План-конспект урока литературы в 9 классе

 Урок литературы в 9 классе.   Тема: «Возьми немного света моего..»              (по рассказу А,И. Солженицина «Матрёнин двор»)           Цель: активизировать мыслительную деятельность уч-ся, развивать навыки анализа                        художественного  произведения, учить уч-ся определять авторскую позицию,               выражать свою точку зрения; воспитывать уважительное отношение к               человеку, умение сопереживать , чувствовать боль другого.                                  ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока литературы в 9 классеМБОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Октябрьский

Перелюбского муниципального района Саратовской области»















Урок литературы в 9 классе



( По рассказу А.И. Солженицина

«Матрёнин двор»)



Работу подготовила Овчаренко С.А.-

учитель русского языка и литературы.

Адрес: 413768, Саратовская обл.,

Перелюбский район п.Октябрьский

ул. Советская, д.36.











2014 год.


Тема: «Возьми немного света моего..»

(по рассказу А,И. Солженицина «Матрёнин двор»)

Цель: активизировать мыслительную деятельность уч-ся, развивать навыки анализа

художественного произведения, учить уч-ся определять авторскую позицию,

выражать свою точку зрения; воспитывать уважительное отношение к

человеку, умение сопереживать , чувствовать боль другого.

Эпиграф.

У тех людей всегда лица

хороши, кто в ладах с совестью

своей.

А.И.Солженицын.

Ход урока:


  1. Вступление. Учитель (чтение стихотворения):

Мы в детстве были много откровенней.

  • Что у тебя на завтрак? - Ничего.

  • А у меня хлеб с маслом и вареньем.

Возьми немного хлеба моего.

Года прошли, и мы иные стали,

Теперь никто не спросит никого:

  • Что у тебя на сердце? Уж не тьма ли?

Возьми немного света моего...

« Возьми немного света моего...»

Этой поэтической строкой пермского поэта Алексея Решетова мы начинаем

наш сегодняшний урок по рассказу А.И.Солженицына «Матрёнин двор».

Запишите тему и эпиграф

Учитель. Первоначальное название рассказа - «Не стоит село без

праведника...».

И хотя писателю пришлось изменить его из-за цензурных

препятствий, ключевое слово не выпало из произведения, оно

прозвучало в финальных строках.

  • Прочитайте их. (зачит. с.277)

  • Какое же это слово?

  • Как вы понимаете слово «праведник»?

( в 19 в. так называли человека, поведение которого соответствовало

религиозным заповедям).

  • Кого писатель называет в своем рассказе праведником? Прав ли он?


Учитель. Сегодня на уроке мы должны будем с вами, познакомившись с

жизнью Матрёны, проанализировав те нравственные ориентиры,

которым следует она в жизни, назвать черты характера героини,

сделавшие её праведницей, и записать их в таблицу.

Запишите в тетрадь проблемный вопрос.

Что делает Матрёну праведницей?

  • трудолюбие;

  • бескорыстие;

  • доброта (незлобивость);

  • простота (неприхотливость);

  • смирение (терпеливость);

  • жертвенность (самопожертвование);

  • любовь к жизни (жизнелюбие)

Учитель. А теперь обратимся к тексту.

Произведение состоит из 3-х частей.

Как бы вы озаглавили их?


  1. Матрёна в восприятии рассказчика.

  2. «Прошлое героини».

  3. «После смерти»

Вопрос. Что мы узнали о Матрёне со слов повествов.

Представьте героиню.


  1. Анализ (1 главы) рассказа.


  1. Сообщение уч-ся.

  2. Слово учителя.

  3. Беседа по вопросам.

  4. Работа с таблицей.

Сообщение. Матрена в восприятии рассказчика.

Учитель. Работа за «палочки»,отсутствие пенсии у человека, всю жизнь

проработавшего в колхозе, подпольная заготовка торфа - таковы

суровые реалии послевоенной деревни.

с.261. - зачит. Как много сказано в этой маленькой фразе...

Вопрос. Почему нам важна его позиция?

Расскажите, какой увидел Матрёну рассказчик? Как он выражает

свою позицию.

Сообщение. Отношение повествователя к Матрёне.

Учитель. Итак, мы познакомились с Матреной, с её особым отношением к

жизни, с ее миропониманием.

Я думаю, что сейчас мы, обратившись к проблемному вопросу,

должны будем определить те нравственные ориентиры, которые

делают ее праведником, те нравственные ориентиры, которым

следует Матрена в своей жизни.

Вопрос: какие бы черты характера вы назвали?

Записываем в таблицу.

Работа над содержанием 2 главы.

Учитель: И рассказчик, и Матрена живут настоящим, не бередят прошлого

друг друга, не расспрашивают о нем.

И вдруг... тишина эта, привычность, устойчивость настоящего

разрушается. Горячее, незабытое, оно (прошлое), оказывается,

притаилось до срока. И срок прошел.

Вопрос: Найдите в рассказе ту точку зрения, с которой, собственно, и

начинается развитие событий.

(это приход в дом М. Фаддея).

Учитель: Итак, сюжет рассказа начинается тогда, когда в жизнь героев

врывается прошлое.

Вопрос: Что мы о прошлом героев? Матрёны?

Сообщение: «Прошлое героини».

Учитель: Замуж выходит за Ефима - жалко стало: «Мать у них умерла.»

«Рук у них не хватало...»

Горницу отдает - Фаддею так захотелось. Хоть и жутко было

ломать ту крышу, под которой прожила 40 лет. Хоть и понимала: это

конец всей ее жизни.

И здесь вся Матрена: с ее отношением к жизни, к людям.

И пусть в ущерб себе, своим чувствам.

Главное -

Вопрос: Что же для неё главное?

(Чтобы было хорошо людям)

Обращаемся Какая черта характера Матрёны, особая сторона её личности

к таблице. Была проявлена?

Записывается: Это делает её поистине праведницей.

Жертвенность Это качество истинного христианина.

Учитель: «В тот вечер открылась мне Матрёна сполна»

Авторская оценка сменяется прямой авторской характеристикой.

Вопрос: Какие слова, с помощью которых автор выражает свое отношение к

героине, привлекли ваше внимание?

Какие слова находит писатель? Какие чувства выразил в них?

В них - авторская жалость, сочувствие.

с. 265 зачит.: «У тех людей всегда лица хороши, что в ладах с совестью своей.»

Учитель: Эти слова стали эпиграфом к уроку.

Вопрос: Как поняли вы их?

Что нового открылось автору в Матрёне?

В чем ее особая красота? Сила?

Записываем Героиня Солженицына обладает качеством, делающим её

в схему: безгремной.

Любовь


Анализ 3 главы «После смерти»



Учитель: «И шли года, как плыла вода...»

Вот и не стало Матрены. «Убит родной человек», - не скрывает

своего горя герой - рассказчик.

Вопрос: А как относятся к смерти Матрены родные и близкие?

Сообщение уч-ся.

Учитель: Горек итог этого рассказа. Матрёна - одна в селе. Таких же людей, как

Фаддей, для которых «добро» имеет только материальный смысл, -

очень много.

И все-таки рассказ выдержан на какой-то теплой, светлой ноте.

Задание: Прочтите заключительные строки произведения.

Как вы их поняли?


  1. Заключительная часть. Обобщение.

Учитель: Итак, мы вывели формулу праведности по которой живет главная

героиня Солженицына Матрёна Васильевна Григорьева.

Назовите черты характера героини, сделавшие её праведницей.

(по схеме чит. ученик)

Конечно, мы смотрели на Матрену глазами автора.

Вопрос: А вы? Как отнеслись к героине вы? Какие чувства она вызвала у вас?

Учитель: На доске написаны слова, которые помогут вам. Выберите те их них,

которые характеризуют ваше отношение к героине. Обоснуйте свой

выбор.

На доске: жалость гордость непонимание

сочувствие восхищение недоумение

Вопрос: В чем современность рассказа? Актуальность?

Встречались ли вам в жизни такие люди, как Матрена?

Хотели бы вы встретить таких людей? Почему?


Заключительное слово учителя.

Далеко не все захотят жить так, как живет героиня Солженицына: в ущерб себе, в заботе о других.

Но... мечты могут и не сбыться, счастье - не состояться, успех - не прийти, но человек, уже родившийся, должен пройти свой путь, каким бы он не был6 удачным или неудачным, - сохранив в себе и мужество, и человечность, и благородство, не убить то высокое, что заложено самой природой.

И какие бы чувства не вызывала в нас Матрена, жизнь человека, способного сказать

«Возьми немного света моего», уже достойна уважения.


  1. Подведение итогов.

Д.з.: сочинение - миниатюра « Жить праведно... Важно ли это для человека?

Почему?»







© 2010-2022