Творчество А. Кима на уроках в школе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творчество А. Кима на уроках в школе

Важное направление развития нашего учебного заведения - организация исследовательской деятельности обучающихся. Выпускник современной школы, на наш взгляд, должен уметь прогнозировать свою деятельность,

принимать эффективные решения. С целью формирования этих личностных качеств необходимо развивать у обучающихся навыки исследовательской деятельности, продуктивного мышления высокого уровня через создание активной творческой деятельности обучающихся на занятиях в школе. Именно поэтому на уроках литературы в старших классах мы предлагаем школьникам изучение творчества современного писателя Анатолия Андреевича Кима, незаслуженно забытого читателями, в формате исследования. А.Ким утверждает: «… я смело могу себя называть учеником Толстого и я принадлежу к русской литературе»[ 5,с.2 ]. Объект исследовательской деятельности - один из тематических пластов творчества писателя - проза 60-80-х годов XX века. Материалом послужили ранние рассказы: «Шиповник Мёко», «Звено нежности», «Каждый день мимо Дашиной горы». Избранные нами для проведения исследования произведения писателя, на наш взгляд, достаточно иллюстративны в плане уяснения особенностей раннего творчества писателя-новеллиста. Цель исследования - выявить аспекты философского отношения автора к такой категории человеческого бытия, как смерть, в вышеназванных рассказах А.Кима. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  • изучить научную и научно-публицистическую литературу по теме исследования;


  • обозначить этико-эстетические принципы творчества А. Кима на примере выступлений писателя в отечественных средствах массовой информации;

  • выявить аспекты философского отношения автора к такой категории человеческого бытия, как смерть, в вышеназванных рассказах А.Кима.

Цель и задачи предопределили акцент на синтез культурологического и сравнительно-обобщающего методов изучения произведений словесного искусства. Нельзя не отметить, что литература ХХ века исходила из утвердившегося положения: человек безоговорочно смертен. У Кима же смерти как бы нет: мучается плоть - душа не мучается. Уже первый его рассказ «Шиповник Мёко» является иллюстрацией философского отношения писателя к смерти: « На шахте случилась авария, насмерть придавило отца Гичена. Веселая душа старого шахтера навсегда покинула обжитые места и ринулась куда-то прочь, мы не знаем, куда». [4,с.33] В рассказе «Шиповник Мёко» не только старый шахтер Гичен, умирая, не умирает. И Мёко, жена его сына, умерев телом, бессмертна душой. В рассказах это отработано до виртуозности. Все живо, и все - равно важно. Жив Ри Гичен, и жива его жена, ушедшая в мир иной Мёко. Память о ней будит душу Ри Гичена, заставляет переосмыслить многие вещи, поступки, почувствовать «горький запах человеческой неутоленности, безвестно витающий над прахом долин…».[4,с.38] Смерть, по Киму, - это лишь освобождение души от тела. Не случайно в рассказе «Звено нежности» старая кореянка, прабабушка героя, уже «двадцать лет не снимала своей белой траурной одежды». [4,с.88] Именно она, ее спокойное отношение к смерти заставили внука задуматься о том, что же такое в этом мире бессмертие: «Оно уходит в те жизни, которые до меня и после меня. А я должен соединить их чеканным звеном нежности».[4,с.93] Такую же трактовку получает эта тема и в

рассказе «Каждый день мимо Дашиной горы». И не случайно А.Ким устами



одной из героинь провозглашает: «Вот говорят, что человек уходит куда-то, а куда он уходит, собственно? Он всегда с нами, а мы всегда с ним, и только горе мешает нам разглядеть это. А красивое горе нам дается для того, чтобы мы в конце концов поняли, как надо любить и какое это вечное вещество - любовь». [ 4,с.124 ] Культурологический аспект анализа художественного творчества второй половины XX века Анатолия Кима позволяет говорить об определенном философском отношении писателя к такой категории человеческого бытия, как смерть. В результате исследования школьники пришли к выводу, что герои А.Кима идут дорогой потерь, испытывают одиночество и неустроенность, прежде чем понять необходимость братства людей, причинами которого является одинаковая важность людей под земным небом, равенство жизни и смерти. Писатель убежден, что человек начинает постигать подлинную ценность человеческой жизни при условии, что он верит в то, что смерть - это лишь освобождение души от бренного тела, что отношение к смерти как просто к переходу в другое существование, формирует чувство ответственности перед настоящим и будущим.

Литература

1. Аннинский Л. Окаймление боли/Л.Аннинский, А.Ким/ Невеста моря: Рассказы, роман.- М.: «Известия», 1987,с.530 - 539.

2. Галкина Г. Горсть травы[Электронный ресурс]/ Г. Галкина. - Режим доступа: np.kz/old/2005/40/rludi1.html.

3. Ким А.Я пишу о бессмертии [Электронный ресурс]/А.Ким.- Режим доступа: moloko.ruspole.info/node/46.

4. Ким А.А.. Невеста моря: Рассказы, роман/ А.А.Ким. - М.: «Известия», 1987.

5. Кутузов М. А.Ким: казахскую и русскую литературу роднит интерес к человеку [Электронный ресурс] / М.Кутузов.- Режим доступа:

elib.nklibrary.kz/vng/kaz-history/anatolii-kim-kazahskuyu-i-ruskuyu-literaturu-rodnit-interes-k-cheloveku-komsomolskaja-pravda-2003-20-marta.html.



© 2010-2022