Урок-викторина на тему «Средства художественной выразительности»

Данная разработка предназначена для обучающихся 5-9 классов. Широкий спектр применения разработки обусловлен тем, что средства художественной выразительности изучаются уже в 5 классе, в 9 классе применение данной викторины используется при подготовке к ОГЭ.    Викторина предполагает командное состязание, разные уровни сложности, конкурс капитанов, хорошее владение теорией литературы и знание литературных текстов.       Аналогичные викторины целесообразно проводить несколько раз в год (минимум 2)...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - викторина по литературе на тему «Средства художественной выразительности» (текущий контроль)

Цели и задачи литературного образования сегодня - это воспитание интереса к чтению, повышение читательской и общей культуры учащихся, осмысленное отношение к общечеловеческим и национально-культурным ценностям, в том числе и к языку, воплощенным в художественных произведениях отечественной и зарубежной литературе, а также формирование на этой основе нравственности, эстетического вкуса, культуры речи и общения.

Для реализации поставленных целей и задач важно найти такие методы и приемы, которые бы в наибольшей степени способствовали формированию у учащихся не только знаний, умений и навыков, но и воспитывали устойчивый интерес к чтению, обогатить свою речь, сделать ее более образной, красочной.

В немалой степени способствует этому «игровые» приемы обучения, такие, например, как викторины. Применять их можно на разных этапах изучения художественного произведения, а также использовать как средство контроля.

Именно поэтому средством контроля знаний по теме «Средства художественной выразительности» была выбрана игра-викторина. На данном уроке используются различные формы работы: а) тестирование; б) опрос, требующий более глубоких знаний; в) лексическая работа, требующая знаний художественных произведений; г) развитие речи - составление описания картины.

Время для выполнения викторины - 40 минут. В начале урока класс делится на две команды, придумывает название и обязательно выбирает капитана. На данном уроке применяется технология сотрудничества, что позволяет каждому члену команды быть полезным.

Ход урока

1 тур «Разминка»

Задания для 1-ой команды

  • Определите средство художественной выразительности:

1). Робко месяц смотрит в очи,

Изумлен, что день не минул… (А. Фет)

А). Антитеза

Б). Эпифора

В). Олицетворение

Г). Метафора



2). Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумавшись глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.


1). Синекдоха

2). Метонимия

3). Антитеза

4). Литота



3). «шаровары шириной в Чёрное море» (Н.В. Гоголь).


1). Гипербола

2). Литота

3). Метафора

4). Инверсия



4). «Эк, какую кучу снега напустил в очи сатана!» (Н.В. Гоголь)



1). Эпитет

2). Инверсия

3). Гипербола

4). Сравнение



5). «Ну а речь-то говорит,

Словно реченька журчит.» (А. Пушкин)

1). Эпитет

2). Сравнение

3). Синекдоха

4). Метонимия

Задания для 2-ой команды



  • «Швед, русский колет, рубит, режет…» (А. Пушкин)

1). Ассонанс

2). Аллитерация

3). Олицетворение

4). Литота



  • «Я три тарелки съел!» (И. А. Крылов)

1). Метафора

2). Метонимия

3). Олицетворение

4). Сравнение



  • «И шествуя важно в спокойствии чинном,

Лошадку ведет под уздцы мужичок.

В больших сапогах, в полушубке овчинном,

В больших рукавицах, а сам с ноготок». (Н. Некрасов)



1). Олицетворение

2). Литота

5). Метафора

6). Сравнение



  • «Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет» (А. Фет)



1). Метонимия

2). Метафора

3). Олицетворение

4). Литота



  • «Черемуха душистая с весною расцвела…» (С. Есенин)

1). Эпитет

2). Сравнение

3). Метафора

4). Олицетворение



2 тур «Правда ли, что…»?

Задание: ответьте «Да» или «нет» на предложенные высказывания. Объясните, почему, если не согласны и дайте правильный ответ.



  • Правда ли, что в русском языке средства художественной выразительности представлены очень и очень ограниченно? (Нет, неправда, в русском языке средства художественной выразительности представлены широко).

  • Правда ли, что примеры средств художественной выразительности мы впервые встречаем только при изучении этой темы в школе? (Нет, неправда, эти примеры встречаются и в сказках, и в стихах, и в детских песенках для самого младшего возраста).

  • Правда ли, что средства художественной выразительности активно используют и поэты, и прозаики? (Да, правда)

  • Правда ли, что в одном предложении может использоваться несколько средств художественной выразительности? (Да, правда).

  • Правда ли, что средства художественной выразительности могут использоваться только в авторских текстах? (Нет, неправда, они также используются и в жанрах фольклора).

  • Правда ли, что некоторые средства художественной выразительности могут вступать в антонимичные отношения? (Да, правда, например, гипербола-литота, ассонанс-диссонанс)

  • Правда ли, что в баснях главный художественный прием - аллегория, т.е. иносказание? (Да, правда).

  • Правда ли, что в стихотворениях о природе чаще всего употребляются такие средства, как олицетворение и метафора? (Да, правда, т.к. в стихотворениях о природе ей приписываются качества одушевленного лица).

  • Правда ли, что в повестях о Малороссии Н. В. Гоголя часто используется такой прием, как инверсия? (Да, так как Гоголь передает живую разговорную речь казаков, где вполне обычен необычный порядок слов).

  • Правда ли, что средства художественной выразительности используются только в художественных текстах? (Нет, неправда, они также широко используются и в разговорной речи).



3 тур «Лексическая работа»

Задание: Вставьте пропущенные слова и определите средство художественной выразительности:

Задания для 1 команды:

  • «Мимо острова Буяна

В царство …. Салтана» (А. Пушкин) (Славное -эпитет)



  • «А ткачиха с Бабарихой

Да с кривою поварихой

Около царя сидят

…. Глядят (А. Пушкин) (Злыми жабами - метафора)



  • «Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом……» (С. Есенин) (Точно серебром - сравнение)



  • «Черемуха душистая с весною расцвела

И ветви золотистые, что кудри…» (С. Есенин) (Завила - олицетворение)



  • «Мне … и …

Печаль моя светла» (А. Пушкин) (грустно и легко - антитеза)





Задания для 2-ой команды:



  • «Мне грустно оттого,

Что … тебе» (М. Лермонтов) (Весело - антитеза)



  • «Посади ты эту птицу, -

Молвил он царю, - на спицу;

Петушок мой…

Будет верный сторож твой» (А. Пушкин) (Золотой - эпитет)



  • «Последняя туча рассеянной бури!

…HYPERLINK "blogger.com/post-edit.g?blogID=7333228951491027894&postID=5562464618881289324" несешься по ясной лазури,

… наводишь унылую тень,

… печалишь ликующий день». (А.С. Пушкин) (Одна ты - анафора)


  • «Зима недаром ...

Прошла ее пора» (Ф. Тютчев) (Злится - олицетворение)


  • «Мело, мело по …, во все пределы» (Б. Пастернак) ( Всей земле - гипербола).



4 тур «Конкурс капитанов»



Задание: вспомните и запишите как можно больше художественных произведений, в названии которых употребляется какое-нибудь средство художественной выразительности.

Примеры:

- «Толстый и Тонкий» А.П. Чехова (Антитеза)

- «Волки и овцы» Н. Островского (Антитеза)

- «Преступление и наказание» Ф. Достоевского (Антитеза)

- «Война и мир» Л. Толстого (Антитеза)

- «Хоббит или Туда и обратно» Дж.Толкиена (Антитеза)

- «Великий Гэтсби» Ф. Фицджеральда (Эпитет)

- «Стойкий оловянный солдатик» Г.Х. Андерсена (Эпитет)

- «Гадкий утенок» Г. Х. Андерсена (Эпитет)

- «Красные дьяволята» П. А. Бляхина (Метафора)

- «В дурном обществе» В. Короленко (Эпитет)

- «Самый счастливый день» А.Г. Алексина (Эпитет)

- «Человек в футляре» А.Чехова (Метафора)

- «Живой труп» Л.Н. Толстого (Оксюморон)

- «Горячий снег» Ю. Бондарева (Оксюморон)



5 тур «Опиши картину»



Задание: опишите одну из предлагаемых картин, используя при этом средства художественной выразительности.

Урок-викторина на тему «Средства художественной выразительности»





Урок-викторина на тему «Средства художественной выразительности»





Урок-викторина на тему «Средства художественной выразительности»

Предлагаемые картинки взяты с сайта яндекс.картинки

Урок-викторина на тему «Средства художественной выразительности»

Урок-викторина на тему «Средства художественной выразительности»

Урок-викторина на тему «Средства художественной выразительности»





© 2010-2022