Пплан-конспект урока литературы Законы волшебной сказки

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока литературы в 5 классе.

Тема урока: Законы волшебной сказки. Композиция сказки.

Цели :

образовательные: повторить и систематизировать полученные знания о сказках, уметь отличить волшебные сказки, познакомить с композицией , особенностями волшебной сказки.

развивающие: развивать мышление и речь учащихся, вырабатывать умение практического применения полученных знаний, активизировать самостоятельную деятельность, развивать познавательную активность;

воспитательные: воспитание коммуникативности, интереса к предмету, привитие культуры общения.

оборудование: презентация, рисунок русской печи , раздаточный материал для подведения итога урока и рефлексии.

Оформление доски:

Законы волшебной сказки.

1)Борьба добра и зла.

2)Сказочные события(дорога, задания, отгадывание загадок, битва и т. д.)

3)Сказочные числа,повторы.

4)Волшебные предметы.

Композиция сказки.( зачин, сюжет, кульминация,концовка).

Ход урока:

1.Организация класса.

Мы с вами встретились сегодня впервые. Перед тем как поздороваться, давайте улыбнемся друг другу, вспомним, что слово «здравствуйте»-это пожелание здоровья каждому из нас.

Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. Урок - это и есть наше с вами совместное творчество.

2. Сообщение темы и целей.

Сегодня мы с вами вспомним, что знаем о сказках, познакомимся с построением сказочного произведения, совершим заочную экскурсию по художественной галерее, сочиним свою сказку.

3.Работа по теме урока.

А) Мы с вами отправляемся в сказку.А поведет нас туда один из волшебных предметов, часто встречающихся в сказках - это самая важная часть в доме. Отгадайте, о чем я говорю. Правильно, это русская печка. В каких сказках печка помогала героям?( на ватмане - рисунок печи, на который прикреплены нарисованные на отдельных листочках пирожки. В процессе урока дети снимают по одному пирожку и читают написанные на обороте листочка задания, соответствующие этапам урока, и выполняют их.)

Начнем путешествие в мир сказки с экскурсии по художественной галерее, познакомимся с творчеством Васнецова.

-Что такое картина?(ответы детей)Даются термины «картина», «иллюстрация».

В чем отличие картин от иллюстраций?

Рассказ ученика по подготовленной им презентации о творчестве Васнецова, его жизненном пути, картинах.

Б)Оживим одну из иллюстраций.

Показ учащимися сценки из сказки «Лиса и заяц».

-Какие особенности русских народных сказок вы заметили?

К какой группе сказок вы отнесете эту сказку?

Какие еще группы сказок вы знаете?

В чем особенности волшебных сказок?

В волшебных сказках есть свои законы. Вы уже говорили о них. Прочитаем и запишем их в тетрадь:

1)Борьба добра и зла.

2)Сказочные события(дорога, задания, отгадывание загадок, битва и т. д.)

3)Сказочные числа,повторы.

4)Волшебные предметы.

А как построены эти сказки?(Дается термин «композиция» под запись)

Что общего в начале сказок? Зачитайте зачин.

Что общего в финале сказок? Зачитайте концовки.

Какие моменты в сказках являются самыми напряженными?Приведите примеры кульминационных моментов.

Запишем элементы композиции сказки.( зачин, сюжет, кульминация,концовка).

В)Продолжим путешествие по картинной галерее.

Рассказ ученика о картинах «Аленушка», «Иван царевич на сером волке».

Попробуем сочинить свою сказку про Аленушку с картины Васнецова.

К какой группе сказок вы отнесете эту сказку?

Каким будет зачин?Назовите свои варианты, выберите тот, который больше подходит к нашей сказке.

Каким будет сюжет?Ваши варианты.

Подберите концовку.

Попробуйте словесно нарисовать вашу Аленушку.Итак, какой вы бы ее нарисовали?

Г) Несколько ребят в нашем классе создали и проиллюстрировали свои сказки.Послушайте эти сказки, посмотрите иллюстрации и сделайте свои замечания:

-Что вам понравилось в сказке и иллюстрации?

Что бы вы изменили?

4. Подведение итогов.

Что же такое композиция?Только ли в литературных произведениях используются законы построения произведения? А в музыке,живописи?

5. Рефлексия.

У вас на партах лежат нарисованные пирожки. Выберите один из них - румяный или черный, горелый , и прикрепите ваш пирожок на печку, которая помогала нам весь урок и давала интересные задания. Если вам понравился урок,выберите румяный пирожок, если на уроке вам было неинтересно- горелый.

6.Домашнее задание.Оценки.

Написать свою сказку и оформить ее иллюстрациями.



© 2010-2022