Конспект урока по литературе на тему Итоговый урок по сказкам Пушкина ( 5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Итоговый урок по сказкам А.С. Пушкина

5 Г класс СОШ №46.

Учитель КИЧКО Л.Г. 2015 год.

Тип урока: урок общеметодической направленности; обобщения изученного, рефлексии.

Цели урока:

образовательные: обобщение и углубление изученного по творчеству А.С.Пушкина; проверка знания текста, оценка знаний учащихся;

воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус;

развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, театральных данных; умения сравнивать, обобщать, анализировать.

Оформление:

  1. портреты А.С.Пушкина;
    2) выставка различных изданий пушкинских сказок;
    3) выставка иллюстраций учащихся к сказкам А.С.Пушкина;

    4) презентация

Сказка - ложь, да в ней намёк.

Добрым молодцам урок.

А.С.Пушкин

Ход урока

Учитель читает эпиграф.

- А что такое сказка? (Занимательный рассказ о вымышленных и фантастических событиях.)

- Какие бывают сказки? ( Волшебные, бытовые, сказки о животных.)

- Правильно, ребята. А еще сказки бывают какие?( народные ) литературные).

- А чем же они друг от друга отличаются? (Литературная сказка всегда имеет определенного автора, а народную сказку сочинял народ или коллективный автор.)

- Откуда авторы литературных сказок берут сюжеты для своих произведений? (Чаще всего заимствуют сюжеты из фольклора, т.е. литературная сказка - это авторская обработка сказки народной).

- Ребята! Сегодня у нас с вами заключительный урок по теме «Сказки Александра Сергеевича Пушкина». Всего им написано семь сказок. Какие это сказки? ( Учащиеся перечисляют сказки).

Ещё две недели назад мы решили, что этот урок будет не похож на другие. Каждая группа представит одну из 5 выбранных вами сказок по- своему.

Обратите внимание, ребята, на выставку сказок Пушкина, которую приготовили для вас ваши одноклассники. Правда, красивые книги? Хочется читать их снова и снова. А вот книга, изданная в далёком 1974 году, но посмотрите, как она нарядна! Видимо, не одно поколение читало эти сказки Пушкина, но как бережно относятся к книгам в этой семье! Может быть, хозяин книги расскажет нам её историю? ( Ученик рассказывает о книге и показывает надпись, из которой все узнают, что этой книгой была награждена бабушка мальчика - победитель конкурса чтецов, а теперь она подарила книгу своему внуку). Сказки читают и будут читать ещё многие поколения детей. А как вы думаете, почему? Чем интересны эти произведения детям 21 века? (Учащиеся отвечают.)

Учитель:

- Ребята! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок, подготовленный с вашей помощью. Три группы подготовили инсценировки фрагментов из сказок А.С.Пушкина, одна группа подготовила выразительное чтение отрывков из «Сказки о золотом петушке», а ещё одна группа полностью инсценировала «Сказку о попе и о работнике его Балде», кроме того, вы подготовили викторины по сказкам Пушкина, загадки, сообщения об интересных фактах биографии поэта. Итак: смотрим, слушаем, оцениваем!


  1. «Сказка о рыбаке и рыбке» (от слов «Старичок отправился к морю, (Почернело синее море…» и до конца).

Учащиеся оценивают игру «актёров», костюмы.

Викторина по сказке.

  1. Сколько лет рыбачил старик? (33 года)

  2. Где жили старик со старухой? (В ветхой землянке)

  3. Чего желала старуха из сказки? (Корыто, избу, стать столбовой дворянкой,, вольной царицей, владычицей морскою).

  4. С чем осталась старуха? (С разбитым корытом).

  1. Инсценирование фрагментов превращения князя Гвидона и его полётов к царю Салтану. (Обсуждение, оценивание)

Викторина по сказке.

  1. В каком месяце родился князь Гвидон? (…к исходу сентября).

  2. В кого превращался Гвидон, когда летал в царство Салтана? ( В комара, муху, шмеля).

  3. На какой остров выбросило царицу с её сыном? ( Буян).

  4. Что прочитали царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку? (Указ).

  5. Назовите отчество князя Гвидона. (Салтанович).

  6. Кто носился в море над Лебедью? (Коршун).

  7. Кем оказался застреленный Гвидоном коршун? ( Чародеем)

  1. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Инсценирование эпизодов «Разговор царевны с Чернавкой» и «Обращение Елисея к Солнцу, Месяцу, Ветру». (Обсуждение, оценивание)

Викторина.

1)Какое приданое готовил царь для своей дочери? (7 торговых городов да 140 теремов).

2) На каких птиц охотились 7 богатырей? (На уток)

3)К кому обращался Елисей за помощью, разыскивая невесту?

4) Как звали собаку, жившую у семи богатырей? ( Соколко).

5) как мачеха пыталась погубить царевну? ( С помощью яблока).

6)Кем был Елисей? ( Королевичем, женихом царевны)

7)Кто «мжду тем росла, росла, поднялась и расцвела»? (Царевна).

4. «Сказка о золотом петушке» выразительно прочитана пятью учащимися,

трое из которых читали отрывки наизусть.(Обсуждение, оценивание).

Викторина.

1)Какими словами заканчивается сказка? ( «Сказка - ложь…)

2)Что кричал петушок в случае опасности? ( «Кири-ку-ку, царствуй, лёжа на боку»)

3)Сколько сыновей было у Дадона?(Два).

4)Кто вынул перед Дадоном из мешка золотого петушка? (Мудрец).

5)Что предлагает царь Дадон зведочёту вместо Шамаханской царицы? (Казну, чин боярский, коня с конюшней царской, полцарства).

6) Кто «оба мёртвые лежат, Меч вонзили друг во друга»? (Сыновья Дадона).

5. Учащиеся смотрят «Сказку о попе и о работнике его Балде», комментируют, оценивают, обсуждают.

Викторина.

1)Как назвал Балда попа? (Поп, толоконный лоб).

2)Где встретились поп с Балдой? ( На базаре).

3) Кто называл Балду тятей? (Попёнок).

4)Кого называет Балда братцем милым?

5) У кого должен был Балда забрать оброк? (У беса).

УЧИТЕЛЬ.

-- Мы с вами посмотрели и послушали сказки А.С Пушкина. Поделитесь своими впечатлениями , что хорошо получилось у ваших товарищей, что вы, может быть, представляли себе по-другому?

Ученики обсуждают, сравнивают выразительность чтения, игру одноклассников, оценивают.

УЧИТЕЛЬ.

-- Алан скачал из Интернета презентацию, мультимедийную викторину по сказкам Пушкина и представляет её вашему вниманию.

Ученики выбирают трёх членов жюри, образуют три команды, соревнуются, определяют победителя.

УЧИТЕЛЬ.

-- На стенде ваши иллюстрации к сказкам Пушкина. Вы их уже рассмотрели,

оценили, а теперь выберем наиболее интересные.

Учащиеся обсуждают, выбирают, оценивают.

Учитель.

-- А девочки приготовили для вас загадки.

ЗАГАДКИ.

Что за зверь в хрустальном доме

Князю прибыль создаёт,

« Во саду ли, в огороде…»-

Звонко песенку поёт? (Белка)

Волшебство случилось тайное:

Остров был необитаемым,

А теперь… Ответьте просто вы,

Что построено на острове? ( Город)

Королевич Елисей

Долго шёл к любви своей.

Кем являлся сей герой

Для царевны молодой? (Женихом)

Вряд ли может зуб простой

Грызть орешек золотой.

Ай да сказочный орех!

Что ж внутри орехов тех? (Изумруды)

Пару раз старик невод кинул,

Но поймал лишь траву да тину.

Кто, скажите, на раз третий

Вдруг случайно попался в сети?(Рыбка)

Сбылась трёх сестёр мечта.

Кем, скажите, стала та,

Что мечтала лишь одна

Выткать море полотна? (Ткачихой)

Круглолицый, светлоокий,

Светит он во тьме глубокой.

Назови скорей, дружок,

Позолоченный рожок! (Месяц)

УЧИТЕЛЬ.

Вот и заканчивается наш урок. Мы вспомнили героев сказок А.С.Пушкина, увидели их не только глазами автора, профессиональных художников, но и глазами ваших одноклассников в их рисунках, в их чтении, в их игре.

СПАСИБО ВАМ ЗА УРОК. Выступить смогли не все желающие, но попробовать себя в подобных уроках смогут все, мы не раз будем вместе готовить необычные уроки. Оценки получат все те, кого отметили вы и кого увидела я.

Задание на дом:

1.Написать отзыв о сегодняшнем уроке.

2.Составить кроссворд.

3.Придумать несколько загадок.

(Выполняется одно из трёх заданий)






Конспект урока по литературе на тему Итоговый урок по сказкам Пушкина( 5 класс) Сказками о животных (животным эпосом) называются такие, в которых действующими лицами являются дикие звери, реже - домашние животные. Эти сказки должны были возникнуть в ту эпоху, когда основные занятия заставляли человека часто сталкиваться со зверями, т.е. в эпоху звероловства и скотоводства. В эту эпоху борьба со зверями была очень опасна, вследствие плохого вооружения человека; человек казался самому себе слабым сравнительно с целым рядом хищных зверей; наоборот, многие звери должны были представляться ему необыкновенно могучими. Под влиянием анимистического мировоззрения человек приписывал зверям человеческие свойства даже в преувеличенных размерах: крик зверя или птицы был человеку непонятен, но человеческая речь зверям и птицам понятна; зверь и птица знают больше, чем человек, и понимают стремления человека. В эту эпоху возникло убеждение в возможности превращения в зверя и обратно. Рост человеческого могущества должен был постепенно ослаблять эти взгляды и убеждения, и это должно было отразиться на содержании сказок о животных.
Главными действующими лицами русских сказок являются лиса ), волк, медведь, заяц, коза и козел, бык, лошадь, собака, ворон, петух. Наиболее часто героями сказок о животных являются лиса и волк. Объясняется это тем, что, во-первых, с ними человеку чаще всего приходилось сталкиваться в хозяйственной деятелКонспект урока по литературе на тему Итоговый урок по сказкам Пушкина( 5 класс)ьности; во-вторых, эти звери по величине и силе занимают в животном царстве середину; наконец, в третьих, благодаря предыдущим двум причинам, с ними человек имел возможность очень близко познакомиться.

Лиса в наших сказках одинаково представляется зверем пронырливым, коварным, хитрым, своей хитростью берущим перевес над другими зверями, более сильными, чем она - над волком и медведем. В наших сказках лиса носит ряд прозвищ: кума-лиса, лисичка-сестричка, лиса-Патрикеевна, Лизавета Ивановна и т.д.
Волк выступает уже с иными чертами: он зол, жаден, прожорлив, но глуп и недогадлив; лиса часто подшучивает над ним и проводит его, но волк всякий раз снова дается ей в обман.
И волк и лиса выступают в сказках с резко определенными чертами. Гораздо менее определенным образом является медведь: отличительная черта его - недогадливость.

2. Волшебные сказки (информация)

Конспект урока по литературе на тему Итоговый урок по сказкам Пушкина( 5 класс)


3. Бытовые сказки (информация)

Конспект урока по литературе на тему Итоговый урок по сказкам Пушкина( 5 класс)

5. Буклет «Жизнь и творчество А.С.Пушкина

6. Карточки

Карточки

1. Постой, -
Отвечает ветер …
Там, за речкой …
Есть … гора,
В ней … нора;
В той норе, во тьме …

2. Гроб качается…
На цепях между столбов. Не видать ничьих следов
Вкруг того … места,
В том гробу твоя невеста.

(Буйный, тихоструйной, высокая, глубокая, печальной, хрустальный, пустого.)



© 2010-2022