- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по культуре общения 7 кл. ГОС
Рабочая программа по культуре общения 7 кл. ГОС
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шендрикова Е.М. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 2 г. Воронежа
«ОБСУЖДЕНО»
на заседании кафедры филологии и
истории
Протокол от __ ___ 201__г. №__
Зав. кафедрой _______ Т.К.Жданкина
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор МБОУ гимназия № 2
________________ Г.К. Сарычева
(Приказ от____ 201….г. №__ )
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету культура общения
на 2015-2016 учебный год
в 7а, 7б классах
разработана:
Шендриковой Е.М.,
учителем русского языка и
литературы, ВКК
Пояснительная записка
Рабочая программа по культуре общения составлена на основе Регионального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы «Культура общения» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под ред. И.А.Стернина (Воронеж, 2008)
Используемый учебник:
А.В. Рудакова, Л.Д. Мудрова, И.А. Стернин «Культура общения.
Книга для учащихся. 7 класс»., Воронеж, 2009
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Культура общения», наряду с русским и иностранными языками, входит в образовательную область «Филология».
Культура общения - учебная дисциплина регионального компонента, формирующая адекватное коммуникативное поведение молодого поколения.
Коммуникативное поведение личности формируется в процессе её индивидуального развития как члена определённой национально-культурной общности и представляет собой совокупность усвоенных путём подражания другим членам общества норм и традиций общения, а также включает сугубо индивидуальные нормы и традиции, сформировавшиеся в процессе индивидуальной практики человека, его личного опыта общения и взаимодействия с людьми.
Адекватное коммуникативное поведение - это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённого типа ситуации нормам и которое является эффективным в данной ситуации.
Предмет «Культура общения» не теоретический, а практический, ориентированный на формирование умений и навыков культуры устной речи, риторических навыков.
Повышение уровня культуры общения снизит уровень грубости и агрессивности в обществе.
Учебный предмет «Культура общения», занимая важное место в подготовке учащихся средних учебных заведений, формирует конкурентоспособного выпускника, обладающего достаточным уровнем деловой, коммуникативной, организационной грамотности, он имеет первостепенное значение как предмет профильного обучения в качестве инструмента социализации и предвузовской подготовки выпускников.
Многие специалисты (люди среднего возраста) испытывают затруднения в профессиональном общении. Это приводит к востребованности дополнительных занятий в рамках тренингов, семинаров, специальных курсов (например, «Риторика», «Деловое общение»). Предмет «Культура общения» этот пробел восполняет.
Предмет «Культура общения» дополняет обучение русскому языку, так как формирует у учащихся прежде всего культуру устного общения.
Целью обучения предмету «Культура общения» является формирование коммуникативной грамотности учащихся.
На уровне навыков учащиеся должны, в первую очередь, освоить такие виды речевой деятельности, которые ежедневно используются учащимися в школе и при общении друг с другом.
Цель определяет задачи:
-
формирование устойчивых риторических навыков;
-
формирование умений и навыков культуры устной речи;
-
формирование навыков культуры общения.
На уровне навыков учащиеся 7 класса должны освоить следующие виды речевой деятельности:
-
устный ответ,
-
публичную защиту результатов учебной или исследовательской работы,
-
выступление на конференции,
-
защиту реферата, защиту мультимедийной презентации,
-
учебный диалог,
-
умение слушать,
-
общение со сверстниками: с мальчиками и девочками.
Эти виды деятельности постоянно применяются детьми в речевой гимнастике. Учитель вносит необходимую коррекцию, обусловленную правилами речевого этикета и эффективного общения.атикетами речевого тгкегамися. М
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебным планом МБОУ гимназия № 2 отводится на изучение данного предмета в 5-7 классах по1 час/нед : в 5 классе - 35 часов, в 6 классе - 35 часов, в 7 классе - 35часов, что соответствует РБУП.
Предлагаемый курс культуры общения рассчитан на 35 часов. Учебным планом МБОУ гимназия № 2 отводится 1 час/нед. на изучение данного предмета, что соответствует РБУП.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Содержание курса культуры общения на базовом уровне в основной школе определяется следующими ценностными ориентирами:
-
воспитание духовно развитой личности, формирование этического сознания, любви и уважения к родному языку и этическим ценностям отечественной культуры;
-
знание этических и этикетных норм общения;
-
развитие потребности в культурном общении;
-
овладение умениями грамотно строить устный ответ, публичную защиту реферата, учебный диалог.
Преподавание культуры общения в школе в основной школе определяется ценностными ориентирами и призвано решить такие задачи:
1. Научить учеников осмысливать свою речевую практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, выработать навык ответственного коммуникативного поведения.
2. Сформировать коммуникативную компетентность учащихся, проявляющуюся в следующем:
-
знании учащимися функций и тенденций развития общения в современном обществе, роли общения в современном мире;
-
знании принятых в культурном обществе норм общения и норм культуры речи;
-
понимании учащимися причин затруднений и конфликтов в сфере человеческого общения в целом и в личной коммуникативной практике;
-
овладении учащимися правилами и приемами эффективного и бесконфликтного общения с различными собеседниками в различных коммуникативных ситуациях;
-
умении учащихся использовать общение как средство воздействия и средство психической саморегуляции личности.
Реализация указанных целей достигается в процессе совершенствования коммуникативной предметной компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает совершенствование владения видами речевой деятельности, целенаправленное формирование культуры устной и письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости от определенной функциональной разновидности языка, готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию; расширение опыта речевого общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся; развитие способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его осмысленному изменению.
Развитие коммуникативной компетенции происходит не только на уроках культуры общения, но и в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета на этапе основного общего образования являются:
-
выделение характерных причинно-следственных связей;
-
сравнение и сопоставление;
-
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
-
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
-
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
-
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
-
составление плана, тезиса, конспекта;
-
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
-
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
-
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Содержание учебного предмета
«Культура общения» 7 класс (35 часов)
Основные требования к публичному выступлению.
Понятие риторики как науки об эффективном публичном выступлении. Понятие публичного выступления. Виды публичных выступлений по цели: информационные, убеждающие, протокольно-этикетные, развлекательные. Формы публичных выступлений: доклад, сообщение, выступление, лекция.
Общие требования к публичному выступлению: решительное начало выступления, краткость, диалогичность, разговорность, установление и поддержание контакта с аудиторией, решительный конец.
Способы подготовки к публичному выступлению: экспромт, план-конспект выступления, подготовка полного текста выступления, воспроизведение выступления наизусть.
Алгоритм подготовки материала для выступления.
Правила поведения оратора в аудитории.
Структура публичного выступления
Понятие о структуре выступления. Композиция выступления: вступление, основная часть, заключение.
Приемы обозначения структурных частей выступления.
Закон края, его содержание и учет в процессе подготовки публичного выступления.
Начало выступления. Функции вступления.
Приемы привлечения и поддержания внимания аудитории: обращение к событию, времени, месту; возбуждение любопытства; обращение к борьбе, конфликту противоречию между людьми, различиям во мнениях; демонстрация какого- либо предмета; рассказ о себе, своем личном опыте, случае из личной жизни, о лично прочитанном; цитирование знаменитости, знакомого; исторический эпизод, ссылка на общественный и общедоступный источник информации; диалогизация выступления.
Завершение публичного выступления. Функции концовки выступления.
Варианты концовок: цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость; обобщающий вывод; обращение к слушателям; благодарность за внимание; комплимент аудитории.
Подготовка публичных выступлений различных видов
Информационное выступление
Понятие информационного выступления. Виды информационных выступлений: объявление, инструкция, аннотация, доклад, сообщение и другие.
Общие требования к подготовке информационных выступлений: полнота передачи информации, сообщение новой для слушателей информации; сообщение информации, которая интересна для слушателей в данный момент, сейчас; полнота сообщаемой информации; стимулирование слушателей в получении новой, дополнительной информации по данной теме; краткость сообщения; четкость перехода от одного пункта к другому; умеренность жестикуляции; малоэмоциональность.
Типы информационного выступления: повествование, описание и объяснение. Объяснение как тип информационного выступления (алгоритм построения инструкции).
Описание как тип информационного выступления (алгоритм построения делового и художественного описания: объявление, аннотация, свободный рассказ о себе). Алгоритм построения информационного повествования.
Протокольно-этикетное выступление
Понятие протокольно-этикетного выступления.
Виды протокольно-этикетных выступлений: речь при встрече официальных лиц; официальное поздравление, приветственная речь на открытии какого-либо мероприятия; речь с оценкой заслуг кого-либо, представление гостя.
Основные требования к протокольно-этикетному выступлению.
Правила подготовки протокольно-этикетного выступления: представление гостя, поздравительная речь, приветственная речь.
Развлекательное выступление
Понятие развлекательного выступления.
Виды развлекательных выступлений: смешной случай из жизни, анекдот, дружеский тост.
Основные правила подготовки и произнесения развлекательной речи.
Правила подготовки и произнесения тоста.
Убеждающее выступление
Понятие убеждающего выступления. Рассуждение как основа убеждения.
Понятие аргументации. Виды аргументов: аргументы «за» и «против». Приемы усиления убедительной речи.
Виды убеждающих выступлений: агитационные и собственно убеждающие выступления.
Правила подготовки убеждающего выступления.
Реклама как агитационное выступление. Реклама и информация: сходства и различия. Правила подготовки устного рекламного выступления.
Собственно убеждающее выступление. Выступления по пословицам и афоризмам.
Систематизация и закрепление полученных навыков
Практикум по информационным, протокольно-этикетным, развлекательным и убеждающим выступлениям.
Анализ публичного выступления.
Практикум по аргументации.
Выступления по темам, рекомендованным учителем и по самостоятельно выбранным учащимся темам.
Тематическое планирование
№ п\п
ТЕМА
Кол-во часов
Публичное выступление
9час.
Информационное выступление
9 час.
Протокольно-этикетное выступление
4 час.
Развлекательное выступление
3 час.
Убеждающее выступление
5 час.
Систематизация и закрепление полученных навыков
5 час.
Итого
35
К концу 7 класса учащиеся должны
Знать:
-
Понятия риторика, публичное выступление, аргументация, тезис, аргумент
-
Классификацию публичных выступлений (информационное, развлекательное, протокольно-этикетное, убеждающее выступлении)
-
Общие требования к публичному выступлению
-
Способы подготовки к публичному выступлению
-
Алгоритм подготовки материала к публичному выступлению
-
Структуру публичного выступления
-
Приемы привлечения и поддержания внимания аудитории
-
Правила завершения публичного выступления
-
Схему анализа публичного выступления
-
Типы информационного выступления (повествование, описание и объяснение); общие требования к подготовке информационных выступлений; схемы построения информационной речи; правила построения различных типов информационного выступления
-
Понятие о рекламе и информации: их сходства и различия; правила подготовки устного рекламного выступления
-
Основные правила аргументации в публичном выступлении
-
Универсальные приемы эффективной аргументации
-
Виды убеждающих выступлений; правила подготовки убеждающего выступления
-
Виды протокольно-этикетного выступления; основные требования к протокольно-этикетному выступлению; схемы построения протокольно-этикетной речи
-
Виды развлекательных выступлений; основные особенности развлекательной речи; общие правила подготовки развлекательной речи.
-
Не допускать ошибок в словах и выражениях, входящих в минимум по культуре речи для 7-классника.
Правильно произносить слова: конечно, скворечник, скучный, яичница.
Правильно ставить ударение в словах: алфавит, аргумент, безнадёжный, безудержный, берёста, из берёсты, к берёсте, взятый - взят, взято, взяты, взята, включённый; орфоэпический и грамматический минимум: быстро выздоровею, деньги - нет денег- к деньгам, о деньгах, до смерти, добела, докрасна, досуха, досыта, дотемна, дочерна, жалюзи, искра, искриться, коклюш, красивее, мельком, мой день рождения, монолог, монумент, нанесён- нанесена, начавший, новорождённый, он прав- большинство право - они правы, но она права, осуждённый, переведён- переведена, по окончании, поднявший, оно поняло, постамент, прибывший, привезён - привезена, принудить - принуждённый; рецензия на что?, свёкла, увядший, углубить, удобнее, черпает.
Правильно образовывать формы существительных в выражениях: благодаря (чему?) героизму, вопреки (чему?) обстоятельствам, согласно (чему?) расписанию, отзыв (о чем?) о спектакле, по приезде в город.
Различать значение слов и правильно их употреблять: предоставить слово человеку, представить человека.
Уметь образовывать форму множественного числа существительных: профессор, директор, маляр, сирота, шофер.
Уметь правильно образовывать глагольные формы: выздоровею, начатый, начать, рассыпать- рассыплет, рассыплешь, принятый -принят - принята, поднятый- поднят -подняты- поднята, понявший, созданный- создан, создано, создана, щипать - щиплю, щиплешь, щиплет, щиплют, забрать- забрал, оно забрало, забрали, забрала, занятый - занят, заняты, занята.
Четко произносить скороговорки:
Не по траве, а около каталось «о» и охало. «О» охало, «о» окало, не по траве, а около.
Краб для краба сделал грабли. Подал грабли крабу краб: «Сено граблями, краб, грабь!» и др.
Объяснять смысл пословиц и поговорок.
Виды выступлений, которыми должны практически овладеть учащиеся:
Информационные: объявление, объяснение (инструкция), аннотация, свободный рассказ о себе, доклад.
Протокольно-этикетные: представление гостя, поздравительная речь;
Развлекательные: смешной случай из жизни, публичный анекдот, дружеский тост;
Убеждающее выступление: агитационное, собственно убеждающее.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 7 класса учащиеся должны
Знать:
-
Понятия риторика, публичное выступление, аргументация, тезис, аргумент
-
Классификацию публичных выступлений (информационное, развлекательное, протокольно-этикетное, убеждающее выступлении)
-
Общие требования к публичному выступлению
-
Способы подготовки к публичному выступлению
-
Алгоритм подготовки материала к публичному выступлению
-
Структуру публичного выступления
-
Приемы привлечения и поддержания внимания аудитории
-
Правила завершения публичного выступления
-
Схему анализа публичного выступления
-
Типы информационного выступления (повествование, описание и объяснение); общие требования к подготовке информационных выступлений; схемы построения информационной речи; правила построения различных типов информационного выступления
-
Понятие о рекламе и информации: их сходства и различия; правила подготовки устного рекламного выступления
-
Основные правила аргументации в публичном выступлении
-
Универсальные приемы эффективной аргументации
-
Виды убеждающих выступлений; правила подготовки убеждающего выступления
-
Виды протокольно-этикетного выступления; основные требования к протокольно-этикетному выступлению; схемы построения протокольно-этикетной речи
-
Виды развлекательных выступлений; основные особенности развлекательной речи; общие правила подготовки развлекательной речи.
-
Не допускать ошибок в словах и выражениях, входящих в минимум по культуре речи для 7-классника.
Правильно произносить слова: конечно, скворечник, скучный, яичница.
Правильно ставить ударение в словах: алфавит, аргумент, безнадёжный, безудержный, берёста, из берёсты, к берёсте, взятый - взят, взято, взяты, взята, включённый; орфоэпический и грамматический минимум: быстро выздоровею, деньги - нет денег- к деньгам, о деньгах, до смерти, добела, докрасна, досуха, досыта, дотемна, дочерна, жалюзи, искра, искриться, коклюш, красивее, мельком, мой день рождения, монолог, монумент, нанесён- нанесена, начавший, новорождённый, он прав- большинство право - они правы, но она права, осуждённый, переведён- переведена, по окончании, поднявший, оно поняло, постамент, прибывший, привезён - привезена, принудить - принуждённый; рецензия на что?, свёкла, увядший, углубить, удобнее, черпает.
Правильно образовывать формы существительных в выражениях: благодаря (чему?) героизму, вопреки (чему?) обстоятельствам, согласно (чему?) расписанию, отзыв (о чем?) о спектакле, по приезде в город.
Различать значение слов и правильно их употреблять: предоставить слово человеку, представить человека.
Уметь образовывать форму множественного числа существительных: профессор, директор, маляр, сирота, шофер.
Уметь правильно образовывать глагольные формы: выздоровею, начатый, начать, рассыпать- рассыплет, рассыплешь, принятый -принят - принята, поднятый- поднят -подняты- поднята, понявший, созданный- создан, создано, создана, щипать - щиплю, щиплешь, щиплет, щиплют, забрать- забрал, оно забрало, забрали, забрала, занятый - занят, заняты, занята.
Четко произносить скороговорки:
Не по траве, а около каталось «о» и охало. «О» охало, «о» окало, не по траве, а около.
Краб для краба сделал грабли. Подал грабли крабу краб: «Сено граблями, краб, грабь!» и др.
Объяснять смысл пословиц и поговорок.
Виды выступлений, которыми должны практически овладеть учащиеся:
Информационные: объявление, объяснение (инструкция), аннотация, свободный рассказ о себе, доклад.
Протокольно-этикетные: представление гостя, поздравительная речь;
Развлекательные: смешной случай из жизни, публичный анекдот, дружеский тост;
Убеждающее выступление: агитационное, собственно убеждающее.
Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса
-
Ноутбук
-
Телевизор
-
Принтер лазерный
Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса
Программа «Культура общения. 5-11 классы» (Воронеж, 2008), разработанная кафедрой теории и практики коммуникации ВОИПКиПРО под общей редакцией И. А. Стернина;
Литература для учащихся:
А.В. Рудакова, Л.Д. Мудрова, И.А. Стернин «Культура общения. Книга для учащихся. 7 класс»., Воронеж, 2009;
Литература для учителя:
Н.В.Журавлёва, Е.Ю.Лазуренко, Л.Д.Мудрова, И.А.Стернин «Культура общения. 7 класс. Книга для учителя. Выпуски I-IV», Воронеж, 2004.
Стернин И.А. Культура общения. - Воронеж, 2007г.
Стернин И.А. Общение в современном мире. - Воронеж, 2002 г.
Стернин И.А., Новичихина М.Е. Культура делового общения. Учебное пособие. - Воронеж, 2012.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса
предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
1.Интернет-ресурсы
2. От А до Я. Сборник лучших словарей русского языка. № 125
3.Уроки русского языка К и М. 6 кл. СО-КОМ. - М.: Кирилл и Мефодий, 2008. №381
4. Как правильно говорить по-русски. электронное учебное пособие. - СО-КОМ;№ 127
5. Единый государственный экзамен; Русский язык; 2007-2008; электронное учебное пособие. - СО-КОМ;
6. Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2008. - СО-КОМ. - М.: Кирилл и Мефодий, 2008.
7. Электронный репетитор. Русский язык. 9-11 классы (система обучающих тестов);
8. 1С : Репетитор «Весь школьный курс». Русский язык;