Урок Тема подвига и самопожертвования в «Легенде о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»

Форма проведения: урок-дискуссия Цели и задачи урока: -познакомить учащихся с «Легендой о Данко»  М. Горького -совершенствовать умения и навыки анализа прозаического текста, сопоставления и обобщения материала -проанализировать произведение с точки зрения его идейного своеобразия -через анализ легенды воспитывать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: самопожертвованию, подвигу, служению людям, добру. Оборудование: -портрет М. Горького -презентация -карточки с заданиями -таблица н...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема подвига и самопожертвования в «Легенде о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

7 класс

Форма проведения: урок-дискуссия

Цели и задачи урока:

-познакомить учащихся с «Легендой о Данко» М. Горького

-совершенствовать умения и навыки анализа прозаического текста, сопоставления и обобщения материала

-проанализировать произведение с точки зрения его идейного своеобразия

-через анализ легенды воспитывать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: самопожертвованию, подвигу, служению людям, добру.

Оборудование:

-портрет М. Горького

-презентация

-карточки с заданиями

-таблица на доске

-«дерево предсказаний»

-толковые словари

Методика:

Применение «Технологии развития критического мышления».

Ход урока.


1.Вступительная часть урока. Создание мотивации и эмоционального настроя.

(слайд 1- пламя)

-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня мы проведем урок литературы.

И вы, и я волнуемся. Послушайте, как стучат наши сердца. Давайте подарим их друг другу.

2.Фаза вызова.

-Хочу обратить ваше внимание на таблицу на доске.

ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

УЗНАЛ




Я попрошу вас сейчас заполнить первую колонку «Знаю».

-Какие ассоциации появляются у вас со словом ПОДВИГ? Как он связан с нашей жизнью? (слово ПОДВИГ вывешивается над таблицей)

-Какие примеры подвигов вы можете привести из художественной литературы?

-Вы так легко называете примеры. А что же такое подвиг? Дайте определение этому понятию.

-Давайте посмотрим в «Толковом словаре» Ожегова.

* Героический самоотверженный поступок. (слайд 2 - определение)

-Как вы понимаете слово ПОСТУПОК?

-Обратимся к словарю.

* Решительное активное действие в сложных обстоятельствах.

(слайд 3 - определение)

-Сегодня мы с вами будем изучать (слайд 4 - иллюстрация книги) произведение М. Горького «Легенда о Данко» из рассказа «Старуха Изергиль». Вы уже прочитали легенду.

-Попробуйте определить тему произведения.

(подвига, поступка, трусости, предательства)

-Прежде чем мы поставим цель урока и зафиксируем в колонке ХОЧУ УЗНАТЬ, хочу обратить ваше внимание на ещё три понятия:

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ (попробуйте дать определение) (слайд 5 - определение)

ТРУСИТЬ (дайте определение) (слайд 5 - определение)

БЕССИЛИЕ (дайте определение) (слайд 5 - определение).

-А теперь эти 5 слов я соберу в кластер. (слайд 6 - кластер)

-Посмотрите на него и скажите, что объединяет или разделяет эти слова? Какие вопросы появляются у вас в связи с объединением этих слов? Что может быть написано в центре кластера?

(как подвиг сопоставляется с трусостью,

почему подвиг и трусость стоят рядом,

что можно назвать подвигом,

подвиг и самопожертвование - одно и то же,

поступок Данко - подвиг или самопожертвование?)

*Учащиеся записывают вопросы на доске.

-Цель нашего урока - выяснить, дать ответы на эти вопросы.

3.Фаза реализации смысла.

-Чтобы понять, почему Данко решился на поступок, надо узнать, что заставило его повести племя, т.е. мотивы поведения.

-Обратимся к началу текста. Как Горький характеризует племя? (1,2 предл)

-Где они жили сначала? (1,2 предл)

-Почему эти смелые люди оказались в глухом лесу? (3 предл)

-Чтобы лучше понять, осознать, в какой обстановке находилось племя, обратимся к языковым особенностям текста. (слайд 7 - лес)

Задание: выписать со стр. 84 краски, описывающие природу леса (1 группа), звуки и запахи леса (2 группа), описание племени (его характеристика) (3 группа).

-Дайте определение слов ЗАВЕТ, СМРАД.

-Сопоставьте характеристику племени и места обитания.

(противоречат, противопоставлены)

-Что этим хочет сказать автор? (люди оказались в плену обстоятельств)

(слайд 8 - племя)

-Почему у таких сильных людей родился страх? (от безысходности и смерти близких)

-Что-нибудь предприняло племя, чтобы изменить свою жизнь?

-Подберите синоним к фразе НИЧЕГОНЕДЕЛАНЬЕ.

(равнодушие, бездействие, сидеть на месте)

-К чему привело бездействие? Что породило? (трусость)

-К какой мысли привели их трусость и бездействие?

(породили готовность к рабству и зависимости)

-Т.е. лучше рабство от врагов, чем рабство от бессилия и страха.

-Можно ли жизнь человека, живущего в страхе, равнодушно или спокойно, готового к рабству, назвать честной и свободной?

(слайд 9 - цитата Толстого)

-Л.Н. Толстой говорил: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость.»

-А как об этом говорит М. Горький в нашем тексте? Найдите его слова и зачитайте.

(«Кто ничего не делает, с тем ничего и не станется»)

-А какая поговорка существует в русском фольклоре?

(под лежачий камень вода не течет)

-Т.е. человек пока бездействует, он ничего не добьется, не будет даже нравственно развиваться.

-И вот появляется Данко. (слайд 10 - Данко)

-Почему люди, посмотрев на него, увидели, что «он лучший из них»? Зачитайте цитату.

(«В очах его светилось много силы и живого огня»)

-Почему доверили именно ему вывести племя?

-Из текста видно, что решение толпы объясняется порывом, желанием снять с себя ответственность. Это слепая вера в то, что Д. один справится с возможными трудностями.

-Тогда почему они сначала «начали роптать» на Д., а потом и вовсе «в гневе обрушились» на него?

(Оказалось, что Д., который шел впереди них, вызвал

раздражение, т.к. «стыдно было сознаться в бессилии».

«Стали они упрекать его в неумении управлять ими».)

-За что же он должен был погибнуть? (за то, что им в дороге не было легко)

-Какое чувство переживает Д., глядя на толпу судящих его людей?

(сначала испытывает негодование, но «от жалости

к людям оно погасло», «вспыхнул огнем желания спасти их»)

-Т.е. Д. сумел смирить свою гордыню. Чувство любви к миру и к людям в нем победило.

-Почему же тогда в душе Д. зародилась тоска? (безверие убивает человека)

*Чтение учителем текста

- Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

-Для чего Д. вырвал из груди сердце? (чтобы доказать любовь и верность людям)

-Давайте посмотрим об этом видеофрагмент. (ВИДЕО)

4.Фаза рефлексии.

-Теперь вернемся к нашему кластеру и целям урока. (слайд 13 - кластер)

-Поступок Данко - подвиг или самопожертвование?

-Подвиг и самопожертвование - одно и то же?

-Что можно назвать подвигом?

- Как подвиг сопоставляется с трусостью? Почему подвиг и трусость стоят рядом?

-Чем может пожертвовать современный человек? (деньги, время, условия)

-Для того чтобы пожертвовать собой ради другого, чтобы совершить подвиг, нужно только идти на войну, броситься в пожар? (маленькие подвиги совершаются самыми обычными людьми в самых обычных обстоятельствах)

-Горький говорил( слайд 14 - цитата Горького): «В жизни всегда есть место подвигу»

-Приведите примеры подвигов из жизни.

-Данко особенный человек? А какой человек способен совершить подвиг?

-Чтобы лучше понять, чем герой отличается от обычных людей, а в частности Данко от племени, я предлагаю вам выполнить задание 2 - составить обратный кластер.

Задание 2:впишите в овалы свои мысли , выводы о племени и Данко в различных отношениях.

-Чем Данко отличается от племени? Каков герой по сравнению с племенем?

(слайд 15 - Данко и племя)

(любовью к людям)

-Могли ли люди в таком душевном состоянии и с такими взглядами совершить подвиг?

-Значит, для подвига нужно вдохновение? (это внутреннее желание помочь, независимо от взглядов, состояния, настроения человека, это любовь и умение жертвовать собой)

Горький нам показал примеры жизни людей в обществе: одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других.

-А теперь попробуем представить, что было бы, если… Предлагаю создать «Дерево предсказаний».

* Представьте, что Данко не отличается от остальных в племени. Напишите предположение, каково было бы будущее племени и Данко? (Создайте БАНК ИДЕЙ и выберите из них самые интересные и запишите на белых листах. А затем подойдите к доске и закрепите на левой стороне ДЕРЕВА.)

* Теперь представьте, что «один человек» не наступил ногой на сердце Д., а вложил в грудь героя, и тот ожил. Что было бы в будущем с племенем и Данко? (Прикрепите ответы к правой стороне ДЕРЕВА.)

-Почему белые листы оказались пессимистичными, а розовые оптимистичными?

(Вера в жизнь, в будущее движет человеком)

-Вернемся к целям нашего урока. Смогли ли мы ответить на поставленные вопросы?

-У нас остался ещё один вопрос6 Для чего Данко, да и вообще люди совершают подвиг?

Критик Л.А.Трубина пишет, что в легенде о Данко утверждается «идея подвига во имя общего счастья». Вы согласны с этим мнением? В чем?

(ради спасения других людей, из любви к ним)

-Требует ли Горький в легенде героизма от людей?

Критик Г. Владимов убежден, что «нельзя ни от кого потребовать героизма, но научиться…..»

-Чему может научиться человек? Закончите фразу критика.

(«но научиться уважать его можно»)

-В чем же заключается смысл легенды: в прославлении героизма или в стремлении научить людей уважать героизм? Или в чем-то другом?


-А теперь вернемся к кластеру. Что же должно быть написано в центре? Что нужно проявлять к любому человеку?

(уважение)

(слайд 16 - цитата Горького)

-М. Горький писал: «Подвиг - это высшая степень свободы от любви к себе»

Объясните фразу Горького.

*Подвиг - это не только поступок, подвиг - это умение любить любых людей. Подвиг Д. - принести людям счастье.

5.Подведение итогов.

-Что же вы узнали о подвиге? (ответы записываются в таблицу УЗНАЛ)

-Изменилось ли ваше представление о подвиге?

(подвиг - это умение дарить любовь к людям)

*В своем творчестве М. Горький решал вопросы, каким быть человеку и как ему жить среди людей.

-Давайте ещё раз послушаем наше сердце и частичку тепла наших сердец подарим людям - это и будет нашим маленьким подвигом.

*Благодарю вас за урок. С вами приятно и интересно было работать. Отметки …

Методическая литература:

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004.

Литература. 5-11 кл. Образовательные технологии: инновации и традиции: конспекты уроков/авт.-сост. Е.Н. Попова и др. - Волгоград: Учитель, 2009.

Интернет-ресурсы:

uchportal.ru/publ

video.yandex.ru

hasid.livejournal.com/912323.html

ceolte.com/view/918

Самоанализ: данный урок является закреплением и строится как урок-дискуссия, беседа. Он предполагает обзор содержания материала, идей произведения, анализ системы образов.

На уроке применяются элементы «Технологии развития критического мышления».

1 фаза - вызова. Вначале происходит организация процесса воссоздания имеющихся знаний и смыслов в связи с изучаемым материалом. Поэтому была предложена таблица «Знаю-Хочу узнать-Узнал» и заполнение колонки «Знаю». На этом этапе происходит пробуждение познавательной активности учащихся. Параллельно ведется работа со словарными статьями, чтобы конкретизировать целевые понятия. Это необходимо, чтобы ребенок провел ассоциации, параллели и встал перед вопросом, на который он затрудняется ответить. Это один из сложных и важных этапов. Здесь учащиеся формулируют гипотезы, предположения или вопросы высокого уровня. Задавая вопросы, они ставят перед собой цель, которая фиксируется в колонку «Хочу узнать». Таким образом, учащиеся определяют свою направленность в изучении темы, тех аспектов, которые хотелось бы обсудить в настоящее время. Трудность, которую испытывают учащиеся,- формулировка вопросов. Трудность учителя - подстроить урок под неожиданно появившийся вопрос, который не был предусмотрен. Таким образом, учащиеся создают смысл: Что это значит для меня? Зачем мне это нужно?

2 фаза - реализация смысла. На этом этапе учащиеся работают с информацией по поставленным целям: сначала поиск нужной информации (работа с текстом по карточкам), затем самостоятельное сопоставление рассмотренного материала (сопоставление описания племени и героя). Параллельно ведется анализ мотивов и поступков героев. Основной прием - аналитическая беседа.

3 фаза - рефлексия. На этом этапе главное - выстраивание нового опыта в системе личностных смыслов. Для этого учащиеся самостоятельно выстраивают материал через обратный кластер и сопоставляют поведенческие мотивы и душевное состояние героев. С целью развития фантазии и воображения, с целью развития умения критически мыслить, используется прием «Дерево предсказаний». В конце урока выстраиваются метапредметные связи - подвиг в их жизни.


7


© 2010-2022