Описание опыта работы: Специфика и проблемы преподавания русского языка в условиях вечерней школы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ.

Из опыта работы

учителя русского языка и литературы С.С. Гиоевой,

работающей в 7-12 классах МБОУ ВСОШ № 2 г. Владикавказа

О себе: Светлана Степановна Гиоева, учитель,

Образование высшее профессиональное;

Почетный работник общего образования РФ;

Председатель ШМО учителей-предметников

гуманитарного цикла;

В МБОУ ВСОШ № 2 работаю с 2013 года;

В 2015/2016 уч.г. преподаю русский язык и литературу

в 7-А, 8-А, 9-А, 10-А, 11-А, 12-А, 12-Б классах.

В 2014/2015 уч.году:8-А, 9-А, 11-А, 12-Б классы; 12-Г (класс глухих детей); 7-Ж, 9-З классы (приемник-распределитель несовершеннолетних правонарушителей).

В 2013/2014 уч.году: 7-А, 8-А, 10-А, 10-Г (класс глухих детей).


МБОУ «ВСОШ №2» является муниципальным образовательным учреждением, ориентированным на получение гражданами любого возраста основного общего и среднего (полного) общего образования.

Главная цель нашей вечерней школы - это обеспечение получения образования в соответствии с личностными особенностями обучающихся, создание основы для последующего образования и самообразования, осознанного выбора профессии, формирования общей культуры личности обучающегося.

Основными принципами образовательной политики школы считаю:

возможность выбора форм образования;

личностно - ориентированный подход в обучении и воспитании;

компетентностно - ориентированный подход к обучению, соответствующий универсальности для различных видов деятельности, потребностям города;

ориентация на общечеловеческие ценности.

Особенности контингента:

ежегодно обновляется контингент на 60-80 %;

несовершеннолетние подростки, имеющие пробелы в знаниях;

несовершеннолетние подростки, бросившие школу и имеющие опыт асоциального поведения;

учащиеся, работающие на предприятиях города и за его пределами;

домохозяйки, занимающиеся воспитанием детей;

учащиеся (совершеннолетние и несовершеннолетние), вернувшиеся из заключения;

осужденные учреждения ИТК;

подследственные несовершеннолетние СИЗО;

учащиеся, демобилизованные из армии.

Особенности преподавания русского языка и литературы - многообразие форм обучения.

По положению о вечерней школе в МБОУ ВСОШ № 2 использованы следующие формы обучения:

очная;

очно-заочная;

заочная.

Для работающих учащихся используется очная форма обучения в вечернее время (3-я смена).

Для неработающих - очные классы, но они возможны при наличии в классе не менее 25 человек; таких классов в школе всего 2: 9-А, 11-А, где я (помимо 7-10 кл.) преподаю русский язык и литературу.

На индивидуальном обучении находятся дети с ограниченными физическими возможностями, учащиеся из колонии, СИЗО.

Особенности организации учебного процесса.

Учебный процесс организуется с учётом уровня знаний учащихся, их психологической готовности к обучению, их индивидуальных особенностей, то есть учитывает индивидуализацию и дифференциацию обучения, использование коллективных и групповых форм работы.

Под индивидуальным подходом понимается система управления познавательной деятельностью, протекающая с учётом индивидуальных психолого-педагогических особенностей каждого учащегося:

учёт неравномерной подготовки к восприятию знаний, их воспроизведению, применению, разные уровни способностей к обучению, особенности памяти и мышления, работоспособности;

уровень владения теоретическим материалом, запас знаний по предмету.

Помимо очной системы в МБОУ ВСОШ № 2 существует зачётная система, что исключает возможность пропуска каких-то тем и приучает к ответственности, обязательности и системности.

Успешной форме учебного процесса должны соответствовать адекватные педагогические технологии, взятые из обычной (дневной) школы. Они, как правило, подвергаются глубокому анализу и переделке, хотя основные идеи перекликаются.

Основа учебного процесса в 10,11,12 кл.-- консультация (урок).

Основой учебного процесса является консультация. Здесь важен отбор материала. Из-за слабых знаний учащихся большое внимание приходится уделять вводно-коррекционному повторению. Без ликвидации пробелов в знаниях не будет продвижения вперёд. Учим работать с источниками (учебник), находить ответы, выделять особенности, делать выводы. Возможно, в этом рационализме что-то теряется, но знания систематизируются.

Консультации провожу разные:

а) по деятельности:

тематические (по основным темам);

текущие (индивидуально, с отдельными учащимися, плохо усвоившими материал);

обучающие (тест, работа с текстом).

б) по форме:

групповые;

индивидуальные;

смешанные (индивидуально-групповые).

в) по организационным признакам:

вводные;

вводно-обобщающие;

повторительно-обобщающие;

инструктивные.

При проведении консультаций учитываются этапы усвоения знаний:

1) Мотивационный:

внешний;

внутренний (познавательный интерес к предмету);

2) Ознакомление учащихся с деятельностью и входящими в неё знаниями;

3) Практические действия (конспект, беседа);

4) Выполнение внешнеречевых действий (работа в парах, группах);

5) Индивидуальная работа (знания аккумулируются в уме).

В результате этих действий осуществляется обучение операциям мышления: анализу, синтезу, сравнению, классификации, систематизации, дедукции, индукции.

Индивидуальное обучение - проблема, особо остро вставшая в тот момент, когда наша вечерняя школа стала обучать осужденных и подследственных. Обучение ведётся:

по блочно-модульной системе;

в разноуровневых группах парного состава.

При трудном контингенте учащихся многократно возрастает значение мастерства преподавателя, который должен:

1) Оперативно выявлять педагогическую запущенность каждого ученика;

2) Снимать психологические барьеры в отношениях с учёбой, школой, учителями и учениками;

3) Обеспечивать начальный успех в полузабытых видах деятельности;

4) Стимулировать учебную мотивацию;

5) Помогать самоутвердиться и повысить самооценку личности;

6) Корректировать навыки обучения;

7) Формировать коллектив;

8) Выявлять и реализовывать зону ближайшего развития.

Исторически сложилось так, что вечерняя школа выполняет в системе непрерывного образования взрослых компенсаторную и адаптивную функции. В современных условиях функции вечерней школы расширились, так как появился целый пласт молодёжи, которая в силу ряда причин не может или не хочет учиться в дневной школе и нуждается не только в интеллектуальной, но и социальной поддержке. С учётом особенностей современного контингента можно сделать вывод, что основной функцией вечерней школы на данном этапе является содействие реабилитации учащихся. Таким образом, наша вечерняя школа создаёт для молодёжи, не нашедшей себя в массовой школе, возможность избрать свой образовательный маршрут.

60% учащихся нашей школы составляют подростки «группы риска», которые занимаются в школе первый год и имеют низкую мотивацию обучения.

Вот примерный портрет каждого второго моего ученика (7-9 класс):


1) Читает по слогам, темп чтения очень низок, не улавливает смысла прочитанного.

2) Речь несвязная, не может установить причинно-следственные связи.

3) Обладает слабой памятью. Не может запомнить и воспроизвести текст. При переписывании, пока переворачивает страницу тетради или учебника, уже забывает, что нужно писать.

4) Безграмотен. Учащиеся не знают частей речи, членов предложения (предложение учителя выделить грамматическую основу встречается недоумением, замена этого словосочетания другим - главные члены предложения - ситуации не меняет).

5) Не приучен к учебной деятельности. Внимание на уроке держится не более 15-20 минут. Не любит менять виды деятельности на уроке, так как, ввиду психологических особенностей, ему трудно переключаться с одного на другое.

6) Имеет девиантное поведение. Ведёт себя вызывающе, порой агрессивно реагирует на замечания в свой адрес.

7) Состоит на учёте в КДН или освободился из мест лишения свободы, находится под следствием в СИЗО, осуждён и пребывает в испр.-трудовой колонии.

8) В числе моих учеников большой процент детей из неблагополучных семей, следовательно, привлечь родителей в единомышленники не представляется возможным.

Выходом из данной ситуации считаю такие формы и методы обучения, которые позволяют учитывать индивидуальные особенности подростка и создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей.

Например, курс русского языка в 7-А, 8-А классах составляет 68 часов в год (то есть 2 часа в неделю). В 9-А классе 1 час в неделю!!! (Третий год не могу добиться законных 2-х часов в неделю). Вводно-коррекционное повторение при этом занимает до 15 часов от общего времени (которого, конечно, нет, вся нагрузка - на дополнительные занятия в послеурочное время, в выходные и каникулярные дни. Это, разумеется, личная добровольная инициатива. Непросто работать в таком режиме, но это важно, так как позволяет хоть как-то повторить материал, по возможности скорректировать знания и умения учащихся, которые будут необходимы в течение всего года и без которых подготовить 9-классников к ОГЭ немыслимо.

В 10,11(12)-х классах картина более благоприятна, поэтому подробнее остановлюсь на своей работе в классах второй ступени: 7,8 и 9-х.

Итак, в своей работе, учитывая достаточно низкий базовый уровень учащихся 7-9 классов, стараюсь делать упор на дифференцированный подход как при работе на уроке, так и на индивидуальных консультациях.

Дифференциация образовательного процесса по русскому языку и литературе идёт по двум направлениям:

по времени обучения;

по условиям обучения.

В первом случае каждый ученик занимается в своём темпе: кто-то быстрее, кто-то медленнее, успехи у всех разные. Если ученик не успевает сделать необходимый объём задания на уроке, предлагаю остаться на индивидуальную консультацию после урока или доделать работу дома, если есть ясное понимание цели работы. Есть и такие ребята, которые в силу ряда причин нерегулярно посещают уроки. Для них обязательны индивидуальные консультации после уроков, кроме того, они приглашаются на уроки в другие дни с параллельным классом.

Во втором случае, учитывая разный темперамент, уровень знаний, индивидуальные особенности, предлагаются разноуровневые задания, но обязательно посильные для выполнения. Условно всех учащихся 2-й ступени в нашей школе можно подразделить на учащихся со средним уровнем знаний и на учащихся с низким уровнем знаний. Если есть в классе учащиеся с хорошей подготовкой, то после объяснений учителя они работают самостоятельно в своём темпе.

Учащиеся со средним уровнем знаний также работают по заданию в своём темпе, но при затруднениях либо обращаются за помощью к учителю в индивидуальном порядке, либо присоединяются к работе с классом в тот момент, когда идёт разбор материала, в котором возникло затруднение.

Одно и то же упражнение на уроке учащиеся с разным уровнем подготовки могут выполнять по-разному: наиболее подготовленные учащиеся не только списывают, расставляя знаки препинания, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, но и выполняют дополнительные задания (озаглавить текст, подчеркнуть грамматическую основу, второстепенные члены предложения, определить тип предложения и т.п.) Но в основном для наших учащихся и грамотно списать - проблема. С такими работаю как у доски, так и индивидуально в течение урока, этим учащимся разрешаю пользоваться шпаргалками.

Задача моя (как учителя) состоит в том, чтобы помочь ученику, не отбить желание заниматься дальше, создать ситуацию успеха на уроке. Цель каждого урока - приучить учащихся трудиться и, преодолевая трудности, стремиться к новым успехам.

При написании контрольных и самостоятельных работ также применяется внутриклассовая дифференциация и индивидуализация. Каждый учащийся для себя определяет, на какой ступени находится.

При подготовке к изложению или диктанту большое внимание уделяю повторению. Как правило, занимаюсь этим во внеурочное время. Обязательно обращаем внимание на лексику, выписываем и объясняем наиболее трудные орфограммы, объясняем знаки препинания в предложениях. Если это изложение, составляем простейший план, беседуем по тексту, пересказываем отдельные части, вместе думаем, как лучше озаглавить, выполняем задание к тексту и только потом, после трёхкратного прочтения, начинаем писать. С первого раза получается далеко не у всех. На индивидуальных консультациях вновь обращаемся к тексту, делаем работу над ошибками и пишем вновь. У большинства получается со второго раза, но есть и такие ребята, кто пишет на оценку «3» только на четвертый-пятый раз. Выделив таких учащихся из классного коллектива, разрешаю им для подстраховки пользоваться текстом во время написания. Успех написания почти обеспечен. Пусть маленький и с чужой помощью, но всё-таки успех!

На уроках литературы тоже применяется внутриклассная дифференциация. Нужно признаться честно, что наши ребята не читают произведений по программе, поэтому основная работа по знакомству с произведением и его анализом лежит на учителе. Но после изучения текста произведения учащимся предлагаются задания различной направленности. Учителем составляются вопросы (чаще всего это тест), на которые учащиеся, зная текст, должны ответить.

Каждый для себя определяет, на сколько вопросов он может ответить. Слабым учащимся разрешается пользоваться текстом.

Если учащиеся работают с учебником, то слабым ученикам указываем страницы, где можно найти ответ на вопрос.

Практикую и работу в парах, когда ребята рассказывают друг другу материал после изучения темы и оценивают друг друга, причём учитель имеет право проверить объективность выставленной оценки.

Учим стихи с теми, кто на это способен, и выразительно читаем с теми, кому интеллектуальные способности не позволяют это делать.

Как уже было сказано выше, в школе существует преимущественно зачётная система оценивания. По русскому языку учащиеся 7-9 классов сдают 2 зачёта и столько же по литературе. Перед началом изучения темы каждого зачёта знакомлю ребят с объёмом, который они должны осилить выполнить. А дальше каждый из них определяет сам, на что он будет претендовать. Если учащийся не прогуливает уроки и занимается по мере сил и возможностей, то он, как правило, сдаёт зачёт без проблем и вовремя.

Существует в нашей школе и индивидуальное обучение. Индивидуально обучаются дети-инвалиды, учащиеся при отсутствии класса (например, у нас нет 5-го,6-го класса) и учащиеся, находящиеся в СИЗО, в ИТколонии. Обучение таких ребят максимально индивидуализировано. Им также необходимо выполнить требуемый объём для сдачи зачёта по предмету. Роль учителя на консультациях - помощь при затруднениях и иногда изменение некоторых заданий в связи с умственными способностями учащихся.

Таким образом, становится совершенно ясно, что старый, проверенный временем, индивидуальный подход к ученику даёт положительную динамику в обучении, повышает мотивацию обучения, помогает учащемуся выбрать ту образовательную траекторию, которая наиболее ему близка, способствует постепенной реабилитации его в школе и повышению его самооценки.

Несмотря на все сказанное выше, оптимизма не теряю.

Верю в свое профессиональное предназначение. Радуюсь даже крохотным успехам своих учеников.


Светлана Гиоева


© 2010-2022