Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Родина». 10 класс

1.     Анализ стихотворения. 1.Прочитайте первую строчку. Свою любовь к Родине называет «странной», потому что он любит деревню, где живут простые работящие люди, не равнодушные к красоте, живут в согласии с природой, между собой. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной природой, с русским народом, горестями и радостями его жизни. СТРАННАЯ – необыкновенная, необычная, особенная. ЛЮБОВЬ – чувство самоотверженной, сердечной привязанности . 2.Тема стихотворения – Родина 3.Идея – показат...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Родина». 10 класс.Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Родина». 10 класс.Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Родина». 10 класс.Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Родина». 10 класс.Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Родина». 10 класс.Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Родина». 10 класс.Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Родина». 10 класс.Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Родина». 10 класс.Класс: 10

Тема урока: Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Родина».

Цель урока: 1. Определить особенности патриотизма Лермонтова; помочь учащимся почувствовать и понять «странную» любовь поэта к Родине, его близость к родной природе, народу и его неприятие крепостнической России, «страны рабов, страны господ». Показать новаторство поэта в разработке темы; обратить внимание учащихся на стилистические особенности этого произведения; расширить словарный запас учащихся; углубить литературоведческие знания.

2. развивать логическое мышление, внимание и память, монологическую речь,творческие способности учащихся; развитие навыков выразительного чтения и умения анализировать поэтический текст и т.д.

3. воспитывать любовь к Родине, чувство уважения к творчеству великого поэта М.Ю.Лермонтова.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок- литературная гостиная

Метод : организация и осуществление учебно-познавательной деятельности

Технология:КМЧП / приемы: кластер,маркировочная таблица «ЗХУ», сиквейн, РАФТ, мозговой штурм .

Средства обучения: учебник, книги,таблицы, иллюстрации, слайды

Наглядности: свечи, музыкальное оформление, портреты, Толковый словарь Ожегова.

и т.д.

Ход урока.

1 стадия. Побуждение.

1.Организационный момент

2.«Мозговой штурм».

Кто он, Лермонтов Михаил Юрьевич? / составить кластер /

достойный

ддо





Преемник Пушкина

патриот

Поэт

М.Ю.Лермонтов

великий

истинный

офицер

храбрый

3. Таблица «ЗХУ»

Знаем

Хотим узнать

Узнали

- о детстве поэта.

-Об отрочестве.

-о первых стихах

-Об учебе в Москве и Петербурге

- «Смерть поэта» и первая ссылка на Кавказ./ армейский драгунский полк/

- прощение и возвращение в Петербург.

-Дуэль с Барантом.

-Вторая ссылка на Кавказ/Тенгинский пехотный полк/

-Вторая дуэль. Гибель.

-О лирике поэта.

- его друзьях ….

4. Слайды с портретами,фотографиями, со сведениями о жизни Лермонтова. По ним задаются блиц-вопросы учащимся.

- В каком году и где родился поэт?

-Родители . Бабушка поэта.

- Пензенское имение бабушки.

-Как сложилась семейная жизнь родителей.

- В сколько лет остался Миша без матери?

- Каким мальчиком он рос?

-Как отнеслась к нему бабушка?

-Куда возила Мишу бабушка ? В какие годы?

-Почему бабушка решила переехать из Тархан в Москву весной 1827 года?

-Куда он был принят в 1 сентября 1828 года? В какой класс?

-Почему не закончил пансион?

- 1 сентября 1830 года поэт был зачислен в …..

- За годы учебы в пансионе и в университете он написал…..

- Почему ему посоветовали подать заявление об увольнении?

- Почему он переехал в Петербург?

-Легко ли было ему покинуть Москву?

- Поступил ли он в Петербургский университет?

- Он поступает в …..

- Это была - … /настоящая николаевская казарма/.

- Сколько лет Лермонтов учился в школе гвардийских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров?

-В каком году он был произведен в офицеры гусарского полка? /1834/

- Какие произведения он писал в эти годы?

- Как называется неоконченный роман Лермонтова?

-Какая жизнь ему не понравилась в Петербурге?

- Как называется стихотворение Лермонтова, написанное в 1837 году после гибели Пушкина?

-Когда был арестован поэт?

- В какой полк его перевели?

- В то время на Кавказе шла….

- На что надеялся царь?

- Участвовал ли Лермонтов в боях?

-Чего добилась бабушка в апреле 1838 года?

- Какие произведения он писал после первой ссылки?

-Кто такой Эрнест де Барант?

-Что послужило причиной дуэля и когда состоялась эта дуэль?

-Лермонтов арестован и переведен в ……….полк?

-Чем награжден «За храбрость»?

- О чем он мечтает и что ему удалось?

-Где он остановился, возвращаясь из отпуска?

-Что произошло 13 июля 1841 года в доме Верзилиных?

-Когда и с кем, где состоялась вторая дуэль и каково было последствие?

Жизнь и творчество Лермонтова представляют одно неразрывное целое. Нельзя уяснить себе его личность, не ознакомившись с основными мотивами его поэзии; невозможна правильная оценка его творчества без … знакомства с жизнью поэта…
К.И.Арабажин

2 стадия. Осмысление.

  1. Новая тема: Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Родина».

  2. Пояснение терминов «мотив» и «лирика».

МОТИВ - смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в пределах ряда произведений.

ЛИРИКА - вид поэзии, выражающий личные настроения и переживания поэта.

  1. Для того, чтобы поговорить о мотивах лирики М.Ю. Лермонтова, приглашаю вас в литературную гостиную.Небольшая часть классного кабинета , оформленная столиком, свечами и книгами, портретом поэта.

Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Родина». 10 класс.

  1. Учащиеся берут книги и выразительно прочитают некоторые знакомые и незнакомые стихотворения поэта. (можно заранее дать задание подготовить выразительное чтение любого понравившегося стихотворения) / «Парус», «Утес», «Как небеса…», «Я не унижусь пред тобою…», «Выхожу один я на дорогу» , «Прощай, немытая Россия» и др. Учитель ведет небольшую беседу после каждого стиха об их мотивах.

  2. Мотив Родины.

  3. «Мозговой штурм».

Что такое Родина? После ответов учащихся учитель знакомит их толкованием слова из словаря Ожегова:

  • РОДИНА -

  • 1. Отечество, родная страна.

  • 2. Место рождения, происхождения кого-чего-нибудь.

Толковый словарь Ожегова.

  1. Синквейн «Родина». / индивидуальная работа /.

  2. Есть в творчестве М.Ю.Лермонтова стихотворение, в котором он "понимает любовь к отечеству истинно свято и разумно".

  3. Это - стихотворение «РОДИНА»

Написано в 1841 году, в последний год жизни поэта.

В середине января 1841 года он покинул Кавказ и выехал в Петербург через Москву. Вновь увидел Россию от Кавказа до Балтийского моря.

Так в журнале «Отечественные записки» появилось стихотворение «Родина».

  1. Чтение стихотворения учителем, потом учениками.

  2. Анализ стихотворения.

1.Прочитайте первую строчку.

Свою любовь к Родине называет «странной», потому что он любит деревню, где живут простые работящие люди, не равнодушные к красоте, живут в согласии с природой, между собой. Он заявляет о своей кровной связи с русской, родной природой, с русским народом, горестями и радостями его жизни.

СТРАННАЯ - необыкновенная, необычная, особенная.

ЛЮБОВЬ - чувство самоотверженной, сердечной привязанности .

2.Тема стихотворения - Родина

3.Идея - показать странную любовь.

  1. Композиция . Стихотворение состоит из 2-х частей.

1 часть:

Люблю отчизну я, но странною любовью!...

Поэт отвергает сложившийся образ родины., «страну рабов», «страну господ». Он подчеркивает свое , личное понимание Родины.

2 часть

Но я люблю - за что, не знаю сам - ….

Раскрывается образ родины, проявляется истинная любовь лирического героя к России.

  1. Какая строчка содержит идею стихотворения - 1.

  2. Сколько раз употреблено слово «люблю» и слово «любовь»? 4,1

  3. Как вы думаете, почему меняется размер? / меняется настроение героя.

  4. Что главное для героя? Природа и деревенская жизнь.

  5. Какие детали деревенского быта присутствуют в стихотворении? «полное гумно»/ сарай для сжатого хлеба/, «изба покрытая соломой», «с резными ставнями окно», «нива»/ засеянное поле, пашня/, «жнива»/ солома на поле,где сжали хлеб/….

  6. Язык выразительный.

«степей холодное молчание»- метафора, эпитет;

«лесов безбрежных колыханье» - эпитет, олицетвореетание;

«разливы рек ее, подобные морям» - метафора и сравнение.

«Просёлочный путь» - жизненный путь;

«Береза»- символ России.

«чета белеющих берёз»- пара берез. Здесь береза не одинока.Она отражает мечту поэта о любви, взаимопонимании, преодолении одиночества.

Стихотворение «Родина» проникнуто глубоким патриотизмом, написано искренне и задушевно.

3 стадия. Рефлексия.

1.звучит песня «С чего начинается Родина?» в исполнении самих учащихся.

- А с чего начинается Родина по-вашему?

2. Лермонтов бы нам ответил на этот вопрос: «С для сердца милого уголка…» Это -Тарханы.

Приглашаю вас, господа, на заочную экскурсию в Тарханы! /Просмотр картинной презентации./

Творческая работа. - Работа по приему РАФТ.

- РАФТ. Роль. Аудитория. Форма. Текст.

Лермонтов. Молодежь. Письмо. Текст

Бабушка. Слушатели. Просьба. Текст.

3. Дома: написать небольшое эссе на тему: «Сердцу милый уголок».

- Спасибо вам, дорогие гости за хорошую беседу в литературной гостиной, спасибо вам за хороший урок!

4. Подведение итогов. Оценивание.

















© 2010-2022