- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы на тему
Урок литературы на тему
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Проскурякова О.А. |
Дата | 11.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок литературы в 6 классе э
Тема: Развязка романа А.С. Пушкина «Дубровский»
Цель:
предметные:
повторить материал о линии отношений «Маша Троекурова - Владимир Дубровский»;
углубить знания о жанре произведения, о социальной среде романа;
формировать понятие о чести, достоинстве, семенных ценностях на примере романа;
обучать умению корректировать и оценивать собственную учебную деятельность (регулятивным универсальным учебным действиям);
метапредметные: распознавать известную и новую предметную информацию, извлекать её из различных источников, уметь находить и объяснять подтверждающие факт примеры, воспроизводить изученное, применяя его к учебной ситуации, формировать умение ставить проблемные вопросы, определять авторскую позицию, делать выводы;
личностные: обогащение языковой личности, формирование стремления к грамотной речи как показателю общей культуры и его уважения к окружающим, помочь осознать себя как личность, часть большого мира
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, учебник, проект учащегося, циклограммы учащихся.
Ход учебного занятия
Эпиграф
Жизнь прожить - не поле перейти
Русская народная пословица
-
Организационный момент. 1 мин.
- Здравствуйте, ребята. Какое любимое время года у Пушкина? Осень. Надеемся, что он нам поможет в любимое время незримым присутствием сделать урок интересным и познавательным. Садитесь.
-
Мобилизация обучающихся на получение знаний. 2-3 мин.
- Работа с эпиграфом. Как вы понимаете эти строки (на доске).
-( то есть) Вы авантюристы? Знакомо ли вам слово авантюра? (Рискованное, сомнительное по честности дело, затеянное в надежде на случайный успех. Происшествие, неожиданный случай). Слайд 1
- Есть ли авантюра в нашем романе? Докажите.
1.Например: Дубровский стал разбойником - сомнительное дело. 2. Неожиданный, непредвиденный случай - разорение Дубровского. 3. Встреча Саши и Мити - неудавшийся риск. (написаны на доске примеры)
- Каким мы можем назвать роман, сделав вывод из наших примеров? Авантюрный роман. Слайд 1
-
Актуализация знаний, на основе которых строится «мостик» к изучению нового.
-
Слово учителя
Запишите число, оставьте место для темы, сделайте запись - авантюрный роман.
-
Беседа. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Предварительные выводы. 5-6 мин.
Слайд 2
Какие 2 конфликта мы увидели в романе? Социальный и бытовой. Бытовой - отношения Маши и Дубровского.
Выделим ключевые выражения в отношениях «Маша - Дубровский».
1.Не обратила внимания.
2. Не заметила трепета, изменившегося голоса.
3. Изумлена храбростью и самолюбием бедного учителя.
4. Оказывала уважение.
5. Сердце неравнодушно. Но как полюбить неравного себе?
6. Было любопытно. В саду молчит в ответ на его признания - Глава 12.
- «Умереть - монастырь - за Дубровского» - Как вы объясните такой ход её мыслей? (Сами ученики)
Вывод: Дубровский благороден, великодушен. Он не склоняет Машу к браку, потому что видит, что она его не любит, и страдает от её нелюбви. Он хочет лишь освободить её. Семь месяцев не видятся они - Маше он не нужен. Она не помнит о нем. Предварительный вывод: Нет, Маша не любила Дубровского.
Прав был Андрей Гаврилович, отец Дубровского, когда говорил, что лучше «жениться на бедной дворяночке, чем сделаться приказчиком избалованной бабёнки».
- Как вы понимаете слово обет? О. - данное Богу обещание что-либо исполнить.
Выводы: (сами ученики) Обет Маши - причина отказа. В отличие от своего отца, Маша верна принципам. Верность, честь. Таким образом, говоря о конфликте Маша - Владимир нельзя не сказать и о другом конфликте Троекуров - Андрей Гаврилович Дубровский - прослеживается связь поколений, социальной обстановки.
- 10 мин.
-
Мотивация целеполагания и определение темы и цели урока. 30 мин. до конца урока
1). Проблемная ситуация. Поиск проблемы и определение проблемы обучающимися. Проблемный вопрос 2 мин.
Слайд 4 - Вспомните эпизод, который мог бы стать счастливым концом, развязкой произведения?
Глава 12, стр.113 - признание Дубровского? Свадьба?
Стр.80, гл 4 - Кирила Петрович «смутился, совесть его роптала, старый товарищ молодости, победа не радовала его сердца, решил помириться, возвратить имение». - «Лицо чернее ночи, с презрением улыбнулся, грозно взглянул, поехал шагом» (в голове зарождался план). Итак, счастливого конца не случилось. А почему?
Выводы: Потому что мы видели в начале романа, каков настоящий Троекуров, и такой итог был бы неправдивым. В этой главе мы увидели, как разрушилась дружба двух людей, как не стало семьи Д.
Слайд 5 Когда можно было ещё остановиться? И Дубровский не стал бы разбойником? Когда Архип сжег людей, повернуть назад стало невозможно.
2). Самоопределение «Надо»-«хочу»-«могу»… 1 мин. Слайд 6
- Определим, что «Надо»-«хочу»-«могу» на уроке? Надо изучить.. Хочу понять… Хочу узнать… Могу рассказать…. Могу поделиться…
3). Формулировка темы урока и его целей обучающимися 1-2 мин.
- Какой же вопрос мы не обсуждали и обсудим сегодня? Окончание романа?
- Какой вы ожидали развязку?
Тема: Развязка романа «Дубровский».
Цели урока? (сами уч-ся) Выяснить, что стало в конце со всеми героями. Что стало с Машей, с Дубровским. С Архипом-кузнецом?
Запись в тетрадях темы урока.
V. Обобщение и систематизация знаний 12 мин
1) Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Работа с текстом романа по учебнику.
Выборочное чтение. Стр.134. 8 мин
- Как Пушкин называет крестьян в романе? Запись в тетради. Разбойниками. Мошенниками называет их сам Дубровский.
- Как он сам в тексте опровергает это утверждение?
1)«На валу подле маленькой опушки… караульный Степка…вставлял заплатку… с искусством портного...», «странное молчание царствовало…» - не разгульное веселье, - жалели Дубровского.
2)«запел песню во всё горло: Не шуми, мати зеленая дубравушка.» - русская народная. Разбойник, с точки зрения "молодецкого" мироощущения, вовсе не крестьянский сын, он - сын "матери зеленой дубравушки"; он лишен не только кровного, но и социального родства.
3)«Старушка в белом чепце, опрятно и чопорно одетая» - Арина Егоровна Бузырева, нянька Д. Чопорно - слишком строго соблюдая правила этикета.
Физминутка
Вопросы на проверку восприятия текста 2 мин.
- Как солдаты нашли лагерь Дубровского? Митя вывел.
- Сколько было солдат? Около 150-ти.
- Как закончился бой?
- Почему Дубровский подошел в упор к офицеру, командиру и застрелил его? Чтобы солдаты остались без командира и не перебили всех крестьян.
2) Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). 2 мин.
Дубровский остается разбойником? А почему он им стал?
- Почему Дубровский покинул своих крестьян? 1. Месть. 2. Служение любимой. Он стал разбойником из-за мести, а потом, чтобы служить любимой женщине. И то, и другое оказалось ненужным. Дубровский оставался всегда благородным дворянином, поэтому прекратил атаманскую жизнь.
VI. Применение знаний и умений в новой ситуации. 3 мин
-
- Что общего есть между Машей и Владимиром? (Они оба верны своему долгу, чести, морали. Этого не хватало их родителям, поэтому и возникли два конфликта, о которых мы говорили в начале. Также Пушкин говорит, что и государство само нарушает законы людей, может обидеть слабого. Но терпение закончится, и тогда слабые (крепостные) восстанут против хозяев. Об этом он написал в повести «Капитанская дочка», которую мы прочитаем в 8 классе).
Как вы думаете, какое продолжение могло быть у романа?
Слайд 7
В собрании черновиков Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего тома романа. Расшифровка более позднего варианта: (Князь Верейский) -Сватовство - свидания. Письмо перехвачено. Свадьба, отъезд. Команда, сражение. Распущенная шайка - Жизнь Марьи Кирилловны - Смерть князя Верейского - Вдова. Англичанин - Игроки. Свидание - Полицмейстер - Развязка.
-
Проекты, творческая деятельность учеников. Индивидуально и в парах. (опора на схему, план). 5 мин. Рисунки на доске.
Ребята приготовили свои работы. Им слово.
Защита проекта Павла Глебова. «Панорама жизни в романе. Эпизод».
Диаграммы «История жизни Маши Троекуровой», «Владимир Дубровский» - Л. Павлова, В. Курдас.
-
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 1-2 мин
слайд 8
- Вернемся к нашему вопросу в начале урока. Какой вы видели развязку в начале чтения? В начале этого урока? В конце урока? Что изменилось в вашем восприятии? Почему нельзя иначе?
+Потому что это реалистический роман, герои живут не так, как хочется автору или читателям, а так, как требует их время.
VII. Рефлексивная деятельность обучающихся и учителя. 2 мин
1). Оценивание обучающимися своей учебной работы (в рамках первичной проверки сформированности умений).
-Какую оценку вы поставите себе? Ученикам? Классу?
2). Рефлексия (я знаю.., я умею..). Слайд 9
Чему я научился?
Что узнал нового?
О чем задумаюсь?
VIII. Оценивание учителем индивидуальной, групповой, коллективной работы на уроке. Выставление отметок.
IX. Домашнее задание. Выберите из первых трех одно: 1-2 мин Слайд 10
-
по выбору: Подготовить рассказ «Последний бой в лесу».
-
Составить вопросы княгине Марье Верейской, Кириле Петровичу.
-
Составить циклограмму жизни одного героя.
Обязательно одну повесть Пушкина: прочитать «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель», принести книгу, электр.книгу на урок .
8