Подробное изложение по стихотворению в прозе И. С. Тургенева «Воробей»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Подробное изложение по стихотворению в прозе И.С. Тургенева «Воробей».

Класс: 11

Программа: учебник под ред. Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина, М.А. Мищериной, учебник для общеобразовательных учреждений.

Тип урока по форме: урок развития речи.

Тип урока по содержанию: урок закрепления знаний.

Цели:

I. Коррекционно-образовательные:

1. умение писать подробное изложение;

2. развитие умения воспринимать текст и правильно (без искажения), стилистически точно передавать его содержание;

3. умение определять тип речи.

II. Коррекционно-развивающие:

1. развивать логическое мышление, связную устную и письменную речь учащихся;

2. развивать умение сохранять стиль автора, его лексику.

III. Коррекционно-воспитательные:

1. формировать интерес к родному языку;

2. формировать интерес к овладению навыками грамотного письма;

3. воспитывать интерес к изучению творчества И.С. Тургенева.

Оборудование: учебник, презентация.

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Орг. момент.

Учитель приветствует детей. Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.

Приветствие.

2. Сообщение темы урока. Актуализация опорных знаний.

Сегодня на уроке мы будем писать подробное изложение по стихотворению в прозе И.С. Тургенева «Воробей».

- Давайте вспомним, что такое изложение?

- Что значит подробное изложение?

- Что это за жанр «стихотворение в прозе»? (после ответов учеников вывести определение на слайд).

Ответы учащихся.

3. Первичное восприятие текста.

Беседа по содержанию.



































Составление плана.









Орфографическая работа. Предупреждение ошибок.

- Внимательно прослушайте текст и подумайте, какова его главная мысль?

- Как назван текст? Что отражено в заголовке: тема или основная мысль?

- Какова основная мысль?

- Определите тип речи (прочитайте описание).

- Найдите средства выразительности, которые придают эмоциональную окраску тексту.

(«Черногрудый», «взъерошенный», «искаженный», «громадный», «героический», «отчаянным и жалким писком» - эпитеты. «Упал», «рванулся», «заслонил» - контекстуальные синонимы. «Упал камнем», «замирал», «жертвовал собой» - эмоционально окрашенные сказуемые.

«Благоговел», «жертвовал», «трепетало» - слова высокой лексики. Прием умолчания. Восклицательные предложения. «Упал камнем» - метафора.

«Воробей мыслит», «собака понимает» - олицетворение. «Каким громадным чудовищем должна ему казаться собака» - гипербола. Сопоставление мира природы и мира человека.

- Докажите, что прочитанный вами текст относится к жанру стихотворения в прозе.

(отсутствует развернутый сюжет; небольшое по объему; описание и рассуждение автора придают изображаемой сценке особый эмоциональный накал; попытка посмотреть на окружающий мир глазами воробья, передать состояние птицы - придают произведению лиризм. Особенно лирично звучит признание, что автор благоговел перед «героической птицей, перед любовным ее порывом»).

- Ребята перед нами находится текст. Дайте определение понятию «текст» (это самая крупная единица речи).

- Что обязательно присутствует в каждом тексте? (микротекст и микротема)

Примерный план.

1. Возвращение с охоты.

2. Встреча собаки и воробья.

3. Сила родительской любви.

Какие орфограммы в данных словах, объясните их правописание (слова на слайде): шел, аллея, собака, дичь, вдоль, беспомощно, в направлении, прораставшие крылышки, благоговел, держится.

Один ученик выразительно читает, остальные слушают.

Ответы ребят.



































Ребята вместе с учителем выделяют микротемы и составляют план.







Ученики называют орфограммы.

4. Повторное восприятие текста.

Заключительное прочтение.

Учитель читает медленно, соблюдая интонационные паузы.

Учитель читает.

Ученики слушают, делают записи на черновике.

Ученики слушают.

5. Написание изложения.

Напишите изложение по плану.

Ребята пишут на выданных листах.

6. Подведение итогов.

- Что сегодня на уроке у вас получилось, а в чем возникли затруднения?

Ответы ребят.

7. Домашнее задание.

Написать сочинение (часть С в ЕГЭ) по стихотворению в прозе И.С. Тургенева «Воробей»

Ученики записывают задание.



© 2010-2022