Урок по литературе «…точно мне содрали кожу с сердца…» (по повести М. Горького «Детство», 7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по литературе в 7 классе (по учебнику Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой «Путь к станции Я»)

Тема: «…точно мне содрали кожу с сердца…» (по повести М.Горького «Детство»)

Предметный результат: помочь учащимся понять смысл поступков героев в отдельных эпизодах; определить смысл названия повести;

Метапредметный результат: уметь анализировать прочитанное, давать оценку поступкам и характеру героев с учетом анализируемого эпизода;

Личностный результат: привлечь внимание к теме детства, подвести учащихся к выводу, что в любой жизненной ситуации во что бы то ни стало необходимо оставаться человеком, понимать других и себя.

Сценарийурока:

I. Вступительное слово учителя:

Добрый день, ребята. Мы с вами продолжаем работать над повестью М.Горького «Детство». (Слайд №1).

Детство… Давайте подберем к этому слову однокоренные слова. (Ответы учащихся.) (Слайд №2). Я предлагаю вам еще одно - детовождение. Именно такое значение имело в Древней Греции слово «педагогика», отсюда всем вам знакомое - педагог. Найдите синоним к этому слову. Правильно, учитель. Кого мы называем учителем? (Ответы учащихся.) Да, человека, который дает нам знания. Но сегодня на уроке мы с вами узнаем еще одно значение, прошу быть внимательными, и вы сами определите его.

Говорим слово «детство», и на память приходят высказывания писателей о детстве. (Учащиеся приводят примеры.)

1ученик: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Вопросы к классу:

  1. Ребята, кому принадлежит это высказывание? (Л.Н.Толстой).

  2. В каком произведении мы встречаем эти слова? (Повесть «Детство»). Назовите полностью произведение. (Трилогия «Детство. Отрочество. Юность»). Что значит трилогия? (ответы учащихся.)

2ученик: А вот как детство характеризовал Ф.М.Достоевский: «Знайте, что нет ничего выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома».

Слово учителя:

Есть такое утверждение: «Все мы родом из детства». И в вашем возрасте - возрасте семиклассников - вас уже нельзя назвать просто «дети», но и «взрослыми» вы не стали, а уже что-то осталось позади. Это что-то…(ответ учащихся) детство.

II. Творческое задание.

А что для вас значит детство? Каким оно должно быть? Какие эпитеты вы подберете к этому слову? (составление кластера.) (Слайд №3)

Работа на доске: (учитель тоже делает свою запись.)

Урок по литературе «…точно мне содрали кожу с сердца…» (по повести М. Горького «Детство», 7 класс)


Скажите, а созвучно ли ваше видение детства с впечатлениями Горького о детстве? (Ответы учащихся.) Давайте вместе разберемся, почему нет.

Для этого мы с вами снова откроем двери дома Кашириных (слайд №4) и вместе с героем - Алешей - «проживем» важные события его детства. И помогать нам будет в этом сам М.Горький. Вот главная фраза нашего урока (слайд №5) (учитель читает):

«С тех дней у меня явилось беспокойное внимание к людям, и, точно мне содрали кожу с сердца, оно стало невыносимо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой».

Как, по-вашему, какая часть этого высказывания является самой выразительной, необычной, останавливает на себе взгляд, заставляет нас задуматься. (Ответ учащихся.) Да, это - «…точно мне содрали кожу с сердца…». Это и есть тема нашего урока. Давайте вспомним, как называется дословная выдержка из текста? Как мы оформляем цитату на письме? А так как мы берем предложение не целиком, а только его часть, то… подскажите, что мы делаем…(ответ учащихся). Запишите тему урока, правильно оформив цитату.

Вопросы к классу:

  • Почему же писатель считает, что детские воспоминания так важны для человека?

  • Что за истина открывается каждому из нас в детстве?

  • Как это может помочь нам во взрослой, самостоятельной жизни?

Ответить на эти вопросы нам поможет автобиографическая повесть М.Горького. В конце урока каждый сможет найти ответы на эти вопросы.

III. Работа с текстом повести М.Горького «Детство». Проверка домашнего задания.

Итак, главные герои нашего урока дед и внук. Вот перед вами - Василий Каширин (слайд №6).

Вопрос к классу: Каким вы себе его представляете? Составьте «словесный портрет» героя. (Ответы учащихся.)

Давайте вспомним эпизоды в повести, связанные с дедом Алеши.

  • Что за сцена перед вами? (Слайд №7) (Ответы учащихся)

  • А вот сейчас перед вами сцена, когда Алеша пережил большое потрясение: его унизили и физически, и нравственно. (Слайд №8) Найдите этот эпизод в тексте, зачитайте.

Вот здесь впервые мы слышим «…точно мне содрали кожу с сердца…». Этот эпизод очень важен, он поможет нам с вами ответить на вопросы.

IV. Анализ отдельных эпизодов по вопросам.

  • (слайд №9) Работа с учебником на странице 77;

  • (слайд №9) Работа с учебником, репродукциями И.Е.Репина, стр. 77 - 78;

  • А что поразило Алешу в дедушкином рассказе? (стр. 78 - 79). Какой дар, талант деда перешел к внуку, т.е. Горькому - писателю? (Талант рассказывать «словами крепкими и тяжелыми», складывать их друг с другом «легко и ловко».)

  • (слайд №9) Работа с учебником на странице 79;

  • (слайд №9) Сердце Алеши стало чутко отзываться на чужую боль, и поэтому страдания деда, о которых было так ярко рассказано, вызвали в нм ответное чувство - сострадание. При этом мальчик, видимо, не мог понять, как человек, столько переживший, ставший в эту минуту таким понятным и близким, мог засечь его «до потери сознания». И до конца простить деда он не мог, хотя, возможно, был бы рад: нельзя забывать, что сердце Алеши стало «невыносимо чутким» к чужой и к своей «обиде и боли».

  • (слайд №9) (ответы учащихся);

  • Да, разные последствия имело пережитое в детстве для деда и внука. Предлагаю вашему вниманию таблицу. Ваша задача: распределить качества характера в соответствии с героями. Объясните свой выбор, подтвердите примером из текста (слайд №10). Запишите таблицу в тетрадь. (Ответы учащихся)

V. Итог урока.

Да, человеколюбие Алеши в определенной степени явилось следствием пережитого в раннем детстве жестокого потрясения, когда его высек дед.

К какому же выводу приводит нас М.Горький?

(Ответы учащихся).

  • (слайд №11) Запись в тетрадь.

Отработка второго значения слова «учитель»: человек, который научил чему-либо в жизни. Подберем синоним к словосочетанию «учитель жизни» - наставник.

Вернемся к нашим вопросам. Как вы теперь ответите на них? (ответы учащихся).

Слово учителя: Мы попытались понять смысл поступков героев, в конечном итоге мы учимся понимать людей, а, главное, себя. И вот чему учит нас М.Горький (запись в тетрадь): в любой жизненной ситуации во что бы то ни стало необходимо оставаться человеком!

А вот какой эпитет подобрал к слову «детство» ученик нашего класса Кульков Дима в своем стихотворении. Послушаем Диму (Кульков Д. читает наизусть стихотворение «Пусть детство звонкое звучит»). Дима, запиши свой эпитет на доску.

VI. Рефлексия.

А сейчас мы с вами создадим «ромашку чувств»: если вы испытали чувство:

- гордости, восхищения, то возьмите оранжевый лепесток;
- сострадания, сочувствия, милосердия, то нарисуйте лепесток зеленый;
- никаких - лепесток синий.

Перед вами на слайде (Слайд №13) сердцевина ромашки, пожалуйста, подходите, рисуйте лепестки. (Дети подходят к доске, рисуют ромашку).

Посмотрите, каких лепестков получилось больше. Вы люди неравнодушные, главное - в вас живут сострадание и милосердие.

Если вас заинтересовала тема детства в литературе, предлагаю прочитать следующие книги (слайд №14).

VII. Домашнее задание.

Напишите небольшой рассказ, вспомнив какое-нибудь интересное событие из детства.





© 2010-2022