Технологическая карта по литературному чтению на тему «Картинная галерея. Б. Мурильо ``Мальчик с собакой``» (3 класс)

Студент-практикант: Кошурова Виктория Александровна.Предметная область: литературное чтение.Класс: 3А.Тема: «Картинная галерея. Б. Мурильо ``Мальчик с собакой``». Тип: урок изучения новых знаний (знакомство с картиной).Цель: познакомить детей с картиной Б. Мурильо «Мальчик с собакой».Задачи: Образовательные: ознакомить детей с творчеством Б. Мурильо; формировать умение работать с картиной, формировать умение описывать картину и видеть то, что хотел передать и сказать автор, написав картину; созд...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе

УМК «Планета знаний»

Студент-практикант: Кошурова Виктория Александровна.

Предметная область: литературное чтение.

Класс: 3А.

Тема: «Картинная галерея. Б. Мурильо ``Мальчик с собакой``».

Тип: урок изучения новых знаний (знакомство с картиной).

Цель: познакомить детей с картиной Б. Мурильо «Мальчик с собакой».

Задачи:

Образовательные:

  • ознакомить детей с творчеством Б. Мурильо;

  • формировать умение работать с картиной, формировать умение описывать картину и видеть то, что хотел передать и сказать автор, написав картину;

  • создать условия для развития внимания, логического мышления, диалогической и монологической речи.

Развивающие:

  • создать условия для развития познавательного интереса к литературному чтению путём привлечения занимательного материала;

  • развивать устную речь учащихся;

  • учить сравнивать и делать выводы.

Воспитательные:

  • воспитание норм нравственного поведения через осмысление художественного произведения;

  • воспитывать любовь к природе и бережное отношение к животным, чувство товарищества, взаимопомощи;

  • пробудить интерес к эстетическому познанию окружающего мира;

  • воспитывать уважительное отношение к искусству других времён народов.

Формируемые УУД

Личностные:

  • проявлять положительное отношение к учебному предмету;

  • выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

  • проявлять интерес к учебному материалу.

Регулятивные:

  • уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя;

  • уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей;

  • уметь высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

  • выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;

  • фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Познавательные:

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • находить ответы на вопросы, используя различные средства обучения.

  • ориентироваться в информационном материале учебника;

  • осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем).

Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества со сверстниками;

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме;

  • слушать и понимать речь других;

  • включаться в диалог с учителем;

  • осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь;

  • уважать другую точку зрения.

Предметные:

  • осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использовать представленную информацию для получения новых знаний;

  • наблюдать противоположные картины в художественном тексте, находить слова, которые нам еще не известны.

Метапредметные:

  • формировать интерес к учению;

  • получать информацию из текста, выделять существенное;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • оценивать правильность выполнения действия;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Планируемый результат: познакомить учеников с творчеством Б. Мурильо.

Оборудование: презентация к уроку, проектор, учебник литературного чтения.





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

УУД

I. Организационный момент





II. Проверка домашнего задания









III. Актуализация знаний





IV. Постановка цели урока







































V. Физ. минутка



VI. Первичное восприятие нового материала

















VII. Обобщение и систематизация полученных знаний















VIII. Подведение итогов





IX .Домашнее задание

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Виктория Александровна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Садитесь, пожалуйста.

В школу мы пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Если хочешь отвечать,

Руку не забудь поднять.

Если спросят надо встать,

Чётко, громко отвечать.

Давайте проведём небольшую разминку. Посмотрите на доску. Прочитайте чистоговорку про себя.

Учитель спрашивает по очереди несколько учеников так, чтобы каждый старался проговорить чистоговорку чётче и быстрее.

Ребята, на дом вам было задано задание (подготовить рассказы о собаках, рассказы, в которых говорится о собаках).

Учитель проводит опрос домашнего задания, беседует о подготовленных детьми рассказах.

Молодцы, очень интересные рассказы вы подготовили.

Я для вас подготовила кое-что интересное.

Посмотрите на экран.

Что изображено на картине?

Сегодня на уроке мы рассмотрим эту картину подробнее.

Эту картину написал испанский художник Бартоломе Эстэбан Мурильо. Вы слышали что-нибудь об этом художнике и его картинах?

Сегодня мы поговорим о творчестве Бартоломе Мурильо.

Известно, что Бартоломе Мурильо появился на свет в последние часы 1617-го или в первые часы 1618-го года. Он был скромным четырнадцатым ребёнком в семье парикмахера. Мурильо был из тех, кто ценит жизнь во всех её проявлениях. По отзывам современников Мурильо обладал лёгким, ровным и добрым характером.

Писал он поначалу маленькие иконки для ежегодной ярмарки в Севилье. Уже в 24 года Мурильо зарекомендовал себя с лучшей стороны. Его полотен требовали и бедняки, и богатые, выкладывающие заоблачные суммы за картины кисти Мурильо. Причем, с бедных он не брал денег, а искал в их лицах новые образы - ведь художник был богат. Его творчество стало блистательным завершением «золотого века» испанской живописи. Одарённый самым блестящим воображением, он особенно склонен был к религиозным сюжетам. Наравне с религиозными сюжетами, он писал и небольшие сценки из жизни детей городской бедноты. Действие большинства из них происходит в трущобах, но их пространство как бы залито светом. Художник умел быть точным в деталях, подробностях быта, в оценке своих персонажей и добрым по отношению к ним.

Мурильо часто изображал нищих детей, наводнивших севильские улицы, таких как на картине «Два крестьянских мальчика и негритёнок». Это 1670-е годы.

Так же Мурильо изображал «Игроков в кости», загорелых оборванцев, весёлых и прекрасных, несмотря на бедность.

Прекрасна картина «Продавщица фруктов». Тонкое, бледное, почти благородное лицо юной торговки фруктами омрачено заботой: девочка пересчитывает монеты, заработанные ею за день. На лице мальчика (возможно, младшего брата) написано совершенно иное выражение, чем на лице его спутницы. Он, по-видимому, живо представляет себе, сколько сладостей можно приобрести, обладая таким богатством, как целая горсть монет.

Картина «Мальчики с дыней и виноградом» относится к лучшим полотнам живописца. Оба маленькие герои картины сидят на земле, о чём-то беседуют. «Хозяин положения» здесь, по-видимому, мальчик с дыней. Он смотрит на приятеля сверху вниз и на его лице слегка насмешливое выражение. Дыня лежит у него на коленях (он угощает, а второй мальчик - принимает угощение). Мальчик с гроздью винограда в руке, по-видимому старше того, кто его угощает, и поэтому на его лице написана нерешительность, он пытается замаскировать её, щегольским выражением отправляя виноград себе в рот.

«Крестьянский мальчик» - чудесный и радостный детский портрет, называемый иногда ещё «Мальчик в огне».

Давайте немного отдохнём.

Учитель вызывает одного из учащихся к доске и ученик проводит физминутку под руководством учителя.

Откройте учебник на странице 109. Прочитайте про себя первые три абзаца.

Учитель даёт указание прочитать первый абзац одному из учеников. Так же со следующими двумя абзацами. Идёт обсуждение текста.

Учитель организует беседу по вопросам из учебника.

Внимательно рассмотрите картину.

Какой жанр этой картины?(бытовой)

Что можно сказать о наружности мальчика, о том, как он одет, что держит в руке? (простого кроя темная куртка, желтый жилет и белая сорочка - традиционный наряд простолюдинов; в руках у мальчика корзина с глиняной посудой).

Что можно сказать о выражении его лица? Какое у него настроение?( в глазах - такое счастье, которое бывает только у детей, он улыбается открыто и источает столько положительной энергии, что вы невольно улыбнетесь сами)

Куда направлен взгляд мальчика? Объясни жест его правой руки (мальчик смотрит на дворнягу в пол-оборота, будто взглядом уговаривая подождать лакомства. Это невербальное общение, бескорыстная дружба подкупает. Ребенок протягивает руку к животному, словно желая ее погладить, а собака этому только рада - она, очевидно, долгое время ждала хозяина.

А теперь посмотрите на собачку, которая стоит возле мальчика.

Как вы думаете, удалось ли художнику показать, как относятся друг к другу мальчик и собачка?

Какие краски использовал Мурильо для этой картины? Как ты думаешь, почему он их выбрал? (цвета в основном неяркие, приглушенные, сдержанные, коричневато-оранжевые, иногда серые. Но несмотря на это они мягкие и тёплые, словно согреты жаром души художника, ведь он рассказывает о детях, о любви к своему народу, ведь дети - надежда на лучшее будущее).









Учитель подводит итог урока.

Наш урок подходит к концу.

Что нового вы узнали на уроке?

Что вам больше всего запомнилось и понравилось?

Мне очень понравилось с вами работать, я видела что вы были заинтересованы темой нашего сегодняшнего урока.

Я надеюсь, что творчество Бартоломе Мурильо не оставит вас равнодушными.

Ребята, запишите домашнее задание: придумать рассказ об истории отношений мальчика и собаки.

Приветствуют учителя.

Слушают учителя. Садятся на места.









Рассказывают о рассказах про собак, читают отрывки, рассуждают над описанием собак в рассказах. Слушают и беседуют с учителем.



Мальчик, мальчик и собака…

«Мальчик», «Мальчик и собака», «Мальчик с собакой»…

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают учителя, наблюдают за слайдами на презентации.







































Один из учеников показывает упражнения, а остальные повторяют.



Ученик читает первый абзац из учебника.

Ученик отвечает на вопрос учителя.














Презентация слайд 1.





На доске:

Пес Пушок разбил горшок,

А кот Федот пролил компот.









Презентация слайд 2.



Презентация слайд 3.





















Презентация слайд 4.



Презентация слайд 5.

Презентация слайд 6.





Презентация слайд 7.









Презентация слайд 8.



Презентация слайд 9.



Презентация слайд 10.

Личностные:

- проявлять положительное отношение к учебному предмету;

- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Познавательные:

- строить объяснение в устной форме по предложенному плану.







Коммуникативные:

- возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в классе.

Личностные:

- мотивация к изучению нового учебного материала.

Познавательные:

- строить объяснение в устной форме по предложенному плану.

Регулятивные:

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.





































Познавательные:

- извлечение информации из опыта детей;

- читать и слушать, извлекая нужную информации.

Коммуникативные:

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Метапредметные:

- выделять существенную информацию, объяснять свою позицию.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания.

Коммуникативные:

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищем в классе.



Регулятивные:

- умение находить разные виды информации посредством разных объектов: книга, предложение, текст, иллюстрация;

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Метапредметные:

- получать информацию из текста, выделять существенное.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания.

Познавательные:

- устанавливать причинно-следственные связи в тексте; создавать высказывание (пересказ); собственное высказывание по аналогии.







Подпись учителя (Иммель Наталья Александровна): _____________________________________

Подпись методиста (Горшенина Татьяна Анатольевна): _____________________________________

© 2010-2022