- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-викторина на тему «Средства художественной выразительности»
Урок-викторина на тему «Средства художественной выразительности»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чухрай Е.В. |
Дата | 29.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок - викторина по литературе на тему «Средства художественной выразительности» (текущий контроль)
Цели и задачи литературного образования сегодня - это воспитание интереса к чтению, повышение читательской и общей культуры учащихся, осмысленное отношение к общечеловеческим и национально-культурным ценностям, в том числе и к языку, воплощенным в художественных произведениях отечественной и зарубежной литературе, а также формирование на этой основе нравственности, эстетического вкуса, культуры речи и общения.
Для реализации поставленных целей и задач важно найти такие методы и приемы, которые бы в наибольшей степени способствовали формированию у учащихся не только знаний, умений и навыков, но и воспитывали устойчивый интерес к чтению, обогатить свою речь, сделать ее более образной, красочной.
В немалой степени способствует этому «игровые» приемы обучения, такие, например, как викторины. Применять их можно на разных этапах изучения художественного произведения, а также использовать как средство контроля.
Именно поэтому средством контроля знаний по теме «Средства художественной выразительности» была выбрана игра-викторина. На данном уроке используются различные формы работы: а) тестирование; б) опрос, требующий более глубоких знаний; в) лексическая работа, требующая знаний художественных произведений; г) развитие речи - составление описания картины.
Время для выполнения викторины - 40 минут. В начале урока класс делится на две команды, придумывает название и обязательно выбирает капитана. На данном уроке применяется технология сотрудничества, что позволяет каждому члену команды быть полезным.
Ход урока
1 тур «Разминка»
Задания для 1-ой команды
-
Определите средство художественной выразительности:
1). Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул… (А. Фет)
А). Антитеза
Б). Эпифора
В). Олицетворение
Г). Метафора
2). Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумавшись глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
1). Синекдоха
2). Метонимия
3). Антитеза
4). Литота
3). «шаровары шириной в Чёрное море» (Н.В. Гоголь).
1). Гипербола
2). Литота
3). Метафора
4). Инверсия
4). «Эк, какую кучу снега напустил в очи сатана!» (Н.В. Гоголь)
1). Эпитет
2). Инверсия
3). Гипербола
4). Сравнение
5). «Ну а речь-то говорит,
Словно реченька журчит.» (А. Пушкин)
1). Эпитет
2). Сравнение
3). Синекдоха
4). Метонимия
Задания для 2-ой команды
-
«Швед, русский колет, рубит, режет…» (А. Пушкин)
1). Ассонанс
2). Аллитерация
3). Олицетворение
4). Литота
-
«Я три тарелки съел!» (И. А. Крылов)
1). Метафора
2). Метонимия
3). Олицетворение
4). Сравнение
-
«И шествуя важно в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок.
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах, а сам с ноготок». (Н. Некрасов)
1). Олицетворение
2). Литота
5). Метафора
6). Сравнение
-
«Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет» (А. Фет)
1). Метонимия
2). Метафора
3). Олицетворение
4). Литота
-
«Черемуха душистая с весною расцвела…» (С. Есенин)
1). Эпитет
2). Сравнение
3). Метафора
4). Олицетворение
2 тур «Правда ли, что…»?
Задание: ответьте «Да» или «нет» на предложенные высказывания. Объясните, почему, если не согласны и дайте правильный ответ.
-
Правда ли, что в русском языке средства художественной выразительности представлены очень и очень ограниченно? (Нет, неправда, в русском языке средства художественной выразительности представлены широко).
-
Правда ли, что примеры средств художественной выразительности мы впервые встречаем только при изучении этой темы в школе? (Нет, неправда, эти примеры встречаются и в сказках, и в стихах, и в детских песенках для самого младшего возраста).
-
Правда ли, что средства художественной выразительности активно используют и поэты, и прозаики? (Да, правда)
-
Правда ли, что в одном предложении может использоваться несколько средств художественной выразительности? (Да, правда).
-
Правда ли, что средства художественной выразительности могут использоваться только в авторских текстах? (Нет, неправда, они также используются и в жанрах фольклора).
-
Правда ли, что некоторые средства художественной выразительности могут вступать в антонимичные отношения? (Да, правда, например, гипербола-литота, ассонанс-диссонанс)
-
Правда ли, что в баснях главный художественный прием - аллегория, т.е. иносказание? (Да, правда).
-
Правда ли, что в стихотворениях о природе чаще всего употребляются такие средства, как олицетворение и метафора? (Да, правда, т.к. в стихотворениях о природе ей приписываются качества одушевленного лица).
-
Правда ли, что в повестях о Малороссии Н. В. Гоголя часто используется такой прием, как инверсия? (Да, так как Гоголь передает живую разговорную речь казаков, где вполне обычен необычный порядок слов).
-
Правда ли, что средства художественной выразительности используются только в художественных текстах? (Нет, неправда, они также широко используются и в разговорной речи).
3 тур «Лексическая работа»
Задание: Вставьте пропущенные слова и определите средство художественной выразительности:
Задания для 1 команды:
-
«Мимо острова Буяна
В царство …. Салтана» (А. Пушкин) (Славное -эпитет)
-
«А ткачиха с Бабарихой
Да с кривою поварихой
Около царя сидят
…. Глядят (А. Пушкин) (Злыми жабами - метафора)
-
«Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом……» (С. Есенин) (Точно серебром - сравнение)
-
«Черемуха душистая с весною расцвела
И ветви золотистые, что кудри…» (С. Есенин) (Завила - олицетворение)
-
«Мне … и …
Печаль моя светла» (А. Пушкин) (грустно и легко - антитеза)
Задания для 2-ой команды:
-
«Мне грустно оттого,
Что … тебе» (М. Лермонтов) (Весело - антитеза)
-
«Посади ты эту птицу, -
Молвил он царю, - на спицу;
Петушок мой…
Будет верный сторож твой» (А. Пушкин) (Золотой - эпитет)
-
«Последняя туча рассеянной бури!
…HYPERLINK "blogger.com/post-edit.g?blogID=7333228951491027894&postID=5562464618881289324" несешься по ясной лазури,
… наводишь унылую тень,
… печалишь ликующий день». (А.С. Пушкин) (Одна ты - анафора)
-
«Зима недаром ...
Прошла ее пора» (Ф. Тютчев) (Злится - олицетворение)
-
«Мело, мело по …, во все пределы» (Б. Пастернак) ( Всей земле - гипербола).
4 тур «Конкурс капитанов»
Задание: вспомните и запишите как можно больше художественных произведений, в названии которых употребляется какое-нибудь средство художественной выразительности.
Примеры:
- «Толстый и Тонкий» А.П. Чехова (Антитеза)
- «Волки и овцы» Н. Островского (Антитеза)
- «Преступление и наказание» Ф. Достоевского (Антитеза)
- «Война и мир» Л. Толстого (Антитеза)
- «Хоббит или Туда и обратно» Дж.Толкиена (Антитеза)
- «Великий Гэтсби» Ф. Фицджеральда (Эпитет)
- «Стойкий оловянный солдатик» Г.Х. Андерсена (Эпитет)
- «Гадкий утенок» Г. Х. Андерсена (Эпитет)
- «Красные дьяволята» П. А. Бляхина (Метафора)
- «В дурном обществе» В. Короленко (Эпитет)
- «Самый счастливый день» А.Г. Алексина (Эпитет)
- «Человек в футляре» А.Чехова (Метафора)
- «Живой труп» Л.Н. Толстого (Оксюморон)
- «Горячий снег» Ю. Бондарева (Оксюморон)
5 тур «Опиши картину»
Задание: опишите одну из предлагаемых картин, используя при этом средства художественной выразительности.
Предлагаемые картинки взяты с сайта яндекс.картинки