Методическая разработка урока литературы в 5-ом классе с применением ТРКМЧП

Урок литературы знакомит учащихся с жанровым своеобразием рассказа А.П.Чехова "Лошадиная фамилия", с речью героев, как источником юмора, убеждает учащихся, что добрый смех является условием позитивной коммуникативности; формируется приоритет добра как главного условия толерантности и коммуникативности.  Метод ведения урока - частично-поисковый, словесный, проблемный, исследовательский, применяется технология развития критического мышления, формируются у учащихся УУД,  учатся ориентироваться в св...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока литературы в 5-ом классе

Тема урока

А.П.Чехов «Лошадиная фамилия» Жанровое своеобразие рассказа. Речь героев как источник юмора.

Цель урока

Познакомить с жанровым своеобразием рассказа А.П. Чеховым «Лошадиная фамилия», с речью героев как источник юмора.

Задачи

Образовательный аспект: продолжить формирование понятия о комическом; раскрыть природу смешного в рассказе А.П.Чехова "Лошадиная фамилия" и подчеркнуть приоритет юмора в ранних произведениях Чехова; показать особенности чеховского стиля;

Развивающий аспект: продолжить развитие коммуникативных компетенций учащихся, лингвистическую зоркость, творческие способности учащихся;

Воспитательный аспект: убедить учащихся, что добрый смех является условием позитивной коммуникативности; продолжить формирование приоритета добра как главного условия толерантности и коммуникативности.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД

- Личностные: самоопределение, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем им сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Тип урока

комбинированный

Вид урока

традиционный

Методы ведения урока

Частично-поисковый, словесный, проблемный, исследовательский

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальный, индивидуальный, групповой

Межпредметные связи

Русский язык

Средства обучения

Учебник В.Я.Коровина 5 класс, раздаточный материал, проектор, компьютер








Характеристика этапов урока

Этап урока, цель этапа

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

Формы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный

Организовать рабочее место учащихся, настроить на урок.


Друзья мои! Я очень рада

Войти в ваш светлый класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок:

Скрестите шпаги ваших мнений-

Мы вместе сочиним урок!

Мои соавторы и судьи.

Оценкой вас не накажу.

За странный слог не обессудьте,

А прозой я скажу.

Словесный

Мотивация учебной деятельности

Учитель обращает внимание детей на подготовку к уроку. Настраивает на работу.

Ученики проверяют свою готовность к уроку, располагают учебные вещи на партах.

Познавательные УУД

Общеучебные (контроль процесса)

Регулятивные:

саморегуляция.

Актуализация знаний.

Мотивация.

Вспомнить отличительные признаки

Постановка проблемы.

- Позвольте мне объявить о цели своего визита и зачитать свое официальное обращение к вам, ученикам 5 класса. (Разворачиваю лист, удивляюсь)

- Но что это? Что за шутки? Ну-ка, ребята, посмотрите, не закатились ли под парты имена прилагательные. Ну да, я ищу прилагательные. Наверное, в дороге высыпались из моего текста. Как же выйти из этого положения?.. Может, вы мне поможете?

- Спасибо, ребята.

Проблемный метод

фронт.

Учитель слушает ответы,

контролирует и вносит коррективы в случае необходимости

Дети называют имена прилагатель-

ные

Познавательные УУД

Определение темы урока

«Я,________ весёлая учительница вкусной школы №___ прибыла в ваш умный класс с целью дать храбрый урок литературы. Я рада приветствовать небесных гостей и счастлива видеть синие лица учеников. У меня трусливое настроение, а потому не замедлю объявить, что тема нашего урока»

-«Лошадиная фамилия» А.П.Чехов. Жанровое своеобразие рассказа. Речь героев как источник юмора.

словесный

Фронт.

Индив.

Читает полученный рассказ

Определяют тему урока

Коммуникатив

ные: планирование учебного сотрудничества

Целеполагание и постановка задач (планирование деятельности по достижению цели)

Подведение детей к формулированию цели урока на основе темы. Определение путей ее достижения.

- А почему вы, ребята, улыбались? Что вызвало ваш смех? Как же называется приём, который вас так рассмешил? (Несоответствие. В данном случае несоответствие им. Прилагательных существительным)

- Какую цель поставим на урок?

Итак, наша цель:

Постараться рассмеяться.

(Ведь смеяться не грешно).

Рассмеявшись, докопаться,

Почему нам так смешно.

- Конечно, со смешным вы уже сталкивались в своей жизни - будь то забавный случай, чей-то рассказ или литературное произведение. Но вам придется взглянуть на смешное глазами ученых-литературоведов. Ведь чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приемы, которые называются художественными средствами.

Эвристическая беседа

Фронт.

Организует беседу с обучающимися,

оказывает помощь в формулировании цели и задач урока.

Составляют план деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений

Регулятивные УУД

Выделение и формулирование познавательной цели в совместной с учителем деятельности, целеполагание

Личностные УУД Смыслообразова

ние (учебная мотивация).

Коммуникатив

ные: планирование учебного сотрудничества

Открытие новых знаний (практическая деятельность обучающихся)

- Почему слово может вызвать смех? И в чем сила смеха? Как вы понимаете смысл эпиграфа нашего урока? (Человек боится быть осмеянным. И он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохого, а значит, делает лучше)

- Произведения, которые вызывают наш смех, называются юмористическими. Что такое юмор? Обратимся к записи на доске.

Юмор (англ. Humour "нрав","настроение") - изображение чего-то в смешном, комическом виде.

Сатира (лат.) - обличие людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.

- Ребята, как вы думаете, какое из этих определений соответствует понятию юмор?

- Юмор - это всегда какой смех? (Добрый)

- В чем природа комического? Почему возникает смех? Одну причину - несоответствие- мы уже назвали. Поищем ещё.

(Втаскиваю в класс большой, старый чемодан, при этом изображаю, что мне очень тяжело его тащить)

- А теперь вам почему смешно? (Ответы уч-ся)

- Значит, смех вызвали неожиданность, несоответствие, преувеличение.

- Как вы думаете, что может находиться в чемодане? (ответы уч-ся)

Открываем чемодан: письмо на деревню дедушке, козья ножка, щипцы, зуб, удочка…

- И зачем же на урок

Их учитель приволок?

(Все эти предметы встречаются в рассказах Чехова)

- Кстати, ребята, почему я употребила слово «приволок»? А почему не принесла, притащила, преподнесла? (Принёс… неясно что, слово без настроения. Преподносит подарок, что-то торжественное. Притащили подходит, но нарушилась бы рифма.)

  • Замечательно! Вы очень хорошо чувствуете слово, различаете синонимические оттенки. Уверена, мы с вами справимся и с художественным текстом.

Эвристическая беседа.




Словесный, познавательный





Лексическая работа

Фронт.

Организует выступление, обмен мнениями.

Фиксируется недопонятая информация. Формируется вызов на получение новой информации



Дети доказывают свои предположения




Обсуждение и поиск решения

Коммуникативные УУД

Умение договариваться, находить общее решение с товарищем.

Познавательные УУД

Построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные УУД

Умение продуктивно взаимодействовать .

Регулятивные УУД

Использовать речь для регуляции своего действия.



Физминутка

Зарядка

Направлена на сохранение здоровья детей.

Динамическая пауза

Создание здоровье сберегающей среды.

Формирование первичных умений на основе самоконтроля

Формировать умение самостоятельно применять и использовать полученные

знания.


1.Слово учителя о А.П. Чехове. (приложение 1)

2.Инсценирование отрывка из рассказа

А. П. Чехова «Хирургия»

3.Постановка проблемного вопроса

- Вы во время моего чтения рассказа должны подумать и определить, почему же рассказ о такой многим знакомой неприятности называется юмористическим? Что делает рассказ смешным?

4.Чтение учителем рассказа «Лошадиная фамилия»

5.Беседа с классом.

-Какие эпизоды вам показались особенно смешными?

-Что делает рассказ смешным?

( Смешным оказывается сюжет; смешно суеверие образованного человека, готового поверить, что вылечиваться можно по телеграфу. Смешны способы лечения, смешны лошадиные фамилии. Смешна своей неожиданностью развязка).

- Вы отметили, что смех вызвала речь, язык героев. Что можно о них сказать?

- Обратим внимание на речь генерала, смотрим в текст

« Ну?… Ну, что же? Скорей думай!»

« Чёрт тебя возьми», «к черту депешу пошлешь», «накося»

( В его речи автор подчеркивает повелительные, недовольные интонации, бранные резкие выражения, вызванные раздражением)

- Хотя генерал и мучается зубной болью, но он не вызывает сочувствие у нас, не правда ли? Скорее всего автор заставляет нас смеяться над комическим положением Булдеева. Как вы думаете, ребята, почему? Не забывайте свои ответы подтверждать примерами из текста.

( Генерал считает заговоры «ерундой и шарлатанством», а сам неторопливо требует от приказчика, чтобы тот вспомнил «лошадиную фамилию» знахаря; он категорически отказывается от предложения доктора вырвать зуб, а затем сам посылает за ним, как за спасителем).

- Теперь обратим внимание на приказчика, который тоже поставлен в комическое положение. Как вы думаете, ребята, в чем проявляется комизм этого персонажа, что в нем смешного?

( Вспоминает забытую им фамилию знахаря Овсова лишь тогда, когда эта фамилия уже не нужна. Раннее, назвав фамилию Овсов «лошадиной», он направил поиски по неправильному пути; все ищут эту фамилию по масти, возрасту, по нраву лошадей, но никак не думают о том, чем питаются лошади.

- Давайте, обратим внимание, как меняется поведение и речь Ивана Евсеевича.

- Как ведет он себя вначале (уверенно, неторопливо, многословно дает совет Булдееву: обратиться к знахарю. Сообщает ненужные о нем сведения (о характере, образе жизни, семейном и служебном положении, а самое главное - фамилию - забывает)).

- Как после этого меняется поведение героя? ( Теряет свою смелость, испытывает страх перед рассерженным генералом, униженно сознает свою вину: «медленно вошел», «виновато вздохнул», вспомнив фамилию, опять обретает самоуверенность, надежду снова заслужить расположение генерала)

- Какова речь приказчика? (Бедная, неправильная, многократно употребляет одни и те же выражения, произносит просторечные слова: «дадена», «выпользовать», «ежели».)

-Через речь Ивана Евсеича Чехов превосходно передает невежественность, ограниченность приказчика. т.о. речь героев - это еще один литературный прием, - сниженная, неверная речь, - вызывающий наш смех. И мы с вами в этом убедились. Каким можно назвать чеховский смех в рассказе «Лошадиная фамилия» : добродушным, уничтожающим или другим? (Добродушным. Это смех над мелкими слабостями людей, смех над тем, что забавно, но не опасно)

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся



Словесный













Фронт.

Индив.





фронтальный




Выборочное чтение

Учитель сообщает сведения


Формируется вызов на получение новой информации







Контролирует ответы учащихся, формирует мнение учащихся






Дети слушают, запоминают информацию

Дети принимают участие в инсценировке

Делятся впечатлениями

Слушают речь учителя





Дают развернутый ответ на вопросы










Дают развёрнутые ответы на вопросы учителя.



Формирование регулятивных УУД:

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

-осуществлять контроль, взаимоконтроль результатов деятельности.

Формирование познавательных УУД:

ориентироваться в учебнике;

- пользоваться инструкциями;

- выделять и формулировать познавательную цель в результате совместной работы класса и учителя; ставить и формулировать проблемы в результате совместной работы класса и учителя;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

-применять полученную информацию на практике;

-осуществлять сравнение, анализ.

Коммуникативные

интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие

Обобщение знаний по теме.

Обеспечить условия для пооперационного контроля хода выполнения задания

- Подведем итог: какие особенные чеховские приемы создают комический эффект в его рассказах. (Это достигалось ярким заглавием, значащими именами и фамилиями; сюжетом, который строится на необычном положении; динамичным действием, выразительной деталью; сценичностью диалога; речью героев).

- Составьте кластер

прием ТРКМЧП кластер

Работа в четверках

Оказывает индивидуальную помощь ученикам, которые не могут применить усвоенные знания в новых условиях.

Работают в четверках.

Систематизируют полученные знания, анализируют, обобщают.

Регулятивные УУД Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Коммуникативные УУД

Умение продуктивно взаимодействовать в четверках .

Познавательные:

Выделение необходимой информации

Рефлексивно-оценочный

Формировать умение оценивать себя.

- По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать 100 строк. Выполняя это требование, Чехов научился писать кратко. «Краткость - сестра таланта» - это была одна из любимых фраз писателя. Его короткие рассказы очень емкие по содержанию, многому учат читателя: отличать правду ото лжи, воспитывают отвращение к грубости, хамству, учат уважать человека - в себе и в других. Они воспитывают понимание красоты труда, умение видеть красоту в жизни. Произведения Чехова учат красиво жить, красиво думать и красиво чувствовать. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Таков завет Чехова.

- Оцените свои ответы

Беседа

Слушает ответы детей.

Акцентирует

внимание на конечном результате урока и его уровне усвоения

Анализируют свои действия. Рассказывают о результате своей работы на уроке.

Регулятивные УУД

Учиться удерживать цель

Оценка

( осознание уровня и качества усвоения)

Итог урока


- Спасибо вам, ребята. Мы сегодня с вами много смеялись. Как утверждал латинский поэт Жан Батист де Сантель, «смех исправляет нравы». И люди становятся добрее, терпимее друг к другу.

Урока время истекло.

Я вам, ребята, благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали вы славно.

-Составьте к теме урока синквейн.

Словесный

Прием ТРКМЧП

синквейн

Фронт., работа в парах

Слушает ответы

Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля

Формулируют конечный результат своей работы на уроке в виде синквейна

Регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: оказывают в сотрудничестве взаимопомощь; соблюдать правила общения

Домашнее задание

1.Всем: прочитать другие рассказы Чехова и определить в них природу смешного.

2. Групповое: инсценировать любой юмористический рассказ Чехова, постановку которого вы можете показать на своем классном часе, делясь своими впечатлениями о нашем уроке.

3. По желанию: написать мини- сочинение «О чем заставляют задуматься произведения Чехова?»

Словесный

Запись домашнее

го задания

Определение и разъяснение

уча-ся критериев успешного выполнения дом. задания

Объективное оценивание уровня своих знаний. Выбор посильного дом. задания

Формирование личностных УУД:

-мотивация к творческому труду, к работе на результат.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Замечательный русский писатель А. П. Чехов оставил по себе самую добрую память. Стоит вспомнить и три школы, построенные им, две из которых действовали до 1975 года, а теперь стали оригиналами музея. Он строил дороги, мосты, копал пруды, сажал деревья. Он украшал землю и жизнь вокруг себя в самом прямом смысле этого слова. У Чехова было доброе, полное сострадания сердце. Он любил жизнь, радость, умел ценить человеческое общение. Сам был необыкновенно талантлив в общении, часто затевал импровизации. Чтобы понять Чехова-человека, не нужно представлять его себе таким, каким он выглядит на портретах последних лет: с утомлённым лицом, в пенсне, делающим взгляд тусклым. Болезнь и надвигающаяся смерть сделали его таким. Ведь он прожил всего 44 года. Лучше взгляните, каким Чехов был в 20 лет. Так и видишь его в то время: высокий, изящный, очень подвижный, со светло - карими весёлыми глазами, искренним, смелым взглядом, бесстрашно устремлёнными на мир. К своей неугомонной весёлости он приобщал всех. Например, сунуть московскому городовому в руки тяжёлый арбуз, обёрнутый бумагой и сказать: «Бомба! … неси в участок, да смотри осторожнее…». Или убедить наивную молодую писательницу, что его голуби с перьями кофейного цвета происходят от помеси голубя с кошкой такой же окраски, живущей во дворе… Он говорил, что если человек не понимает шутки - пиши пропало. А. П. Чехов сочинял весёлые сценки, придумывал забавные прозвища, смешные имена, вовлекал всех в весёлые забавы.

Бесконечная влюблённость в жизнь, радость бытия придавали его художественному взгляду неповторимую новизну, свежесть. Для него интересно всё: природа, погода, лица, манера говорить, двигаться.

Будучи врачом, он мог наблюдать людей и в самые отчаянные, и в самые необычные смешные моменты, что находило отражение в его произведениях.


© 2010-2022