Рабочая программа по культуре общения 7 кл. ГОС

Рабочая программа по культуре общения составлена на основе Регионального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы «Культура общения» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под ред. И.А.Стернина (Воронеж, 2008) Используемый учебник: А.В. Рудакова, Л.Д. Мудрова, И.А. Стернин «Культура общения. Книга для учащихся. 7 класс»., Воронеж, 2009
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 2 г. Воронежа


«ОБСУЖДЕНО»

на заседании кафедры филологии и

истории

Протокол от __ ___ 201__г. №__

Зав. кафедрой _______ Т.К.Жданкина

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ гимназия № 2

________________ Г.К. Сарычева

(Приказ от____ 201….г. №__ )









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по учебному предмету культура общения

на 2015-2016 учебный год

в 7а, 7б классах









разработана:

Шендриковой Е.М.,

учителем русского языка и

литературы, ВКК
















Пояснительная записка


Рабочая программа по культуре общения составлена на основе Регионального компонента государственного стандарта основного общего образования, Программы «Культура общения» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под ред. И.А.Стернина (Воронеж, 2008)

Используемый учебник:

А.В. Рудакова, Л.Д. Мудрова, И.А. Стернин «Культура общения.

Книга для учащихся. 7 класс»., Воронеж, 2009


Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Культура общения», наряду с русским и иностранными языками, входит в образовательную область «Филология».


Культура общения - учебная дисциплина регионального компонента, формирующая адекватное коммуникативное поведение молодого поколения.

Коммуникативное поведение личности формируется в процессе её индивидуального развития как члена определённой национально-культурной общности и представляет собой совокупность усвоенных путём подражания другим членам общества норм и традиций общения, а также включает сугубо индивидуальные нормы и традиции, сформировавшиеся в процессе индивидуальной практики человека, его личного опыта общения и взаимодействия с людьми.

Адекватное коммуникативное поведение - это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённого типа ситуации нормам и которое является эффективным в данной ситуации.

Предмет «Культура общения» не теоретический, а практический, ориентированный на формирование умений и навыков культуры устной речи, риторических навыков.

Повышение уровня культуры общения снизит уровень грубости и агрессивности в обществе.

Учебный предмет «Культура общения», занимая важное место в подготовке учащихся средних учебных заведений, формирует конкурентоспособного выпускника, обладающего достаточным уровнем деловой, коммуникативной, организационной грамотности, он имеет первостепенное значение как предмет профильного обучения в качестве инструмента социализации и предвузовской подготовки выпускников.

Многие специалисты (люди среднего возраста) испытывают затруднения в профессиональном общении. Это приводит к востребованности дополнительных занятий в рамках тренингов, семинаров, специальных курсов (например, «Риторика», «Деловое общение»). Предмет «Культура общения» этот пробел восполняет.

Предмет «Культура общения» дополняет обучение русскому языку, так как формирует у учащихся прежде всего культуру устного общения.

Целью обучения предмету «Культура общения» является формирование коммуникативной грамотности учащихся.

На уровне навыков учащиеся должны, в первую очередь, освоить такие виды речевой деятельности, которые ежедневно используются учащимися в школе и при общении друг с другом.

Цель определяет задачи:

  • формирование устойчивых риторических навыков;

  • формирование умений и навыков культуры устной речи;

  • формирование навыков культуры общения.

На уровне навыков учащиеся 7 класса должны освоить следующие виды речевой деятельности:

  • устный ответ,

  • публичную защиту результатов учебной или исследовательской работы,

  • выступление на конференции,

  • защиту реферата, защиту мультимедийной презентации,

  • учебный диалог,

  • умение слушать,

  • общение со сверстниками: с мальчиками и девочками.

Эти виды деятельности постоянно применяются детьми в речевой гимнастике. Учитель вносит необходимую коррекцию, обусловленную правилами речевого этикета и эффективного общения.атикетами речевого тгкегамися. М

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебным планом МБОУ гимназия № 2 отводится на изучение данного предмета в 5-7 классах по1 час/нед : в 5 классе - 35 часов, в 6 классе - 35 часов, в 7 классе - 35часов, что соответствует РБУП.

Предлагаемый курс культуры общения рассчитан на 35 часов. Учебным планом МБОУ гимназия № 2 отводится 1 час/нед. на изучение данного предмета, что соответствует РБУП.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Содержание курса культуры общения на базовом уровне в основной школе определяется следующими ценностными ориентирами:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование этического сознания, любви и уважения к родному языку и этическим ценностям отечественной культуры;

  • знание этических и этикетных норм общения;

  • развитие потребности в культурном общении;

  • овладение умениями грамотно строить устный ответ, публичную защиту реферата, учебный диалог.

Преподавание культуры общения в школе в основной школе определяется ценностными ориентирами и призвано решить такие задачи:

1. Научить учеников осмысливать свою речевую практику, развивать у них внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и коммуникативное поведение собеседника, выработать навык ответственного коммуникативного поведения.

2. Сформировать коммуникативную компетентность учащихся, проявляющуюся в следующем:

  • знании учащимися функций и тенденций развития общения в современном обществе, роли общения в современном мире;

  • знании принятых в культурном обществе норм общения и норм культуры речи;

  • понимании учащимися причин затруднений и конфликтов в сфере человеческого общения в целом и в личной коммуникативной практике;

  • овладении учащимися правилами и приемами эффективного и бесконфликтного общения с различными собеседниками в различных коммуникативных ситуациях;

  • умении учащихся использовать общение как средство воздействия и средство психической саморегуляции личности.

Реализация указанных целей достигается в процессе совершенствования коммуникативной предметной компетенции.

Коммуникативная компетенция предполагает совершенствование владения видами речевой деятельности, целенаправленное формирование культуры устной и письменной речи, умений использовать языковые средства в зависимости от определенной функциональной разновидности языка, готовности к сотрудничеству и продуктивному коммуникативному взаимодействию; расширение опыта речевого общения в официальных и неофициальных ситуациях, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся; развитие способности оценивать речевую ситуацию, определять цели коммуникации, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать собственное речевое поведение и быть готовым к его осмысленному изменению.

Развитие коммуникативной компетенции происходит не только на уроках культуры общения, но и в процессе овладения содержанием всех учебных предметов в школе.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Содержание учебного предмета

«Культура общения» 7 класс (35 часов)

Основные требования к публичному выступлению.

Понятие риторики как науки об эффективном публичном выступлении. Понятие публичного выступления. Виды публичных выступлений по цели: информационные, убеждающие, протокольно-этикетные, развлекательные. Формы публичных выступлений: доклад, сообщение, выступление, лекция.

Общие требования к публичному выступлению: решительное начало выступления, краткость, диалогичность, разговорность, установление и поддержание контакта с аудиторией, решительный конец.

Способы подготовки к публичному выступлению: экспромт, план-конспект выступления, подготовка полного текста выступления, воспроизведение выступления наизусть.

Алгоритм подготовки материала для выступления.

Правила поведения оратора в аудитории.

Структура публичного выступления

Понятие о структуре выступления. Композиция выступления: вступление, основная часть, заключение.

Приемы обозначения структурных частей выступления.

Закон края, его содержание и учет в процессе подготовки публичного выступления.

Начало выступления. Функции вступления.

Приемы привлечения и поддержания внимания аудитории: обращение к событию, времени, месту; возбуждение любопытства; обращение к борьбе, конфликту противоречию между людьми, различиям во мнениях; демонстрация какого- либо предмета; рассказ о себе, своем личном опыте, случае из личной жизни, о лично прочитанном; цитирование знаменитости, знакомого; исторический эпизод, ссылка на общественный и общедоступный источник информации; диалогизация выступления.

Завершение публичного выступления. Функции концовки выступления.

Варианты концовок: цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость; обобщающий вывод; обращение к слушателям; благодарность за внимание; комплимент аудитории.

Подготовка публичных выступлений различных видов

Информационное выступление

Понятие информационного выступления. Виды информационных выступлений: объявление, инструкция, аннотация, доклад, сообщение и другие.

Общие требования к подготовке информационных выступлений: полнота передачи информации, сообщение новой для слушателей информации; сообщение информации, которая интересна для слушателей в данный момент, сейчас; полнота сообщаемой информации; стимулирование слушателей в получении новой, дополнительной информации по данной теме; краткость сообщения; четкость перехода от одного пункта к другому; умеренность жестикуляции; малоэмоциональность.

Типы информационного выступления: повествование, описание и объяснение. Объяснение как тип информационного выступления (алгоритм построения инструкции).

Описание как тип информационного выступления (алгоритм построения делового и художественного описания: объявление, аннотация, свободный рассказ о себе). Алгоритм построения информационного повествования.

Протокольно-этикетное выступление

Понятие протокольно-этикетного выступления.

Виды протокольно-этикетных выступлений: речь при встрече официальных лиц; официальное поздравление, приветственная речь на открытии какого-либо мероприятия; речь с оценкой заслуг кого-либо, представление гостя.

Основные требования к протокольно-этикетному выступлению.

Правила подготовки протокольно-этикетного выступления: представление гостя, поздравительная речь, приветственная речь.

Развлекательное выступление

Понятие развлекательного выступления.

Виды развлекательных выступлений: смешной случай из жизни, анекдот, дружеский тост.

Основные правила подготовки и произнесения развлекательной речи.

Правила подготовки и произнесения тоста.

Убеждающее выступление

Понятие убеждающего выступления. Рассуждение как основа убеждения.

Понятие аргументации. Виды аргументов: аргументы «за» и «против». Приемы усиления убедительной речи.

Виды убеждающих выступлений: агитационные и собственно убеждающие выступления.

Правила подготовки убеждающего выступления.

Реклама как агитационное выступление. Реклама и информация: сходства и различия. Правила подготовки устного рекламного выступления.

Собственно убеждающее выступление. Выступления по пословицам и афоризмам.

Систематизация и закрепление полученных навыков

Практикум по информационным, протокольно-этикетным, развлекательным и убеждающим выступлениям.

Анализ публичного выступления.

Практикум по аргументации.

Выступления по темам, рекомендованным учителем и по самостоятельно выбранным учащимся темам.

Тематическое планирование


№ п\п

ТЕМА

Кол-во часов

Публичное выступление

9час.

Информационное выступление

9 час.

Протокольно-этикетное выступление

4 час.

Развлекательное выступление

3 час.

Убеждающее выступление


5 час.

Систематизация и закрепление полученных навыков

5 час.

Итого

35


К концу 7 класса учащиеся должны

Знать:

  • Понятия риторика, публичное выступление, аргументация, тезис, аргумент

  • Классификацию публичных выступлений (информационное, развлекательное, протокольно-этикетное, убеждающее выступлении)

  • Общие требования к публичному выступлению

  • Способы подготовки к публичному выступлению

  • Алгоритм подготовки материала к публичному выступлению

  • Структуру публичного выступления

  • Приемы привлечения и поддержания внимания аудитории

  • Правила завершения публичного выступления

  • Схему анализа публичного выступления

  • Типы информационного выступления (повествование, описание и объяснение); общие требования к подготовке информационных выступлений; схемы построения информационной речи; правила построения различных типов информационного выступления

  • Понятие о рекламе и информации: их сходства и различия; правила подготовки устного рекламного выступления

  • Основные правила аргументации в публичном выступлении

  • Универсальные приемы эффективной аргументации

  • Виды убеждающих выступлений; правила подготовки убеждающего выступления

  • Виды протокольно-этикетного выступления; основные требования к протокольно-этикетному выступлению; схемы построения протокольно-этикетной речи

  • Виды развлекательных выступлений; основные особенности развлекательной речи; общие правила подготовки развлекательной речи.

  • Не допускать ошибок в словах и выражениях, входящих в минимум по культуре речи для 7-классника.

Правильно произносить слова: конечно, скворечник, скучный, яичница.

Правильно ставить ударение в словах: алфавит, аргумент, безнадёжный, безудержный, берёста, из берёсты, к берёсте, взятый - взят, взято, взяты, взята, включённый; орфоэпический и грамматический минимум: быстро выздоровею, деньги - нет денег- к деньгам, о деньгах, до смерти, добела, докрасна, досуха, досыта, дотемна, дочерна, жалюзи, искра, искриться, коклюш, красивее, мельком, мой день рождения, монолог, монумент, нанесён- нанесена, начавший, новорождённый, он прав- большинство право - они правы, но она права, осуждённый, переведён- переведена, по окончании, поднявший, оно поняло, постамент, прибывший, привезён - привезена, принудить - принуждённый; рецензия на что?, свёкла, увядший, углубить, удобнее, черпает.

Правильно образовывать формы существительных в выражениях: благодаря (чему?) героизму, вопреки (чему?) обстоятельствам, согласно (чему?) расписанию, отзыв (о чем?) о спектакле, по приезде в город.

Различать значение слов и правильно их употреблять: предоставить слово человеку, представить человека.

Уметь образовывать форму множественного числа существительных: профессор, директор, маляр, сирота, шофер.

Уметь правильно образовывать глагольные формы: выздоровею, начатый, начать, рассыпать- рассыплет, рассыплешь, принятый -принят - принята, поднятый- поднят -подняты- поднята, понявший, созданный- создан, создано, создана, щипать - щиплю, щиплешь, щиплет, щиплют, забрать- забрал, оно забрало, забрали, забрала, занятый - занят, заняты, занята.

Четко произносить скороговорки:

Не по траве, а около каталось «о» и охало. «О» охало, «о» окало, не по траве, а около.

Краб для краба сделал грабли. Подал грабли крабу краб: «Сено граблями, краб, грабь!» и др.

Объяснять смысл пословиц и поговорок.

Виды выступлений, которыми должны практически овладеть учащиеся:

Информационные: объявление, объяснение (инструкция), аннотация, свободный рассказ о себе, доклад.

Протокольно-этикетные: представление гостя, поздравительная речь;

Развлекательные: смешной случай из жизни, публичный анекдот, дружеский тост;

Убеждающее выступление: агитационное, собственно убеждающее.

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 7 класса учащиеся должны

Знать:

  • Понятия риторика, публичное выступление, аргументация, тезис, аргумент

  • Классификацию публичных выступлений (информационное, развлекательное, протокольно-этикетное, убеждающее выступлении)

  • Общие требования к публичному выступлению

  • Способы подготовки к публичному выступлению

  • Алгоритм подготовки материала к публичному выступлению

  • Структуру публичного выступления

  • Приемы привлечения и поддержания внимания аудитории

  • Правила завершения публичного выступления

  • Схему анализа публичного выступления

  • Типы информационного выступления (повествование, описание и объяснение); общие требования к подготовке информационных выступлений; схемы построения информационной речи; правила построения различных типов информационного выступления

  • Понятие о рекламе и информации: их сходства и различия; правила подготовки устного рекламного выступления

  • Основные правила аргументации в публичном выступлении

  • Универсальные приемы эффективной аргументации

  • Виды убеждающих выступлений; правила подготовки убеждающего выступления

  • Виды протокольно-этикетного выступления; основные требования к протокольно-этикетному выступлению; схемы построения протокольно-этикетной речи

  • Виды развлекательных выступлений; основные особенности развлекательной речи; общие правила подготовки развлекательной речи.

  • Не допускать ошибок в словах и выражениях, входящих в минимум по культуре речи для 7-классника.

Правильно произносить слова: конечно, скворечник, скучный, яичница.

Правильно ставить ударение в словах: алфавит, аргумент, безнадёжный, безудержный, берёста, из берёсты, к берёсте, взятый - взят, взято, взяты, взята, включённый; орфоэпический и грамматический минимум: быстро выздоровею, деньги - нет денег- к деньгам, о деньгах, до смерти, добела, докрасна, досуха, досыта, дотемна, дочерна, жалюзи, искра, искриться, коклюш, красивее, мельком, мой день рождения, монолог, монумент, нанесён- нанесена, начавший, новорождённый, он прав- большинство право - они правы, но она права, осуждённый, переведён- переведена, по окончании, поднявший, оно поняло, постамент, прибывший, привезён - привезена, принудить - принуждённый; рецензия на что?, свёкла, увядший, углубить, удобнее, черпает.

Правильно образовывать формы существительных в выражениях: благодаря (чему?) героизму, вопреки (чему?) обстоятельствам, согласно (чему?) расписанию, отзыв (о чем?) о спектакле, по приезде в город.

Различать значение слов и правильно их употреблять: предоставить слово человеку, представить человека.

Уметь образовывать форму множественного числа существительных: профессор, директор, маляр, сирота, шофер.

Уметь правильно образовывать глагольные формы: выздоровею, начатый, начать, рассыпать- рассыплет, рассыплешь, принятый -принят - принята, поднятый- поднят -подняты- поднята, понявший, созданный- создан, создано, создана, щипать - щиплю, щиплешь, щиплет, щиплют, забрать- забрал, оно забрало, забрали, забрала, занятый - занят, заняты, занята.

Четко произносить скороговорки:

Не по траве, а около каталось «о» и охало. «О» охало, «о» окало, не по траве, а около.

Краб для краба сделал грабли. Подал грабли крабу краб: «Сено граблями, краб, грабь!» и др.

Объяснять смысл пословиц и поговорок.

Виды выступлений, которыми должны практически овладеть учащиеся:

Информационные: объявление, объяснение (инструкция), аннотация, свободный рассказ о себе, доклад.

Протокольно-этикетные: представление гостя, поздравительная речь;

Развлекательные: смешной случай из жизни, публичный анекдот, дружеский тост;

Убеждающее выступление: агитационное, собственно убеждающее.


Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса

  1. Ноутбук

  2. Телевизор

  3. Принтер лазерный

Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса

Программа «Культура общения. 5-11 классы» (Воронеж, 2008), разработанная кафедрой теории и практики коммуникации ВОИПКиПРО под общей редакцией И. А. Стернина;

Литература для учащихся:

А.В. Рудакова, Л.Д. Мудрова, И.А. Стернин «Культура общения. Книга для учащихся. 7 класс»., Воронеж, 2009;

Литература для учителя:

Н.В.Журавлёва, Е.Ю.Лазуренко, Л.Д.Мудрова, И.А.Стернин «Культура общения. 7 класс. Книга для учителя. Выпуски I-IV», Воронеж, 2004.

Стернин И.А. Культура общения. - Воронеж, 2007г.

Стернин И.А. Общение в современном мире. - Воронеж, 2002 г.

Стернин И.А., Новичихина М.Е. Культура делового общения. Учебное пособие. - Воронеж, 2012.


Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса

предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

1.Интернет-ресурсы

2. От А до Я. Сборник лучших словарей русского языка. № 125

3.Уроки русского языка К и М. 6 кл. СО-КОМ. - М.: Кирилл и Мефодий, 2008. №381

4. Как правильно говорить по-русски. электронное учебное пособие. - СО-КОМ;№ 127

5. Единый государственный экзамен; Русский язык; 2007-2008; электронное учебное пособие. - СО-КОМ;

6. Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2008. - СО-КОМ. - М.: Кирилл и Мефодий, 2008.

7. Электронный репетитор. Русский язык. 9-11 классы (система обучающих тестов);

8. 1С : Репетитор «Весь школьный курс». Русский язык;





© 2010-2022