Выступление на педсоветеТехнология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Весьма актуальной проблемой для современной методики преподавания русского языка стала проблема усиления коммуникативно - деятельностного подхода в преподавании русского языка. Данный подход к изучению русского языка способствует развитию всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их единстве и взаимосвязи. Одновременно это формирует грамматико-правописные и речевые умения и навыки, необходимые для практики речевого общения. Традиционная организация образовательного ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на педагогическом совете по теме: Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы

Голоборщева С.А.

Современная концепция модернизации образования предполагает кардинальное реформирование традиционной педагогической системы. Необходимость создания новой модели обучения вызвано тем, что выпускники образовательных учреждений редко находят применение приобретенным знаниям, ввиду недостаточно развитой их креативной составляющей.

Высокая интенсивность современного урока, чрезмерное нервно- эмоциональное напряжение, недостаточный учёт индивидуальных особенностей ведёт к снижению мотивации, пропадает активность, снижается успеваемость. Всё это негативно влияет на учебный процесс в целом.

Как сделать так, чтобы и школьнику, и его родителям, и учителям было интересно общаться друг с другом, чтобы дети видели, что взрослым интересны не только их отметки, но и то, как они смогли своим умом, талантами достичь успехов, чтобы родители, учителя и школьники, учились принимать равную ответственность и_за успехи, и за неудачи.

Ведь современному ученику важно не только получать знания, но в уметь применять их в новых ситуациях и при решении новых проблем им необходимо уметь сопоставлять, сравнивать различные точки зрения, важно развивать умение связывать знания и жизненный опыт с новой информацией, упражняться в активном применении идей, размышлять над смыслом, который вкладывали писатели, ученые в свои труды, чтобы лучше интерпретировать прочитанное.

Весьма актуальной проблемой для современной методики преподавания русского языка стала проблема усиления коммуникативно - деятельностного подхода в преподавании русского языка. Данный подход к изучению русского языка способствует развитию всех видов речевой деятельности (чтения, письма, слушания, говорения) в их единстве и взаимосвязи. Одновременно это формирует грамматико-правописные и речевые умения и навыки, необходимые для практики речевого общения.

Традиционная организация образовательного процесса, ориентированная на передачу готовых знаний, мало развивает способности школьников, не побуждает их к активному участию в формировании системы знаний, ценностных ориентаций, коммуникативной компетентности.

И только современные образовательные технологии, по мнению автора опыта, позволяют пересмотреть способы мотивации школьников к получению знаний, Такой технологией является технология развитие критического мышления.

Цель ТРКМ - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.

При использовании данной технологии урок является основной формой обучения. Основой урочной деятельности является тематическое планирование, которое позволяет вписать каждый конкретный урок в систему уроков по одной теме и в систему годичного школьного курса.

Технология развития критического мышления относится к типу рамочных. Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, которая представлена на схеме

Стадии (фазы)учебного занятия

Стадии

Задачи

Содержание

Первая стадия «Вызов»







1)Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом;

2)Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;

3)Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

Настраивает на получение новой информации: ученики активизируются, чему способствует индивидуальный ответ на вопрос, актуализируют предшествующие знания и, что особенно важно, формируют запрос на получение новой информации. Кроме того, обращение к личному опыту формирует личную заинтересованность в получении знаний.

Вторая стадия

«Осмысление»

(реализация смысла)

1) Помочь активно воспринимать изучаемый материал;

2)Помочь соотнести старые знания с новыми.

Заключается в создании ситуации преодоления: учитель (ученик) сознательно ставит себе или партнеру задачу, решение которой потребует определенных усилий. Ситуация требует осознанного участия в процессе познавательной деятельности, принятия ответственности за собственные действия, т. е. формирует реальную субъективную позицию в учении и обучении.

Третья стадия «Рефлексия»

1)Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал;

2)Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Возникает условие для гибкого конструирования информации, учебного материала, что развивает креативность восприятия, - именно поэтому данный этап называю сотворчество.

Основное его содержание -- осмысление результатов работы, их общая и индивидуальные оценки, со-участие учеников в определении домашнего задания.

Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты их сможешь применить.



Систему действий учителя и учащихся можно представить в виде таблицы

Этапы

Действия учителя

Действия учащихся

Этап «Вызов» (актуализация субъектного опыта)

1.Нарисуйте в тетрадях познавательный объект так, как вы себе представляете.

2. Посмотрите на свой рисунок и вспомните все, что вы знаете о познавательном объекте.

3.В тетради нарисуйте таблицу («маркировочную таблицу») с тремя одинаковыми колонками. Рисует на доске.

4. В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете о познавательном объекте.

5.Обменяйтесь своими мнениями в паре.

6.Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем о познавательном объекте?)

Записывает на доске все, что говорят учащиеся. Первая колонка таблицы маркируется словом «Знаю»

1.Каждый в тетради рисует познавательный объект так, как себе представляет.

2.Вспоминают все, что связано с рассматриваемым познавательным объектом.

3.Рисуют маркировочную таблицу.

4. Записывают все, что вспомнили о познавательном объекте.

5. Обмениваются друг с другом своими знаниями.

6.Каждый по очереди информирует класс о том, что знает о рассматриваемом объекте.

Левая колонка таблицы маркируется словом «Знаю». Дополняют записи в левой колонке таблицы.

Этап «Осмысление»

1.Предлагает учащимся классифицировать записанные на доске знания по каким -либо основаниям.

2.На доске оформляется структурно-логическая схема ( в соответствии с проведенной классификацией)

1.Предлагают основания для классификации полученных об объекте сведений.

2.Записывают структурно-логическую схему, обсуждая вопрос о распределении по предложенным основаниям полученных на предыдущем этапе сведений.

Этап «Чтение с пометками

1.Предлагает каждому ученику текст.

2.дает задание учащимся: читаем и делаем в тексте пометки (не более 10 мин.).

Пометки:

«V»-знаю;

«-«-противоречит моим первоначальным представлениям;

«?»- хочу узнать;

«+»- это для меня новое.

3. Предлагает учащимся продолжить работу с маркировочной таблицей индивидуально.

Маркируются две оставшиеся колонки таблицы: «Хочу узнать» и «Узнал новое».

4.Предлагает учащимся обсудить данные, записанные в третьей колонке в ходе самостоятельной работы.

Заполняет вместе с учащимися третью колонку таблицы «Узнал новое»

5.Предлагает учащимся обсудить данные, записанные ими самостоятельно во вторую колонку таблицы «Хочу узнать».

Заполняет в ходе обсуждения вторую колонку таблицы на доске.

6.Задает по ходу обсуждения вопросы учащимся: «Как вы думаете. Из каких источников мы можем это узнать?», «У кого есть энциклопедии?» и др.

7.Дает установку на домашнее задание: «К следующему уроку необходимо ответить на возникшие вопросы по поводу новой информации. Если возникнуть затруднения. Попробуем разобраться вместе».

1.Получает распечатку текста.

2.Читают текст и на полях делают предложенные учителем пометки


3.Самостоятельно в тетрадях заполняют маркировочную таблицу

в соответствии со сделанными в тексте пометками.

4.Участвуют в обсуждении

5.Участвуют в обсуждении.

6.Отвечают на вопросы учителя

7.Выбирают тему для сообщения в соответствии с возникшими вопросами.

Записывают домашнее задание.

Этап «Рефлексия»

1. Предлагает учащимся разные способы инициирования рефлексии учащихся.

1.Проводят рефлексию.

Этап «Домашнее задание»

1.Предлагает домашнее задание:

*напишите сказку (эссе и т.п.) (по выбору);

*составьте структурно-логическую схему с учетом новых знаний (по выбору учащихся)

1.Выбирают домашнее задание

Содержание первого этапа деятельности - это, как правило, психотренинговые упражнения, которые обязательно должны быть связаны с темой урока. Они нужны, чтобы создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу. Эмоциональная атмосфера становится той основой, благодаря которой естественно возникает возможность перейти к необходимым усилию на последующих этапах урока.

Стадия вызова состоит из двух элементов:

Мозгового штурма (своеобразная умственная разминка, совместный поиск решения).

Создания кластера (графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями).

Мозговой штурма - своеобразная умственная разминка, совместный поиск решения, который непременно должен привести к истине.

До начала «атаки» необходимо распределить «роли». Первая роль - ведущий. В его задачи входит следующее.

  • Организовать процесс формулировки-уточнения вопроса.

  • Положительно и энергично реагировать на все (абсолютно все) идеи.

  • Побуждать (словами и жестами)участников к созданию идей.

  • Озвучивать громче идеи, высказанные тихим голосом.

  • Уточнять неясно высказанные идеи.

  • Следить за тем, чтобы секретари успевали записывать все идеи.

Следующая роль - это секретарь (или дежурный, записывающий). В его задачи входит следующее.

  • Записывать все идеи, которые выскажут участники. Если секретарь не успевает это делать, он должен дать знать об этом ведущему и тот слегка притормозит процесс.

  • Следить за временем. За минуту до окончания работы напомнить об этом ведущему.

И наконец - участники мозговой атаки. Их задача - генерировать, создавать идеи.

После того как роли распределены, ведущий объясняет участникам правила и условия проведения мозговой атаки.

  • Запрещается любая критика идей:

  • Поощряется развитие-уточнение чужих идей.

•На уроке время мозговой атаки может варьироваться от трех до пятнадцати минут.

•Все говорят по очереди. Запрещается перебивать говорящего
или разговаривать на посторонние темы.

Далее ведущий организует процесс формулирования проблемы.

Если цель мозговой атаки - сбор максимального количества ответов на поставленный вопрос, то формулировка может быть любой. Если же предполагается, что в результате штурма группе (или паре) нужно будет решить некую проблему, то рекомендуется формулировку начинать со слов «Как я могу...?», «Как мы можем...?». В формулировке должны отсутствовать признаки отрицания - частицы «не». Например, вопрос: «Что учитель должен делать на уроке, чтобы ученик не чувствовал себя подавленным?» необходимо переформулировать: «Как учитель может избежать появления на уроке неприятных ощущений у своих учеников?»

После того как будут распределены роли, участники будут ознакомлены с правилами и условиями проведения мозговой атаки, начинается собственно процесс выработки идей. (Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-ое. -СПб:»Альянс «Дельта» совм. С издательством «Речь», 2003)

Существует несколько модификаций осуществления процесса выработки идей. Среди них наиболее часто встречаются следующие:

«Свободное плавание». Это классический вариант - участники в любой момент обсуждения высказывают любую пришедшую на ум мысль.

Фрагмент урока русского языка в 10 классе «Публицистический стиль. Рассуждение проблемного характера.

Стадия «Вызов» (пробуждение интереса к предмету)

Выработки идей. «Свободное плавание».

Учитель: Что вы знаете по теме нашего урока?

Ответы учеников:

  • Публицистический стиль- это книжный стиль, стиль газет, журналов, радио и телевидения.

  • В публицистическом стиле передается общественно значимая информация, которая должна быть актуальной, современной.

  • Мысли должны излагаться логично, лексика быть общедоступной.

  • В публицистическом стиле автор воздействует на мысли и чувства читателя путем убеждения.

  • Чаще других в публицистическом стиле используется тип речи - рассуждение.

  • Жанры - статья, очерк, репортаж, доклад.

«Мысли по кругу». Участники высказывают мысли по очереди. Если кто-то не готов предложить идею, он пропускает ход. Вот вариант такого приёма

Фрагмент урока русского языка в 7 классе «Деепричастный оборот и его роль в предложении»

Стадия «Вызов» (пробуждение интереса к предмету)

Приемы «Мозговой атаки»

«Мысли по кругу»

Разминка «Веришь ли ты?

Ведущий. Верите ли вы, что деепричастия своим «внешним видом» похожи на прилагательные?

Ученик: Нет, потому что они совмещают признаки глагола и наречия.

- Верите ли вы, что деепричастия не связаны с глаголом? (нет, они образованы от глагола и обозначают дополнительное значение к основному глаголу)
- Верите ли вы, что деепричастия не могут быть настоящего и прошедшего времени? (нет, у деепричастий нет времени)

-Верите ли вы, что деепричастие имеет признаки глагола? (Да, вид, возвратность)?

-Верите ли вы, что деепричастия изменяются по родам, числам и падежам? (нет, это неизменяемая форма глагола)?

  • Верите ли вы, что деепричастный оборот на письме не выделяется запятыми? (нет, деепричастный оборот на письме выделяется запятыми)

Здесь происходит «уплотнение» имеющихся знаний, создается основа для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала. Такой подход требует уже не только эмоциональной, но и интеллектуальной отдачи.

Такой прием и многие другие. Способствуют развитию у участников умение слушать другого человека

«Атака вслепую». Замечено, что с закрытыми глазами люди гораздо чаще высказывают необычные идеи. Поэтому если требуются оригинальные решения, то можно попросить учеников закрыть глаза. Когда же, например, мозговая атака направлена на сбор информации по теме, рекомендуется работать с открытыми глазами.

«Наглядный штурм». Особенность этой вариации состоит в том, что секретарь записывает идеи в виде кластеров на большом листе бумаги или на доске. Такая наглядная форма позволяет участникам постоянно держать в ноле зрения все высказанные идеи. Кластер является одной их составляющих данной технологии. Это - графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями.

По окончании процесса выработки идей наступает время оценки вариантов.

На этой стадии секретарь зачитывает каждую идею, а участники, теперь уже получившие право на критику, обсуждают ее ценность(если задачей штурма было нахождение решения какой-то проблемы). Оценивать идеи можно по-разному.

Эти приемы возможны на любом уроке или учебном занятии: когда ведется работа с информационным текстом, художественным текстом (развитие речи, подготовка к написанию изложения), при взаимообучение, на уроке-исследовании, где происходит формирование коммуникативной компетентности, уроке -письме (обучение составлению письменных текстов - сочинения, изложения, реферата, доклада).

Фрагмент урока русского языка в 10 классе «Публицистический стиль. Рассуждение проблемного характера

Стадия «Вызов» (пробуждение интереса к предмету)

Прием «Наглядный штурм».

Учитель «Рассуждение проблемного характера?» Что вы знаете по этому вопросу?

Учащиеся в группах составляют кластер (графическое отображение темы) «Гроздья» на тему «Рассуждение» (на столах у учащихся заготовленные листы «овалы», куда учащиеся фломастерами вносят свои записи, изображение должно быть ярким, аккуратным). Для афиширования эти листочки вывешиваются на доску.

Ученица от группы кластер озвучивает у доски (лингвистический рассказ «Что такое рассуждение?»)

Ученица: Рассуждение - это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой либо мысли.

Рассуждение очень важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные мысли. Это же умение необходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны.

В тексте - рассуждении обычно выделяют три части: 1) тезис (высказывается какая-то мысль); 2) доказательство (или опровержение) этой мысли, т.е. аргументы: а)….., б)….., в)….. и т.д., сопровождаемые примерами; 3) вывод или заключение.

Тезис должен быть доказуемым и четко сформулированным.

Аргументы должны быть убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства тезиса. И чем они будут убедительнее, чем яснее сформулированы, тем неотразимее все рассуждение и бесспорнее вывод.

Теперь остановимся на наиболее эффективных приемах второй стадии.

Обучая детей работать с информацией обдуманно, системно, мы не только обеспечиваем их навыками, необходимыми во внешней жизни, но и предупреждаем нервное перенапряжение. Прием «Сводная таблица» помогает учащимся систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями, событиями или фактами. Выглядит эта таблица предельно просто. Средняя колонка называется «Линии сравнения». В ней перечислены категории, по которым предполагается сравнение. В колонки, расположенные по обе стороны от «Линий сравнения», заносится информация, которую предстоит сравнивать. Вот как эффективно можно применить этот прием при изучении темы «Деепричастие» в 7 классе

Причастие

Линии сравнения

Деепричастие

1.Причастия относятся к именам существительным и к другим частям речи, выступающим в роли существительного обозначают признак предмета по действию

Что обозначают?

1.Деепричастия относятся только к глаголу-сказуемому обозначают добавочное действие.

2.В предложении причастия

определениями или составной частью именного сказуемого. Отвечают на вопросы какой? какая?

Каким членом предложения являются?

2. Деепричастия в предложении

бывают только различными обстоятельствами.

Отвечают на вопросы когда? как? каким образом? с какой целью? почему?

3. Относясь к именам существительным причастия, согласуются с существительным в роде, числе и падеже

Грамматические признаки

3. Деепричастие - неизменяемая форма.

4. Имеют суффиксы: -ущ-(-ющ-),

-ащ-(-ящ-), -вш-, -ш-, -т-, -нн-, -енн-

.

Как образуются?

4. Имеют суффиксы: -а-(-я-), -в-, -вши-, -ши-

На основе такой таблицы составляется лингвистический рассказ «Чем различаются деепричастия и наречия?» или «Деепричастия и наречия родственники или нет?»

Данные приемы позволяют учащимся активно воспринимать изучаемый материал, помогают соотнести уже известные знания с новыми, полученными на уроке.

Фрагмент урока русского языка в 7 классе «Деепричастный оборот и его роль в предложении»

Стадия осмысления или реализация смысла.

Изучение темы «Деепричастие» использованием сюжетной таблицы

Деепричастие

Линии сравнения

Наречия

1. Одиночное деепричастие обозначает действие, сопутствующее основному действию, которое выражается глаголом - сказуемым

Что обозначают?

1. Наречие обозначает признак действия, другого признака легко заменяется другим наречием.

Что делая? Что сделав? Как? Каким образом? Почему? Когда?

На какие вопросы отвечают?

Как? Каким образом? Почему? Когда? Откуда?

2.Обстоятельством

Каким членом предложения являются?

2. Обстоятельством

3. Признаки глагола:

бывают совершенного и несовершенного вида;

сохраняют признак переходности;

может быть возвратным и невозвратным

Грамматические признаки

3. Не изменяется

  1. От основы глагола настоящего времени + суфф. -â, -я

  2. От основы инфинитива + суфф. -в, -вши, -ши

Как образуются?


Учить мыслить можно по-разному. На рисунке ниже представлена еще одна форма таблицы - сюжетная таблица, которая позволит детям целенаправленно работать с текстом.

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?



Эту таблицу можно использовать при работе с художественными, публицистическими текстами. Речь идет о любых отрывках, где содержится описание какого-то события, явления. Читая, ученик делает пометки: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Почему?», создавая «скелет» текста. Опираясь на него, впоследствии он сможет воссоздать если не все содержание, то сюжет - точно. Вот, например, фрагмент урока по подготовке к написанию сочинения - рассуждения в 10 классе с использованием сюжетной таблицы.

Задание: попробуйте заполнить таблицу «Кто-Что-Когда-Где-Почему», читая текст Д.С.Лихачева « Любовь, уважение, знание»


Фрагмент урока русского языка в 10 классе «Публицистический стиль. Рассуждение проблемного характера.

Стадия осмысления или реализация смысла

Подготовке к написанию сочинения - рассуждения в с использованием сюжетной таблицы.

1. Чтение текст упр.

Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные порой, а порой и горестные картины.

Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком - реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск, не может ни дня прожить без Бородинского поля! Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками.

И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств - признательности герою, защитнику свободы России, признательности русских брату-грузину. А как расценить тех, кто примерно тогда же намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя - Тучкова: «Довольно хранить остатки райского прошлого!»

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своем архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Замечательно, первое большое здание города несло печать выдающегося таланта. Дворец был в очень плохом состоянии стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали все, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов, - и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И - горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны, материальные приметы прошлого всегда связаны с определенной эпохой, с конкретными мастерам.

«Запас» памятников культуры, «запас» культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. На земле остается все меньше места для памятников культуры и не потому, что меньше становится земли. Все дело том, что к патриотизму слишком долго призывали, а его надо воспитывать с самого раннего возраста.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И - еще с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое - пусть и непонятное тебе - родное слово.

Вот эти важнейшие человеческое качества и поможет тебе открыть в своей душе история: любовь, уважение, знание.

(Д. Лихачев.)

2. Заполнить таблицу «Кто-Что-Когда-Где-Почему»

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

Я и реставратор Николаем Ивановичем Ивановым.

произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона.

в 1932 году

перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле

доставшееся нам наследство надо оберегать.

Я

Путевой дворец Растрелли.


Снесли!

Во время Великой Отечественной войны


в конце шестидесятых годов

в Ленинграде



И ничего нет на этом месте.

пусто в душе, когда это место проезжаешь. И - горько..

Дворец был в очень плохом состоянии стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали все, чтобы сохранить его.

потому что утрата любого памятника культуры невосстановима

Мы

Все дело том, что к патриотизму слишком долго призывали, а его надо воспитывать

с самого раннего возраста.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе

Вот эти важнейшие человеческие качества и помогут тебе открыть в своей душе история: любовь, уважение, знание.

Работая с сюжетной таблицей, важно помнить следующее: перед тем, как предлагать этот прием детям, необходимо удостовериться, что текст содержит сюжетную линию. Вначале работа ведется, когда перед глазами текст, а по окончании чтения текста учителем, по памяти, когда читают самостоятельно, а потом текст закрывают.

Фрагмент урока в 7 классе подготовка к обучающему изложению по тексту «Длинноухий попутчик»)

Цель работы - написать подробное изложение, включив описание ястреба или зайца; обратить внимание школьников на языковые средства, с помощью которых передается стремительность движения.

ДЛИННОУХИЙ ПОПУТЧИК

Это было в сентябре. По воздуху лениво плыли узловатые нити паутины. Я шел по дороге, которая вилась среди густой озими. Над озимью кружились ястребы.

Одни из ястребов вдруг ринулся на груду сорняка. Оттуда молнией вылетел русак. Как шар, покатился он по озими. Ястреб погнался за зверьком. Казалось, что зайцу несдобровать. Но, когда ястреб очутился над ним, русак быстро перевернулся на спину и хлестнул хищника задними лапами. Ястреб взмыл ввысь.

Я наблюдал за поединком. Вдруг заяц неожиданно покатился на меня и присел: Я двинулся по дороге, за мной последовал заяц. Я остановился, остановился и заяц. Так и шли мы с длинноухим попутчиком, а ястреб нас сопровождал.

Когда до леса оставалось шагов двадцать, заяц пустился наутек. Верный обед ускользнул у ястреба из-под носа. (121 сл.)

(По Н. Никольскому)

Кто? Что?

Что сделал?

Когда?

Где?

Как?

Ястреб, хищника

Ринулся, погнался. очутился, сопровождал.

В сентябре

Груда сорняков,

над ним.

По дороге

Заяц, русак, зверёк,

длинноухий попутчик,

Выкатился, покатился,

перевернулся

спину и хлестнул,

покатился,

остановился, пустился наутек

Молнией


неожиданно

Я

Шел, наблюдал.

двинулся остановился,,

Такая таблица делает полезное дело для развития мышления учеников.

В ходе такой работы ученик овладевает сюжетным мышлением. Те, у кого этот мыслительный навык достаточно развит, не пропустят что-либо важное. А как быть с теми, кто не умеет различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ («тонкие» вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не представляется возможным («толстые» вопросы). (Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-ое. -СПб:»Альянс «Дельта» совм. С издательством «Речь», 2003).

Для этого очень эффективен другой способ развития мышления: использование таблицы «Толстых и тонких вопросов».

Тонкие ?

Толстые ?

• Кто...

• Что...

• Когда...

• Может...

• Будет...

• Могли...

• Как звали...

• Было ли...

• Согласны ли вы...

• Верно...

• Дайте объяснение, почему...

• Почему вы думаете...

• Почему вы считаете...

• В чем разница...

• Предположите, что будет, если...

• Что, если...

Давайте на примере рассмотрим, как можно использовать эту таблицу для развития мышления на одном из уроков русского языка в 7 классе. В этом возрасте важно научить детей навыку различения толстых и тонких вопросов. Для подготовки к написанию обучающего изложения в 7 классе использовался текст-миниатюра писателя Юрия Куранова « Какие бывают дожди».)

Тонкие ?

Толстые ?

• Что является предметом описания?

• Когда может идти дождь?

• Может ли быть дождь неожиданным?

• Согласны ли вы, что слепой дождь самый необыкновенный?

• Верно ли, что автор любит дожди?

• Дайте объяснение, почему дожди бывают разные?

• В чем разница между дождями утренними и вечерними?.

• Предположите, что будет, если всегда будет идти слепой дождь?

• Что, если дождя не будет совсем?.

Таблицы «тонких» и «толстых» вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.

Предлагаю Вам рекомендации для учителя по использованию приемов технологии развития критического мышления на разных стадиях урока.


Методические рекомендации учителю по использованию приемов ТРКМ на уроках русского языка

Стадии урока

Приемы

Рекомендации

Стадия вызова

Мозговой штурм

До начала «атаки» необходимо распределить «роли». Первая роль - ведущий. В его задачи входит следующее.

  • Организовать процесс формулировки-уточнения вопроса.

  • Положительно и энергично реагировать на все (абсолютно все) идеи.

  • Побуждать (словами и жестами)участников к созданию идей.

  • Озвучивать громче идеи, высказанные тихим голосом.

  • Уточнять неясно высказанные идеи.

  • Следить за тем, чтобы секретари успевали записывать все идеи.

Следующая роль - это секретарь (или дежурный, записывающий). В его задачи входит следующее.

  • Записывать все идеи, которые выскажут участники. Если секретарь не успевает это делать, он должен дать знать об этом ведущему и тот слегка притормозит процесс.

  • Следить за временем. За минуту до окончания работы напомнить об этом ведущему.

И наконец - участники мозговой атаки. Их задача - генерировать, создавать идеи.

После того как роли распределены, ведущий объясняет участникам правила и условия проведения мозговой атаки.

  • Запрещается любая критика идей:

  • Поощряется развитие-уточнение чужих идей.

•На уроке время мозговой атаки может варьироваться от трех до пятнадцати минут.

•Все говорят по очереди. Запрещается перебивать говорящего
или разговаривать на посторонние темы.

Далее ведущий организует процесс формулирования проблемы.

Кластер

  1. Перед тем, как предлагать учащимся прием кластера, необходимо оценить текст или тему для тог, чтобы понять обоснованность деления не только на большие смысловые единицы, но и на малые.

  2. Когда начитаете работать с кластером, помогите вначале детям выделять смысловые единицы.

  3. Полученные схемы(кластеры) необходимо обязательно озвучивать. Это хорошо проводить нечто вроде презентации своих рисунков.

  4. Учите детей обосновывать установленные ими связи. Ни в коем случае не критикуйте их объяснения, если они покажутся надуманными.

  5. Желательно использовать цветные карандаши или фломастеры, чтобы учащиеся могли оценить значимость каждого элемента кластера.

  6. Разрешайте детям фантазировать . пусть кластеры принимают разнообразные формы и будут яркими.

Стадия осмысления

Сводная таблица»

  1. Линии сравнения непременно должны быть выделены самими учащимися.

  2. Линий сравнения должно быть не менее трех, но начитать нужно с одной.

  3. Заполняйте вместе с ребятами свою таблицу по линиям сравнения.

  4. Задавайте вопросы тем, кто составлял таблицу. Эти вопросы должны быть интересными.

Сюжетная таблица

  1. Текст, предлагаемый детям, обязательно должен содержать сюжет. Лучше всего использовать тесты художественного стиля.

  2. Полученные варианты таблицы нужно сверять с оригиналом ( источником).

  3. Учите составлять такие таблицы до тех пор, пока ученики не научатся составлять их устно.

Толстые и тонкие вопросы

  1. Этот прием использовать как соревнование или игру.

  2. Учить учащихся записывать толстые и тонкие вопросы в таблицу и использовать при подготовке к сочинениям, изложениям, проверочным работам, экзаменам.

  3. Можно делить учеников на «специалистов» по толстым и тонким вопросам.

Стадия рефлексии

Мысли по аналогии

1. Для оценки степени понимания учениками изучаемого материала можно задавать детям следующие «вопросы по аналогии»: «На что это похоже?», «С чем (кем) это можно сравнить?», «Встречали вы нечто подобное раньше?» «Где мы уже с этим сталкивались?» и т.п.

Размышление от обратного

Для тренировки у ребят способности размышлений «от обратного» можно предложить такие задания;

  1. Что было бы, если бы….

  2. Нарисуй таблицу из двух граф. В первой графе напишите все аргументы в пользу утверждения (отрицания)…

Эссе

1. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя - это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме;

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Синквейн

Это пятистишие, по содержанию отвечающее изучаемой проблеме. По форме синквейн представляет собой последовательную лесенку» из пяти строк: в каждой строке происходит добавление / убавление слова (от 1 до 5 или наоборот). Обычно каждая строка описывается конкретной частью речи: 5 существительных; 4 прилагательных; З глагола, фраза - кульминация; эмоциональное отношение. Но поскольку синквейн разновидность творческого задания, постольку не стоит излишне канонизировать его форму..

К приемам рефлексии относятся прежде всего те, которые были использованы на предыдущих этапах и предполагают завершение работы. Существуют и специфические педагогические приемы:
Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии -эссе. Это пятиминутное письменное задание, которое помогает учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме и дает учителю представление о восприятии темы школьниками. В эссе главную роль играет не сам факт, а впечатления и ассоциации, которые вызывает у автора размышления и раздумья о прочитанном, услышанном, увиденном. В эссе отражается оригинальность взгляда автора на предмет, интересные мысли. Написанию таких эссе обычно предшествует предварительная работа с речетворческими картами.

Фрагмент урока русского языка в 7 классе «Деепричастный оборот и его роль в предложении»

Стадия «Рефлексия».

Учитель А.И. Куприн говорил: «Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен...» Пусть наши руки не так еще умелы (мы только учимся) и уста не так опытны, но мы постараемся создать свои маленькие произведения. Предлагается представить зимний лес. К сверкающим краскам присмотреться, к тишине прислушаться. Ощутить крепкий морозец, легкое прикосновение ветерка к щекам. Напишите пейзажную зарисовку-эссе, используя деепричастия. Кому трудно выполнить эту работу напишите синквейн на тему «Зима».

«Что я увидел в зимнем лесу...»
«В молчаливом зимнем лесу...»
«Что я чувствую в зимнем лесу...»
Работы учащихся

Что я увидел в зимнем лесу
Я в зимнем лесу. Белым-бело. Вот вьется узкая тропинка, петля между деревьями, сверкающими пушистым нарядом. Что там виднеется? Это пенек, нахлобучив огромную шапку-ушанку, тихо дремлет. Вот белочка спешит в свой теплый домик. Чьи это следы? А это зайчишка-плутишка путал следы между елями. Смотришь и удивляешься: кипит жизнь в зимнем лесу.

В молчаливом зимнем лесу
Это только кажется, что зимний лес молчаливый. Прислушайтесь - и вы услышите, как шепчутся и кусты, и могучие ели. Они, находясь в состоянии сна, мечтают о весне. Вот летят, сверкая на солнце, снежинки - смешинки, приветствуя друг друга на лету. Раздается хруст. Это красавец - олень. пробираясь сквозь заросли, чутко прислушивается к тишине леса. Вспорхнула птица. И опять мертвая тишина.

Что я чувствую в зимнем лесу

Я люблю бывать в зимнем лесу. Морозит. Колючий ветерок, поднимая легкую поземку, бросает мне в лицо снег. Чувствую, как розовеют мои щеки. Но мне радостно. Весело шагая по опушке леса, слушаю. Как под ногами хрустит снег. Зябко поеживаясь, чувствую свежесть морозного воздуха. Прохладно, а на душе тепло и спокойно.

Свободная композиция, свободный выбор средств художественной выразительности, раздумья автора - все эти качества способствуют умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

В передаче внутренних переживаний человеку всегда помогали стихи. Мысли стихотворении звучат красиво, они предстают в виде образов. Поэтому чрезвычайно эффективной формой рефлексии, на мой взгляд, является синквейн - пятистишие, по содержанию отвечающее изучаемой проблеме. По форме синквейн представляет собой последовательную лесенку» из пяти строк: в каждой строке происходит добавление / убавление слова (от 1 до 5 или наоборот). Обычно каждая строка описывается конкретной частью речи: 5 существительных; 4 прилагательных; З глагола, фраза - кульминация; эмоциональное отношение.

Примеры синквейна:

«Ученик»

«Урок»

«Дмитрий Сергеевич Лихачев»

Ученик.

Знающий, любознательный.

Урок.

Познавательный, интересный.

Лихачев.

Известный, знаменитый.

Читал, писал, исследовал.

Учит, воспитывает, раскрывает

Призывает, воспитывает, беспокоится

Узнал очень много нового.

Важную для нас тему.

О нашем сегодняшнем поколении.

Доволен!

Спасибо за урок!

Патриот!

Зима.

Снежная, искрящаяся

Приходит, принося морозец

Зимушка-зима - прекрасная пора.

Радость.

Зима.

Сверкающая, вьюжная.

Крутит, завывает, сковывает.

Все кругом укутывая одеялом

Чудесно!

Итак, использование различных видов художественной поэзии на стадии рефлексии (синквейн, а также хайку, диаманта, стихотворение-рисунок) может быть достаточно эффективным для развития мышления. Поэзия помогает становлению навыка выражения своих чувств через письмо. Написание стихотворений делает изучение или повторение нового материала гораздо более творческим. Кроме того, стихотворение позволяет лучше представить сложные термины и категории, выделить их главные признаки.

Могут быть использованы и другие приемы, не менее интересные и эффективные. Например, «Упражнение от обратного»:

Что было бы, если бы в русском языке не было глагола?

Что было бы, если бы ты сегодня не присутствовал на уроке?

«Мысли по аналогии» «Перечислите, пожалуйста, все известные вам профессии, связанные со словом «вода»

Водопроводчик….

Водозаборщик…

Водовоз….

Непременным условием рефлексии - афиширование. Все мысли должны быть озвучены учащимися. Каждый из них должен получить возможность выразить свое отношение к теме урока, его содержанию. Наиболее распространенным является прием устной публикации (представления), желающие читают свои миниатюры в «авторском кресле», всем предлагается найти в услышанном тексте что-то, что им понравилось, заинтересовало. Все остальные «опубликуют» свои работы в рукописном журнале.

Главное на этапе рефлексии - поддержка активности, интереса, усилий, возникающих на предыдущих этапах урока, и сведение этих усилий и информационных находок в совокупное знание по изучаемому предмету. Деятельность учителя должна складываться из организационных и координирующих (но не управляющих) функций. И только в конце данного этапа, при подведении итогов, руководящая роль возвращается к педагогу

Важный аспект рефлексивного этапа определение домашнего задания. Целесообразно варьировать задание на дом по уровням.

Первый обязательный, - то, что должны знать все члены учебной

группы.

Второй уровень - выполняют те, кто считает, что хорошо знает предмет.

Третий уровень, творческий, предполагает свободное владение

материалом, но и умение выйти за его рамки.

Например, при изучении сложноподчиненных предложений задание первого уровня сводится к усвоению основ признаков каждого вида придаточных. Умению их определить и кратко характеризовать. Задание второго уровня требует умения дать развернутую характеристику предложений каждого вида, составить их по заданным схемам, осложняя каждую из частей однородными членами, причастными и деепричастными оборотами. В задание третьего уровня, помимо названного может быть включено составление кроссворда по изучаемой теме, состоящего только из предложений данного типа; составление для всего класса задания, содержащего заведомые ошибки по теме.

И, наконец, несколько слов об оценках. От педагога в момент оценки результатов требуется эмоциональная уравновешенность, необходимая для объективности оценки, доброжелательность - в момент оглашения оценок любого уровня, умение учитывать возможности и реальные достижения каждого учащегося. Главное, чтобы оценка на таких уроках стала стимулом для дальнейшего приложения сил.

Применение технологии Развития критического мышления даёт обучающимся чёткий алгоритм работы с любым текстом, повышает социальную ответственность, способствует развитию мышления и творчества. Создает условия для мотивации, формирования чувства времени, активности познающего. Дает право на риск, на ошибку. Разрешает размышления. Воспитывает уважение к окружающим. Подчёркивает ценность опыта каждого. По- новому учит работать с информацией, формируя коммуникативную компетенцию компетентность учащихся.

Итак, технология развития критического мышления формирует субъектную позицию педагога и учащегося в учебном процессе. Не забудем: субъектность ученика не является некоторой данностью, она формируется в процессе обучения в контакте с понимающим и заинтересованным учителем. Динамика превращения ученика в субъект обучения зависит от многих условий: личности ученика и учителя, объема и содержания учебной информации, учета последовательности напряжения и расслабления учащихся во время урока и т. д. Но в любом случае одним из необходимых условий организации педагогических взаимодействий учителя и ученика является наличие между ними постоянной обратной связи. Именно она регулирует поведение участников образовательного процесса, корректирует ход урока, создает предпосылки для развития встречных усилий, взаимопонимания и взаимодействия. Однако все это требует разработки новых обучающих технологий в педагогическом взаимодействии, отчего урок с использованием ТРКМ намного эффективнее традиционного.

Наблюдения за активной работой учащихся на уроке, за их умственным развитием и уровнем обученности, который становится выше и качественнее, появление удовлетворенности у учителя и учеников от своей работы свидетельствуют о том, что используемая технология развития критического мышления в ряду других известных технологий может быть использована для формирования не только коммуникативных компетенций на уроках русского языка, но других современные ключевые компетенции.

На уроках с использованием приемов и методов ТРКМ процесс обучения, воспитания, развития неотделимы друг от друга, так как в основе используемой технологии лежит идея социального взаимодействия, через которое происходит социализация мышления, становления личности.

Ориентиром учителю служат критерии оценки эффективности урока и критерии оценки его собственной творческой, инновационной деятельности, которые не входят ни в какое противоречие с системным классическим анализом урока, а, наоборот, дополняют его характеристиками умственной деятельности ученика, ее стимулированием и мотивацией. Системный анализ предполагает движение анализа от учителя к ученику и позволяют оценивать процесс от ученика к учителю.


































© 2010-2022