который привёл к Единому Государству. Государству, где вместо идеального, справедливого, гуманного, счастливого общества, о котором мечтали поколения социалистов - романтиков, обнаруживается бездушный казарменный строй.

В нём не люди, а безликие «нумера», интегрированные в послушное и пассивное «мы»; в котором не человеческое общество, а сложный неодушевлённый механизм, т.е. полная противоположность желаемому.

На основе противоположности строится и текст романа. Замятин активно использует в своём произведении сочетание противоположностей, оксюморонов.

VI. Словарная работа.

Учащиеся записывают определение в тетради.

Оксюморон ( от греческого oxymoron - буквально: остроумно - глупое) - стилистическая фигура, соединение противоположных или контрастных по смыслу слов.

Учитель. Приведите примеры оксюморонов из романа.

Учащиеся. Дикое состояние свободы; благодетельное иго разума; наш долг заставить их быть счастливыми; самая трудная и высокая любовь - жестокость.

Учитель. Чего достигает, добивается автор, используя эту стилистическую фигуру?

Учащиеся. (делают вывод) Именно оксюмороны подчёркивают ненатуральность, искусственность, противоестественность отношений между государством и людьми. При помощи этого стилистического приёма показаны вывернутые наизнанку представления о человеческих ценностях.

VII. Проверка усвоения изученного материала.

Учитель. На слайдах представлен тест, в котором вы должны выбрать правильные ответы.



Тест.

1. Какие особенности и черты романа Е.И. Замятина «Мы» убеждают нас в том, что по жанру это антиутопия? (Три ответа)

1. Изображение машинизированного будущего, построенного в соответст вии с утопическими идеями.

2. Прославление Благодетеля и Единого Государства.

3. Несоответствие идей всеобщего счастья конкретным судьбам героев - нумеров.

4. В романе высмеивается современная Замятину Россия.

5. Превращение людей в нумера.

2. По структуре роман «Мы» представляет дневник, состоящий из сорока конспектов строителя Интеграла. Какие сюжетные линии оказываются для Д - 503 наиболее важными? (Два ответа)

1. Любовь «по розовым талончикам» между Д - 503 и О - 90.

2. Отношения с другими нумерами и Благодетелем .

3. Любовь с первого взгляда к I - 330.

4. Любовь и предательство Ю.

5. История Единого Государства.

3. Против каких явлений действительности 1920 - х гг. направлен роман Е. Замятина? (Один ответ)

1. Против интеллигенции и культуры.

2. Против современного писателю общественного строя .

3. Против мещанства как социального и духовного явления.

4. Против бездуховности, подозрительности, доносительстве как норме жизни.

5. Против социалистической революции.











Деятельность учащихся:

В каждом вопросе подчёркивают верные ответы. После выполнения меняются работами и проверяют друг у друга по «ключу», предложенному учителем. За каждый верный ответ - 1 балл. Подсчитывают количество полученных баллов в данном задании.

Ключ к проверке теста.

1

2

3

1, 3, 5

3, 5

4

Учитель подводит итоги, задавая вопросы:

  • Кто получил 6 баллов? 5 баллов? 4 балла? 3 балла?

VIII. Итог урока.Учитель. Можно ли государство, показанное в романе, назвать идеальным?Учитель. Итак, «Мы» - не мечта, а проверка состоятельности мечты, не утопия, а антиутопия, предупреждение об опасностях о пути реализации утопической идеи.

Что теперь вы можете сказать об эпиграфе к уроку?

Выставляются оценки за урок.

IX. Домашнее задание: написать сочинение - эссе: «Предсказания и предостережения романа Замятина «Мы»».













Открытый урок по литературе

по теме: Развитие жанра антиутопии в

романе Е.И. Замятина «Мы»

11 класс.



Составила и провела:

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №2 Ильметова В.Н.

2007 - 2008 учебный год.



© 2010-2022