Конспект урока по русскому языку на тему Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алтухова Ольга Сергеевна

Открытый урок по русскому языку

Тема: Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ

6 класс

Цели:

  • Предметные: сформировать представление о способе выбора написания гласных в приставках ПРЕ и ПРи


  • Регулятивные: определять цель, находить и формулировать проблему урока; выдвигать версии.

  • Коммуникативные: излагать свое мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

Задачи:

- вспомнить о значении морфем в слове

- научить определять написание гласных в приставках ПРЕ и ПРИ, различать их значение

- находить слова с приставками ПРЕ и ПРИ

- графически обозначать условия выбора орфограммы,

- совершенствовать орфографические умения

Оборудование: учебник русского языка для 6 класса под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, карточки с заданиями для работы в группах, с заданиями для рефлексии, компьютер, проектор.

Медиаматериалы: презентация

Использованная литература:

  1. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. - М.:, «Просвещение», 2008

  2. Материалы открытого урока nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/11/20/urok-russkogo-yazyka-v-6-klasse-pravopisanie-glasnykh-v

Структура урока.

  1. Организационный момент.

  2. Эмоциональный настрой.

  3. Повторение. Актуализация знаний.

  4. Введение в тему урока.

  5. Работа по теме урока.

  6. Физкультминутка

  7. Закрепление.

  8. Подведение итогов, оценки

  9. Домашнее задание.

  10. Рефлексия.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку. Приветствие.


  1. Эмоциональный настрой.

Слово учителя: Ребята, вы пришли на урок русского языка несомненно для того, чтобы получить новые знания, а также вспомнить и закрепить уже имеющиеся. А для того, чтобы процесс изучения прошел продуктивно, нам с вами понадобится хорошее настроение. Говорят, что добрая и лучезарная улыбка всегда вызывает ответную реакцию, давайте это проверим. Улыбнемся друг другу как можно приветливее и шире, правда настроение поднимается? Так вот я желаю вам, сохранить такой настрой до конца урока, или даже до конца дня. Давайте запишем в тетради число, «классная работа» и обратим внимание на доску.

  1. Повторение. Актуализация знаний.

Эпиграф на доске: Приставки придают речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла.

К.И.Чуковский

Слово учителя: Вы уже догадались, что сегодня на уроке речь пойдет о приставках. Но о чем именно? Давайте разберемся вместе. Итак, что вы знаете о приставках?

( - Приставка - это значимая словообразовательная морфема слова, которая находится перед корнем или перед другой приставкой; - Приставки и их значение изучает морфемика; - существуют изменяемые и неизменяемые приставки и т.д.)

Слово учителя: Отлично, давайте оценим наши знания о приставках, нарисуем на полях лесенку и расположим на ней человечка. Лесенка символизирует все существующие правила о приставках и их правописании, а человечек - это вы. Хорошо подумайте, на какой ступеньке находится ваш человечек, насколько вы уверены в своих знаниях по этой теме. (У лесенки максимум 10 ступенек, изображается схематично)

Молодцы! А для того чтобы вспомнить, какие приставки существуют, а также их правильное написание, давайте выполним небольшое упражнение. (Слайд 1).

Перед вами слова с пропущенными орфограммами в приставках, вам нужно записать их в два столбика, распределив по знакомым уже правилам, подчеркните орфограмму. И, кстати, не забывайте про «подводные камни», возможно, в этом упражнении есть лишние слова. Желаю вам удачи, у вас есть 3 минуты.

- Закончили? Прежде чем проверить это упражнение, оцените свои старания сами, на полях поставьте восклицательный или вопросительный знак. Напоминаю, что восклицательный знак ставится, если вы на сто процентов уверены в правильности выполнения упражнения. (Проверяется упражнение устно, параллельно обсуждаются причины распределения слов в разные группы, дети аргументируют свой выбор, выслушивают мнение одноклассников).

- Хорошо, давайте рассмотрим ключ к этому заданию, и кто же из вас был прав? (Слайд 2)

Рассмотрите еще раз эти колонки и дайте развернутый ответ, на вопрос : «Каким правилом руководствовались при выполнении упражнения?». ( Дети приходят к выводу, что слова содержат изменяемые и неизменяемые приставки, параллельно вспоминают правило правописания приставок на -З и -С, находят «лишние слова»)

- Как вы справились с этим упражнением? Были ли допущены ошибки? На полях рядом с уже существующим знаком, поставьте еще один. Если ошибок нет - восклицательный, если есть - вопросительный. Какие выводы можно сделать?

4. Введение в тему урока.

Слово учителя: Подведем итог: Разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от того они разделяются на три группы.

К первой группе относятся приставки, которые пишутся всегда одинаково независимо от произношения. Эта группа самая большая.

Ко второй группе относятся приставки, которые в одних словах пишутся с буквой З, а в других с буквой С.

К третьей группе относятся только две приставки: ПРИ- и ПРЕ-.

Эта группа самая маленькая, но самая трудная. И вы уже догадались, что речь пойдет на уроке именно о правописании этих приставок.

Давайте запишем тему урока и откроем учебники на странице 68, обратимся к параграфу №32, его название созвучно с нашей темой. Рассмотрите таблицу, и ответьте на вопрос, от чего зависит выбор буквы в приставке? Попробуйте сформулировать правило.

( Обучающиеся рассматривают таблицу, самостоятельно приходят к выводу, что правописание приставок зависит от их значения, формулируют правило)

- Приставки пре- и при- - непростые! В русском языке их называют смысловыми. Как вы думаете почему? (Наверное, нужно вдуматься в смысл приставки, чтобы не ошибиться в написании)

- Вы совершенно правы, правописание зависит от значения, на следующей странице это правило записано, проверьте себя, не забудьте прочитать образец рассуждения и рассмотреть, как правильно выделять данную орфограмму.

5. Работа по теме урока.

Слово учителя- - Для того чтобы мы запомнили правописание гласных в приставках, давным-давно были придуманы стихи, которые помогают нам в этом. Послушаем ребят. (Слайд 3-7) (читают по одному четверостишию)

6. Физкультминутка

Слово учителя: Засиделись вы что-то, пора и размяться, а заодно и попрактикуемся с новым правилом, встаньте. Поиграем в игру. Я буду называть вам слова с приставками Пре и При, вы, подумав о значении приставки и определив какую гласную нужно писать в орфограмме, выполните определенное действие. Если в приставке пишется буква Е - подпрыгните и хлопните над головой, если Е - повернетесь к соседу по парте и подмигнете.

Готовы? Начинаем!

- присел

-преграда

-пришкольный

-превосходный

-презабавный

-прилетевший

-премудрая

-придворный

-престранный

Ну вот, размялись, теперь можно продолжить работу над темой.

Вы уже знаете, что в каждом правиле есть исключения. Не у всех приставок, можно определить значение, правописание таких слов нужно запоминать, давайте откроем словарики и со страниц учебника выпишем все слова, что заключены в рамочки. Обратите особое внимание на выделение орфограмм. ( Слова в учебнике на страницах 71-72 выписываются в Словарь трудных слов).

- Вы выписали слова, что интересного вы заметили при выделении орфограмм? (в некоторых словах ПРЕ и ПРИ являются частью корня)

- Отлично! Вы очень наблюдательны.

7. Закрепление:

Слово учителя: Ну вот, вы хорошо справляетесь с определением значения приставок и их правописанием, предлагаю поработать в группах, выполнить упражнения по карточкам, в каждой группе будет капитан, который потом защитит вашу работу у доски. Работы в карточках № 4 и 5 сдайте мне, результаты этих работ оглашать не надо.

(карточки на столах, работают по четыре человека, в конце работы защищают у доски, карточки №4 и 5 сдают учителю.)

Карточка 1

Распределить слова на две группы:

1.с ясным значением приставки:

2. с неясным значением приставки:

Пр_одолеть, пр_мечать, пр_смотреться, пр_льщать, пр_хорошенький, пр_открыть,

пр_чудливый.

Карточка 2

Распределить слова на две группы:

  1. Приставка со значением приближения:

  2. Приставка со значением неполноты действия:

Пр_открыть, пр_брежный, пр_школьный, пр_йти, пр_тормозить, пр_сесть, пр_мчаться.

Карточка 3

Распределить слова на две группы:

  1. Слова с приставкой ПРЕ:

  2. Слова с приставкой ПРИ:

Пр_одолеть, пр_неприятный, пр_вязать, пр_вет, пр_мудрый, пр_забавный, пр_вокзальный, пр_чудливый, пр_града.

Карточка 4

Найди ошибки с словах, перепиши их, соблюдая офографию.

1) Белая берёза под моим окном пренакрылась снегом, точно серебром.

2) Из-за далекого горизонта неслись и преближались низкие облака.

3) Тонкие стволики прегнулись к земле, премерзли и ждут с часу на час освобождения.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Карточка 5

Найди ошибки с словах, перепиши их, соблюдая офографию.

Прикатился клубок, преостановился. Присмотрелся, пригляделся Иванушка и видит - местность незнакомая. Прикрикнул он на клубок, а тот приспокойно на месте лежит. Иванушка прехорошенький был. Не страшны ему никакие преграды. Хотел прилечь, только прекоснулся к траве, а трава в росе. Присел на придорожный камень. Призадумался.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Закрепление (продолжение).

Вы отлично поработали. Давайте закрепим изученное, пройдем небольшой тест в режиме онлайн. ( Слайд 8).

(Совместно с учителем проходят тест, параллельно обсуждая правильность выбора варианта ответа, знакомятся с результатом)

8. Подведение итогов, оценки. Рефлексия.

За работу по карточкам …

За устные ответы…

Давайте вернемся к «Лесенке», которую мы рисовали в начале урока, и нарисуем еще одного человечка, это снова Вы, но уже в конце урока, продвинулся ли ваш человечек по лестнице знаний? Это хорошо?

У каждого на парте лист для проведения рефлексии, заполните его и вложите в тетрадь, это очень важно.

Лист для рефлексии:

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен

А ваше настроение? Осталось ли оно таким же хорошим как в начале урока? Что нужно сделать, чтобы проверить настроение соседа? Правильно, улыбнуться ему.

9. Домашнее задание.

Обратите внимание на экран (Слайд №9) Это домашнее задание, запишите его в дневник. Не забудьте передать тетради, я проверю ваше домашнее задание и работу на уроке.

Урок окончен. До свидания!

6


© 2010-2022