Методическая разработка урока русского языка по теме «Односоставные предложения»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования РК.

Государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования республики Коми «Профессиональное училище №14 г. Микуни»

Методическая разработка урока русского языка по теме «Односоставные предложения».

Подготовила преподаватель русского языка

Васильева Е. И.



Микунь

2013г.

Тема занятия: «Односоставные предложения».

Цели занятия: Развитие метапредметных умений и навыков на уроках русского языка.

Показать разнообразие форм работы с обучающимися (фронтальный опрос, ответы у доски, индивидуальная работа по карточкам)

Обучающая: Повторить типы односоставных предложений.

Развивающая: выработать навыки определения типа односоставных предложений.

Воспитательная: Формировать интерес к будущей профессии.

  • Задачи занятия: учить отличать односоставные предложения от двусоставных и понимать их роль в тексте;

  • учить находить в предложении грамматическую основу.

  • закреплять ранее изученные правила русской орфографии;

  • повышать орфографическую грамотность учащихся.

Подготовка к итоговому тестированию.

Место проведения занятия: кабинет русского языка и литературы.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Материально-техническое обеспечение занятия:

На уроке использовалась доска, плакат, на котором написаны основные элементы урока в форме деловой игры, демонстрационный телевизор.

.Методическое и дидактическое обеспечение занятия: карточки- задания, «талоны» ( зеленые, желтые, красные, которыми «машинисты- инструкторы» оценивали знания «машинистов» своей колонны»)

Тип занятия: повторительно- обобщающий урок.



1. Организационный момент

Основные элементы







Оформление доски:





2.Опрос обучающихся по заданному на дом материалу.

(Урок проводился в группе 2 курса, обучающейся по профессии «машинист локомотива», поэтому начало урока прошло в игровой форме -вызов машиниста в поездку.

(Раздается телефонный звонок)

-Алло! Говорит нарядчик! Машиниста локомотива вызывают в поездку!

Вопрос к группе- Что должен узнать машинист?

Отв. Время отправления, направление, характер груза.

Вам предстоит доставить ценный вагон «Односоставное предложение» в Страну знаний!

Присутствующий мастер п/о добавил, что машинист перед поездкой обязан пройти инструктаж, техническую учебу, медосмотр. (Эти этапы были написаны на ватмане).

-вызов в поездку:

-инструктаж;

-техническая учеба;

-медосмотр.

Вся группа была поделена на 3 локомотивные колонны(по рядам). В каждой колонне «Приказом начальника отделения Северной железной дороги был назначен машинист -инструктор» (из сильных студентов). Он проводили «Инструктаж».(Трое инструкторов вышли к доске перед своими «Локомотивными колоннами», чтобы провести «Инструктаж».

Вопрос учителя к инструкторам

- Что должен знать машинист. Который будет доставлять ценный вагон «Односоставное предложение» в Страну знаний. Они задавали вопросы и выбирали из своей колонны того. кто на них будет отвечать. В зависимости от ответа выдавали «талоны» разных цветов, соответствующие оценке:

Зеленый -«пятерка»

Желтый- «четверка»

Красный- Знаний нет, движение запрещено!

Вопросы:

-Что такое односоставное предложение?

-Как определить, какое предложение перед нами?

-Что такое грамматическая основа предложения?

-Какие виды односоставных предложений вы знаете?-

- Какие предложения называются определенно- личными?

-неопределенно-личными;

-обобщенно-личными;

-безличными;

-назывными?

-

Информация для учителя.















































Работа у доски.

«Техническая учеба».

















Дифференцированные задания. (Слабые студенты-«Машинисты-стажеры» выполняют итоговый тест, сильные- задания по карточкам.)

Что такое грамматическая основа предложения?

(Ответ: это подлежащие и сказуемое)

3. Занимательный материал.

1. О значении слов.

ЗАДАНИЕ: каково объяснение лингвистических терминов - ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ?

(ОТВЕТ: эти термины по отношению к главным членам предложения были введены М.В.Ломоносовым. ПОДЛЕЖАЩЕЕ - значит «лежащее в основе предложения», СКАЗУЕМОЕ называют так потому, что оно содержит в себе всякого рода информацию о подлежащем. Оно то, что «сказано о подлежащем».

Какие предложения мы называем двусоставными?

(В которых представлены оба главных члена).

Что такое односоставные предложения?

(С одним главным членом).

Какие виды односоставных предложений вы знаете?

(Назывные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно личные, безличные).

Назывные предложения - это односоставные предложения с главным членом - подлежащим.
В назывных предложениях сообщается о существовании какого-либо предмета, явления или выражается эмоционально-оценочное отношение к нему.

Примеры:

Современный локомотив.

Цех эксплуатации.

Учебный кабинет.

Чаще всего в качестве подлежащего в назывных предложениях употребляются:

  • существительные в И.п.: Жара!

  • местоимения в И.п.: Вот и они!

  • числительные либо сочетания числительных с существительными в И.п.: Двенадцать. Первое января.

1. Определённо-личные предложения

Определённо-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, которое выражено личной формой глагола в форме 1 или 2 л. или глаголом в повелительном наклонении. Лицо определено: это всегда или говорящий, или собеседник. Примеры:

Люблю встречи с друзьями.

действие, о котором говорится в предложении, совершает говорящий, глагол в форме 1 л. ед.ч.

Давай созвонимся завтра!

побуждение к совместному действию говорящего и собеседника, глагол в повелительном наклонении)

Как живёте?

Неопределённо-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, которое выражено глаголом в форме 3 л. мн.ч. в настоящем или будущем времени или в форме мн.ч. в прошедшем времени. Лицо не определено: действие совершается кем-то неопределённым.

Примеры:

Звонят!

неизвестно, не определено, кем производится действие

По телевизору сообщили, что…

не определено, кем произведено действие

Такие предложения не нуждаются в подлежащем, поскольку выражают идею неопределённости лиц, производящих действие.

Обобщённо-личные предложения

Обобщённо-личные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, стоящим в форме 2 л. ед.ч. или 3 л. мн.ч. в настоящем или будущем времен либо в форме 2 л. ед. или мн.ч. повелительного наклонения:

В обобщённо-личных предложениях лицо выступает в обобщённом виде: все, многие, а действие представлено как обычное, совершаемое всегда. Такие предложения выражаю коллективный опыт народа в целом, отражают устойчивые, общепринятые понятия. Примеры:

Любишь кататься, люби и саночки возить.
На чужом несчастье своего счастья не построишь.

Действие, о котором говорится, является обычным, характерным для всех людей передает идею коллективного опыта.)

Цыплят по осени считают.

Не важно, кто конкретно совершает действие, важнее, что оно совершается обычно, всегда, всеми - отражается коллективный опыт, при этом конкретное лицо не подразумевается.

В обобщённо-личных предложениях важна идея обобщённого лица, поэтому они выражают обобщения, характерные для пословиц и поговорок, афоризмов, разного рода сентенций

4. Безличные предложения

Безличные предложения - это односоставные предложения с главным членом - сказуемым, стоящим в форме 3 л. ед.ч. настоящего или будущего времени или в форме ср.р. прошедшего времени. Примеры:

Темнеет.

Темнело.

Действие или состояние выражено в них как непроизвольное, никак не зависящее от какого-либо лица или группы лиц.

Сказуемое в безличных предложениях может быть выражено по-разному:

1) безличным глаголом: Вечерело., Смеркалось.
2) личным глаголом в безличном употреблении в форме 3 л. ед.ч. настоящего или будущего времени или в ср.р. ед.ч. прошедшего времени. Темнеет., Темнело.
3) кратким страдательным причастием в форме ср.р.: Уже послано на рынок за свежими продуктами.
4) словом категории состояния: Тебе холодно?, Мне хорошо.
В настоящем времени нулевая связка глагола быть не употребляется. В прошедшем и будущем времени связка быть стоит в формах:

  • прошедшего времени, ед.ч., ср.р.: Мне было хорошо.

  • будущего времени, ед.ч., 3 л.: Мне будет хорошо.

5) инфинитивом: Быть скандалу. Быть беде.
6) безличным вспомогательным глаголом с инфинитивом: Хотелось отдохнуть.
7) словом категории состояния с инфинитивом: Хорошо отдыхать!
8) отрицаниями: нет (нету - разговорно-просторечное), Нет счастья в жизни!

Безличные предложения многообразны и по выражаемым им значениям. В них могут передаваться и состояния природы, и состояния людей, и значения отсутствия чего- либо или кого-либо. Кроме того, в них часто передаются значения необходимости, возможности, желательности, неизбежности и др. подобные.

«Машинисты-инструкторы» вызывают «машиниста» из своей колонны для разбора предложения.

Определите тип предложений: (работа у доски)

  1. -Пойдем в кино?

2)-Меня должны вызвать в поездку!

3). График движения поездов должен обеспечивать

удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов.

4). Каждому поезду присваивается номер, установленный графиком движения.

5)Поездам одного направления присваиваются четные номера, а поездам обратного направления - нечетные.

6). Люблю ночные поездки.

7)Когда сидишь за пультом машиниста и смотришь вперед, кажется, что все движется вместе с поездом!

8).На технической учебе обсуждали причины неисправности тормозной системы.

9).Российские железные дороги.

Тест. (1 уровень)( Тест выведен на экран телевизора)

  1. Верно ли, что односоставными называются предложения с одним главным членом-сказуемым?

    • да

    • нет

  2. Верно ли, что односоставными называются предложения с одним главным членом - подлежащим?

    • да

    • нет

  3. Как называются предложения с одним главным членом - подлежащим?

    • неполные

    • назывные

  4. Каким является предложение: Что за чушь!?

    • назывное

    • определённо-личное

    • безличное

  5. Каким является предложение: Берегите природу!?

    • определённо-личное

    • неопределённо-личное

    • безличное

  6. Каким является предложение: В газете напечатали прогноз погоды на неделю.

    • неопределённо-личное

    • обобщённо-личное

    • определённо-личное

  7. Каким является предложение: Меня знобит.?

    • назывное

    • безличное

    • определённо-личное

  8. Каким является предложение: Светает.?



Задание №3.(2 уровень).

1. Среди предложений 1-5 найдите безличное предложение. Напишите его номер.

(1) Дорога шла по низменным болотистым местам.

(2) По бокам то сумрачно высились вековые ели, то километрами тянулись безлесые желтоватые топи.

(3) Местами приходилось брести по колено в воде.

(4) На болотистых участках всплыли жерди-лежневки, приходилось перешагивать или ступать на них, под ногами жерди уходили вниз, как клавиши пианино.

(5) Всё это очень затрудняло ходьбу.

2. Среди предложений 1-8 найдите односоставное назывное предложение. Напишите его номер.

(1) А в лесу уже темнеет, оттуда выползают хмурые сумерки. (2) Они ложатся в воду.

(3) С Элгуни мы свернули в протоку.

(4) Ветки деревьев задевают по лицу.

(5) Со всех сторон, трубя в горны, к нам летят эскадрильи комаров.

(6) Темнеет.

(7) И вот уже тьма.

(8) И в ней, как в сердце, стучит мотор катера.



3. Среди предложений 1-4 найдите неопределённо-личное предложение. Напишите его номер.

(1) Слышится блеянье ягнёнка.

(2) Неужели уже выгнали стадо?

(3) Слишком ещё темно.

4. Среди предложений 1-7 найдите односоставное назывное предложение. Напишите его номер.

(1) Чем ближе мы подлетаем, тем выше поднимается голец над тёмными пропастями, окружёнными отвесными скалами.

(2) Неожиданно под самой папахой гольца появляется сигнальный дымок, явно предназначенный для нас.

(3) Мы приближаемся.

(4) Видим палатку на крошечной террасе, почти на самой макушке гольца.

(5) А вот и люди.

(6) Они неистово машут нам руками, наверное, кричат, хотя еще не уверены, что машина идет к ним.

5. Среди предложений 1-8 найдите неопределённо-личное предложение. Напишите его номер.

(1) Магазин находился совсем близко от берега. (2) У прилавка стояло всего три покупателя. (3) Только я успел завернуть в газету полученную буханку, как с берега послышался короткий отходной гудок парохода. (4) Меня как будто кипятком ошпарили. (5) Чуть не сбив с ног входившего в магазин покупателя, я, не разбирая дороги, прямо по грязи бросился к берегу...(6) Пароход, уже набирая скорость, плыл посредине реки. (7) Я что-то кричал, поднимая руки, бежал вслед за пароходом по берегу, но скоро понял, что все это бесполезно. (8) Пароход скрылся за ближним поворотом, а я без сил опустился на какой-то трухлявый пенёк

6. Среди предложений 1-8 найдите определённо-личные предложения. Напишите их номера.

(1) Госпиталь находился в здании бывшей гостиницы.

(2) Меня поместили в пятнадцатую палату хирургического отделения.

(3) Медленно тянулось время.

(4) Один день похож на другой.

(5) Больничный распорядок неизменен.

(6) О чём только не передумаешь от обхода до обхода врача. (7) Вспоминаются годы учёбы в ФЗУ.

(8) Начинаешь перебирать в памяти события тех дней.







Самоанализ открытого урока по теме «Односоставные предложения».

Урок русского языка по теме «Односоставные предложения» Был проведен 31 января 2013 года в группе №21 по профессии «Машинист локомотива». На уроке присутствовали 19 обучающихся. При проведении данной темы я учитывала будущую профессию, поэтому построила урок в виде деловой игры «Вызов машиниста в поездку». Урок содержал следующие этапы, которые были записаны на ватмане:

-вызов в поездку:

-инструктаж;

-техническая учеба;

-медосмотр.

Учебная цель урока была поставлена в виде задачи - «Вам предстоит доставить ценный груз «Односоставное предложение» в страну знаний».

Для помощи были «назначены приказом начальника отделение дороги» машинисты -инструкторы, которые должны было проводить инструктаж. Они задавали своей колонне вопросы на тему «Что должен знать машинист, чтобы безопасно доставить груз «Односоставное предложение».

(Что такое односоставное предложение? Какие виды бывают? Что такое назывное, опред.-личное. Неопред.- личное, обобщен.-личное, безличное?).

На уроке была использована ж\д система оценивания работника- талоны зеленого, желтого и красного цвета, которые «машинисты- инструкторы» выдавали за ответы своим «подчиненным».

На этапе «техническая учеба» обучающиеся работали у доски- разбирали виды односоставных предложения из задания №2. «Машинисты - инструкторы» проверяли выполнение и выдавали талоны.

На этапе «медосмотр» обучающиеся показывали индивидуальные знания - выполняли работу по карточкам. Инструкторы проверяли.

На этапе «Итог урока» подводились результаты работы и объявлялись оценки.

В ходе урока развивались метапредметные умения и навыки»:

1. Учебно-организационные:

  • владеть различными способами самоконтроля;

  • определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины;

  • определять содержание своей учебной деятельности;

  • корректировать объем собственной учебной деятельности;

  • соблюдать последовательность действий по достижению целей самообразовательной деятельности.

2. Учебно-логические:

  • определять причинно-следственную связь между компонентами объекта;

  • выполнять сравнение по аналогии;

  • решать проблемные учебные задачи;

  • комбинировать известные средства для решения новых задач;

  • проводить работу исследовательского характера;

  • владеть навыками анализа и синтеза;

  • осуществлять мысленный эксперимент.

3. Учебно-коммуникативные:

  • выступать перед аудиторией;

  • быть корректным к мнению других;

Урок поставленной цели достиг.

15


© 2010-2022