План открытого Урока Лирический роман С. С. Есенина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Лирический роман С.Есенина.

Цели:

Вдумчиво и внимательно прочитать лирический роман, написанный для нас великим поэтом; понять, что его волновало и беспокоило, радовало и тревожило, чем он жил и дышал; развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст, делать выводы; воспитывать нравственные устои.

Оборудование:

Портрет С.Есенина, интерактивная доска.

Метод и приемы: групповой метод работы поисково-исследовательский.

Эпиграфы на интерактивной доске.

Сам по себе С. Есенин - явление уникальное художник русского

выдающегося дарования, ярчайшая страстная натура.

Ю.Бондарев

Он весь стихия, озорная, непокорная, безудержная стихия, не только в

стихах, но и в каждом движении стиха. Гибкий, буйный как ветер.

Г.Бениславская

Каждое стихотворение С.Есенина - это как бы отдельная страница мятежной

судьбы. И лучшие страницы той судьбы - это проникновенные, лирические

исповеди.

А.Казаков

Ход урока.

  1. Звучит песня на стихи С.Есенина «Отговорила роща золотая»

  2. Сообщение темы и цели урока.

Объяснение метода работы (баллы - за каждое задание каждой группе подсчет баллов и подведение итогов в конце урока 5 - группе победителю)

  1. Объяснение темы урока, его названия.

А) Каждая книга начинается с названия. Давайте задумаемся: почему - лирический роман С.Есенина? Ваша точка зрения?

-2-

Б) Слово учителя: «Я сердцем никогда не лгу», - сказал о себе С.Есенин. И, действительно, произведения его на редкость пронзительно искренни. В них звенит, радуется, тоскует, мечется, ходит по мукам сама русская душа. Исповедальность, «обескураживающая откровенность» есенинской лирики, запечатлевшей его переживания, радости, боли позволили современным исследователям назвать творчество С.Есенина единым романом - лирическим романом, романом-исповедью.

Яблоневым цветом брызжется душа моя белая,

В синее пламя ветер глаза раздул

Ради бога, научите меня,

Научите меня, и я что угодно сделаю,

Что угодно сделаю, чтобы звенеть в человечьем саду.

Хорошо знавший Есенина лично, много говоривший с ним о поэзии, влюбленный в его стихи, крестьянский поэт Орешин писал в рецензии на первый том собрания сочинений С. Есенина: «В чем же сила есенинской лирики и всего его творчества? Почему при чтении стихов С. Есенина испытываешь такое чувство, словно ты в пустыне с жадностью пьешь ключевую воду и сжатые ладони твои трясутся, как бы не пролить, не расплескать, не проглядеть, не пропустить сквозь пальцы? Книга рассказывает - почему? В самом деле, найдите еще одного такого поэта, как Есенин, который с такой бы силой и яркостью показал нам в своем творчестве свой внешний и внутренний облик. Во всей истории русской поэзии такого другого поэта вы не укажете… Есенин это сделал. Есенин обнажил себя перед Миром, и поэтому ощущаем его в каждом образе, в каждом созданном слове». Вот оно - главное! Все, что говорит Есенин в стихах - это разговор о себе. Пожалуй, никто не вел такой рассказ столь откровенно, не оставляя закрытых тем. Кажется, вся его поэзия - долгий разговор о своей жизни, о мечтах и о любви, дружбе и об одиночестве, о близких людях и о потерях, то есть, лирический автобиографический роман в стихах.

  1. Первая страница книги.

Откроем первую страницу лирического романа С.Есенина. Почти во всех книгах там помещается вступительная статья с биографическими сведениями об авторе книги.

О жизни Есенина написаны тысячи книг и статей. И все-таки о жизни поэта, о его думах и переживаниях никто и никогда не расскажет так полно, глубоко и впечатляюще, как это сделал он сам. К себе Есенин был беспощаден: «…себя вынимал на испод.». Не случайно его заметки «О себе» (1924 г.) заканчиваются

-3-

словами: «Что касается остальных биографических сведений - они в моих стихах».

Дома я вас попросила почитать стихи Есенина и представить визитную карточку поэта как человека, как личности.

А) Проверка домашнего задания. Чтение визитных карточек, написанных учащимися (1-2 человека - от группы)

Б) Мини-композиция из воспоминаний о С.Есенине.

5. Содержание книги.

А теперь продумаем содержание лирического романа. Для этого осмыслим концепцию «есенинского лирического романа», выделим его основные главы. Духовные ценности С.Есенина - это и будут главы его лирического романа.

А) А что такое, вообще, духовные ценности? (Это то, что свято, ради чего можно умереть).

Б) Задание по группам: Выделить духовные ценности в лирике С.Есенина. (Представитель группы выходит и пишет на интерактивной доске выделенную им ценность, звучат строчки стихов, подтверждающие их мнение).

- Россия, Родина

- природа

- мир животных

- родной дом

- старый деревенский уклад жизни

- близкие и родные люди (мать, сестры, дед с бабушкой)

- любовь к женщине

- молодость

- свобода личности

- сама жизнь

В) Чтение учащимися наизусть стихов, иллюстрирующих ту или иную главу есенинского романа.

Задание: Определите, какую ценность представляет данное стихотворение? Какие ценности вами не были найдены и записаны?

«Эта улица мне знакома»

-4-

«Не жалею, не зову, не плачу»

«Не ругайтесь, такое дело»

«Шаганэ ты моя, Шаганэ»

Д) Какое слово объединяет все выделенные нами жизненные ценности лирики С.Есенина? (Любовь)

«От жгучей любви к жизни, к женщине, к братьям нашим меньшим, к березке и клену, к воздуху Бытия. Он любил все родимые дали, вселенское небо, облагороженное звездами, любил женщин, цветы, лошадей, целовался с деревьями, реками, собаками, недругами, вслушивался в безмолвие, ему отвечали на своем языке травы, земля, снега, камни» (Глеб Горбовский «Родник Российской земли»)

Звучит песня «Береза»

Линия лирического романа завершается признанием в любви, навсегда.

Слишком я любил на этом свете

Все, что душу облекает в плоть.

6. Сюжетные линии романа

Заострим подробнее внимание на нескольких сюжетных линиях лирического романа или нескольких главах. (Группами выполняется задание №1, где указывается название стихотворения, даются вопросы для его анализа).

А) Природа

1 гр. - «Там, где капустные грядки»

2 гр. - «Зеленая прическа»

3 гр. - «Пороша»

4 гр. - За темной прядью перелесиц»

5 гр. - «Черемуха»

Стихотворение «Сыплет черемуха снегом» читает учащийся.

Звучит песня «Клен ты мой опавший»

В процессе обсуждения и анализа выделяются основные черты природного мира С.Есенина, приемы его художественного воплощения:

- взаимопроникновение земной и небесных сфер;

-5-

- движение как основной признак природного бытия;

- чередование различных состояний природного мира;

- уподобление растительного мира животному;

- очеловечивание природы;

- цветопись, звукопись, наличие запахов.

Слово учителя: Есенин - мастер пейзажа. Да, но пейзажа лирического, в котором он выражает состояние своей души. Русская природа как бы разделяет с поэтом радость и горе, остерегает, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Выражение чувств через явления природы - одна из самых характерных особенностей есенинской лирики. Он очеловечивал природу. Для него природа-это вечная красота и вечная гармония мира. Нежно и заботливо, без какого-либо нажима природа врачует людские души, с ним нагрузки неминуемых земных нагрузок.

Я ещё никогда бережливо

Так не слушал родимую плоть.

Б) О животных

Задание №2

1 гр. - «Корова»

2 гр. - «Лисица»

3 гр. - «По лесу леший кричит на сову»

4 гр. - «Лебёдушка»

5 гр. - «Я пастух; мои палаты…»

Слово учителя: С.Есенин писал: «Каждый стих мой душу зверя лечит».

(ученица читает стихотворение «Песнь о собаке»)

Самыми сокровенными мыслями Есенин делился только с самыми близкими ему друзьями.

(ученик читает стихотворение «Собаке Качалова»)

О «братьях наших меньших» Есенин рассказывал с неизменной нежностью. Этот мир представлял собой особую, исполненную драматизма сферу бытия. Тяжёлый сон медведихи, материнское страдание коровы и собаки, боль лисицы- всё это передано с особой лирической экспрессией и безыскусственностью. Для Есенина животное - живая

-6-

душа, сотворенная по образу и подобию человека. Трогает и подчиняет его любовь ко всему земному, а особенно взволнованно пишет он о зверях и очень хорошо их чувствует. Недаром он как-то назвал свои стихи «песней звериных прав».

Любовь С. Есенина к живой природе - свидетельство глубины, особой чуткости есенинского дара. Единство человека и природы, ответственность «старшего брата» за всё живое на земле - важнейшая составляющая есенинской концепции мира.

«В поэзии Есенина поражает почти начисто утраченный современным человеком дар понимать душу природы, растений, животных, ощущать себя частицей всего живого».

7. Обложка.

А теперь давайте оформим обложку для есенинского романа.

Творческое задание. Каждая группа создает свою обложку и, показывая, объясняет свой рисунок.

8. Эпиграф.

А теперь давайте подберем эпиграф. Выбрать из высказываний, записанных на доске, одно, которое бы вы взяли эпиграфом к лирическому роману Есенина. Почему?

9. Заключительная статья.

Итак. Подведем итог нашему сегодняшнему уроку.

Слово учителя. Есенин пишет о себе, о том, что его больше всего волнует, о своих чувствах, надеждах, любви. Он болел стихами, иначе он не мог. В нем звенела, хрипела, визжала, в нем ликовала и грустила обеспокоенная душа. Но то, что волновало Есенина, беспокоит и нас. Его проникновенный лиризм захватывает наши сердца разгорающимся пламенем любви, боли, радости, тревоги. «Не нужно искать в поэте сахар с солью, ужас жизни, павлины в голове, нужно искать правду бытия, колдовское очарование неподслащенной красотой, за короткую жизнь так неповторимо выявленную им». Есенин - значительная фигура в истории нашего Отечества. Переболевший всеми болями своего времени, о многом задумавшийся и пытавшийся многое понять, он - одно из тех явлений, что вселяют надежду в подлинное наше исцеление и возрождение. Всем смутам и крушениям вопреки. С.Есенин - действующий поэт: он стоит на рубежах огромной художественной культуры великого народа. Его главное и последнее, ценою жизни выстраданное пожелание, звучит так:

(Звучит песня «Мне осталась одна забава»)

Дом.задание. Какие духовные ценности близки вам и каким бы стихотворением вы бы это подтвердили? (Стихотворение выучить наизусть)









































































© 2010-2022