Конспект урока литературы по сказке Андерсена Дикие лебеди

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА : Ханс Кристиан Андерсен . Сказка «Дикие лебеди»

ЦЕЛЬ : 1. показать учащимся фольклорную основу сказки Андерсена ;

продолжить анализ сказки на основе непосредственной работы с

текстом ;

2. развивать память , мышление и речь учащихся ; совершенствовать

навыки анализа литературного произведения ;

формировать умение работать с интерактивной доской ;

3. воспитывать нравственное чувство , формировать читательскую

культуру .

ТИП урока : комбинированный

ТСО : флипчарт для интерактивной доски

ПЛАН :

  1. Организационный момент

  2. Постановка цели урока перед учащимися

  3. Актуализация знаний учащихся

а) Комментарий эпиграфа :

«Добро , Истина и Красота всегда побеждают !» Андерсен

- Всегда ли добро ,истина и красота побеждают в сказках Андерсена ?

- Верил ли сказочник , что эти три силы побеждают в реальной

жизни?

б) Определение фольклорной сказки и сказки авторской

Слово учителя :

- В 11 лет Андерсен остался без отца , а в 14 лет он покинул родной дом

и отправился в Копенгаген искать счастья на подмостках сцены , но

упорные попытки стать актёром , танцором , певцом не привели к успеху.

Андерсен не унывал и решил писать пьесы . К слову сказать , он был почти неграмотным , ему пришлось пойти учиться в школу . В 17 лет

он сел за школьную парту вместе с второклассниками , но уже в 22 года

стал студентом университета .

- Андерсен , будучи уже немолодым , некрасивым и одиноким человеком,

говорил : «Жизнь моя - настоящая сказка , богатая событиями , прекрасная !... Я счастливейший человек на свете !» Он , действительно,

был настоящим королём сказок .

- Какие из сказок Андерсена можно отнести к фольклорным ? Почему ?

(«Огниво» , «Принцесса на горошине» , «Дикие лебеди» )

в) Тест по сказкам Андерсена .

- Давайте проверим , хорошо ли вы знакомы с писателем и его сказками .

Для этого выполним небольшой тест на интерактивной доске

(СТР. 1 ФЛИПЧАРТА)


  1. Работа с новым материалом

- Ребята , поднимите руки , кому сказка «Дикие лебеди» понравилась?

а) Сюжет сказки

- Так как мы учимся быть талантливыми читателями , давайте разберёмся в содержании произведения Андерсена .

Перед вами - необычный план сказки «Дикие лебеди»: в картинках ,

иллюстрирующих последовательность основных частей .

Прокомментируйте эти эпизоды .

( СТР.2 ФЛИПЧАРТА )

б) Особенности сказочных образов

- Каждая сказка - это борьба двух сил : добра и зла . Представителями этих сил являются сказочные персонажи . Каких персонажей вы отнесёте

к силам добра , а каких - к силам зла ? Кто помогает этим силам ?

(СТР. 3 ФЛИПЧАРТА )

в) Инсценировка эпизода «Встреча Элизы и феи Фата - Морганы»

ЭЛИЗА : Здравствуйте , добрая женщина !

ФЕЯ: Здравствуй , прелестная девочка ! Почему ты гуляешь одна в

этом лесу ?

ЭЛИЗА : Я ищу своих дорогих братьев . Может быть , вы видели

одиннадцать принцев ? Не проезжали они здесь по лесной

дороге ?

ФЕЯ: Ах , бедняжка ! Ты , наверное , Элиза , я тебя знаю и угощу тебя

душистыми лесными ягодами , ведь ты голодна .

ЭЛИЗА : Большое вам спасибо !

ФЕЯ : Принцев я не встречала , но вчера я видела здесь на морском

берегу одиннадцать лебедей в золотых коронах .

ЭЛИЗА : Ах , покажите мне поскорее , где вы их видели ?

ФЕЯ : Я выведу тебя к обрыву , под которым протекает река , по

обоим берегам этой реки растут деревья , простирающие

навстречу друг другу ветви , словно братья . Деревья так вытя-

гиваются над водой , чтобы сплести свои ветви с ветвями

братьев , что всё-таки добиваются своего . Ты выйдешь к устью

реки , которая впадает в море . На берегу этого чудного

безбрежного моря я и видела 11 лебедей в золотых коронах .

ЭЛИЗА: Спасибо ! Я никогда не забуду вашей доброты !

ФЕЯ : Меня никто и никогда не забывает , ведь я фея - Фата-Моргана!

- Давайте поблагодарим наших актёров за театральную инсценировку.

Подумайте , в каких словах феи прозвучала не только подсказка

для Элизы и читателей , но и пророчество ?

г) Композиционные элементы сказки .

- Каждая сказка включает в себя определённы е композиционные

элементы . Давайте вспомним , в какой последовательности они должны

быть расположены, и прокомментируем каждый из этих элементов в

соответствии с содержанием сказки .

(СТР. 4 ФЛИПЧАРТА )

ЗАЧИН - прочитать стр 177 «Далеко-далеко , в той стране…»

ЗАВЯЗКА ДЕЙСТВИЯ - во дворце появляется злая мачеха

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ *- Элиза и братья изгнаны из дома

Элиза ищет братьев

Элиза пытается спасти принцев

встреча Элизы с королём

КУЛЬМИНАЦИЯ - Элизу везут на казнь

РАЗВЯЗКА - чудесное превращение лебедей в пинцев

КОНЦОВКА - прочитать стр. 191 «Все церковные колокола звонили…»

д) Сравнение как художественное средство выраз. в сказке

- Очень часто текст становится сказочным не только благодаря волшебным предметам и сказочным персонажам : ведьмам , феям и др.

Писатели -сказочники используют в своих произведениях особые художественные средства , например сравнения .

- Дайте определение этому термину .

- А теперь давайте проверим вашу наблюдательность .

Как заканчиваются записанные сравнения из сказки «Дикие лебеди»

(СТР. 5 ФЛИПЧАРТА)

Целый день летели лебеди , как ПУЩЕННАЯ ИЗ ЛУКА СТРЕЛА

Солнце погасло , как ПОСЛЕДНЯЯ ИСКРА ДОГОРЕВШЕЙ БУМАГИ

Вода тихо вздымалась , словно ГРУДЬ СПЯЩЕГО РЕБЁНКА

В траве мелькали сотни светлячков , точно ЗЕЛЁНЫЕ ОГОНЬКИ

Высокие стволы стояли , точно БРЕВЕНЧАТЫЕ СТЕНЫ

- Какое настроение создают эти сравнения в сказке - печальное или

хорошее и светлое ?


  1. Закрепление .

- Подумайте , почему сказка называется «Дикие лебеди» ?

- Символом чего является образ лебедя в литературе ?

Запишите свои определения на странице флипчарта

(СТР. 6 ФЛИПЧАРТА )

  1. Подведение итогов урока

а) -Мы сегодня много сказали о прекрасном образе лебедя

А в каких ещё сказках Андерсена встречается этот образ ?

- В каких ещё произведениях вам встречался образ этой

прекрасной птицы ?

б) Стихотворения о лебедях ( читают дети )

в) - Чему учит сказка Андерсена ?

- Какие пословицы , поговорки , стихотворные строки выражают ,

на ваш взгляд , основную мысль этой сказки ?

  1. Домашнее задание : написать письмо автору или персонажу сказки

«Дикие лебеди»

8. Выставление оценок за урок

© 2010-2022