Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное 190-летию со дня рождения Н. А. Некрасова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное 190-летию со дня рождения Н.А. Некрасова.

Цель: Познакомить учащихся с основными этапами жизни А. Н. Некрасова; проследить, как отношение к жизни отразилось на творчестве писателя; выделить основные темы в поэзии Некрасова; развивать умение детей выступать на публике и быть внимательными к выступающим.

Слово учителя :

- В эти дни мы отмечаем 190 лет со дня рождения Н.А. Некрасова.

И.С. Тургенев писал ему: «Твоя жизнь именно из тех, которые … должны быть рассказаны - потому что представляют много такого, чему не одна русская душа глубоко отзовется.

Сегодня и мы с вами услышим о жизни Н.А. Некрасова, рассказанной нам его биографами и им самим в его произведениях.

Ведущий:

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился в местечке Немирове Каменец - Подольской губернии. Его отец, Алексей Сергеевич, когда сыну исполнилось 3 года, поселился навсегда в своем родовом ярославском имении Грешнево. Грешнево находится неподалеку от Волги, на равнине, среди бесконечных полей и лугов. Здесь в деревне, поэт провел все свое детство.

Барский дом стоял у самой дороги, а дорога была в ту пору многолюдной и бойкой - столбовая Ярославско - костромская дорога. Мальчик, выбравшись тайком за ограду усадьбы, знакомился на дороге со всяким рабочим людом, переходившим из деревни в деревню, из города в город в поисках работы. Ребята жадно слушали рассказы этих бывалых людей:

Под наши густые, старинные вязы
На отдых тянуло усталых людей.
Ребята обступят: начнутся рассказы
Про Киев, про турку, про чудных зверей..
Рабочий расставит, разложит снаряды -
Рубанки, подписки, долота, ножи:
«Гляди, чертенята!» А дети и рады
Как пилишь, как лудишь - им все покажи,
Случалось, тут целые дни пролетали,
Что новый прохожий, то новый рассказ.

Ведущий:

Так народная жизнь и богатая, меткая народная речь стали близки Некрасову с самого раннего детства. Любовь к полям и лесам своей родины, к ее весеннему «зеленому шуму» тоже впервые зародилась у него в те ранние детские годы. Он горячо восхищался родной ярославской природой, красотой ее земных просторов:


Там зелень ярче изумруда,
Нежнее шелковых ковров,
И как серебряные блюда
На ровной скатерти лугов
Стоят озера.

Мальчик был рад проводить целые дни, с утра до вечера, под открытым небом, в лесах и полях. Но дома, в родной семье ему жилось очень горько:

Родился я в большом дому,
Напоминавшем мне тюрьму,
В которой действовал один,
Держа под страхом всю семью.

Отец угнетал всю семью, и это доставляло мальчику немало страданий. Мать поэта, Елена Александровна, мечтательная, кроткая женщина, очень страдала в замужестве. Она была человеком высокой культуры, хорошо знала мировую поэзию и часто пересказывала малолетнему сыну те отрывки из творений великих писателей, которые были доступные его пониманию:

И голос твой мне слышался впотьмах,
Исполненный мелодии и ласки,
Которым ты мне сказывала сказки
О рыцарях, монахах, королях.
Потом, когда читал я Данте и Шекспира
Казалось, я встречал знакомые черты:
То образы из их живого мира
В моем уме запечатлела ты.

Ведущий:

Кажется, не было другого поэта, который так часто, с такой любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери. Этот трагический образ увековечен Некрасовым в стихотворениях «Родина», «Мать», «Рыцарь на час», «Баюшки-баю» , «Затворница», «Несчастные» и др.

Задумываясь в детстве о ее печальной судьбе, он уже в те годы научился сочувствовать всем бесправным угнетенным женщинам. Особенно горячее сочувствие вызывали в нем крепостные крестьянки.

Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля с рабой повенчаться,
Вторая - быть матерью сына раба,
А третья - до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.

Некрасов утверждал, что именно страдания матери побудили в нем протест против угнетения женщин.

Ведущий:

Но, читая стихотворения Некрасова, мы чувствуем в них не только жалость к страдающим. Характер у него был боевой и настойчивый к беспомощной жалости. Уже раннем детстве Некрасов был сильным и смелым, умел грести и плавать, метко стрелял из ружья, мог вскочить на любого коня и мчаться на нем во весь дух. Ему было 7 или 8 лет, когда няня вздумала запугать его чертями:

Однажды няня говорит:

«Не бегай ночью - волк сидит

За нашей ригой, а в саду

Гуляют черти на пруду!»

И в ту же ночь пошел я в сад.

Не то, чтоб я чертям был рад,

А так - хотелось видеть их.

Иду. Ночная тишина

Какой-то зоркостью полна,

Как будто с умыслом притих

Весь божий мир - и наблюдал,

Что дерзкий мальчик затевал!

И как-то не шагалось мне

В всезрящей этой тишине.

Не воротиться ли домой?

А то как черти нападут

И потащат с собою в пруд,

И жить заставят под водой?

Однако я не шел назад.

Играет месяц над прудом,

И отражается на нем

Береговых деревьев ряд.

Я постоял на берегу,

Послушал - черти ни гу-гу!

Я пруд три раза обошел,

Но черт не выплыл, не пришел!

Смотрел я меж ветвей дерев

И меж широких лопухов,

Что поросли вдоль берегов,

В воде: не спрятался ли там?

Узнать бы можно по рогам.

Нет никого! Пошел я прочь,

Нарочно сдерживая шаг.

Сошла мне даром эта ночь,

Но если б друг какой иль враг

Засел в кусту и закричал

Иль даже, спугнутая мной,

Взвилась сова над головой -

Наверно б мертвый я упал!

Ведущий:

Добиться своего ценою любого подвига, любого труда стало с детства для Некрасова законом. Но настоящее свое признание нашел он нескоро. Много пришлось ему испытать неудач и тревог, прежде чем он вышел на прямую дорогу.

В 1832 году будущий поэт вместе со своим братом Андреем поступил в 1-й класс ярославской гимназии. Учителя в гимназии требовали от учеников только зубрежки и за всякую провинность секли их розгами:

..Придешь, бывало, в класс
И знаешь: сечь начнут сейчас.

Так вспоминал поэт про свои школьные годы. Некрасов не кончил гимназии. ОН ушел из 5-го класса, так как отец отказался внести плату за его обучение:

В пятнадцать лет я был вполне воспитан.
Так требовал отцовский идеал:
Рука тверда, глаз верен, дух испытан, -
Но грамоту весьма нетвердо знал.

Отец решил отправить мальчика в Петербург, в Дворянский полк - так называлась военная школа. В конце июля 1828 года 16-летний подросток после многодневного путешествия оказался в Петербурге. Там он стал готовиться к университетским экзаменам, и даже не сделал попытки поступить в военное училище. Узнав об этом, отец отказал ему в материальной помощи. Но юноша, обрекший себя на полуголодную жизнь, поступает вольнослушателем в университет в 1829 году. Ведущий:

Исполняя тайную мечту матери, которая желала, чтобы сын стал образованным человеком. Тяжело было жить Некрасову в Петербурге. Ютясь то на чердаке, то в подвале без хлеба, без денег. Некрасов на себе испытал, каково живется бедноте, и как ее обижают богатые люди. Бедствовал он долго - лет 5, но такая жизнь не сломила поэта, а только закалила его:

Лет двадцати с усталой головой
Ни жив, ни мертв
Я голодал подолгу
Но горделив - приехал я домой.
Я посетил деревню, нивы, Волгу.

Ведущий:

Через несколько лет его жизни в Петербурге случилось большое событие: он познакомился с великим русским критиком Виссарионом Григорьевичем Белинским:

Над уровнем тогдашним приподняться
Трудненько было, очень может статься,
Что я пошел бы торною тропой,
Но счастье не дремало надо мной.

Счастье в данном случае для Некрасова синоним Белинского, встреча и сближение с ним. Стихи, которые он стал писать после знакомства с Белинским, поразили всех своей смелостью и силой. В них Некрасов рассказывал, как тяжко живется трудящимся людям в крепостной деревне и в капиталистическом городе, и призывал народ к борьбе с угнетателями.

Ведущий:

В конце 1846 года Некрасов раздобыл взаймы денег и взял вместе с писателем

И. Танаевым в аренду журнал «Современник», основанный Пушкиным, в «Современнике» стал работать и Белинский. На страницах журнала стали печататься произведения самых даровитых и передовых писателей, какие только были в то время: Герцена, Гончарова, Тургенева и других.

Эти писатели ненавидели рабство и желали родине свободы и счастья. Там же в «Современнике», Некрасов помещал и свои стихи. В них он с негодованием писал о жестоких обидах, которые приходилось терпеть при царе трудовому народу.

Вся лучшая молодежь того времени стала с восторгом читать «Современник». А правительство царя Николая I возненавидело и Некрасова и его журнал. Поэту не раз угрожала тюрьма, но он бесстрашно продолжал свое дело. После смерти Белинского он нашел себе новых товарищей для работы в журнале: Чернышевского Добролюбова. Под их руководством «Современник» стал еще громче призывать к революции, и вскоре власти решили закрыть ненавистный журнал навсегда. Незадолго до этого царь приказал арестовать Чернышевского и сослал его на каторгу в Сибирь.

Долго существовать без журнала Некрасов не мог. Не прошло и 2-х лет, как он взял в аренду журнал «Отечественные записки» и возглавил его вместе с Салтыковым-Щедриным.

Ведущий:

Начиная с 1855 года, наступил наивысший рассвет творчества Некрасова. Он закончил поэму «Саша», где заклеймил презрением дворян, которые выражали свои чувства к народу не делами, а громкими фразами. Тогда же написаны им «Забытая деревня», «Школьник», «Несчастные», «Поэт и гражданин». Эти произведения обнаружили в Некрасове могучие силы народного певца. Он стал любимейшим поэтом демократической интеллигенции, которая именно в то время сделалась влиятельной общественной силой в стране.

А когда вышло первое собрание стихотворений Некрасова книга имела громадный успех, царская цензура, испугавшись ее популярности запретила газетам и журналам печатать о ней хвалебные отзывы.
Журнальная работа утомляла поэта, и он бывал поистине счастлив, когда ему удавалось вырваться из душного города куда-нибудь в деревенскую глушь. В деревне, среди крестьян, он чувствовал себя легко и привольно и забывал городские тревоги, особенно ему при этом случалось хорошо поохотиться. Охота была для него лучшим средством дружеского сближения с народом. Он говорил, что в деревне талантливейшие из русских крестьян. Сюжет знаменитой поэмы «Коробейники» был рассказан ему во время охоты его другом - приятелем, костромским крестьянином Гаврилой Захаровым. Некрасов попадал и на сельские ярмарки, и на крестьянские праздники, и на сходки, и на свадьбы, и на похороны, знакомился со множеством людей, наблюдая их нравы и обычаи, жадно вслушивался в их речь, и все больше влюблялся в народ .

Ведущий:.

«Коробейники» - поэма - путешествие. Бродит по сельским просторам старый Тихоныч и его молодой помощник Ванька, мужики - коробейники, деревенские торговцы. Перед их любознательным и оценивающим взором проходят одна за другой пестрые картины русской жизни предреформенного времени. Сюжет дороги превращает поэму в широкий обзор российской действительности. Главное достоинство «Коробейников» неподдельная народность. Неслучайно 1 глава поэмы стала народной песней «Коробушкой».

Пристально изучая крестьянскую жизнь, он стал исподволь готовиться к великому литературному подвигу - к созданию монументальной поэмы, прославляющей русский народ, его великодушие, его героизм его огромные духовные силы. Поэма эта - «Кому на Руси жить хорошо» с 1815 года и до конца своих дней Некрасов работал над этой поэмой. 7 мужиков - правдоискателей отправляются в дорогу, чтобы найти ответ на вопрос «Кому на Руси жить хорошо».

Ведущий:

В начале 70-х годов Некрасова привлекла другая тема - декабристы. До той поры в русской подцензурной печати о декабристском восстании не появилось ни единого слова, за исключением лживых отчетов. Но в 1870 году цензурный запрет был намного ослаблен, и Некрасов воспользовался I-й возможностью, чтобы напомнить молодым поколениям о великих зачинателях революционной борьбы. В поэме «Дедушка» он изобразил старика декабриста, который видит в маленьком внуке своего боевого наследника и завещает ему свою ненависть к угнетателям народа:

Взрослые люди - не дети,
Трус - кто сторицей не мстит!
Помни, что нету на свете
Неотразимых обид.

Некрасов хотел, чтобы подвиги декабристов вдохновляли на такие же подвиги революционную молодежь его времени. В своей поэме «Русские женщины» Некрасов продолжил разработку декабристкой тематики. Подвигом декабристок, которые добровольно последовали за своими мужьями в Сибирь на каторгу, подчеркнул, что героические черты свойственны характеру русской женщины:

«Иду туда, где я больше нужна,
Иду я к тому, кто в неволе».

Ведущий:

В 1876 году Некрасов тяжело заболел. Болезнь его была смертельна. Некрасов знал, что дни его сочтены, и поэтому трудился, превозмогая болезнь. «Ведь каждый день может оказаться последним», - говорил он. Кроме поэмы «Кому на Руси жить хорошо», которая так и осталась незаконченной, поэт создает цикл лирических стихов, где слышится та же боль, та же тревога о народе:

Что ни год - уменьшаются силы,
Ум ленивее, кровь холодней…
Мать - отчизна! Дойду до могилы,
Не дождавшись свободы твоей!
Но желал бы я знать, умирая,
что стоишь ты на верном пути,
Видит ветреный день впереди:
Чтобы ветер родного селенья
Звук единый до слуха донес,
Под которым не слышно кипенья
Человеческой крови и слез.

Ведущий:

Умер Некрасов 8 января 1878 года. Его гроб, несмотря на сильный мороз, провожало множество народа. Перед гробом несли венки: «От русских женщин», «Некрасову - студенты», «Бессмертному певцу народа» , «Слава печальнику горя народного» и др.

Гроб несли на руках до самого Новодевичьего монастыря, добрых восемь верст: Много истратят задора горячего

Все над могилой моей.

Родина милая, сына лежачего

Благослови, а не бей!..

Как человека забудь меня - частного,

Но как поэта - суди...

И не боюсь я суда того строгого

Чист пред тобою я, мать.

В том лишь виновен, что многого, многого

Здесь мне не дали сказать...

© 2010-2022