- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока русского языка «Отзыв о прочитанной книге с использованием разных типов речи». 7 класс
Конспект урока русского языка «Отзыв о прочитанной книге с использованием разных типов речи». 7 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Зудова Е.В. |
Дата | 20.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель года 2012»
Урок русского языка в 7 классе
Тема урока:
«Отзыв о прочитанной книге с использованием разных типов речи»
Тип учебного занятия: урок развития речи.
Форма учебного занятия: урок комбинированного типа.
Цель учебного занятия: обучение написанию отзыва о книге с использованием умение сочетать разные типы речи в одном тексте.
Задачи
-
Образовательные:
- расширить знания обучающихся об отзыве как жанре сочинения;
- активизировать познавательную самостоятельность обучающихся;
- продолжить работу с терминами: «типы речи», «план», «микротекст», «микротема», «лексические и контекстуальные синонимы».
-
Воспитательные:
- создать условия для развития устойчивого интереса к книге, знаниям;
- установить межличностные отношения в процессе обсуждения;
- настроить учащихся на размышления о пользе и престиже чтения.
-
Развивающие:
- создать условия для развития диалогической культуры;
- продолжить развитие творческих способностей, умения логично и аргументированно строить высказывание, приводить примеры;
- использовать жизненный опыт участников образовательного процесса.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация к учебному занятию, карточки для каждого ученика с одним из написанных слов: «Рассуждение», «Повествование», «Описание», универсальные тетради по русскому языку и литературе для подготовки к творческим работам, карточки с домашним заданием, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, «Новый краткий словарь иностранных слов» Н.М. Семёновой, учебник Е.И. Никитиной «Русская речь. 7 класс».
На доске - таблица:
Автор произведения
Название произведения
Комментарии к учебному занятию: урок предполагает предварительно подготовленные индивидуальные сообщения двух учащихся, исполняющих роль корреспондентов.
Ход учебного занятия
I. Ориентировочно-мотивационный этап
Слайд № 1
Учитель. Добрый день, друзья! От всего сердца дарю вам улыбку и жду, что вы улыбнётесь мне в ответ. Спасибо! Давайте начнём наш урок с хороших новостей.
Слайд № 2
Учитель: «Москва. 31 января 2012. Российское Информационное Агентство «Новости» сообщает: «Премьер-министр Владимир Владимирович Путин предложил сформировать список из ста книг, которые должен будет прочитать каждый российской школьник». Зачем, по-вашему, премьер-министр поставил такую задачу? (Примерные ответы детей: «В.В.Путин считает, что мы, дети XXI века, должны быть умными и начитанными», «Хорошие книги могут повлиять на развитие ученика как гражданина».)
Учитель. Вы правы, ребята. Человек, стоящий во главе государства, должен, кроме прочих важных задач, ещё и создать условия для развития личности гражданина России, человека культурного и образованного, обладающего багажом необходимых знаний и умений, а, как известно, книга - это знания, которые накапливает цивилизация. Книга, по словам американской писательницы Гарриет Бичер-Стоу, автора знаменитого романа «Хижина дяди Тома», - это «окно в мир, сквозь которое выглядывает душа».
Слайд № 3
II. Проблемно-поисковый и практический этапы урока
Учитель. Запишите, пожалуйста, это высказывание в свои универсальные тетради. Прочтите запись. Как вы понимаете эти слова? (Примерные ответы детей: «Книга, которая наполнена всевозможными знаниями о мире, наполняет также и душу читателя добром, любовью, красотой», «Человек, который читает книги, развивает свою душу».)
Учитель. Я предлагаю провести игру в словесные ассоциации. Какие мысли у вас возникают, когда вы слышите слово «книга»?
(Проводится игра «Словесные ассоциации».)
(Ответы учеников: «Книга - это портал в будущее», «Книга - это предмет, с помощью которого мы можем общаться с автором», «Книга - это родник, наполненный знаниями».)
Учитель. Какое высказывание показалось вам самым креативным? Самым пронзительным? Предлагаю их записать в раздел «ННН» (Новое, Нужное, Неизвестное) ваших универсальных тетрадей по русскому языку и литературе.
(Ученики записывают.)
Учитель. Кто уже готов сказать, что будет предметом разговора на сегодняшнем уроке? (Ответы учащихся: «Книга», «Литературные произведения».)
Учитель. Верно.
Слайд № 4
Учитель. Книга - мудрая, живая, вечная… Продолжите этот список, пожалуйста. (Ответы детей: «Умная», «Интересная», «Увлекательная», «Иллюстрированная», «Подаренная», «Историческая», «Художественная».)
Учитель. И всё это только об одном предмете. Вот насколько популярна книга. Хотя в наше время компьютерных технологий книгу в бумажном переплёте начинает вытеснять книга электронная, но от этого её ценность не становится меньше. Давайте попытается определить цель сегодняшнего урока. (Примерные ответы детей: «Если речь пойдёт о книге, то, скорее всего, мы будем готовиться писать отзыв о прочитанном произведении», «В 5 и 6 классах мы писали отзыв о книге. Может быть, и сейчас будем описывать свою любимую книгу?»)
Слайд № 5
Учитель. Верно. Точнее, мы продолжим знакомство с жанром отзыва, начатого в пятом классе, изучив новые способы его написания. Вспомните особенности сочинения-отзыва о книге. (Примерные ответы детей: «Это речевой жанр, в котором раскрываются впечатления о прочитанном произведении», «Главное в таком сочинении - выразить свой интерес к произведению, оценить его».)
Учитель. Молодцы! У вас хорошая память. А теперь познакомьтесь с определением отзыва в учебнике «Русская речь» - стр. 58.
(Читают.)
Учитель. Какая информация оказалась для вас новой? (Примерные ответы детей: «Я узнал, что отзыв может быть написан в виде рассуждения», «Мне стало известно, что в отзыве могут сочетаться разные типы речи».)
Учитель. Как вы считаете, встретитесь ли вы с трудностями при написании такого сочинения? Что может помочь вам справиться с трудностями? (Примерные ответы детей: «Групповая работа», «Дружба», «Учебник».)
Учитель. Объединимся в группы. На столах перед каждым из вас лежит листочек с написанным на нём словом. Прочитайте запись и найдите одноклассника, у которого листочек с таким же словом. Так вы встретитесь со своим помощником в составлении отзыва.
Учащиеся объединяются в три группы:
1 группа - «Рассуждение»;
2 группа - «Повествование»;
3 группа - «Описание».
Учитель. Итак, вы нашли друг друга. Поздравляю! Теперь попробуйте определить задачи для своей группы, помня о цели урока - написать отзыв о прочитанной книге. (Примерные ответы детей: «Каждая группа будет писать часть отзыва в заданном типе речи, в итоге должно получиться общее сочинение-отзыв с элементами различных типов речи».)
Учитель. Вы совершенно правы. Осталось выяснить ваши читательские пристрастия. Я предлагаю каждому из вас на доске написать автора и название произведения, которое оказало на вас положительное влияние, и вы могли бы написать о нём отзыв. Кто первый?
(Ученики выходят по одному и заполняют таблицу.)
Учитель. Пока создаются записи на доске, я предлагаю узнать, какие книги читают российские звезды, ваши кумиры. Приглашаю моих помощников-корреспондентов предоставить нам такую возможность.
(Выступление корреспондентов.)
Слайд № 6
Первый ученик. Одна из самых успешных женщин России Тина Канделаки признается, что в ее жизни есть только две вещи, на которые она никогда не жалеет деньги: это книги и бриллианты. «Чтение - мое самое главное хобби. В детстве мне запрещали читать в темноте. Я приспособилась читать под одеялом с фонариком. И столько прочитала уже, что назвать одну книгу трудно. Были этапные авторы. В юности - Ричард Бах, Чехов в 20 лет, потом Хемингуэй», - поделилась своими предпочтениям Тина Канделаки. Сегодня ведущая называет главным автором Оскара Уайльда: «Я поистине могу гордиться тем, что в моей книжной коллекции есть лучшее собрание сочинений Оскара Уайльда на английском языке. Правда, почитать моего любимого автора в переводе не откажусь», - рассказала Тина Канделаки.
Слайд № 7
Второй ученик. Я узнал, что Иван Ургант - поклонник мужской русской прозы. В качестве любимых писателей ведущий отмечает Александра Пушкина (к примеру, «Повести Белкина»), Николая Гоголя, Федора Достоевского, Павла Санаева и, пожалуй, самого остроумного автора-эмигранта Сергея Довлатова. «У меня юношеская влюбленность в писателя Довлатова переросла в любовь. Это связано с тем, что я разделяю очень многие его мысли и отношение к жизни. Каждый раз я открываю что-то новое», - поделился своими мыслями о творчестве Довлатова Иван Ургант».
Учитель. Спасибо нашим корреспондентам. Уважаемые слушатели, как вы можете прокомментировать данную информацию? (Примерные ответы детей: «Чтение - престижное занятие», «Знаменитые люди много читают».)
Учитель. Одна из книг Сергея Довлатова называется «Компромисс». Что, по-вашему, обозначает это слово? (Примерные ответы детей: «Компромисс - это положительное решение спора для обеих сторон», «Компромисс - это согласие».)
Учитель. Кто желает проверить значение этого слова по словарю?
(Индивидуальное задание выполняется учеником, желающим поработать со словарём.)
Учитель. Запишите это слово. У него первый слог такой же, как в слове «КОМната», второй слог - приставка в слове «ПРОмах», а третий слог звучит как обращение к незамужней англичанке - «МИСС».
(Ученик, выполнив индивидуальное задание, представляет результаты своего поиска:
1. «Компромисс - это соглашение на основе взаимных уступок». (Словарь С.И.Ожегова)
2. «Компромисс - это соглашение на основе взаимных уступок». (Словарь Н.М.Семёновой)
Учитель. Спасибо!
Слайд № 8
Учитель. А сейчас я предлагаю провести зарядку для глаз. Посмотрите на слайд и повторите изображенные движения. Обратите внимание на то, что глаза под ладошками должны двигаться в таком направлении: вверх - вниз, влево - вправо, по кругу в одну и в другую сторону. Такое упражнение называется «Пальминг». Попробуем?
(Ученики выполняют упражнение под счёт, повторив три раза.)
Слайд № 9
Учитель. Посмотрите на доску. Список ваших любимых произведений уже сформировался, и я предлагаю вам определить самое популярное. Им оказалась повесть Н.В.Гоголя. «Тарас Бульба». Попробуйте составить отзыв об этой замечательной повести, включив все изученные типы речи. Какой у нас будет ведущий тип речи, по-вашему? (Ответы детей: «Рассуждение».)
Учитель. Я предлагаю первой группе использовать его для написания отзыва. Перечислите, пожалуйста, основные признаки данного типа речи. (Ответы детей.)
Учитель. Второй группе я предлагаю внести в наш отзыв элементы повествования. (Ответы детей.)
Учитель. Третьей группе предстоит включить в отзыв элементы описания. Назовите отличительные черты описания. (Ответы детей.)
Учитель. Какой тип речи будет преобладающим при написании отзыва о книге? (Ответы детей: «Рассуждение».)
Учитель. Что вам может помочь при работе над отзывом? (Ответы детей: «План, советы и рекомендации учителя, учебника».)
Слайд №10
Учитель. Обращаю ваше внимание на план написания отзыва, данный в учебнике на стр. 58. Познакомьтесь с ним, пожалуйста.
(Дети зачитывают план.)
Учитель. Вам также поможет раздел ННН в универсальной тетради, где вы найдёте созданную нами в 6 классе таблицу контекстуальных и лексических синонимов. Я вам рекомендую ею воспользоваться. Для чего? (Ответы детей: «Для того чтобы избежать повторов», «Для того чтобы не сделать речевых ошибок».)
Слайд №11
Учитель. Я уверена, что вы справитесь со всеми трудностями, потому что в дружбе - сила. Желаю успеха!
Слайд №12
(Учитель координирует работу каждой группы.)
III. Рефлексивно-оценочный этап
Учитель. Подведём итоги первой части работы. Какие тексты у вас получились? Приглашаю одного представителя от команды прочитать свою часть отзыва.
(Каждая группа представляет свою работу. Учитель выслушивает выступления, фиксируя для себя замечания, подводит итоги проделанной работы и вместе с учениками вносит поправки. В ходе коллективного обсуждения создается единый текст.)
Учитель. Молодцы! За очень короткое время вам удалось создать такой яркий отзыв, что я поняла: никто из вас не остался равнодушным к этой повести Н.В. Гоголя. А теперь расскажите о своих впечатлениях, полученных на уроке.
Слайд № 13
(Ученики завершают предложенные на слайде высказывания.)
Учитель. Обобщим сказанное. Все участники сегодняшнего урока прекрасно трудились, проявляя умение сотрудничать, учились понимать чужую точку зрения и высказывать свою. Мы убедились в пользе книги, научились писать отзыв о ней… И стали друг другу ближе!
Учитель. Познакомьтесь с домашним заданием.
Слайд №14
(Комментарий домашнего задания.)
-
Приведите жизненные советы из книг. Например: «Чудеса надо делать своими руками», «Бороться и искать, найти и не сдаваться!», «Нет уз святее товарищества».
-
У авторитетных для вас людей возьмите интервью о роли книг в их жизни.
-
Опираясь на упр.71 учебника «Русская речь» и сегодняшний опыт написания отзыва в группе, создайте свой отзыв о произведении художественной литературы, с которым вы познакомились самостоятельно.
Слайд №15
Учитель. Желаю творческих успехов! Спасибо за урок!
Зудова Елена Валериевна 14