Урок по литературе на тему Общечеловеческое и религиозное значение притчи о блудном сыне

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы в 6 классе


Учитель русского языка и литературы

Антонова Наталья Владимировна,

специализированная школа №10 г. Стаханов

Луганской области





Общечеловеческое и религиозное значение

притчи о блудном сыне

Урок - откровение

Цели урока: Совершенствовать умение анализа и сопоставления произведений искусства, развивать интерес к библейским историям, воспитывать интерес к художественному слову, к его значению, к работе со словарём. Учить извлекать прямой и переносный смысл, общечеловеческое и религиозное значение притчи. Формировать общечеловеческие духовные ценности.

Оборудование урока: «Притча о блудном сыне», «Словарь живого великорусского языка» В. Даля, картина Рембрандта «Возвращение блудного сына», стихотворение

И. Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя. Сообщение темы, цели, основных этапов урока.

  2. Чтение «Притчи о блудном сыне». Беседа:

  • Что такое притча? (Притча - маленькая нравоучительная история вроде басни, но без морали и прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из неё сам)

  • Что значит блудный? (Блудный - заблудший, совершивший ошибку, впавший в заблуждение)

  • С какой просьбой сын обращается к отцу в начале притчи? Почему? (Сын не хочет ждать, пока умрет отец, он хочет веселиться, наслаждаться жизнью сейчас)

  • Какую библейскую заповедь нарушил сын при этом? (Чти отца своего)

  • Что значит чти? Однокоренные слова?

Чтить - почитать, уважать, признавать, удостаивать;

Чтить, почтение, почитать, почитаемый, почтенный, почет

  • Почему отец не отказывает сыну?

Запрет мог вызвать у сына ненависть. Отец соглашается, что для любимого сына он теперь мертв, он не существует в его душе, в его сердце

  • Почему веселая, полная наслаждения жизнь сына оказалась недолговечной?

Наступает возмездие. С сыном случается то, что он совершил с отцом.

Он ищет работу и может лишь пасти свиней. (У евреев свинья - оскверняющее животное, поэтому пасти и кормить свиней нанимали чужестранцев).

  • Почему сын решает вернуться к отцу?

Свобода, которой он так жаждал, обернулась к нему рабством. От голода, одиночества, тяжелых дум нашлись силы преодолеть стыд, гордыню и вернуться к отцу с покаянием

  • Что чувствовал сын, когда возвращался домой? О чем он думал, какой встречи ожидал?

Он готовил свою исповедь о покаянии, он мечтал, чтобы отец взял его рабом себе.

Выясним лексическое значение слов «исповедь» и «покаяние» у Даля.

  • Как отец встретил сына?

Он увидел его еще издали, бросился к нему сам, не дал договорить ему страшных слов, не позволил ему назвать себя рабом. Он дал ему лучшие одежды, перстень - не просто украшение, но и печать. Тот, кто имел перстень другого человека, имел власть над его жизнью, имуществом, честью.

  • Почему отец так поступает? Почему не накажет сына, не сделает его своим рабом, хотя бы на время, ведь сын провинился?

Без сына для отца мир пуст, сколько бы ни было вокруг друзей и почитателей. Он верит сыну, верит его раскаянию не по долгому рассказу сына об ужасной жизни на чужбине, а потому лишь, что сын вернулся. Значит, все понял, осознал и может начать достойную жизнь.

  • Почему старший сын осердился?

Ему кажется, что отец поступает несправедливо. Он не понимает, что отцом руководит не чувство справедливости, а чувство любви. Вспомним первую заповедь Библии: возлюби ближнего. Значит, любовь выше справедливости.

  1. Итог беседы.

  • Как обращена эта притча к нам? На чьем месте мы можем оказаться?

  • Прокомментируйте слова митрополита Антония: «Какой это нам пример. Как часто, когда мы с кем-то поссоримся, человек к нам приходит с трепетом в душе, стесняясь, не зная, как мы его примем, лишь в надежде, что когда мы откроем дверь на его стук, то лицо наше просияет радостью…»

  • Каков религиозный смысл притчи?

  • По представлениям христиан, все мы являемся блудными детьми для Отца нашего Небесного. Все мы хотим от него получить, и дает он нам без меры, но все расточаем мы в миру. Мы не говорим ему: «Умри» - но он уже умер на кресте нашим грехом. И каждому из нас необходимо покаяние, каждый должен понять, что он осиротелый, обездоленный в этом мире, если нет у него Отчего дома. И все мы по делам своим недостойны называться Его детьми, но не судом справедливости судит Он нас, а любовью своей возвращает нам утерянное сыновство.

  • В чем общечеловеческий смысл этой притчи? Чему она нас учит?

  1. Работа по картине Рембрандта

Многие библейские сюжеты стали источником для создания разных произведений искусства. Самое выдающееся творение на тему о блудном сыне - картина Рембрандта «Возвращение блудного сына». Рассмотрим репродукцию этого полотна. Послушаем сообщение, заранее подготовленное учеником, подумаем, что выделил художник на этом полотне.

  • Сообщение о картине.

Центр внимания художника сосредоточен на фигурах коленопреклоненного сына и обнимающего его отца. В картине все как будто замерло. Отец не сжимает в объятиях сына, а только положил ему руки на спину, но этим прикосновением он как бы успокаивает сына, прикосновение заменяет слова прощения, в эти руки вложена вся многолетняя тоска отца по сыну и радость его обретения.

Сколько времени они так стоят: сын в рубище со стриженой головой каторжника и отец, слабый от старости, слепой, немного опирающийся на сына, - минуту, час? Мягкий свет падает на их фигуры, слабая улыбка на устах того и другого. Им не нужны слова. Ощущение тишины усиливается благодаря другим фигурам картины. Эти люди внимательно и, кажется, тоже уже очень долго смотрят на происходящее (один присел, другой опирается на выступ стены, третий - на посох). Кто они? Может быть, фигура в красном справа изображает старшего брата? Что в их взглядах? Озадаченность, жалость, осуждение, понимание и прощение, удивление и радость - может быть, все это и многое другое. Но главное - все-таки внимание, с которым они переживают эту встречу. Кажется, они навечно застыли в размышлении над происходящим, а сын и отец, обретшие друг друга, не могут пошевелиться от тихой радости и любви.

  • Что вы для себя выделили в картине?

  • Что общего и различного в притче и в картине?

  1. Итог урока.

  • О чем сокровенном заставляет задуматься «Притча о блудном сыне»? Почему она так важна для людей?

  • Что значит «сокровенный»? Какие однокоренные слова можно подобрать к этому слову? Работа со словарем Даля:

Сокровенный - (от сокрыть, см. скрывать), сокрытый, скрытый, утаенный, тайный, потайной, спрятанный (сокровенные богатства).

0ткровенье - просветление свыше, открытие истин, до коих человек умом своим не доходит; зачатки понятий и убеждений духовных или нравственных. Вера в бога и в будущую жизнь дана нам откровением, самая совесть человека есть откровение.

  • В чем великое откровение этой притчи для вас лично?

Послушайте, какие впечатления вызвали у поэта Бунина размышления о блудном сыне, о смысле жизни, о Боге.

Чтение учителем стихотворения И. Бунина

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет - Господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все - вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав -

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

Обсуждение вопросов

Каков мотив стихотворения?

  • Какие чувства передает поэт?

  • Как это стихотворение связано с притчей?

В стихотворении звучит религиозный мотив евангельской притчи, но смысл его несколько иной. Главное в стихотворении Бунина - благодарность Богу человека, осознающего себя блудным сыном, за то счастье, которое было дано ему в жизни, и понимание того, что никакие жизненные скорби не могут заслонить этого счастья.

  1. Выставление оценок.

  2. Домашнее задание. Выучить стихотворение Бунина наизусть.

© 2010-2022