Урок-мастерская творчества Путь к Слову 6 класс

Представленная авторская разработка является уникальной и может быть использована для проведния внеклассного мероприятия по развитию речи на уроках русского языка и литературы.Рассчитана для учащихся, заранее подготовленных на факультативных или кружковых занятиях и имеющих представление о жанрах хокку, РЭП, буриме и других. Материал представляет собой большой интерес для творчески работающих учителей русского языка и литературы. Использованные стратегии урока способствуют  формированию функцион...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Первый городской общеобразовательный лицей


Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы как средство развития творческих способностей учащихся

Учителя: Е.В.Моргунова, С.А.Повод

Жанр урока: Мастерская творчества «Путь к Слову»

Тема: «И пальцы тянутся к перу…»

Цель: развитие и воспитание творческой индивидуальности учащихся во внеклассной работе по предмету.

Эпиграф:

Свободный человек! Недаром ты влюблен

В могущество природы: души твоей безбрежной

Она - зерцало…

Шарль Бодлер «Цветы зла»

Ход урока.

- Согласно определению, мастерство - высокое искусство в какой-нибудь области.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык

- Эти строки начинают стихотворение Ф.И Тютчева, в котором он с сожалением говорит о людях, не чувствующих природу,

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

- Задача нашей мастерской вступить в общение с природой, наполниться ее силами и суметь сотворить в ходе урока небольшие «лирические дерзости».

1.Поэтические этюды «Времена года». (На интерактивной доске изображения разных времен года).

-Назовите предмет, который вам больше всего нравится? (Представители групп выбирают картинки явлений природы, на которых появляются рифмы для «Буриме»).

-Перед вами зарифмованные слова из стихотворений известных поэтов. Сочините буриме на выбранные рифмы:

ЗИМА: Печальная береза

У моего окна.

И прихотью мороза

Разубрана она.

А.А.Фет

ВЕСНА: Уж тает снег. Бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

А.Н. Плещеев

ЛЕТО: Летний вечер тих и ясен;

Посмотри, как дремлют ивы;

Запад неба бледно-красен.

И реки блестят извивы.

А.А.Фет

ОСЕНЬ: Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льется,

Лужи у крыльца

А.Н.Плещеев

(Чтение детских работ, затем оригинала).

2.Кадроцикл «Палитра образов и чувств»

(На доске появляется изображение циферблата).

Цикл ( с греч. «период времени»)- законченный круг развития в течение какого-либо промежутка времени. Наш суточный цикл наполнен разнообразными действиями. Изобразите их в виде рисунков - кадров на интерактивной доске в соответствии с тем временем, когда вы это делаете:

« Что происходит с вами тогда, когда…?»:

1…чуть порошит пушок летучий, и солнце зимнее встает.

А.Т.Твардовский

2.В вышине сияет солнце,

Глядя ласково в оконце. И. П. Токмакова

3.Уже утомившийся день

Склонился в багряные воды… В.А.Жуковский

4…ночь близка, длинней с горы ложится тень

Ф.И.Тютчев

(Ученики рисуют по желанию родившиеся образы.)

-Вот какой кадроцикл у нас получился .

3.«В мире полутонов». Подражания в стиле ЮГЭН

Почти бесплотность предпочти
Всему, что слишком плоть и тело…
Всего милее полутон.
Не полный тон, но лишь полтона.

-Эта цитата французского поэта Поля Верлена в переводе Б.Пастернака объясняет особенности японской поэзии жанра хокку (хайку) и китайской живописи, в основу которых положена философия ЮГЭН. Содержание ее можно определить как нечто меняющееся, но неуловимое. Все лишь намечено, обозначено, полусказано, но не договорено. (На фоне репродукций китайских живописцев Ван Вэя, Хуан Цюаня, Ли Чжэню, Го Си, У. Биня под звуки птичьего перезвона появляются хокку Сайгё (XII-XIII в.в.), Басё (XVII в.), Бусона(XVIII в.), Иссы (XVIII-XIX в.в.; учитель читает их вслух):

1. Посадили деревья в саду.

Тихо, тихо, чтоб их ободрить,

Шепчет весенний дождь.

Исса

2. Слово скажу -
Леденеют губы,
Осенний вихрь!

Сайгё

3. Луна все таяла, таяла…
Совсем ей пришел конец.
Как ночью безлунной холодно.

Басё

(Демонстрируется фрагмент видеофильма «Музыка дождя», затем каждой группе предлагается творческое задание): - -Отклик вашего сердца - это выражение состояния вашей души, отозвавшейся на увиденные вами образы и услышанные звуки. Как оно отозвалось? Попробуйте ответить в жанре хокку. Хокку - трехстишное лирическое стихотворение, изображающее жизнь природы и человека в их слитном нерасторжимом единстве.

(Самостоятельная работа, чтение хокку детьми).

4.Бином фантазии «Совмести несовместимое»

-Есть разные способы придумывать веселые истории. Например, можно сидеть и чесать в затылке - мысли вычесывать. Или ходить по улицам с открытым ртом: может быть, что-нибудь интересное влетит. А вот итальянский писатель Джанни Родари изобрел свой способ и назвал его БИНОМ ФАНТАЗИИ, суть которого заключается в том, что в одной веселой истории совмещаются два несовместимых, на первый взгляд, понятия. Например, «трамвай» и «усы»: у трамвая были усы, которыми он подметал улицы во время движения; или он однажды зацепился ими за столб и так далее. Такие истории можно придумывать и самому, но с друзьями получается интереснее. Попробуем! Совместите в своих веселых историях понятия:

1 группа - КРАСКИ и СНЕГ

2 группа - ОБЛАКА и ВЕДРО.

(Представление детских историй). - ---Молодцы! Увлекательные получились истории.

5. «Лирические дерзости». «Рифмование» в стиле РЭП - А еще нам известно, что вы любите и умеете сочинять в стиле РЭП. Сердце РЭПА - слова и ритм, как средство самовыражения в современной подростковой культуре. Вот этим мы и предлагаем вам сейчас заняться. Сочините историю в стиле РЭП на тему «Наша жизнь в лицее».

(Работы учащихся читаются вслух.)

6.А сейчас примите музыкальный подарок в стиле РЭП на стихи лицеистки 7 «Б» класса Баевой Виолетты. (Исполняется подготовленный номер).

7. Домашнее задание.

Все ваши произведения запишите в рабочих тетрадях и принесите на урок русского языка, сделав орфографический и пунктуационный анализ. Они будут размещены на лицейском сайте и опубликованы в «Лицейских новостях».

8.Рефлексия. Изобразите на листах бумаги коллективную зарисовку любого сюжета природы, отражающего настроение каждого из вас. Выберите 1 выступающего. ( Презентация 2 мин.)


© 2010-2022