Внеклассное мероприятие по русскому языку Знакомство с речевым этикетом

Внеклассное мероприятие «Знакомство с речевым этикетом» предназначено для учащихся   седьмых- девятых  классов коррекционной школы восьмого вида. Цель мероприятия - ознакомить детей с правилами этикета, культурой общения; закрепить знания по русскому языку по теме «Местоимение»; способствовать сплочению коллектива; развивать творческие способности детей. Данное мероприятие - своеобразный театр, на сцене которого действующими лицами будут Грамматика и Этикет. В мероприятии задейстованы различные ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Внеклассное мероприятие «Знакомство с речевым этикетом»

Цель мероприятия - ознакомить детей с правилами этикета, культурой общения; закрепить знания по русскому языку по теме «Местоимение»; способствовать сплочению коллектива; развивать творческие способности детей.

I. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о правилах вежливого общения и параллельно - повторим местоимения. Придумайте по одному предложению, употребив в них личные местоимения.

Кто готов зачитать нам своё предложение?

Молодцы! Очень хорошо справились.

II. А сейчас я даю слово Тане Головиной:

Театр открывается!

К началу всё готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово.

Ребята, не удивляйтесь такому началу. Сегодняшнее мероприятие - своеобразный театр, на сцене которого действующими лицами будут Грамматика и Этикет.

Что же такое грамматика? Что такое этикет?

Я предлагаю найти значения этих слов в словарях и прочитать их. А вы, ребята, всё внимательно послушайте и запомните, что такое грамматика и что такое этикет.

III. На доске записано четверостишие:

  • Ка (с, сс) а, выдай мне б...лет!

  • Ваше вежливое слово!

  • (У) меня такого нет.

  • Ах, (у) вас такого нет? Не получите билет.

Нужно:

  1. прочитать его;

  2. объяснить правописание пропущенных букв и букв в скобках;

  3. найти местоимения.

А теперь скажите:

  • Что такое местоимение?

  • Какими грамматическими категориями обладает местоимение? (лицо, число)

  • Назовите лицо местоимений (I, II, III л.)

  • Назовите число местоимений (ед. и мн. ч.)

  • Как пишутся предлоги с местоимениями?

IV. Так что же такое этикет? Кто запомнил и кто как понял толкование этого слова.

Этикет - это установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.

  • А нужно ли знание этикета нам с вами?

  • Как вы думаете, почему у нас встретились местоимения и этикет?

(Чтобы вежливо общаться, нужно правильно употреблять местоимения).

V. Когда же мы используем местоимения "ты, твой - вы, ваш"!

Обратимся к таблице.

VI. Ребята, об особенностях использования местоимений и вежливых слов вы можете узнать из книг, представленных на нашей выставке в Уголке чтения. Кто заинтересуется, можете на переменах или во внеурочное время почитать эти книги.

VII. Кроссворд.

Нужно вписать в клеточки падежные формы местоимений так, чтобы последняя буква каждого слова совпадала с первой буквой следующего.

  1. Дательный падеж местоимения "ты"

  2. Родительный падеж местоимения "он"

  3. Именительный падеж местоимения третьего лица, единственного числа, мужского рода

  4. Дательный падеж местоимений "мы"

  5. Дательный падеж местоимений "я"

  6. Родительный падеж местоимения "он"

  7. Именительный падеж местоимения третьего лица множественного числа

Личные местоимения 1 и 2 лица при склонении изменяют основу - я, меня, мне, мною, обо мне.

VIII. А сейчас обратимся к четверостишию, которое прозвучало в начале нашего мероприятия.

  • Вежливым ли было обращение к кассиру?

  • Какую форму обращения используете вы при общении друг с другом?

  • Какие местоимения вам понадобятся?

  • Какие формы выражения просьбы (пожалуйста, будьте добры, разрешите спросить) и благодарности (спасибо, благодарю) вы используете?

IX. Ребята, я сейчас вам зачитаю предложения, а вы мне скажете, какое предложение - первое или второе, допустимо в общении с малознакомыми людьми.

  1. "Эй, ты, сними шапку!"

"Мальчик, сними, пожалуйста, шапку".

2. "Подвинься!"

"Девочка, если можно, подвинься, пожалуйста".

3. "Гражданин, вы выходите на следующей остановке?"

"Вы выходите?"

4. "Передайте билет!"

"Будьте любезны, передайте билет!"

5. "Оторвите, пожалуйста, билет".

"Эй, ты, оторви билет!"

Ребята, какой можно сделать вывод, глядя на предложения, в которых употребляется местоимение "Вы"?

Местоимение "вы" употребляется не только в значении множественного числа (ты и кто-либо другой, другие), но и как форма вежливого обращения к одному человеку:

Нина Петровна, вы читали эту книгу?

X. Текст:

Вежливость предполагает искусство человеческого общения. В разных языках встречается множество вариантов вежливого обращения. Так, в царской России вежливым обращением было

Ваше превосходительство,

Ваша светлость.

Беседа по тексту.

1. Употребляются ли в настоящее время в речи данные обращения?

2. Как, вы думаете, почему они устарели?

Молодцы! На все вопросы ответили, все хорошо поработали.

XI. Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем мероприятии?

Теперь общаться и обращаться друг к другу будем вежливо?

Молодцы! Работали все хорошо! Всем спасибо!


© 2010-2022