Программа элективного курса для 9 класса «Изобразительно-выразительные возможности русского языка»

Данный курс берёт за основу знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается  известный учащимся лингвистический  материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.          Курс предусматривает целенаправленное наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая  работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но  и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Реализация программы поможет воплотит...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа элективного курса для 9-х классов

« Изобразительно-выразительные возможности русского языка»

34 часа

Пояснительная записка

Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению, сформировать у девятиклассников умение самостоятельно входить в мир художественного произведения, дать основы языкового анализа художественного текста, что позволит ученикам успешно выполнить творческое задание С-2 ( написание сочинения на лингвистическую тему), -такие задачи реализует курс « Изобразительно-выразительные возможности русского языка» в 9-м классе.

Данный курс берёт за основу знакомство с изобразительными возможностями русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.

Курс предусматривает целенаправленное наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, где наиболее полно проявляется изобразительно-выразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать элементарные навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Реализация программы поможет воплотить на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы.

Программа позволит учащимся выяснить фонетико- интонационные особенности, приёмы звуковой инструментовки, увидеть в тексте художественного произведения экспрессивные средства словообразования, лексические образные средства, морфологические, синтаксические средства усиления изобразительности, а также особенности графического и пунктуационного оформления.

На занятиях ученики получат возможность включиться в разнообразную по содержанию и форме творческую деятельность: от элементарного анализа текста до создания самостоятельного высказывания с использованием уже изученных языковых приёмов, что имеет непосредственный выход на написание экзаменационного сочинения.

Предлагаемый курс покажет девятиклассникам неисчерпаемые богатства родной речи, заложенные во всех областях языка, позволит заглянуть в творческую лабораторию мастеров художественного слова, увидеть своеобразие художественного мира каждого, особенности писательского стиля и языка.

Содержание программы

1.Художественный текст как искусство слова. ( 1 час)

Художник- автор и художник- читатель. Творчество и сотворчество. Диалог писателя и читателя как умение говорить на одном языке. Читательские умения: всматриваться и вслушиваться в текст, понимать язык искусства, владеть определёнными литературно-художественными знаниями и умениями в постижении мыслей и чувств автора и его героев, давать своё толкование и оценку

способность к чтению- восприятию, чтению-пониманию, чтению-истолкованию, чтению-оценке, способность анализировать текст. Виды анализа текста: содержательный, проблемный, жанровый, структурный, композиционный, типологический, стилистический, языковой.

Практическое занятие ( 1час) : одноаспектный анализ художественных текстов ( по группам).

2. Язык художественного текста как средство создания художественного образа и выражения авторской позиции. ( 1 час)

Изобразительно-выразительные возможности языка, всех его проявлений: звуковых, графических, орфографических, пунктуационных, словообразовательных, лексических, морфологических, синтаксических. Тропы и фигуры речи.

Практическое занятие ( 1 час) : выявление языковых особенностей художественных текстов разных авторов методом наблюдения и исследования ( по группам).

3. Звуковые образные средства русского языка. ( 2 часа )

Звуковая речь как основная форма существования языка. Звуковая организация художественного текста. Звукопись в художественной речи, звуковая инструментовка поэтического языка. Звуковые повторы и их типы: аллитерация и ассонанс. Звук и смысл, смысловая функция звукописи (звуковой символизм).

Рифма как созвучные повторы в поэтическом тексте. Виды рифм: точная, неточная, простая, составная, усечённая, мужская, женская, .смежная, перекрёстная, кольцевая. Белые стихи.

Строфа как объединённые рифмой стихи. Различные типы строф :двустишие, трёхстишие (терцины), четверостишие, пятистишие, шестистишие, восьмистишие (октава).

Ударение, его особенности в русском языке, смысловая функция и организующая роль в поэтической речи.

Стихотворный размер как заданная схема ритмического чередования ударных и безударных слогов. Виды размеров(ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).

Интонация как ритмико- мелодическая сторона звучащего текста. Изобразительные возможности интонации( логическое ударение, паузы, темп, тембр).Мелодика текста, интонационный рисунок поэтической речи, музыкальность, напевность.

Практическое занятие (2 часа ) : фонетико-интонационный анализ поэтических текстов, определение рифмы, размера ,выразительное чтение ( по группам).

4. Изобразительные возможности графики, орфографии, пунктуации.( 2 часа )

Усиление образности путём создания зрительных эффектов с помощью средств графики: фигурное расположение текста, смена шрифтов, графическое выделение ключевых слов, включение в текст числовых обозначений. Акростих как поэтическое произведение, рассчитанное на зрительное восприятие. Образное переосмысление изображения буквы в художественном тексте.

Орфография как система обязательных норм в русском языке. Сознательное нарушение орфографических норм как художественный приём и его функции в речи: привлечение внимания к ключевому слову текста, передача ненормативного произношения слова литературным героем как средство его изображения.

Пунктуация как система норм письменной речи. Стилистические возможности знаков препинания и сочетания знаков. Знаки препинания как средство иносказания (эзопов язык). Отсутствие знаков препинания или сознательное нарушение пунктуационных правил как художественные приёмы. Индивидуальные особенности пунктуации русских писателей и поэтов. Авторские знаки.

Практическое занятие ( 2 часа) : анализ графико-орфографических и пунктуационных особенностей авторских художественных текстов ( по группам)

5. Изобразительные ресурсы русского словообразования ( 1 час).

Свойства русского словообразования, безграничные возможности для словотворчества. Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами для передачи авторского отношения к герою, его оценки; употребление слов -паронимов, однокоренных слов, слов- повторов как художественный приём для привлечения читательского внимания к значению слов и смысловому центру предложения. Словообразовательный повтор. Анафора как разновидность словообразовательного повтора. Слова- паронимы и паронимическое противопоставление. Насыщение текста словами с суффиксами субъективной оценки как приём передачи авторского отношения к персонажу или отношения одного героя к другому. Авторские новообразования (окказионализмы) и их роль в художественном тексте.

Практическое задание (1 час) : наблюдение за словообразованиями в текстах писателей и поэтов, выявление их стилистической роли.

6. Лексическое богатство русского языка ( 3 часа).

Лексический повтор и его виды (анафора, эпифора), изобразительная функция повтора в художественном тексте.

Прямое и переносное значение слова. Троп как образное употребление слова в переносном значении. Основные виды тропов: метафора, метонимия, олицетворение, эпитет, антономасия, гипербола, сравнение, аллегория, синекдоха. Поэтизмы и слова- символы в поэтической речи.

Многозначные слова. Приём намеренного сталкивания разных значений слова для создания комического эффекта: выражение иронии, сарказма, речевая характеристика героя. Омонимы, синонимы, антонимы, их изобразительные возможности. Контекстуальные синонимы и антонимы. Антитеза и оксюморон и средства их создания.

Лексика ограниченного употребления, её изобразительные функции (Жаргонизмы, диалектизмы, профессионализмы как средство речевой характеристики героя, места действия).Устаревшие слова как живые свидетели истории ( архаизмы, историзмы) Стилистические функции устаревших слов в художественной речи: стилизация старинной речи, создание речевого колорита эпохи, средство придания поэтическому тексту торжественности, средство сатиры и юмора, выражение насмешки и осуждения. Особенности употребления старославянизмов.

Фразеологизмы, их стилистическая роль в тексте. Фразеологизмы как средства эмоциональной характеристики явлений и персонажей. Индивидуально-авторские преобразования фразеологизмов ( замена их компонентов).Экспрессивное использование пословиц, поговорок, литературных цитат ( крылатых слов) в художественном тексте.

Практическое задание ( 3 часа) : языковой анализ художественных текстов ( по группам)

7. Морфологические средства выразительности русской речи (3 часа).

Экспрессивная функция частей речи в художественных произведениях. Имя существительное и его изобразительная роль в создании предметного мира произведения. Фамилии героев как средство характеристики.

Образная функция имён прилагательных .Эпитет и постоянный эпитет, цветовой, оценочный эпитеты, сложные прилагательные, индивидуально-авторские образования сложных прилагательных .Краткие и усечённые прилагательные в поэтическом тексте.

Числительные -символы в литературных текстах и в произведениях устного народного творчества.

Местоимения и их роль в художественном тексте.

Экспрессивная роль глагола в художественном тексте. Употребление глагола в переносном значении. Олицетворение как образное средство. Усечённые глаголы в тексте. Употребление глаголов одного времени в значении другого как изобразительный приём (соединение форм прошедшего и настоящего времени с целью придания живости повествования ( пришла и говорю. Прибежал и видит).Инфинитив, причастие и деепричастие в художественном тексте.

Изобразительная функция наречий (наречия образа действия как эпитеты).Наречия сравнения и их образное использование. Степени сравнения наречий и их эмоционально- экспрессивная окраска.

Служебные части речи ,их использование в художественных текстах. Частица не в отрицательном сравнении. Противительные союзы и их роль. Соединительный союз и и его роль.

Практическое занятие ( 3 часа) : наблюдение за ролью частей речи в художественных текстах ( по группам ).

8. Синтаксическое богатство русского языка ( 4 часа).

Особенности русского синтаксиса. Свойства русского синтаксиса, определяющие его богатство и разнообразие, безграничные возможности в передаче смысла речи и создании художественных образов: свободный порядок слов, развитая синонимика синтаксических конструкций, функционально- стилистическая закреплённость синтаксических средств.

Экспрессивное использование предложений разного типа. Богатство эмоциональных значений побудительных и вопросительных предложений. Риторический вопрос и его художественные функции. Особенности интонации восклицательных предложений и их роль в художественных текстах.

Типы односоставных предложений и их семантико- стилистические возможности в создании художественных картин. Назывные предложения и их роль в описании места и времени действия , в обрисовке событий. Именительный представления и его эстетическая функция. Использование обобщённо-личных предложений в пословицах, поговорках, загадках. Слова- предложения в речи.

Разные типы сложных предложений в художественной речи. Роль союзов и их стилистическая окраска. Сравнение как поэтический троп и разные языковые средства его создания ( сравнительные обороты, сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения, наречия со значением сравнения и др.) Бессоюзные предложения в художественных текстах , в произведениях устного народного творчества.

Прямая , несобственно-прямая и косвенная речь как средства создания речевой характеристики персонажа, описания психологического состояния героя.

Период как особая форма организации сложных предложений и как поэтическое средство художественного текста. Структурный параллелизм сложного предложения как изобразительный приём.

Стилистические фигуры речи как синтаксические построения, обладающие повышенной выразительностью и изобразительностью (бессоюзие, многосоюзие, инверсия, параллелизм, риторический вопрос и обращение, эллипсис, анафора, эпифора, антитеза, градация, умолчание и др. ).Использование фигур в художественных текстах

Индивидуально-авторские особенности синтаксиса в произведениях русских писателей и поэтов.

Практические занятия ( 4 часа) : языковой анализ текста , наблюдение за использованием разных синтаксических конструкций в художественных текстах, выяснение их роли в описании картин, передаче действий, характеристике персонажей, выражении авторской позиции. Отработка творческих приёмов в собственном высказывании (по группам).

Использованная литература для подготовки программы:

  1. Автор-составитель С.И. Львова «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 -11 классы: основной курс, элективные курсы». М.: Мнемозина, 2009

  2. Федоров А.И. Семантическая основа образных средств языка.-Новосибирск, 1969

  3. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. -М., 1959

Литература для учащихся:

1. Антонова Е.С.Тайна текста. М., 2001.

2. Введенская Л.А.,Колесников Н.П. От собственных имён к нарицательным. М., 1984.

3. Горшков А.И. Всё богатство, сила и гибкость русского языка. М.,1992. Русская словесность. М.,1995.

4. Граник Г.Г.,Бондаркнко С.М. Секреты пунктуации. М.,1986.

5. Журавлёв А.П. Звук и смысл. М.,1991.

6.Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. М.,1984.

7. Крысин Л.П. Жизнь слова. М.,1980.

8. Львова С.И. Словообразование : занимательно о серьёзном. М.,2006.

9. Максимов В.И. К тайнам словообразования. М.,1970.

10. Мокиенко В.М. Образы русской речи. М.,1986.

11. Николина Н.А. Филологический анализ текста.М.,2003.

12. Новиков Л.А.Искусство слова.М.,1082.

13. Сергеев В.Н. Новые значения старых слов. М.,1097.

14.Солганик Г.Я. От слова к тексту. М.,1003.

15. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. М.,1986. Занимательный русский язык. М.,1996.

16. Словари: Крылатые слова (Акушин Н.М.), Внешность человека (Под ред. Михайловой), Словарь сравнений и сравнительных оборотов (Горбачевич К.С.), Словарь эпитетов (Горбвчевич К.С.,Хабло Е.П.), Фразеологический словарь (Жуков В.П., Жукова А.В.) Школьный поэтический словарь (Квятковский А.П.), Школьный словарь устаревших слов русского языка.( Рогожникова Р.П.,Карская Т.С.) Энциклопедический словарь юного филолога (Панов В.М.)

© 2010-2022