Урок по русской литературе для 5 класса по теме «Северный чародей»

Формы организации познавательной деятельности: - общеклассная - групповая - индивидуальная Методы обучения: - репродуктивный - поисковый - исследовательский - проблемный - проективный - деятельностный Формы реализации методов: - практическая работа в группах - презентация проекта - инсценирование - сообщения учащихся - исследование текста - художественный пересказ Контроль: контроль учителя, взаимоконтроль. Оборудование урока: - презентация - выставка книг писателя - выставка рисунков учащихся ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Районный конкурс профессионального мастерства педагога

«Мой лучший урок»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 2»








Урок внеклассного чтения по теме:

«Северный чародей»

(5 класс)





Автор: Денисова Любовь Михайловна.

учитель русского языка и литературы

МБОУ «ОСОШ № 2», высшая кв.категория

Стаж работы - 25 лет.

165210 Архангельская обл, Устьянский р-он,

п.Октябрьский, ул. Ленина, д.26-а

Рабочий телефон: (8.81855)5-18-37

Домашний адрес: 165210 Архангельская обл.,

Устьянский р-он, п.Октябрьский,

ул. Комсомольская, д.5, кв.33.

Телефон: (8.81855) 5-19-26














п. Октябрьский

2012 год


Тема урока: «Северный чародей».

Класс: 5а.

Характеристика класса: общеобразовательный.

Уровень сформированности ОЗУН - средний

Характеристика темы: урок внеклассного чтения по региональному компоненту (1час) .

Тип урока: урок- открытие.

Система целей к уроку:

Общедидактическая цель: сформировать представление о гранях писаховского таланта, познакомить с фактами биографии писателя, особенностями языка сказок Писахова.

Триединая дидактическая цель:

Образовательный аспект: дать понятие «прототип», познакомить с группами диалектизмов и научить находить их в тексте.

Развивающий аспект: развивать познавательную активность учащихся, их творческие,

артистические способности, навыки исследовательской и проективной деятельности,

формировать навыки самостоятельного поиска информации и составления презен-

тации.

Воспитательный аспект: воспитывать любовь к родному краю через творчество се-

верного писателя- сказочника; воспитывать умение работать организованно, чувство-

вать ответственность за порученное дело.

Структура урока и дидактические задачи этапов:

этап

дидактическая задача

1

Организационный момент

Подготовить к работе учащихся класса

2

Мотивация и целеполагание.

Вызвать интерес к личности писателя

3

Изучение нового материала.

Презентация. Факты биографии. Грани писаховского таланта.

Развивать познавательную активность, формировать навыки самостоятельной работы в подборе материала, его оформлении и презентации.

4


Осознание и осмысление учебного материала.

Викторина. Знаете ли вы сказки Писахова?

Знакомство с героем. Художественный пересказ сказки

Просмотр мультфильма.

Выявить читательскую активность

учащихся, знание ими текстов сказок

Формировать навыки художественно-

го пересказа

Вызвать интерес к творчеству писателя.

5

Закрепление учебного материала.

Практическая работа в группах.

Формировать навыки исследовательской работы над языком художественных произведений.

6

Применение знаний и умений, полученных на уроке.

Инсценировка

Формировать навыки инсценирования текстов художественных произведений.

7

Подведение итогов.

Зачитывание творческой работы ученика «Сказка по-писаховски»

Дать оценку успешного достижения цели.

8

Домашнее задание.

Развивать творческие способности учащихся.

9

Рефлексия.

Формы организации познавательной деятельности:

- общеклассная

- групповая

- индивидуальная

Методы обучения:

- репродуктивный

- поисковый

- исследовательский

- проблемный

- проективный

- деятельностный

Формы реализации методов:

- практическая работа в группах

- презентация проекта

- инсценирование

- сообщения учащихся

- исследование текста

- художественный пересказ

Контроль: контроль учителя, взаимоконтроль.

Оборудование урока:

- презентация

- выставка книг писателя

- выставка рисунков учащихся

- выставка творческих работ учащихся

Перед уроком учащиеся распределяются по группам.

ХОД УРОКА

Организационный момент.

Ребята! Сегодня мы проводим необычный урок, урок - открытие.

Мотивация. Слово учителя Слайд 1

Жил-был в Архангельске старичок с добродушными вислыми усами - этакая местная достопримечательность, знакомая и взрослым, и детям, и умным собакам, и даже чайкам. От его облика веяло чем-то стародавним и сказочным. Он и был настоящим сказочником.

- Кто же этот загадочный человек?

О ком пойдет речь на уроке?

-Да, это Степан Григорьевич Писахов , наш северный чародей, как его называли.

ТЕМА урока-открытия: «Северный чародей.» Слайд 2.

Все ли слова темы понятны? Кто такой чародей?- ответы учащихся:

(волшебник, колдун)

Именно так и называли С.Писахова. (высказывания на слайде)

Слайд 3.

Добрый архангельский колдун. (С.Я.Маршак)

Северный волшебник слова. (Ю.Казаков)

Проблемный вопрос: Почему С.Писахова называли северным чародеем? На этот вопрос вам предстоит ответить в конце урока.

- А какова цель нашего урока? Что мы должны узнать? ( ответы учащихся с обобщением учителя)

Слайд 4

- узнать новое о С.Писахове;

- познакомиться с гранями писаховского таланта;

- познакомиться с особенностями сказок С.Писахова;

- почему С.Писахова называют северным чародеем.

Начнем же это знакомство.

Презентация учащимися проекта «Северный чародей»

-Сообщение - презентация 1 группы

«Биография С.Писахова» Слайд 5-13.

Слово учителя:

С.Писахов был человеком интересующимся. Он много путешествовал.

Где он побывал, к каким выводам приходил в итоге своих путешествий?

- Сообщение - презентация 2 группы

«Писахов - путешественник» Слайд 14-21.

Слово учителя:

Во время своих путешествий Писахов не расставался с кистью и красками.

Оказывается, он был замечательным художником.

Познакомимся с Писаховым- художником. Чему посвящал он свои картины7

- Сообщение - презентация 3 группы

«Писахов - художник». Слайд 22-29.

Слово учителя:

Но все же нам Писахов больше знаком как наш северный сказочник.

- Сообщение - презентация 4 группы

«Писахов - сказочник». Слайд 30-38.

- Ребята, а что такое сказка?

-К какому виду сказок отнесем сказки Степана Писахова?

-Что такое литературная сказка?

- А знаете ли вы сказки Писахова? Из какой сказки отрывок?

Викторина.

(За правильные ответы получают жетоны. В какой группе их окажется больше, та группа побеждает)

  1. Со щукой у нас много хлопот было. Тащили, кряхтели, голова во дворе, хвост в реке. Вот кака была рыбина.

(«Собака Розка»)

  1. Ну и пирожище! Отродясь такого не видывали! Со всех сторон шире стола, и толщинной, и румяняшшой, просто загляденье, а не пирог.

(«Пирог с зубаткой»)

  1. Завтрак состряпашь, самовар согреешь, нас с матушкой завтраком накормишь и спи-отдыхай.

(«Как поп работницу нанимал»)

  1. Над медведем еще долго визжала, верещала, боялась, кабы не ожил. Взяла медведя за лапу и поволокла домой. И всю дорогу голосом верещала.

(«Перепелиха»)

  1. Первый раз вижу, что до белой горячки объелась.

(«Как купчиха постничала»)

  1. Растет торопится, ветками вымахивает. Скоро и над водой размахался большим зеленым деревом и в цвет пустился.

(«Апельсин»)

  1. Я разгорячился! Да так разгорячился, что бок ожгло! Хватил рукой, а в кармане у меня бутылка с водой была, так вода от моей горячечности вскипела.

(«Морожены волки»)

  1. А банный пар из бани тучей выпер, простыл да дождиком теплым и пал. Это дело я стал в уме держать».

(«Зелена баня»)

  1. По жониному зову все хозяйки сбежались с ножницами, с иголками и принялись кроить, резать, шить, петли метать, пуговицы пришивать.

(«Брюки восемнадцать верст длины»)

10.Покеда бегал, вагоны толком, зубна боль у меня из ума выпала, зубы болеть перестали.

(«Сахарна редька»)

Подведение итогов викторины.

-Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки своего земляка.

- А от чьего лица ведется повествование в сказках С.Писахова?. Кто герой-рассказчик? (Сеня Малина из деревни Уйма)

- Давайте-ка отправимся к нему через уемский лес.

Физкультминутка.

Идем через уемский лес

И видим там столько чудес!

Смотрим и вправо, и влево,

Сворачиваем вправо и влево.

К веточкам тянемся,

К грибочкам нагибаемся

И снова выпрямляемся,

А брёвнышко увидим -

Присаживаемся.

Вот и добрались.

Встреча с Сеней Малиной

- Ребята, хотите встретиться с Сеней Малиной?

- Художественный пересказ сказки «Северно сияние»(см. Приложение 1)

(ученик в образе Сени Малины)

Наше знакомство с героем состоялось.

- Что вы можете сказать о Сене Малине на основе известных вам сказок? Какой он?

(добрый, щедрый, ничего не жалеет, грибы и ягоды на всю деревню запасает:«Коли что людям на пользу- мне того не жалко»;любит родной край, свой народ.)

- Оказывается, у Сени .Малины был прототип.

Словарная работа

Прототип - лицо, послужившее автору оригиналом для создания

литературного образа. (запись на доске)

-Кто же явился прототипом писаховского Сени Малины?

(сообщение учащегося о Сене Малине и его прототипе Семене Михайловиче Кривоногове, жителе д.Уйма)

(см. Приложение 2)

Просмотр фрагмента мультфильма « Смех и горе у Бела моря»

( «Вечны льдины»)

(см. Приложения, диск)

- Ребята, в чем необычность, самобытность сказок Писахова, что делает его сказки не похожими ни на чьи другие? (язык)

«Язык моих сказок - язык людей, с коими жил, рос. Он мне более близок, нежели обычный литературный язык», - говорил Писахов.

И он не боялся включать в свои сказки слова, характерные для речи северян. Называл народную речь, «поморскою говорею», считал её истоком своего творчества.

Для языка сказок Писахова характерно широкое употребление диалектизмов.

Презентация «Диалектизмы» ( см. Презентация, диск)

Диалектизмы - слова, употребляемые жителями той или иной местности. (определение ранее рассматривалось)

В сказках Писахова можно выделить несколько групп диалектизмов.

Лексические диалектизмы - неизвестные в литературном языке слова, . которые употребляются в той или иной местности.

Андели - выражение восхищения.

Взаболь - всерьез, на самом деле.

Фонетические диалектизмы - похожи по звучанию на общеупотребительные слова, но отличаются от них произношением некоторых звуков.

Жона - жена,

Спомню - вспомню

Грамматические диалектизмы - похожи на общеупотребительные слова, но отличаются грамматическими формами (стяжение гласных в окончаниях глаголов, прилагательных)

Гулям - гуляем

Чужу - чужую

Практическая работа в группах.

- Ребята, ваша задача - выписать диалектизмы из предложенного вам

отрывка из сказки Степана Писахова «Своя радуга» и определить, к какой группе они относятся.

Дети, совещаясь в группе, исследуют текст (см. Приложение 3)

(Ответ одной группы. Работы группы сдают учителю на проверку)

- Ребята, а зачем нужны диалектизмы? Может быть, можно было и без них обойтись?

(делают речь героев индивидуальной, яркой, выразительной, а сами сказки оригинальными, писаховскими, неповторимыми)

Сказки Писахова - авторские, оригинальные. И таких большинство.

Но все же есть у него сказки - переложения народных северных сказок.

К таким переложениям относится сказка Писахова «Лень и Отеть».

Инсценировка сказки «Лень и Отеть»

-Какой урок можно извлечь из этой сказки?

- Что в ней высмеивается?

Наверно, неслучайно обращался Писахов к переложению народных сказок. Его сказки по своей направленности, созданным образам , по нравственному содержанию близки народным.

Сказки С.Писахова - выражение народной мечты о жизни в достатке, согласии между людьми, в согласии с природой.

Подведение итогов

-А вам понравились сказки Степана Писахова?

-Я вижу, что понравились, иначе сочинить таких замечательных сказок по-писаховски вы бы не смогли.

(зачитывается одна из лучших творческих работ учащихся, просмотренных ранее)

(См. Приложение 4)

-Ребята, открыли ли вы для себя что-то новое о Степане Писахове, о его сказках? (размышления учащихся)

- Почему же его называют северным чародеем?

(размышления учащихся)

Домашнее задание:

Группе А - написать эссе «Сказочный мир Степана .Писахова»

Группе Б - составить кроссворд «Сказки Писахова»

Группе В.- подготовить пересказ эпизода сказки или защиту рисунка (на

выбор)

Рефлексия

- Ребята, интересно ли вам было на уроке? Каково ваше настроение? (дети показывают цветные кружки)

-Молодцы! Спасибо за урок!

Оценивание работы учащихся.


Список литературы

- Литературный Север: книга для учащихся 5-8 классов/ сост. Л.С.Скепнер.-

Архангельск: изд-во Поморского педуниверситета,1995.-431 с.

-Региональный компонент в преподавании литературы в 5 классе общеобра-

зовательной школы: практическое пособие / сост. Т.Ю.Артюгина.- Архангельск:

АО ИППК РО, 2007-47 с.

- Скепнер Л.С. Словесное искусство Русского Севера в литературном об-

разовании и развитии школьников: кн. Для учителя. Монография / Л.С.Скеп-

нер.- Архангельск: ПГУ им. М.В.Ломоносова, 2002.-239 с.


  • W ru. wikipedia. org/wiki/Писах



Приложение 1.

Северно сияние.

Летом у нас круглы сутки светло, мы и не спим: день работам , а ночью гулям да с оленями вперегонки бегам. А с осени к зиме готовимся. Северно

сияние сушим. Спервоначалу-то оно не сколь высоко светит.

Бабы да девки сбани дёргают , а робята с заборов. Надёргают эки охапки! Оно

что - дёрнешь, вниз головой опрокинешь - потухнет, мы пучками свяжем, на подволоку повесим, и висит на подволоке , не сохнет, не дохнет. Только летом свет терят. Да летом и не под нужду, а тёмному времени опять отживается.

А зимой другой раз в избе жарко, душно - не продохнуть, носом не проворотить, а дверь открывать нельзя: на улице мороз щелкает. Возьмем северно сияние, теплой водичкой смочим и зажжем. И светло так горит, и воздух очищат, и пахнет хорошо.

Девки у нас модницы, выдумщицы, северно сияние в косах носят - как месяц светит! Да еще из сияния звезд наплетут, на лоб налепят. Страсть сколь красиво! Просто андели!

Про наших девок в песнях пели:

У зари, у зореньки

Много ясных звезд,

А в деревне Уйме им и счету нет!

Девки по деревне пойдут - вся деревня вызвездит.


Приложение 2.

Сообщение учащегося о Сене Малине и его прототипе

Семене Михайловиче Кривоногове.

В деревне Уйма, недалеко от Архангельска, в 1928 году Писахов познакомился с крестьянином Семеном Михайловичем Кривоноговым, по прозвищу Сеня Малина, талантливым сказочником. Семен Михайлович рассказывал ему, как он с дедом «на корабле через Карпаты ездил», «как собака Розка волков ловила». С тех пор Сеня Малина становится героем и рассказчиком многих сказок Писахова.

«Чтя память безвестных северных сказителей - моих сородичей и земляков, - я свои сказки веду от имени Сени Малины», - говорил писатель.

Сеня Малина все может, все умеет. Для него, с его смекалкой и предприимчивостью, ничего невозможного нет. Он засушивает впрок северное сияние, расхаживает по городу с налимом, как с собачонкой, на веревочке, волков в лесу лютым холодом морозит…Выдумки и фантазии ему не занимать.

Неповторима речь героя. У него каждое слово имеет «свой вид, свой цвет, свой свет». Сеня Малина родом из веселого племени русских скоморохов, тех потешных людей, речевое искусство которых и по сие время дает себя знать в языке северян.

Приложение 3.

Отрывок из сказки С.Писахова

«Своя радуга»

Как изба-то светом налилась, да как песню мою жона услыхала, разом на обрадованье повернула. Самовар согрела, горячих опекишей на стол выставила.

В тот раз чай пили без ругани. И весь вечер моя жона «светиком» звала. На улице уже потемень, а у нас в избе светлехонько. Мы и в толк не берем отчего да не думам. Только я шевельнусь, свет по избе разныма цветами заиграт! Дело-то просто. Я об радугу натерся. Сам знашь. Протерты штаны завсегда хорошо светятся, а тут тер-то об радугу!

Спать пора и нам, и другим.

Приложение 4.

Булависарев Влад 5- а кл.

Охота на медведя.

(сказка по-писаховски)

Расскажу-ко я вам , робята, про наш Устьянский край. Сущу правду расскажу.

Что ни скажу - всё правда.

В стары годы всяки звери в наших лесах водились. Особо много медведей

бывало. По осени я на медведя охотился. Три дня занапрасно берлогу искал,

на четвёртый день стары старухи подсказали. Выторопился, нашёл берлогу.

Затаился, а зверя не воймую. Подтащился близёхонько, глянул в берлогу…

Ахти! А там медведь, как путний, на задних лапах стоит, приосанился, на меня зенки пялит, лапой машет, как любимого дружка в гости зовёт . Залез

Я берлогу, а у медведя, как у путёвого хозяина, стол накрыт, шаньги, чай

с мёдом на столе. Попили чаю, да я и к дому засобирался. Вёрст с десяток

бегом бежал, не оглядывался.

Вот кака история со мной в Устьянах приключилась. Хошь верь, хошь не

верь, а только я с того дня на охоту больше ни ногой. Зарок дал.


Пояснительная записка

Предлагаемый конспект урока внеклассного чтения представляет собой один из возможных вариантов уроков литературы по региональному компоненту для учащихся 5-х классов. Знакомясь с творчеством писателя - земляка, дети

испытывают неподдельный интерес, что способствует воспитанию любви к род-

ному краю.

Урок построен с применением технологий развивающего, проблемного обу- чения, технологий проектной и исследовательской деятельности, развития творческих способностей учащихся, информационно-коммуникативных техноло-

гий.

Используемые технологии активизируют познавательную деятельность учеников

как на уроке, так и в процессе подготовки к нему, способствуют формирова- нию навыков самостоятельной работы в поиске необходимой информации, её оформлении и презентации, приобщают учащихся к исследовательской и проект- ной деятельности, развивают творческие, артистические способности детей.

Уместное использование ИКТ, включение в урок фрагмента мультфильма по

сказкам Писахова способствует формированию интереса учащихся, созданию комфортных эмоционально-психологических условий на уроке.

Применяемая групповая форма работы как при подготовке к уроку, так и на уроке развивает умение работать сплочённо,организованно, воспитывает чувст-во ответственности за порученное дело.

Проведённая ранее большая подготовительная индивидуальная и групповая работа ( чтение учащимися сказок, поиск материала , подготовка презентаций

и сообщений, выполнение рисунков, сочинение сказок по-писаховски, подготов-

ка инсценировок и художественных пересказов), а также активная работа уча-

щихся на уроке дали хорошие результаты.

Урок является открытием для учащихся . Дети много нового узнали о Писахо- ве, показали хорошее знание его сказок и их особенностей. Выполненные детьми рисунки, сочинённые ими сказки по-писаховски оказались интересными, яркими, неповторимыми.

Дифференцированное домашнее задание способствует осуществлению инди-

видуального подхода в обучении.


© 2010-2022