Мастер-класс урока чести, совести, долга по русскому языку 11 класс

Мастер-класс УРОКА ЧЕСТИ, СОВЕСТИ, ДОЛГА по русскому языку в 11 классе по  подготовке к единому государственному экзамену по тексту В.И.Дроганова «Я даже не помню, как называлась та книга.»  глубоко эмоциональный по тематике и содержанию.        Для эмоционального настроя к уроку взят документальный фильм «Груз 300» 1989 года о событиях тридцатилетней давности, об Афганской войне.  Зачем?   Возможно,  желание помочь старшеклассникам переосмыслить уроки прошлого. Уроки памяти. Они всегда тревожат нашу душу. Потому что там остались  наши корни. Жить в настоящем и мечтать о будущем невозможно без прошлого. На уроке мы  знакомимся  с содержанием текста, герой которого, бывший школьник,   стал  участником  Афганской войны и … не верну...        На определенных этапах урока  учащиеся обучаются умению  анализировать текст публицистического стиля, развиваются умения выделять главное, сравнивать; воспитывается культура речи, диалога, нравственных качеств личности: чести, совести, долга.         В конце урока показывется видео-ролик и звучит песня «Кукушка» из сборника «Афганские песни».
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс урока чести, совести, долга по русскому языку 11 классМастер-класс урока чести, совести, долга по русскому языку 11 класс













(Подготовка к единому государственному экзамену по русскому языку

по тексту В.И.Дроганова «Я даже не помню, как называлась та книга.»)





Подготовила учитель

русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 17

МО Северский район

Тимофеева Галина Николаевна








2014 год





СЦЕНАРИЙ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 11 КЛАССЕ.

Подготовила

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 17 МО Северский район

Тимофеева Галина Николаевна.

УРОК ЧЕСТИ, СОВЕСТИ, ДОЛГА.



(Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку

по тексту В.И.Дроганова «Я даже не помню, как называлась та книга.»)


Цели урока:

  • образовательная: развитие умения анализировать текст публицистического стиля;

  • развивающая: развитие устной и письменной речи, умения выделять главное, сравнивать;

  • воспитательная: : воспитание культуры речи, культуры диалога, нравственных качеств личности: чести, совести, долга.

Задачи урока:

  • учить ребят находить и формулировать проблему текста, комментарий, авторскую позицию, приводить аргументы;

  • развивать речевую культуру учащихся;

  • закреплять ранее изученные правила русской орфографии;

  • повышать орфографическую грамотность учащихся.

Тип урока: урок систематизации изученного материала.

Имя урока: « Береги платье снову, а честь смолоду».

Интеграция (межпредметные связи): связь с литературой, историей, этикой,

киноискусством.

Оборудование:

  1. карточки с индивидуальными заданиями для тестирования;

  2. текст для комплексного анализа «Я даже не помню, как называлась та книга.» В.И. Дроганова;

  3. словари;

  4. кадры из д/ф о войне в Афганистане «Груз 300», режиссёр Георгий Кузнецов;

  5. видео-песня «Кукушка» (Афганистан 1979-1989).

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Класс разделён на три группы:

  1. Первая группа «Честь»

  2. Вторая группа «Совесть»

  3. Третья группа «Долг»

1. Организационный момент урока. Приветствие.

Слово учителя о целях и задачах работы на уроке Чести, Совести и Долга.

2. Эмоциональный настрой.

Кадры из д/ф «Груз 300» (2-3 минуты).


  • Мотивация. Слово учителя.

- Ребята, как вы думаете, зачем сегодня для эмоционального настроя к уроку я взяла документальный фильм «Груз 300» 1989 года о событиях тридцатилетней давности? Сегодня можно говорить и о других вопросах современности, например, о проблемах молодёжи, о выборе профессии, о семейных отношениях. И вдруг об Афганской войне?! Зачем? (Ответы учеников).

- Да, возможно, желание переосмыслить уроки прошлого. Уроки памяти. Они всегда тревожат нашу душу. Потому что там остались наши корни. Жить в настоящем и мечтать о будущем невозможно без прошлого. Сегодня мы познакомимся с содержанием ещё одного текста, герой которого, бывший школьник, стал участником Афганской войны и … не вернулся, как многие мальчишки, домой. Он сгорел в танке под Кандагаром… Но обо всём по порядку. Наш урок посвящён трём ключевым понятиям этики: ЧЕСТИ, СОВЕСТИ, ДОЛГУ. Каждая из групп получила такое название. Ваша задача - объяснить смысл этих слов. (Можно использовать справочный материал)


  • Актуализация знаний.

- Каждая группа имеет свое название. Представьтесь, пожалуйста.



  • Выступление первой группы «ЧЕСТЬ».

ЧЕСТЬ. 1. Совокупность высших морально-этических принципов личности (честность, порядочность, добросовестность); сохранение собственного достоинства и уважения личного достоинства другого. Долг чести. 2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Честь семьи. 3. Целомудрие, непорочность. Девичья честь. 4. Почёт, уважение. Честь и слава героям!

  • Выступление второй группы «СОВЕСТЬ».

СОВЕСТЬ. Чувство моральной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, нравственные принципы, взгляды, убеждения…// Поступить по совести (справедливо, правильно). Этот поступок лежит на его совести (он несет за это моральную ответственность.

  • Выступление третьей группы «ДОЛГ».

ДОЛГ. 1. Обязанность перед кем-, чем-либо.

2. То, что взято или отдано заимообразно.

  • Быть в долгу у кого, перед кем. Быть обязанным отплатить кому-либо за сделанное добро чем-либо хорошим.

  • Отдать последний долг (поклон)


  • Систематизация и обобщение изученного.

5.1.Лексическая разминка.

Ваш Долг - знать толкование понятий чести, совести, долга.

- Как вы относитесь к этим нравственным качествам личности?

5.2. Орфоэпическая разминка.

Ваш Долг - знать нормы литературного произношения. Расставить ударение в словах индивидуальной карточки.

№1

исчерпав

сантиметр

сироты

эксперт

взяла

наделит

кровоточащий

балованный

повторенный

балуясь

№2

проведено

дециметр

нарост

свекла

статуя

цепочка

баловать

воссоздала

кровоточить

красивейший

№3

подняв

банты

каталог

недруг

столяр

таможня

щавель

баловаться

лгала

щелкать

ПРОВЕРЬ СЕБЯ


№1

исчЕрпав

сантимЕтр

сирОты

экспЕрт

взялА

наделИт

кровоточАщий

балОванный

повторЁнный

балУясь

№2

проведенО

децимЕтр

нарОст

свЁкла

стАтуя

цепОчка

баловАть

воссоздалА

кровоточИть

красИвейший

№3

поднЯв

бАнты

каталОг

нЕдруг

столЯр

тамОжня

щавЕль

баловАться

лгалА

щЁлкать


5.3. Орфографическая разминка.

Ваш Долг, ребята, передать своим потомкам правильную русскую речь, грамотное письмо. Поэтому сейчас орфографическая разминка, решение тестов.

ТЕСТ № 1

1.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Н ?

На праздничном вечере было сказа(1)о немало теплцых слов, адресова(2)ых юбиляру, который растрога(3)о благодарил пришедших гостей.

  1. 1 2) 1,2 3) 3 4) 1,3

2. В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) хр..никальный, обог..щать, сер..ал

2) вост..ргаться, к..вычки, к..сательная

3) возл..жить, оч..рстветь, раздр..жаться

4) возр..ст, ок..нчание, переск..чить

3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..следовать, пр..станище, пр..образование

2) в..громоздиться, не..доровиться, ра..задорить

3) пре..дставление, о..деление, на..треснутый

4) вз..грать, мед..нститут, роз..ск

4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) по..кладка, о..бойный, на..строчный

2) пр..встать, пр..клеить, пр..школьный

3) на..граться, сверх..нвестиции, из..скать

4) бар..ерный, с..язвить, обез..яна

5. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется Е?

1) Разбуд..шь, преувелич..нный

2) Улож..шь, почита..мый

3) Высп..шься, постел..шь

4) Обид..вший, взвеш..нный

6. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. прохаж..ваться

Б. неразборч..вый

В. отча..лись

Г. догадл..вый

  1. В, Г 2) А, Б, В 3) А, Г 4) А, Б, Г



ТЕСТ № 2

1.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Н?

В героях своих картин Пабло Пикассо хотел видеть носителей скрытой от обычных людей исти(1)ы, доступной только внутре(2)ему взору человека, его возвыше(3)ой природе.

  1. 1 2) 1, 2 3) 3 4) 2, 3

2. В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) прик..сновение, выч..щенный, запл..тить

2) г..ристый, симп..тичный, подск..зать

3) р..стительность, п..лировать, р..систый

4) под..слать, оп..здание, зап..рать

3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) ра..ширить, не..держанность, бе..человечность

2) пр..беречь, пр..обретение, пр..градить

3) об..ём, в..ётся, под..ехать

4) з..ночевать, не..бозримый, з..головок

4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..брежный, пр..интересный, пр..свистнуть

2) раз..граться, меж..нститутский, небез..звестный

3) и..пользовать, бе..доказательный, ни..вергнуть

4) по..сказать, пре..начертанный, на..кусить

5. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется Е?

1) туш..шь, сдерж..нный

2) дыш..шь, движ..мый

3) неж..шься, изуч..нный

4) кудахч..шь, немину..мый

6. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. выпяч..вать

Б. доходч..вый

В. преодол..вать

Г. игруш..чный

1) А, Б 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, В, Г

ТЕСТ № 3


1.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.

  1. 1, 2 2) 2, 3 3) 1, 2, 3 4) 3, 4

2. В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) пол..гаться, л..рический, д..рожный

2) сп..сение, с..мпатия, эт..кетка

3) бр..дячий, б..снописец, эк..логия

4) пл..нительный, г..мназист, в..ренье

3. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) и..числять, бе..компромиссный, не..гибаемый

2) о..брасывать, на..писать, по..черкнуть

3) пр..забавный, сопр..косновение, пр..школьный

4) из..явить, обез..яна, меж..языковый

4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..вращение, пр..высить, пр..огромный

2) и..бирать, не..гибаемый, ра..бросать

3) под..грывать, раз..скать, сверх..нтересный

4) н..право, п..днимать, под..рвать (доверие)

5. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется Е?

1) запиш..шь, закручива..мый

2) вытащ..шь, наполн..нный

3) изуча..шь, закле..вший

4) накин..шь, муч..мый

6. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. вздраг..вать

Б. алюмини..вый

В. затверд..вать

Г. доверч..вый

1) А, Б, Г 2) Б, В 3) В, Г 4) А, В, Г


Контрольный лист учителя.

ТЕСТ №1

1

2

3

4

5

6

1

1

2

2

4

4

ТЕСТ №2

1

2

3

4

5

6

1

2

1

4

4

1

ТЕСТ №3

1

2

3

4

5

6

2

3

1

1

1

2

Бланк ответов для учащихся.

Фамилия, имя ученика_________________________ Тест №________

1

2

3

4

5

6



  1. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА.

6.1. Чтобы с честью сдать экзамен, ваш ДОЛГ, ребята, уметь анализировать текст.

Итак, работа с текстом. Сегодня мы познакомимся с очерком русского критика Виктора Ивановича Дроганова. Герой-рассказчик вспоминает случай из школьной жизни. Чтобы правильно понять текст, увидеть его основную проблему, надо прочувствовать то, что услышите.

6.2. Выразительное чтение текста В.И.Дроганова. (Экземпляр текста распечатан для каждого ученика).

  • Учитель или хорошо подготовленный ученик читает текст.

(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника. (3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол. (5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

(6) - Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! - восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.

(8)В это время в класс вошёл Колька Бабушкин - мой сосед по парте. (9)Носатый, долговязый, нескладный... (10)У него не было отца. (11) Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей. (12)Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.

(13)Увидев Бабушкина, все сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15)Она лежала на его половине парты. (16)Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.

(17) - Санёк, глянь! - толкнул меня Петька. (18)Я от возмущения разинул рот.

(19)Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. (20)Он посмотрел на нас и вдруг сказал:

(21) - Спасибо за подарок!

(22) - Положи книгу на место и не трогай чужого! - выйдя из оцепенения, прорычал я.

(23)Колька испуганно вздрогнул и выронил книгу. (24)Все засмеялись. (25) А он,готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел,торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

(26) - Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал,что...

(27) Тридцать лет прошло с тех пор . (28) Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружают нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (29) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

(30) А та книга ... (31) Колёк, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (32) Да мы бы всё тебе отдали ... (33) Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, Когда я учился на втором курсе университета . (34) Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает : человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят. ( По В. Дроганову )

6.3. ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОЧИТАННОГО. Работа со всем классом.

1). Озаглавьте текст. (Возможные варианты: Боль души. Случай из школьной жизни.

Колька Бабушкин.)

  • О чем текст? (Возможные варианты: Об отношении к человеку. О презрении.

О жестокости школьников.)

2). Определите главную мысль текста.

  • В каких предложениях она заключена?

  • Что утверждает автор?

(27) Тридцать лет прошло с тех пор . (28) Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружают нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (29) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

(30) А та книга ... (31) Колёк, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (32) Да мы бы всё тебе отдали ... (33) Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, Когда я учился на втором курсе университета . (34) Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает : человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят. ( По В. Дроганову )

  • Обратите внимание на предложение № 34.

  • О какой боли говорит автор? (В нем говорится о боли, которую причинил когда-то герой-рассказчик своему однокласснику).

  • Над чем заставляет задуматься текст, если ключевым словом является слово «боль»? (Комментарий-помощник: чем ближе повторяется одно и то же слово, тем ближе оно к проблеме)

3).Формулировка проблемы:

  • Проблема морального долга перед теми, кому мы причинили боль.

  • Проблема детской жестокости.

  • Почему автор особенно остро переживает необратимость утраты?

  • Что усиливает чувство вины автора перед своим одноклассником?

6.4. ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ ПО АЛГОРИТМУ

«КАК ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ»

СПОСОБЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВСТУПЛЕНИЯ.

- По данному клише составить и записать вступление к сочинению.

Начать сочинение можно:

  • с красивой цитаты, взятой из текста (необязательно из исходного);

  • с риторических вопросов, связанных с темой данного текста;

  • со своего размышления.

А потом отметить, что вот об этом и размышляет (рассуждает) автор (Ф.И.О.)

- Выступления учащихся.

Возможное вступление:

  • Почему мы причиняем боль окружающим?Почему пренебрежительно относимся к тем, кто не такой, как все? Справедливо ли это? Об этом размышляет В.И.Дроганов в своем тексте.

  • С интересом прочитан текст, глубоко затронувший меня. Откуда такая жестокость? Мы же все - люди! Об этом заставляет задуматься автор В.И.Дроганов.

АВТОРСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.

ПОМНИТЕ! Комментируем, т.е. объясняем, поясняем.



Алгоритм работы с исходным текстом по написанию комментария

Послушайте - и вы забудете,

Посмотрите - и вы запомните,

Сделайте - и вы поймете.

Конфуций, древний философ

и мыслитель Китая

Учитель. Поэтому, ребята, начнем сразу с практики и обратимся к тексту. Необходимо проследить развитие авторской мысли в тексте.

Для этого нужно:

  • исходный текст разделить на микротемы - предложения, объединенные одной мыслью и отражающие определенный аспект проблемы;

  • выделить основную мысль каждой микротемы;

  • сформулировать данную мысль;

  • записать ее в виде пункта плана;

  • используя глаголы, показать, что делает автор, рассуждая над данной проблемой, и как он позволяет читателю увидеть ход своих рассуждений.

Глаголы, передающие способы авторского подхода к раскрытию проблемы.

Автор рассматривает, анализирует, раскрывает, говорит, исследует, доказывает, сравнивает, сопоставляет, выясняет, описывает …

Глаголы, передающие мысли, особо важные автору.

Автор обращает внимание на…, заостряет, акцентирует внимание (на чём?)…, подчеркивает, выделяет, отмечает (что?)…, указывает (на что?)…

Глаголы, фиксирующие формулировку авторской позиции.

Автор считает, утверждает, что…; убежден в том, что…; делает вывод, что…


  • Ребята, а вы догадались, почему в тексте предложение № 31 - риторическое восклицание? (Герой-рассказчик чувствует угрызение совести.)


  • Группа «СОВЕСТЬ» формулирует проблему текста и авторский комментарий к ней.

Возможный авторский комментарий:

Проблема морального долга перед теми, кому мы причинили боль, актуальна и сегодня. Автор вспоминает, как много лет назад он обидел одноклассника Кольку Бабушкина. И не просто обидел, а, по его словам, «разрушил огромный дом человеческой веры». А произошло все из-за книги, которая лежала на Колькиной парте. Именинник принял ее за подарок, но ошибся. В.Дроганов отмечает, что крик, пренебрежительный смех ребят испугали его соседа по парте. Почему одноклассники относились с презрительным высокомерием к Кольке? «Носатый, долговязый, нескладный… У него не было отца». Мать - крикливая женщина. Все это сказалось на неприязненном отношении ребят. Но если бы они знали тогда, что скрывается в душе этого робкого, скромного подростка! Одноклассники бы не только книгу, но и «всю библиотеку» подарили ему. Спустя тридцать лет, когда уже пройден путь несчастий и бед, когда не стало Кольки (он сгорел в танке), друзья поняли степень вины перед ним. Чувство невосполнимой утраты «живет в сердце» автора. Душа болит от того, что извиниться перед Колькой невозможно.

АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Способы моделирования авторской позиции

______________ считает, что _________________. Он убедительно доказывает, что _____________. Вот как он об этом пишет: « ________________________________».

  • Позиция автора такова…

  • Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

  • Автор убеждает нас в том, что…

Как увидеть автора в тексте художественного стиля?

Художественная литература создает правдоподобный, но вымышленный мир.

· Автор исследует и анализирует общие темы и проблемы на конкретных, индивидуальных примерах.

· Автор словами рисует образы, картины, мысли, поступки, действия для того, чтобы

  • а) дать возможность читателю представить описываемые события;

  • б) передать свои эмоции;

  • в) вызвать ответные чувства и переживания.

· Автор чаще всего не дает прямых оценок событиям, героям или их действиям: читатель сам должен это сделать.

· Авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через портрет героя, его поведение, речь, отношение к нему окружающих и т.д.

Обратите внимание!

  • Нельзя отождествлять образ рассказчика с образом автора!

В частности, «я» в повествовании - всегда «я» рассказчика, но не автора.

  • Автор может сделать рассказчиком кого угодно, в том числе и самого себя. Но в композиции произведения даже самый близкий образу автора образ рассказчика все же останется образом рассказчика.

  • Позиция автора и героя-рассказчика могут не совпадать, поэтому, если поступок героя, описанный в тексте, объективно заслуживает отрицательной (положительной) оценки, автор, скорее всего, оценивает его так же.


  • Группа «ЧЕСТЬ» формулирует авторскую позицию.

Возможная авторская позиция:

Критик В.И.Дроганов советует: «…никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят». Он считает, что важно беречь человеческие отношения, нужно стараться не обижать окружающих людей невниманием и безразличием.

СОБСТВЕННАЯ ПОЗИЦИЯ И АРГУМЕНТЫ К НЕЙ

Способы моделирования собственной позиции и аргументов к ней

1 приём. Я полностью разделяю взгляды ____________________________. Действительно, ___________________________________________________. Доказательством этой мысли служит тот факт, что _____________________________. Подобные примеры часто встречаются не только в жизни, но и в литературе. Не так давно я прочитал (-а) книгу _______________________, где говорится о ___________________________.

2 приём. Точка зрения автора на данную проблему мне близка и понятна. Для доказательства своей позиции хочу привести следующие аргументы.

Во-первых, ______________________________________________________. Во-вторых, _______________________________________________________.

Комментарий-помощник: повтори своими словами главную мысль автора текста - это и будет тезис, который тебе надо доказать. Надо привести 2 аргумента: литературный и жизненный.

ЭТО ВАЖНО!

ЖИЗНЕННЫЙ ПРИМЕР - это то, что прошло испытание временем (пословицы, поговорки, опыт не только одного человека, а поколения; это история, факты биографии известных людей, это песни (шлягеры), авторские песни, СМИ).

ЖИТЕЙСКИЙ ПРИМЕР - это бытовой уровень (показатель плохого вкуса).

Группа «ДОЛГ» формулирует собственную позицию и аргументы к ней.

Возможная аргументация:

Я полностью разделяю взгляды критика В.И.Дроганова на то, что нужно стараться не обижать окружающих людей невниманием и безразличием. Проблема морального долга перед теми, кого мы обидели, не может не волновать нас.

(Литературный пример). К сожалению, есть в нашем обществе жестокие, социально опасные люди. С такими столкнула судьба героя рассказчика А.П.Платонова «Юшка». "Зачем вы меня обижаете?" - робко спрашивает ребят Ефимыч. Этот беззащитный человек стал жертвой людской ненависти. Но когда Юшка умер, все почувствовали невосполнимую утрату. Значит, теплится в душах людей огонёк любви и добра. Душевная щедрость и милосердие противостоят злу и насилию.

ИЛИ

О детской жестокости написана повесть В.К.Железникова «Чучело». Главную героиню Лену Бессольцеву мучили её одноклассники лишь только за то, что она взяла чужую вину на себя. Гордая, сильная, смелая девочка противостояла целому классу. Конечно же, ей было страшно. Не сумели ученики 6б класса увидеть в Лене Бессольцевой её страстный характер, её предельную преданность в дружбе, её самоотдачу другим людям. Жестокой Лена не стала: все её поступки были достойнейшими. А вот чувство неловкости и стыда пришлось испытать одноклассникам Лены, когда стала известна правда. «Чучело, прости нас!»- говорит Железная Кнопка. Просьба о прощении запоздала.

(Жизненный пример). Грузинская пословица гласит: «Разрушить-то легко, попробуй-ка построить». Эти мудрые слова могут стать нравственным заветом потомкам. Легко разрушить, но сложно выстроить добрососедские отношения с окружающими.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Способы моделирования заключения.

1 приём. Отклик.

  1. Указываем на то, что исходный текст нами прочитан и понят.

  2. Рассказываем о тех чувствах, намерениях, которые возникли в нашей душе под влиянием прочитанного текста.

2 приём. Цитата.

  1. Приводим цитату, которая созвучна главной мысли исходного текста.

  2. Комментируем её и делаем переход к главной мысли.

ПРИМЕР:

Прочитав текст _______________, начинаешь с особой силой понимать, что самое дорогое, самое ценное для каждого человека - это ________________. Мы часто говорим об этом, но всегда ли ощущаем безграничную любовь к ________. И, быть может, _____________ как раз и хотел, чтобы мы ещё раз посмотрели вокруг себя и __________, как прекрасна и _____________.

Возможное заключение:

Как хочется, чтобы в наших душах жила не боль за опрометчивые поступки, а вера, надежда и любовь.

ИТОГ:

- Так почему же, ребята, так врезались в память герою текста В.Дроганова события более тридцатилетней давности?

Моё поколение непонаслышке знает горе матерей, жен, детей. Сколько их, не вернувшихся с той войны! Сколько судеб искалечено!

Готовясь к уроку, я зашла на Интернет-сайт, чтобы почитать отзывы на этот текст. Каково же было мое удивление, когда я прочитала отклики и взрослых людей, и юного поколения: они сочувствовали, возмущались, осуждали, плакали, рыдали, читая текст.

- Чем же так трогает текст Виктора Ивановича Дроганова людей разного поколения?


  • Звучит песня «Кукушка» (видео-ролик).

Д/З: Ваш ДОЛГ, ребята, написать сочинение по данному тексту.

СОВЕСТЬ каждого не позволит вам отнестись к заданию

поверхностно, так как вы с ЧЕСТЬЮ поработали сегодня на уроке,

используя полученные ранее знания.












© 2010-2022