Актуальные проблемы языковой политики

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утегалиева Г.К

Доклад на тему: Актуальные проблемы языковой политики в рамках Государственной программы развития образования РК на 2011-2020 годы.

Новые реалии XXI века, процессы интернационализации всех сторон жизни, особенности информационного общества выдвигают особые требования к овладению языками. Государственная программа развития функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы . При разработке Программы был изучен опыт правового регулирования вопросов, связанных с реализацией государственной языковой политики свыше 30 зарубежных стран.

Основание Программа разработана в соответствии со
для разработки : статьями 7, 93 Конституции Республики
Казахстан; Законом Республики Казахстан от 11
июля 1997 года "О языках в Республике
Казахстан"; Стратегическим планом развития
Республики Казахстан до 2020 года,
утвержденным Указом Президента Республики
Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922;
Указом Президента Республики Казахстан от 19
марта 2010 года № 957 "Об утверждении Перечня
государственных программ"; пунктом 3 Плана
мероприятий по реализации поручений
Президента Республики Казахстан Назарбаева
Н.А., данных на XV сессии Ассамблеи народа
Казахстана; Доктриной национального единства;
Концепцией расширения сферы функционирования
государственного языка, повышения его
конкурентоспособности на 2007-2010 годы,
утвержденной постановлением Правительства
Республики Казахстан от 21 ноября 2007 года
№ 1122

Цель Программы : Гармоничная языковая политика, обеспечивающая
полномасштабное функционирование
государственного языка как важнейшего фактора
укрепления национального единства при
сохранении языков всех этносов, живущих в
Казахстане

Задачи:

Совершенствование языковой культуры,

Функционирование русского языка в коммуникативно- языковом пространстве,

Сохранение языкового многообразия в Казахстане

Срок реализации: 2011-2020 годы

первый этап: 2011-2013 годы

второй этап: 2014-2016 годы

третий этап: 2017-2020 годы

Целевые индикаторы: увеличения

доли населения, владеющего тремя языками
(государственным, русским и английским)
(к 2014 году - 10%, к 2017 году - 12%, к 2020
году - до 15%)

Как отметил Глава государства Назарбаев Н.А.: "Мы должны приложить все усилия для дальнейшего развития казахского языка, который является главным фактором объединения всех казахстанцев. В то же время необходимо создать благоприятные условия, чтобы представители всех проживающих в стране народностей могли свободно говорить, обучаться на родном языке, развивать его".
Снижение языковой культуры казахстанского общества. В указанном аспекте дальнейшее развитие лингвистического пространства существенно затруднено проблемами в сфере терминологии, антропонимики и ономастики, необходимостью совершенствования культуры речи и письменности, а также создания толерантной языковой среды.
Необходимость сохранения и укрепления лингвистического капитала казахстанцев. В данном аспекте существует блок проблем, связанных с сохранением уровня владения русским языком как конкурентного преимущества казахстанцев, созданием условий для развития языков этносов, формирующих языковое многообразие культуры Казахстана, и изучением английского и других иностранных языков как средств делового международного общения.
1. Функционирование русского языка в коммуникативно-языковом пространстве.
Реализация четвертого направления предполагает организацию системной работы по обеспечению присутствия русского языка в коммуникативно-языковом пространстве Казахстана.
В рамках этого будет продолжена работа по дальнейшему учебно-методическому и интеллектуальному обеспечению системы обучения русскому языку, а также профессиональному обучению преподавательских кадров.
Информационная поддержка функционирования русского языка будет достигаться посредством обеспечения представленности русского языка в информационном поле Казахстана.
2. Сохранение языкового многообразия в Казахстане. В рамках данной задачи предполагается, прежде всего, создание условий для обучения родному языку представителей этносов, проживающих в Казахстане. Для этого планируется оказание учебно-методической помощи воскресным школам, а также привлечение опытных педагогов-носителей языка, использование международного опыта и современных технологий при обучении родным языкам.
Наряду с этим предполагается обеспечение необходимых условий для сохранения языков и взаимообогащения культур этносов. В числе необходимых мер - организация культурно-массовых мероприятий с широким информационным сопровождением, обеспечение сохранения исторического и современного письменного наследия этносов.
Содействие творческой реализации населения планируется через дальнейшую реализацию культурных и творческих возможностей этносов.
Исходя из этого предметом изучения учащихся становится культура, во всем многообразии значения этого слова. Язык же выступает как средство познания.

Ожидаемые результаты:

уважение учащихся к культурным различиям;

уважение учащихся к уникальности культуры каждого народа;

позитивное отношение учащихся к непривычным проявлениям инокультур;

отсутствие у учащихся завышенных ожиданий от общения с представителями других культур.

закрепления статуса русского языка как официального языка межгосударственных отношений в странах СНГ (объективна необходимость функционирования единого языка-посредника, а в силу исторического фактора таковым является только русский язык);

Нужно сказать, что одним из этапов любой Государственной программы является создание мотивации или фаза вызова интереса. Появляется возможность заинтересовать детей. Создаются ситуации, в которых ребёнок «перевоплощается» в действующее лицо. Речь идет о приемах, «симулирующих» ситуации реального речевого общения, т. е. и

Задача учителя сегодня - совершенствовать процесс обучения с применением современных информационных технологий. Необходимо найти эффективные способы интеграции мультимедийных технологий в образовательный процесс.

Понимание роли языков в современном мире с особой остротой ставит перед нами вопрос о результативности обучения языкам и повышении уровня языковой подготовки учащихся.

Для реализации данной цели на сегодняшний день в нашей школе, как и во всех школах страны, осуществляется раннее обучение английскому языку, а также его углубленное изучение в старших классах. Обучение осуществляется по учебникам нового поколения. Опыт показывает, что раннее и углубленное изучение иностранного языка в школе, особенно в свете перехода школы на 12-летнее образование, где речь идёт о профильной подготовке, целесообразно. Важное место при этом отводится прикладным курсам, элективным курсам и курсам по выбору для учащихся профильных старших классов соответствующим запросам учащихся, которые их выбирают

Владение казахским, русским и иностранным языками становится в современном обществе неотъемлемым компонентом личной и профессиональной деятельности человека.

© 2010-2022