Собирательные числительные. 6 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Собирательные числительные

Задачи: 1)знать значение и способ образования собирательных числительных;

2) научиться правильно склонять и употреблять собирательные числительные.

В конце урока вы должны ответить на следующие вопросы:

  1. Что обозначают собирательные числительные?

  2. Как образуются собирательные числительные?

  3. С какими именами существительными сочетаются собирательные числительные?

  4. В чем особенность употребления числительных оба,обе?

Задание №1. Выпишите слова, имеющие собирательное значение.

Детвора, двое, окружить, одежда, много, соединить, трижды, семеро, листва, мебель, четыре, трое, оба.

Какие части речи имеют собирательное значение?

Задание № 2. Спишите предложение, расставьте и объясните в нем знаки препинания.

В дедушкином старинном шкафу за стеклом стояла красивая посуда миниатюрные чашки резные блюдца изящная сахарница.

Задание №3. Рассмотрите ТМ - V раздел. К какому разряду относятся собирательные числительные? Что обозначают собирательные числительные? Составьте характеристику собирательных числительных. Работа в парах.

Задание №4. Проверьте себя по учебнику. § 74 стр. 56.

Какой информацией вы дополните содержание ТМ?

Где, в каких ещё источниках можно найти информацию о собирательных числительных?

Задание №5. Работа с рисунками на стр. 57. Почему под картинками, на которых изображены девочки, есть прочерки?

Задание №6. Прочитайте отрывок из рассказа и попробуйте разобраться в проблемной ситуации. Ответьте на вопрос: почему девочка, назвав мальчика грамотеем, ушла?

В начале учебного года к нам в класс пришла новая девочка. Мне очень хотелось с ней подружиться, но она всегда была в окружении своих подруг, и у меня не было повода заговорить с ней.

Но однажды, когда я сидел один на подоконнике в коридоре, она подошла ко мне и спросила: «Что это ты в одиночестве? Вас же всегда четверо друзей-неразлучников?» Я немного смутился, но довольно бойко ответил: "Ты тоже одна, а вас всегда пятеро подруг".

Но что такое? Она вдруг нахмурилась и чётко произнесла: "Грамотей!" Потом резко повернулась и ушла. А я с растерянным видом остался стоять один.

Задание№7. Запишите все возможные собирательные числительные. Можно ли точно сказать, сколько их? Почему?

Задание №8. Образуйте собирательные числительные. Ответьте на вопрос: как, каким способом они образуются?

Два друга - …; четыре котёнка - …

Задание №9. Просклоняйте словосочетание ТРОЕ ЛУЧШИХ ДРУЗЕЙ. Сделайте вывод, как определить окончания собирательных числительных.

Задание №10. Запишите только те предложения, в которых правильно употреблены собирательные числительные. Объясните свой выбор.

1.Трое подруг живут в одном дворе
2. А за ним едва поспевали двое жеребят.
3. На столе стояло четверо стаканов
4. Трое котят забрались в папину шляпу.

Задание №11. Спишите предложения, заменяя цифры в скобках словами. Как называются такие выражения? Какова их стилистическая характеристика?

Один рубит, а (7) в кулаки трубят.

Один с сошкой, а (7) с ложкой.

Задание № 12. Отдельную группу собирательных числительных составляют числительные ОБА, ОБЕ. Пользуясь ТМ и учебником, составьте их характеристику. Работа в парах.

Задание № 13. Спишите предложения, раскройте скобки и выберите правильную форму числительного, употребите его в нужном падеже.

  1. Этот праздник отмечают в (оба - обе) государствах.

  2. (Обеи - обе) стены были украшены картинами.

  3. Я подружился с (оба - обе) сестрами.

Задание №14. Обобщение изученного на уроке. Ответьте на вопросы, поставленные в начале урока.

Задание № 15. Проверочный тест с самопроверкой.

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного:

1) пятеро малышей

2) шестеро студенток

3) двое брюк

4) семеро козлят

2. Укажите пример без ошибки в образовании формы числительного:

1) трое подруг

2) десятеро зданий

3) четверо школьниц

4) двое саней

3.Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

1) Оба рояля стояли на сцене.

2) На обоих террасах стояли цветы.

3) Обоим такси путь был открыт.

4) Мы остались довольны обоими вестибюлями.

4.Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

1) Мы остались с пятьюстами рублями.

2) Трое профессоров были против эксперимента.

3) Трое медведей нежились под лучами весеннего солнца.

4) У отца было двое сыновей и три дочери.

«5» - 0 ошибок «4»- 1 ошибка «3» - 2 ошибки

© 2010-2022